Способ андреева о.а. развития навыков интегрально- алгоритмического чтения

 

Способ развития навыков интегрально-алгоритмического чтения предназначен для обучения операторов воспринятию различной информации ускоренным образом и позволяет повысить скорость восприятия информации. В течение 5-10 суток формируют зрительный образ интегрального алгоритма чтения. Мысленно воспроизводят его на протяжении 2-7 мин. В процессе чтения текста фиксируют внимание обучаемого на поиск ответа в читаемом тексте на вопрос соответствующего блока интегрального алгоритма. После восприятия обучаемым текста в режиме быстрого чтения на протяжении 1-2 мин формируют команду установки на мысленное представление зрительного образа интегрального алгоритма чтения. Регист- рируют результаты закрепления информации в каждом блоке. 3 ил.

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом.

Известен способ управления информацией для обучения сверхбыстрому чтению, основанный на предъявлении информации обучаемому в аудиовизуальном виде и фиксации времени реакций на смысловую часть предъявляемой информации, причем визуальные сигналы формируют синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя [1]. Однако этот способ имеет ограниченные дидактические возможности, так как не учитывает необходимости интегрального алгоритма чтения и тормозит развитие скорости чтения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и получаемому результату является способ управления предъявлением учебных текстов для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих учебному тексту, синхронно с акустическими сигналами и в преобразовании сигнала синхронизации акустических сигналов в оптический сигнал, причем синхронно с визуальными и акустическими сигналами, соответствующими учебным текстам, дополнительно формируют сигналы акустического эффекта синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов, сравнивая их с сигналами эталонных команд, а по результатам сравнения формируют аудиовизуальные сигналы воздействия [2].

Однако и этот способ имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия учета интегрального алгоритма чтения и наращивания скорости восприятия текстов, что препятствует получению технического результата.

Техническим результатом изобретения является повышение скорости восприятия информации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе развития навыков интегрально-алгоритмического чтения, заключающемся в формировании текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, согласно изобретению в течение 5-10 сут формируют зрительный образ интегрального алгоритма чтения с последующим его мысленным воспроизведением на протяжении 2-7 мин, в процессе чтения текста фиксируют внимание обучаемого на поиск ответа в читаемом тексте на вопрос соответствующего блока интегрального алгоритма, а после восприятия обучаемым текста в режиме быстрого чтения на протяжении 1-2 мин формируют команду установки на мысленное представление зрительного образа интегрального алгоритма чтения и регистрируют результаты закрепления информации в каждом блоке алгоритма.

На фиг. 1 показаны семь блоков интегрального алгоритма чтения; на фиг. 2 - опыт с маятником; на фиг. 3 - пример зрительного образа интегрального алгоритма чтения.

Как известно, алгоритм - это совокупность каких-либо действий и ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста.

Интегральным он называется потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Интегральный алгоритм чтения создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации.

Что же дает применение алгоритмов в таком процессе, как чтение? Оно организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Использование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые особенности работы мозга человека. Любой текст - это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми и люди эти тексты читают. Значит основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на фиг. 1.

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок - фактографические данные - означает извлечение из текста фактов и их смысловое условие. Шестой и седьмой блоки предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному, - новым, а критически настроенному - спорным. Таким образом, оба эти блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе содержание каждого из них. По ходу чтения текста рекомендуем нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения.

В самом деле, как мы читаем? Как придется, отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму - организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками - блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобно именно такому покупателю, потерявшему записку, - этот спасительный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является смысловым фундаментом техники быстрого чтения.

Основная идея быстрого чтения - реализация более эффективных программ умственных действий.

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%. Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя.

Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть "пустоту" таких текстов, не содержащих полезной информации.

Задание. Определите избыточность в следующих стихотворных примерах: I ...Нет, у него не лживый взгляд, Его глаза не лгут...

Они правдиво говорят, Что их владелец - плут...

II Гол бес шел в лес, Вдруг - стоп: жук в лоб! Бес рад: влез в ад.

Формула для определения избыточности в процентах: где И - избыточность текста;
Q - общее число слов в тексте;
M - число слов в значимом для вас лаконичном выражении после сжатия текста.

Затем выполняют аналогичные расчеты для текстов газетных, журнальных и т. п. Как можно убедиться, большинство текстов имеет избыточность, близкую к 75%.

Как же создать и закрепить психологическую установку читать в соответствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении есть два этапа: первый - осознание всех блоков алгоритма и следование им; второй - непроизвольное, автоматическое выполнение этих действий. Как показывает опыт, эффективное решение этой двуединой задачи возможно с помощью специальных упражнений: идеомоторной тренировки и зрительного представления интегрального алгоритма. Рассмотрим каждый из них отдельно.

1. Идеомоторная тренировка. Название упражнения происходит от греческого слова "образ" и латинского motor - "приводящий в движение". Психология объясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Подобное явление было известно еще И.П. Павлову, который в книге "Двадцатилетний опыт объективного изучения поведения животных" писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, это не замечая, производите". Поскольку это понятие очень важно для последующей нашей работы, разберемся в нем подробнее.

Задание. Опыт с маятником. Для того чтобы увидеть конкретное проявление идеомоторного акта, проведем небольшой опыт. Сделайте маятник из нитки длиной 15-30 см и небольшого предмета, например, кольца, привязанного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями, как это показано на фиг. 2. Если поставить локоть на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились, образ которого вы представили себе с особой точностью. Вот вы представили себе движение маятника по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу (фиг. 2, а). Висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите конец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое движение маятника, сконцентрируясь на этом представлении (например, фиг. 2,б, в или г). Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение.

У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредотачивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться, у других эксперимент проходит лучше, если они представляют желательное движение маятника с закрытыми глазами.

Этот опыт служит убедительным доказательством реального существования идеомоторного акта - мысленно воображаемые образы вызывают физические реакции организма, реализующие эти образы. Хотелось бы напомнить читателям, что указанное явление лежит также в основе системы аутогенной тренировки, рекомендуемой для повышения эффективности занятий. Методы идеомоторной тренировки широко используются спортсменами, когда они мысленно представляют себе сложные комбинации движений, которые предстоит выполнить, и доводят их до совершенства.

Эффективность идеомоторной тренировки в значительной мере зависит от психологических особенностей. Хорошо бы вам изучить их. По способам ориентировки в пространстве людей можно условно разделить на два типа: зрительный и моторный. Решающее значение для людей первого типа имеют зрительные ориентиры, а для второго - мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Люди зрительного типа при мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления. Они имеют некоторые преимущества в освоении техники быстрого чтения, поскольку роль воображения, представленная здесь, исключительно велика. Люди второго типа опираются на двигательную память и воображаемые ощущения движений.

Для успешного освоения техники быстрого чтения развитие воображения, наглядность образных представлений чрезвычайно важны. Эту задачу и выполняют упражнения идеомоторной тренировки.

2. Зрительный образ интегрального алгоритма чтения. Для создания зрительного образа алгоритма используйте любой предмет, картину, ситуацию. Очень важно нарисовать его своей рукой. Это должен быть ваш рисунок. Изготовить нужно два экземпляра. Один из них укрепите на экран мысленного взора, другой постоянно носите или укрепите перед рабочим столом. Постоянно думайте, представляйте себе свой рисунок. Добейтесь того, чтобы закрыв глаза, вы четко, ясно видели свой алгоритм. На фиг. 3 показан пример алгоритма, который чаще всего используется обучающимися.

Зрительный образ алгоритма воплощается по-разному: и в пирамиде, и в этажах здания, и в картотеке, и в семи разноцветных полосках радуги и т.п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Как быть в том случае, если зрительный образ не получается? Пример удачного решения этой задачи.

1. Название. Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, читают особенно внимательно. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то необходимо делать какие-нибудь сравнения, зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами.

2. Автор. Фамилии авторов чаще всего запоминают, сравнивая их со знакомыми. Или пытаясь их запомнить зрительно.

3. Выходные данные. Название газеты, год, число, месяц запоминают, скользнув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминают попыткой яркого зрительного представления в момент фиксации.

4. Проблема. Кратко формулируют ее в самом начале чтения. Иногда уточняют после окончания чтения всей статьи или книги.

5. Фактографические данные. В отличие от выходных данных запоминают, увязав со смыслом текста, а не зрительно.

6. Особенности, критика. Эти элементы чаще фиксируют интуитивно. Что-то бросается в глаза, есть ли согласие с предлагаемой идеей или критическое отношение к ней. Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или наоборот захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, все запоминается быстро и хорошо.

7. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения.

Что же дает интегральный алгоритм чтения? Главное - он формирует новую программу чтения, программу последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма, от первого до седьмого, - вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе четко всплывают перед глазами.

Как же вырабатывается установка на чтение с применением алгоритма? Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой проблеме посвящена статья, основное содержание, тема войдут в четвертый блок. Уже в первых абзацах могут быть различные факты, фамилии, параметрические данные. Все эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма.

Как же практически работать с интегральным алгоритмом чтения? Читая тексты, следует карандашом выделять в них отдельные блоки алгоритма. Ниже приведен образец такой разметки и текста.

Разметка текста по блокам интегрального алгоритма чтения
"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ"
12 НОЯБРЯ 1989 г.

МИССИЯ НАУКИ
Этого разговора с нетерпением ждали. Речь - О СОЗДАНИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. Принципы ее построения, изложенные академиком Н.Н. Моисеевым, например, создание 4-5 крупных отделений, не вызывают сомнений. СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМО И СЛИЯНИЕ ЭТОЙ АКАДЕМИИ С АКАДЕМИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ НАУК. ТОЛЬКО ОБЩАЯ РАБОТА ПОЗВОЛИТ ИЗБЕЖАТЬ КРАЙНОСТЕЙ, УЗОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТВЕТВЛЕНИЙ. При этом ученые разных профилей могут стать своеобразным общественным контролем над узкими специализациями.

Однако, чтобы разговор о воскрешении Академии России стал более предметным, необходимо, на мой взгляд, четко обрисовать ее цели. Важнейшими целями должны стать прекращение варварского отношения к природе (вопрос жизни и смерти), воскрешение самосознания и культуры народа, его исторической памяти, повышение нравственности, улучшение духовного и физического здоровья людей. УБЕЖДЕН, ЧТО ВСЕ НЫНЕШНИЕ АКАДЕМИИ, ШИРЕ - ВСЕ НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИДЯ НА ПОВОДУ ВЕДОМСТВ, НЕ СПРАВИЛИСЬ СО СВОЕЙ ОСНОВНОЙ МИССИЕЙ.

Примеров варварского отношения к природе много, но я напомню лишь об одном: в результате антинаучного отношения к земле мы под руководством "самой передовой" науки УНИЧТОЖАЕМ ГУМУС В ТЫСЯЧУ РАЗ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ "ТЕМНЫЙ" КРЕСТЬЯНИН дореволюционной России. Только одного этого факта достаточно, чтобы распустить помпезную Академию наук СССР. Это я и предлагаю сделать прежде всего. Кроме того, Российская Академия со своими отделениями должна будет вести всю реальную работу на территории огромной республики.

Другой серьезный вопрос - судьба ведомственных институтов, некоторые из них имеют еще и статус предприятий. РАБОТАЯ 25 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ПОДОБНЫХ ИНСТИТУТОВ, ЗНАЮ, СКОЛЬКО ПУСТЫХ, НЕОПРАВДАННЫХ ЗАТРАТ ПОГЛОЩАЮТ ЭТИ "КИТЫ". Ведомственная наука привела к ГЛАВНОЙ БЕДЕ - ПОДОРВАНА НРАВСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ.

И последний вопрос - национальный. Говоря о целях новой академии, нужно не забывать о равноправном представительстве ученых всех народов России в соответствии с их общей численностью. Нужно не забывать, что в результате политики, проводимой в 20-30-х годах, многие русские ученые были рассеяны. Практически только в послевоенные годы началось медленное формирование новой русской интеллигенции. Поэтому настала пора исправить ошибки прошлых лет - помочь русскому и другим народам России в воскрешении их научных, духовных и физических сил. Это - благородная цель для академии. (В. Зенин)
Последовательность выполнения действий:
1. Изучить интегральный алгоритм чтения. Представлять себе смысл и содержание каждого блока алгоритма;
2. Изготовить обязательно своей рукой рисунок зрительного образа интегрального алгоритма в двух экземплярах. Один экземпляр укрепить на экране мысленного взора, второй экземпляр, маленький, носить с собой, постоянно видеть и представлять свой рисунок;
3. Читать ежедневно две небольшие статьи, различные по объему: первую статью читать очень медленно с карандашом или ручкой в руках и размечать текст по блокам интегрального алгоритма чтения. Время не фиксировать; вторую читать немного быстрее, но без карандаша. Читая текст, следует искать в нем ответы на вопросы, поставленные блоками алгоритма. Время не фиксировать. По окончании чтения закрыть глаза и представить свой зрительный образ алгоритма. Проверить заполнение его блоков;
4. Все остальные статьи читать без регрессий;
5. В процессе чтения небольших газетных текстов производить их разметку, обводя карандашом или ручкой блоки текста, соответствующие блокам интегрального алгоритма чтения;
6. В заключение прочитать контрольный текст и определить скорость чтения по указанной выше формуле.

Заявленный способ развития навыков интегрально-алгоритмического чтения способствует эффективному и качественному усвоению прочитанного.


Формула изобретения

Способ развития навыков интегрально-алгоритмического чтения, заключающийся в формировании текстовых визуальных сигналов и аудиовизуальных сигналов сопровождения, отличающийся тем, что в течение 5 - 10 суток формируют зрительный образ интегрального алгоритма чтения с последующим его мысленным воспроизведением на протяжении 2 - 7 мин, в процессе чтения текста фиксируют внимание обучаемого на поиск ответа в читаемом тексте на вопрос соответствующего блока интегрального алгоритма, а после восприятия обучаемым текста в режиме быстрого чтения на протяжении 1 - 2 мин формируют команду установки на мысленное представление зрительного образа интегрального алгоритма чтения и регистрируют результаты закрепления информации в каждом блоке алгоритма.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

RH4A - Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение

Дата выдачи дубликата: 12.10.2004

Наименование лица, которому выдан дубликат:
О.А.Кузнецов

Извещение опубликовано: 20.10.2004        БИ: 30/2004



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу обучения быстрому чтению

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим техническим средствам, и может быть использовано для тренировки навыков сверхбыстрого восприятия информации (текстовой, символьной, образной и т.п.)

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерам, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия информации операторами специализированных АСУ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерной автоматической технике, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия различной информации, например, операторами АСУ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении быстрому чтению

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении навыкам быстрого чтения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может найти применение при обучении операторов АСУ ускоренному восприятию предъявляемой информации

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Изобретение относится к средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне
Наверх