Способ андреева о.а. развития навыков дифференциально- алгоритмического чтения

 

Способ развития навыков дифференциально-алгоритмического чтения предназначен для обучения оператора восприятию информации ускоренным образом и позволяет повысить скорость восприятия информации. В процессе восприятия текста последовательно фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой информации. На первом этапе в течение 2-7 мин выделяют ключевые слова текста. На втором этапе осуществляют повторное восприятие текста и на протяжении 2-3 мин - его логико-семантическую обработку. Формируют смысловые опорные пункты понимания в виде локаничных выражений содержания предложения или абзаца. На третьем этапе, в результате трехкратного прочтения текста, формируют доминанту текста. 4 ил., 1 табл. .

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом.

Известен способ управления информацией для обучения сверхбытовому чтению, основанный на предъявлении информации обучаемому в аудиовизуальном виде и фиксации времени реакций на смысловую часть предъявляемой информации, причем визуальные сигналы формируют синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя [1] . Однако этот способ имеет ограниченные дидактические возможности, т.к. не учитывает необходимости дифференциального алгоритма чтения и тормозит развитие скорости чтения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и получаемому результату является способ управления предъявлением учебных текстов для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации, заключающийся в формировании визуальных сигналов, соответствующих учебному тексту, синхронно с акустическими сигналами и в преобразовании сигнала синхронизации акустических сигналов в оптический сигнал, причем синхронно с визуальными и акустическими сигналами, соответствующими учебным текстам, дополнительно формируют сигналы акустического эффекта синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов, сравнивая их с сигналами эталонных команд, а по результатам сравнения формируют аудиовизуальные сигналы воздействия [2].

Однако и этот способ имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия учета дифференциального алгоритма чтения и наращивания скорости восприятия текстов, что препятствует получению технического результата.

Техническим результатом изобретения является повышение скорости восприятия информации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе развития навыков дифференциально-алгоритмического чтения, при котором формируют текстовые визуальные сигналы и аудиовизуальные сигналы сопровождения, согласно изобретению, в процессе восприятия текста последовательно фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой информации, причем на первом этапе в течение 2 - 7 мин выделяют ключевые слова текста, на втором этапе осуществляют повторное восприятие текста и на протяжении 2 - 3 мин - его логико-семантическую обработку, в результате которой формируют смысловые опорные пункты понимания в виде лаконичных выражений содержания предложения или абзаца, а на третьем этапе в результате трехкратного прочтения текста формируют доминанту текста.

На фиг. 1 представлены уровни сжатия текста; на фиг. 2 - три блока дифференциального алгоритма чтения; на фиг. 3 - пример зрительного дифференциального алгоритма чтения в виде системы облаков; на фиг. 4 - зрительный образ дифференциального алгоритма чтения.

При чтении текста мозг формирует свою трактовку содержания того, что читается. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. Мозг выделяет "ядерное" сущностное значение из текста. Однако не всегда эта программа используется эффективно. Вместе с тем, только при осмысленном, внимательном чтении текст понимается глубоко и полно. Из этого следует, что при освоении техники быстрого чтения нужно научиться произвольно использовать эту принципиально важную программу работы мозга.

Что же представляет собой "ядро"? Чтобы понять это, рассмотрим основные семантические (смысловые) принципы построения текста. Как установила современная лингвистика, тексты обладают единством внутренней логической организации. Они строятся по единым логическим правилам связности изложения. Кроме того, как мы уже знаем, избыточность текстов доходит до 75%. Очевидно, "золотое ядро", о котором мы говорим, и несет основную смысловую нагрузку. А если это так, т.е. его сжатие, при чтении можно условно считать выделением и формированием этого "ядра". На фиг. 1 приведена блок-схема последовательности выполнения этой операции. Текст содержит определенную информацию, которую читатель в нем видит.

Как показали многолетние эксперименты заявителя, знание и умелое применение некоторых упражнений дают возможность извлекать "ядерное" значение в тексте быстро и надежно. Эти упражнения основаны на использовании дифференциального алгоритма чтения.

Интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно, составить нельзя. Итак, для активации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения. С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на логические отдельные элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). Под отдельным логическим отрезком текста в данном случае мы понимаем каждый смысловой его абзац. Следует помнить, что печатный и смысловой абзацы могут не совпадать. Для облегчения последующей работы рассмотрим каждый из блоков алгоритма отдельно (см. фиг. 1).

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

Смысловые ряды. Это пары слов, они состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой "золотого ядра" содержания текста.

Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы мгновенно сжимается, мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна мысли, "золотое ядро", на уровне непрерывных цепочек пар слов.

Но это только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количественные преобразования - сжимается, прессуется. Однако кроме количественного анализа сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма - выявлению доминанты.

Замечено, что содержание прочитанного при пересказе люди почти никогда не излагают слово в слово. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как раз и отличается активное, осмысленное восприятие текста от механической зубрежки.

На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятую форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования - выявление "ядерного" значения содержания текста. Решить эту задачу - значит, сформулировать и усвоить действительное значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке. Выявление истинного значения - доминанты, таким образом, и является основной задачей чтения. Что же такое доминанта? Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления основного замысла автора. Таким образом, в тексте встречаются слова, которые как бы "подталкивают" вас читать дальне, дальше, предупреждают, что изменений смысла не предвидится. Бывают другие слова, которые "предупреждают" об изменении, "повороте" смысла, "говорят" вам, чтобы вы замедлили скорость чтения, что впереди "крутой поворот". Очень важно знать, как пользоваться такими словами-сигналами.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения в значительной степени подсознательно. Есть основания полагать, что эффективность такого анализа у большинства читателей не всегда высока. В самом деле, знание определенной программы еще не означает умение ею пользоваться. Умение пользоваться определенной программой еще не означает возможность ее применения на уровне автоматизированного неосознаваемого действия-навыка. Задача заключается в том, чтобы образовать именно навык, т.е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст в режиме быстрого чтения. Поэтапное формирование навыка и предполагает детальный разбор каждого уровня мыслительных операций при чтении текста с целью выявления его основного смыслового значения - доминанты. Эту задачу и решает дифференциальный алгоритм чтения. Он предлагает в процессе чтения в соответствии с блоками алгоритма производить логико-семантический анализ текста: вначале выделить ключевые слова, затем построить смысловые ряды и, наконец, выделив цепь значений, сформировать доминанту. Цель такого упражнения - показать мозгу, как правильно надо понимать текст. Именно так, и только так можно увидеть главное, действительно важное, проникнуть в суть вещей, явлений, излагаемых автором. Многократное повторение упражнения формирует новый способ кодирования, обеспечивающий затем высококачественное понимание текста в режиме быстрого чтения. Теперь потренируемся: проведем медленное чтение текста, размечая его в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения. Посмотрим на примере, как используется дифференциальный алгоритм.

Наш век не без основания называют веком СТАТИСТИКИ. Статистика - слово многозначное. Это и НАБОР ЦИФР, полученных определенным образом и характеризующих некоторые явления, и специальная социально-экономическая НАУКА и научный МЕТОД, широко применяемый как в общественных, так и естественных науках.

В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все относящееся к вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется СТАТИСТИЧЕСКОЙ МАЛОГРАМОТНОСТЬЮ многих ЖУРНАЛИСТОВ.

Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов "средняя продолжительность жизни?" Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как и в год рождения. Таким образом, это ВЕЛИЧИНА РАСЧЕТНАЯ И УСЛОВНАЯ.

В этом отрывке выделены ключевые слова. Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в таблице.

Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе - быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но, чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференциально.

Размечая текст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочитываем его три раза. ПРИ ПЕРВОМ ЧТЕНИИ подчеркиваем только КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Как видно из приведенного выше примера, не все слова текста являются ключевыми, а только те из них, которые будут использованы для последующих построений. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ используем для построения СМЫСЛОВЫХ РЯДОВ: удобно записать их на отдельном листочке. И наконец, читая текст, а точнее, смысловые ряды, В ТРЕТИЙ РАЗ ФОРМИРУЕМ ДОМИНАНТУ. Здесь любопытно провести некоторую аналогию с рекомендациями, которые давали просветители прошлого века для чтения. Так, русский поэт XVIII в. Я. Княжнин советовал: "Читается трояким образом: первое - читать и не понимать, второе - читать и понимать, третье - читать и понимать даже то, что не написано".

Формируя доминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именно того, что, как говорят, содержится между строк. Иногда говорят: "приценись", прежде, чем читать все подряд. Да, именно так, ведь вы присматриваетесь, прицениваетесь, прежде чем купить что-то. Другими словами, предварительно знакомитесь, составляете себе предварительное представление. Тот же самый прием вы применяете к статье или книге, когда ее "покупаете", т.е. собираетесь прочитать. Выполняя упражнения, рекомендуемые ниже, вы убедитесь также, что избыточность текста - вполне реальное, осязаемое явление. Действительно, из всего многообразия слов текста после его графической произвольной разметки в соответствии с алгоритмом остается очень небольшая часть - "сухой остаток", который и составляет основное содержание. Будучи осмыслен читателем, этот "остаток" преобразуется и принимает вид лаконичного выражения - доминанты.

На фиг. 2 алгоритм показан в виде системы облаков. Первые облачка - ключевые слова - разряжаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов, что выражено в крупных каплях, и наконец, третий образ - туча, которая вмещает в себя все предыдущие облака. Туча проливается еще более крупными каплями, а возможно, и градом. Концентрируется смысловая энергия - доминанта текста. На фиг. 3 показан еще один пример зрительного представления алгоритма, который не требует пояснения.

Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. действие не осознается, осмысление текста происходит как бы само собой.

Дифференциальный алгоритм чтения, определяющий процессы понимания текста, является важнейшим среди приемов техники быстрого чтения, понять текст - значит, не только усвоить его содержание, но и запомнить его.

Разметка текста по блокам дифференциального алгоритма чтения.

"Комсомольская правда" 12 ноября 1989 г.

Дрожите! - Снимите, пожалуйста, рубашку, - сказал Савельев.

Я пожаловался на боль в позвоночнике. Года три-четыре назад бросил занятия спортом, начал курить, и результат не замедлил сказаться - растет брюшко, появилась сонливость, снизилась работоспособность...

Борис приставил к моему позвоночнику нечто вроде присоски, включил прибор. "Присоска" завибрировала.

Начинал как чистый "технарь" - окончил СПТУ, - затем - Куйбышевский авиационный институт. Но инженером Савельев не стал - "нашел себя" в тренерской работе, защитил диссертацию (кандидат педагогических наук). Сейчас основное занятие Савельева - разработка и создание биомеханических тренажеров.

Группой исследователей, в которую входит Савельев, был создан целый ряд уникальных тренажеров. Так, например, тренажеры с пневматическим покрытием более 10 лет используются в сборной команде по спортивной гимнастике при изучении элементов ультракласса.

Пришли к Савельеву известность и признание. Но вот стало ли легче работать? Фирма "Савельев и К" ютится в крошечной комнатушке и, похоже, еще не скоро переедет в более подходящее помещение. Детали для изготовления тренажеров приходится разыскивать на... помойках, в грудах металлолома, выпрашивать на заводах, переделывать из какого-нибудь старья.

В планах - создание биомеханического центра, в котором при помощи пневматической биомеханической стимуляции можно было бы заниматься профилактикой и лечением различных заболеваний, преодолевать последствия тяжелых травм. Савельеву требуется помещение площадью 250 - 300 м2. В Горисполкоме пока ничем помочь не могут.

Борис опробовал тренажеры в медсанчасти металлургического комбината. У одного из больных после обморожения сила кисти составляла только 18 кг. После трех сеансов по три минуты она увеличилась почти вдвое! И таких примеров немало.

Заинтересованность в тренажерах Савельева проявили лишь на заводе "Ремстроймаш". Здесь оборудована комната, где с помощью вибрации снимаются нагрузки с рабочих механического цеха. - С. Смирнов.

Общее количество слов в тексте - 258.

Ключевые слова.

Боль, позвоночник, занятия спортом, начал курить, растет брюшко, появилась сонливость, снизилась работоспособность, приставил присоску, включил прибор, технарь, авиационный институт, инженер Савельев, защитил диссертацию, биомеханический тренажер, уникальные тренажеры с пневматическим покрытием, по спортивной гимнастике, известность и признание, крошечная комнатушка, подходящее помещение, детали, разыскивать, выпрашивать, переделывать, биомеханический центр биомеханической стимуляции, профилактикой и лечением заболеваний, тяжелых травм, помещения, в горисполкоме, помогать, заинтересованность, завод, комната, вибрация, нагрузки.

Количество слов - 64.

Смысловые ряды 1. Основное занятие Савельева - разработка и создание механических тренажеров, с помощью которых можно было бы заниматься профилактикой и лечением заболеваний.

2. Савельеву требуется помещение и оборудование. Тренажеров на всех не хватает.

3. В горисполкоме пока ничем помочь не могут.

4. Заинтересованность в тренажерах Савельева проявили лишь на заводе.

Количество слов - 44.

Доминанта Энтузиаст Савельев разработал биомеханические тренажеры высокой эффективности. Местные власти не помогают изобретателю.

Количество слов - 12.

Эту работу достаточно проделать только с двумя-тремя небольшими текстами. И цель ее состоит в том, чтобы осознать, как происходит процесс понимания смысла текста. В дальнейшем стоит задача - только формирование доминанты.

Сформированная новая программа умственных действий не только ускоряет сам процесс чтения, но и, что самое главное, обеспечивает более эффективное и качественное усвоение прочитанного.

Формула изобретения

Способ развития навыков дифференциально-алгоритмического чтения, в котором формируют текстовые визуальные сигналы и аудиовизуальные сигналы сопровождения, отличающийся тем, что в процессе восприятия текста последовательно фиксируют внимание обучаемого на поэтапной обработке воспринимаемой информации, причем на первом этапе в течение 2 - 7 мин выделяют ключевые слова текста, на втором этапе осуществляют повторное восприятие текста и на протяжении 2 - 3 мин - его логико-семантическую обработку, в результате которой формируют смысловые опорные пункты понимания в виде лаконичных выражений содержания предложения или абзаца, а на третьем этапе в результате трехкратного прочтения текста формируют доминанту текста.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

RH4A - Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение

Дата выдачи дубликата: 12.10.2004

Наименование лица, которому выдан дубликат:О.А.Кузнецов

Извещение опубликовано: 20.10.2004        БИ: 30/2004



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к способу обучения быстрому чтению

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим техническим средствам, и может быть использовано для тренировки навыков сверхбыстрого восприятия информации (текстовой, символьной, образной и т.п.)

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерам, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия информации операторами специализированных АСУ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерной автоматической технике, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия различной информации, например, операторами АСУ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении быстрому чтению

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении навыкам быстрого чтения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может найти применение при обучении операторов АСУ ускоренному восприятию предъявляемой информации

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Изобретение относится к средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях
Наверх