Воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к воздухоочистителям, снабженным элементами шумоглушения, и позволяет расширить область применения, унифицировать и упростить компоновку воздухоочистителя в моторном отсеке транспортного средства при повышении шумозаглушающих свойств воздухоочистителя. Воздухоочиститель содержит камеру 1, образованную корпусом 2, днищем 3 и крышкой 4, снабженную впускным 5 и выпускным 6 окнами. В камере установлены фильтрующий элемент 7 и перфорированный рассеиватель звуковой энергии, размещенный между окнами 5 и 6. Рассеиватель выполнен в виде двух перфорированных перегородок 8 и 9 с зазором а между ними, величина которого находится в диапазоне, граничные пределы которого определяются из выражения а=0,2 d1 ... 0,4( d1 + d2), где d1-диаметр большего отверстия в перегородке; d2-диаметр меньшего отверстия в перегородке. 2 з.п.ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к воздухоочистителям, снабженным элементами шумоглушения.

Известно, что воздухоочиститель с подводящим и отводящим патрубками и расширительной камерой является глушителем шума камерного типа. При этом размеры проходного сечения патрубков относительно размеров условного проходного сечения камеры и ее объема определяют эффективность волновой звукоотражающей пробки, т. е. эффект выполнения воздухоочистителем функций глушителя шума. В это же время необходимость минимизации гидравлического сопротивления впускного тракта в целом для повышения наполнения цилиндров и улучшения мощностных и экономических показателей двигателя вынуждает выполнять размеры проходных сечений подводящих к камере патрубков достаточно большими, что при неизменных ограниченных объемах камеры воздухоочистителя (возможностью компоновки, материалоемкостью, стоимостью) ведет к ухудшению шумозаглушающих характеристик. В связи с этим актуальной задачей является не только компенсация потерь шумозаглушения за счет использования крупногабаритных присоединительных патрубков, но и дополнительное шумозаглушение при возможном снижении габаритов непосредственно камеры.

Известны воздухоочистители (заявка ФРГ N 2641679, опублик. 23.03.78, кл. F 02 M 35/04; а.с. СССР N 1747736, опублик. 15.07.92, кл. F 02 M 35/14; заявка Японии N 63-10302, опублик. 05.03.88, кл. F 02 M 35/14; а.с. N 1749529, опублик. 23.07.92, кл. F 02 M 35/02; а.с. N 1740747, опублик. 15.06.92, кл. F 02 M 35/022), в которых для улучшения шумозаглушения применяются дополнительные камеры, врезные (вдвижные) патрубки, сплошные дефлекторы и перегородки, создающие звукоотражающие эффекты, дросселирующие поток и т.п.

Однако эти элементы являются, как правило, существенными источниками гидравлических сопротивлений (не только благодаря развитию вихревых процессов, но и вследствие резких поворотов потока, "зажатия" проходного сечения и т. п. ). Зачастую эти элементы при существенных расходах и скоростях потока становятся и дополнительными источниками высокочастотного аэродинамического свиста, образующегося в зонах срыва вихрей за кромками этих турбулизаторов (экранов, дефлекторов, перегородок).

В качестве прототипа выбран воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, выполненный в виде кругового цилиндра, снабженного крышкой и днищем, впускной патрубок, окно которого расположено на стенке цилиндра, выпускное окно, расположенное в днище, фильтрующий элемент, выполненный в виде кольца, и плоскую перфорированную перегородку, размещенную в корпусе диаметрально так, что центр выпускного окна и перегородка расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось цилиндра, и центр выпускного окна отстоит от оси цилиндра на расстоянии r = (0,58-0,68)R, где R- радиус кругового цилиндра [1].

Известный воздухоочиститель является достаточно высокоэффективным с точки зрения акустики.

Однако высокая эффективность шумозаглушения достигается при строго определенном конструктивном исполнении воздухоочистителя и жестко зависит от конструкции воздухоочистителя, в частности от месторасположения выпускного окна, от формы и размеров камеры воздухоочистителя, а также существенно ограничены возможностью компоновки такой конструкции воздухоочистителя в стесненном пространстве моторного отсека транспортного средства. В условиях массового производства, когда выпускаются транспортные средства (автомобили) различных модификаций, содержащие двигатели, в которых применяются воздухоочистители с различными конструктивными параметрами, различающиеся формой и объемом камеры, месторасположением впускного и выпускного окон и их размерами и т. п. , а также аналогичным образом отличаются свободные пространства моторных отсеков этих транспортных средств, становится крайне сложным использование унифицированной конструкции воздухоочистителя с высокими акустическими параметрами при такой (как в прототипе) конструкции рассеивателя звуковой энергии - перфорированной перегородке. Иными словами, прототип обладает достаточно высокой чувствительностью к акустической настройке и требует индивидуальной адаптации к конкретному объекту (транспортному средству). Кроме того, при больших расходах всасываемого воздуха на перегородке генерируются вихревые звуки вследствие значительных местных скоростей газового потока, проходящего через отверстия перфорации перегородки с низким значением коэффициента перфорации.

Цель изобретения - расширение области применения, унификация и упрощение компоновки воздухоочистителя в моторном отсеке транспортного средства при повышении шумозаглушающих свойств воздухоочистителя за счет уменьшения чувствительности воздухоочистителя к акустической настройке и увеличения "эффективной толщины" используемого рассеивателя звука в корпусе воздухоочистителя, существенного увеличения рассеивания звука за счет увеличения суммарного периметра трения (суммарного периметра отверстий перфорации в двух перегородках рассеивателя), вызывающего необратимое преобразование энергии упругих звуковых волн и газовых пульсаций в тепловую энергию, а также за счет увеличения величины звукоизоляции между звукопередающими впускным и выпускным окнами камеры, обеспечиваемой наличием двойной перегородки с увеличенной эффективной "заграждающей" воздушной массой, заключенной в зоне двойной перегородки.

Сущность изобретения заключается в том, что воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания, содержащий камеру, образованную корпусом, ограниченным днищем и крышкой, снабженную впускным и выпускным окнами, и размещенные в камере фильтрующий элемент и рассеиватель звуковой энергии, выполненный в виде плоской перфорированной перегородки, установленной между окнами, снабжен дополнительной перфорированной перегородкой, плоскость которой параллельна плоскости первой, причем расстояние между перегородками определяют из выражения a = 0,2 d1 ... 0,4 (d1 + d2) где d1 - диаметр большего отверстия в перегородке; d2 - диаметр меньшего отверстия в перегородке.

Эффективность глушения при таком конструктивном исполнении воздухоочистителя повышается за счет обеспечения возможности увеличения степени перфорации перегородок и вовлечения при этом в процесс демпфирования и звукоизоляции значительно большей массы колеблющегося воздуха.

Целесообразно отверстия перфорации в первой по ходу потока воздуха перегородке выполнять большего диаметра, чем отверстия во второй перегородке, поскольку это позволяет увеличить воздушный зазор между перегородками, а следовательно, обеспечить большую демпфирующую и звукоотражающую способность при сохранении эффекта динамического взаимодействия присоединенных масс в смежных (противолежащих) отверстиях перегородок.

Оси отверстий перфорации в перегородках могут быть смещены, что в отдельных случаях позволит компромиссно управлять гидросопротивлениями и акустикой.

На фиг. 1 и 5 изображен воздухоочиститель; на фиг. 2 и 3 - фрагмент перфорированных перегородок и графическое изображение взаимодействия динамических срезов отверстий перфорации; на фиг.4 - перфорированный рассеиватель звуковой энергии; на фиг. 6 - фрагмент перфорированных перегородок с неравными диаметрами отверстий перфорации.

Принятые на чертежах обозначения: di - диаметр отверстия в перегородке, мм; ti - толщина перфорированной перегородки, мм; i - величина динамического удлинения среза отверстия перфорации за счет действия присоединенной массы, мм.

Воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания содержит камеру 1, образованную корпусом 2, днищем 3 и крышкой 4, снабженную впускным 5 и выпускным 6 окнами. В камере установлены фильтрующий элемент 7 и перфорированный рассеиватель звуковой энергии, размещенный между окнами 5 и 6. Рассеиватель выполнен в виде двух перфорированных перегородок 8 и 9 с воздушным зазором a между ними, величина которого находится в диапазоне, граничные пределы которого определяются из выражения a = 0,2 d1 ... 0,4 (d1 + d2), где
d1 - диаметр большего отверстия в перегородке;
d2 - диаметр меньшего отверстия в перегородке.

При равном диаметре отверстий 10 и 11 в перегородках 8 и 9, величина воздушного зазора составляет 0,2...0,8 диаметра отверстия.

Направление потока воздуха в воздухоочистителе на фиг.1 показано стрелками 12. При этом в перегородке 8 целесообразно выполнять более крупные отверстия 10, чем в перегородке 9.

Воздухоочиститель работает следующим образом.

При работе двигателя внутреннего сгорания в момент открытия-закрытия впускных клапанов и в самом процессе изменения объемов цилиндров возникает переменная пульсирующая составляющая объемного расхода воздуха, что приводит к динамической "раскачке" воздушных объемов, заключенных в отдельных элементах патрубков и объемах системы впуска. Воздушные объемы в отдельных элементах системы, как упругомассовые динамические системы, обладают определенными частотными характеристиками - частотами собственных колебаний, "трансформирующих" подводимое силовое воздействие в соответствии со своими частотными характеристиками и, в конечном итоге, определяют звуковое излучение, производимое непосредственно срезом впускного патрубка.

Поток воздуха по впускному патрубку поступает в камеру воздухоочистителя, где, расширяясь, проходит очистку от твердых частиц. Далее поток воздуха просачивается через отверстия 10 и 11 в перегородках 8 и 9 и, сжимаясь, поступает в выпускное окно 6 камеры 1 воздухоочистителя. С другой стороны, упругие звуковые волны и газовые пульсации, действующие со стороны впускного 5 и выпускного 6 окон на входе и выходе из камеры 1 воздухоочистителя, отражаются по направлению к источникам, частично отражаясь, а частично передаваясь по направлению к открытому свободному срезу воздухозаборного патрубка воздухоочистителя, вызывают передачу этих динамических возмущений в окружающее пространство в виде звуковых волн (шума).

При этом близко расположенные перегородки 8 и 9 в пространстве камеры воздухоочистителя обеспечивают значительные вихревые потери для проходящих звуковых волн, поскольку отверстий в перегородках примерно в два раза больше (в сравнении с прототипом), а это значит, что значительно увеличивается общий суммарный периметр отверстий 10 и 11 (общий суммарный периметр трения газа в отверстиях). При этом к процессу демпфирования подключается значительно большая динамическая масса газа, находящаяся в зазоре a, образованном перегородками 8 и 9, что приводит к возрастанию звукоизоляции этого звукопередающего тракта (большая масса возбуждается с меньшими виброперемещениями).

Таким образом, предлагаемый рассеиватель звуковой энергии, выполненный в виде двух перфорированных перегородок 8 и 9, между которыми имеется воздушный зазор a представляет собой дополнительную акустическую пробку, которая практически не затрудняет проход воздуха из-за большого коэффициента перфорации перегородок. В конечном счете, это обуславливает незначительные гидравлические сопротивления или достаточно высокую проводимость. Одновременно с этим слабо генерируются вихревые звуки вследствие меньших скоростей воздушного потока, проходящего через отверстия перфорации, из-за большего коэффициента перфорации (большего суммарного проходного сечения). Кроме того, из-за наличия воздушного зазора между жесткими с большой демпфирующей способностью перегородками 8 и 9 воздушная прослойка в зазоре a должна рассматриваться как более инерционная (с большой массой) и с соответственными преимуществами ослабления передачи звуковой энергии как за счет увеличения отражения звука в направлении источника, так и за счет демпфирования (рассеивания звуковой энергии путем превращения ее в тепловую).

Эффективность предлагаемого рассеивателя звуковой энергии наиболее благоприятно достигается при определенной величине воздушного зазора a. Граничные пределы названного диапазона определяются исходя из того обстоятельства, что динамический срез отверстий 10 и 11 перфорации отстоит от статического среза теоретически на величину 0,3d (фиг.2 и 3), где d - диаметр отверстий 10 и 11. На практике эта величина в зависимости от самых различных конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов принимается равной 0,2. ..0,4 диаметра среза. Таким образом, величина зазора a, если диаметры отверстий 10 и 11 равны, должна лежать в диапазоне 0,2...0,8 диаметра отверстий (см. фиг. 2 и 3 соответственно) с учетом присоединенных в отверстиях 10 и 11 масс "М". При такой величине зазора a обеспечивается взаимодействие и взаимосвязь колеблющихся присоединенных воздушных масс в соосных отверстиях 10 и 11 соответствующих перегородок 8 и 9.

Если величина диапазона a превысит верхний граничный предел указанного диапазона, то рассеиватель начинает вырождаться в две самостоятельные перфорированные перегородки, и колебания в отверстиях 10 и 11 начинают происходить независимо друг от друга. При меньших граничных значениях указанного диапазона рассеиватель практически вырождается в одну перегородку. При этом слабо увеличивается колеблющаяся масса в отверстиях 10 и 11, т.е. слабо используется взаимодействие и взаимовлияние присоединенных близлежащих колеблющихся масс, сосредоточенных в отверстиях перфорации. При этом, слабо используются и демпфирующие свойства воздушного зазора a между перегородками 8 и 9, так как масса его незначительна.

Комплексно управлять оптимальными значениями гидросопротивлений и акустикой воздухоочистителя можно толщиной fi перегородок 8 и 9, выполнением отверстий 10 и 11 разного диаметра (фиг.6), либо смещением осей смежных отверстий 10 и 11 в перегородках 8 и 9. При этом по ходу потока воздуха следует устанавливать перегородку 8 с большими отверстиями 10, что позволяет увеличить воздушный зазор a, а следовательно, обеспечить большую демпфирующую и звукоотражающую способность при сохранении эффективного динамического взаимодействия присоединенных масс в противолежащих отверстиях.

Таким образом, предлагаемая конструкция воздухоочистителя позволяет в условиях массового производства различных модификаций транспортных средств (автомобилей) и двигателей, включающих использование различных конструкций воздухоочистителей, отличающихся формой и объемом камеры, и различные варианты их компоновки в моторных отсеках, применить устройство глушения шума на впуске с уменьшенной чувствительностью к индивидуальной настройке и адаптации путем размещения внутри камеры воздухоочистителя эффективного рассеивателя звуковой энергии, размещение которого менее жестко привязано к конструктивным параметрам самого воздухоочистителя, что позволяет расширить возможности его компоновки в стесненном пространстве моторных отсеков транспортных средств при сохранении высоких шумозаглушающих свойств.


Формула изобретения

1. Воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания, содержащий камеру, образованную корпусом, ограниченными днищем и крышкой, снабженную впускным и выпускным окнами, и размещенные в камере фильтрующий элемент и плоскую перфорированную перегородку, установленную между окнами, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной перфорированной перегородкой, расположенной с зазором относительно первой перегородки, величину которого определяют из выражения
a = 0,2d1 ... 0,4(d1 + d2),
где d1 - диаметр большего отверстия в перегородке;
d2 - диаметр меньшего отверстия в перегородке.

2. Воздухоочиститель по п. 1, отличающийся тем, что диаметр отверстий перфорации в первой перегородке по ходу потока воздуха больше диаметра соответствующих отверстий перфорации во второй перегородке.

3. Воздухоочиститель по пп.1 и 2, отличающийся тем, что оси отверстий перфорации в перегородках смещены.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.03.2007

Извещение опубликовано: 27.03.2007        БИ: 09/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к конструкциям воздухоочистителей (ВО), снабженных элементами шумоглушения, и позволяет снизить уровень шума двигателей ' легковых автомобилей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания с впрыском топлива в цилиндры

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам воздухоподвода в камеры сгорания двигателя

Изобретение относится к области мотоциклостроения, в частности к шумоглушителям

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях компрессоров и двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к конструкциям воздухоочистителей (ВО), снабженных элементами шумоглушения, и позволяет повысить ресурс фильтрующего элемента (ФЭ)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к воздухоочистителям, снабженным элементами шумоглушения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к воздухоочистителям, снабженным элементами шумоглушения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, а именно к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания (ДВС), преимущественно дизельным

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к технике глушения шума компрессорных станций и испытательных боксов для газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателестроению и, в частности, к устройствам воздухоочистителей, снабженных элементами шумоглушения

Изобретение относится к средствам для перекрытия газовыхлопных каналов, соединенных с выхлопными трубами дизельных установок

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), содержащим воздухоочистители для очистки поступающего в цилиндры воздуха с одновременным выполнением функции глушения газодинамического шума. В воздухоочистителе ДВС транспортного средства, содержащем корпус, на котором консольно смонтирован воздухозаборный патрубок, выполненный, по крайней мере, на части своей длины из пористого газопроницаемого материала, структура стенки воздухозаборного патрубка выполнена трехслойной, содержащей металлический или полимерный сетчатый каркасный элемент, звукопоглощающий пористый вспененный слой и внешний защитный звукопрозрачный газоводонепроницаемый слой. Техническим результатом является улучшение акустических характеристик воздухоочистителя ДВС транспортного средства. 3 ил.
Наверх