Литейная форма для алюминотермитной сварки рельсов

 

Форма может быть использована при алюминотермитной сварке различных рельсов. Литейная форма включает две полуформы и литьевой мостик в верхней части полуформы. Полуформы и литьевой мостик образуют сварочную полость для размещения свариваемых рельсов. В одной из полуформ выполнен боковой канал. Боковой канал сообщает пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости. В полуформе выполнены также дополнительные средний и верхний каналы. Дополнительный средний канал сообщает боковой канал со средней частью сварочной полости под головками свариваемых рельсов. Над дополнительным средним каналом выполнен дополнительный верхний канал для сообщения бокового канала с верхней частью сварочной полости над головками рельсов. Литейная форма позволяет повысить качество сварного шва. 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при алюминотермитной сварке различных рельсов.

Известна литейная форма для термитной сварки, включающая реакционную камеру, шлакоуловительную полость, сварочную полость, полость для прибыли, приемную камеру, выпускной канал, установленный в нем самопроплавляющийся затвор, литниковые каналы и дополнительный канал с саморасплавляющимся затвором, соединяющим шлакоуловительную полость с полостью для прибыли (авт.св. СССР N 1496965, кл. B 23 K 23/00, 1989).

Недостатком известной формы является то, что заливка расплавленного металла производится сверху вниз, хотя в конце заливки порцию свежего расплавленного металла выпускают на прибыль, но все же не может быть обеспечен оптимальный температурный режим при сваривании массивных деталей, таких как рельсы, которые очень быстро отводят тепло от расплавленного металла, причем при заливке сверху расплавленный металл быстро остывает (особенно, в нижних частях), и тем самым, создается препятствие для выделения шлаков и газов из расплавленного металла, образующихся в процессе сварки, что в свою очередь снижает качество сварного шва.

Известна литейная форма для алюминотермитной сварки рельсов, включающая две полуформы с литьевым мостиком в верхней части, образующие сварочную полость для размещения свариваемых рельсов, выполненные по крайней мере в одной из полуформ, по крайней мере один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, и по крайней мере один дополнительный средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов (патент ФРГ N 1239915, кл. B 23 K 23/00, 1967).

Недостаток известной литейной формы заключается в том, что хотя заливка в ней осуществляется снизу вверх, но в конце заливки расплавленный металл, поступивший через дополнительный средний канал под головки рельсов, из-за массивности рельсов и, в связи с этим, быстрого отвода ими тепла, быстро охлаждается ниже оптимальной температуры и происходит его структуризация, препятствующая выделению образующихся шлаков и газов, которые остаются в металле, снижая качество сварного шва.

Задачей настоящего изобретения является повышение качества сварного шва за счет проведения всего процесса заливки металла при оптимальных температурах, предотвращая его быстрое охлаждение и обеспечивая беспрепятственное удаление из расплавленного металла шлаков и газов.

Указанная задача достигается тем, что в литейной форме для алюминотермитной сварки рельсов, включающей две полуформы с литьевым мостиком в верхней части, образующие сварочную полость для размещения свариваемых рельсов, выполненные по крайней мере в одной из полуформ, по крайней мере один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, и по крайней мере один дополнительный средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов, в отличие от литейной формы по прототипу, по крайней мере, в одной из полуформ над дополнительным средним каналом выполнен дополнительный верхний канал, сообщающий боковой канал с верхней частью сварочной полости над головками рельсов.

Указанная задача достигается также тем, что боковой канал, дополнительные средний и верхний каналы выполнены в каждой полуформе.

А также тем, что дополнительный средний канал сообщен со средней частью сварочной полости под головками рельсов.

А также тем, что боковой канал выполнен овальной формы.

А также тем, что большая ось овала расположена в полости, перпендикулярной или параллельной оси рельсов, расположенных в сварочной полости.

А также тем, что дополнительный средний канал выполнен прямоугольной формы.

А также тем, что дополнительный средний канал выполнен квадратной формы.

А также тем, что дополнительный верхний канал выполнен круглой формы.

А также тем, что литейная форма снабжена ковшом для приема шлаков, установленным на одной из полуформ, а по крайней мере, одна из полуформ выполнена с литейным желобом, сообщающим пространство над литьевым мостиком с ковшом для приема шлаков.

А также тем, что каждая из полуформ в плоскости, перпендикулярной оси рельсов, выполнена с сечением в виде прямоугольной трапеции, сужающейся книзу.

А также тем, что каждая из полуформ в плоскости, перпендикулярной оси рельсов, выполнена прямоугольного сечения.

А также тем, что дополнительный верхний канал имеет скошенные сверху и снизу фаски.

На фиг. 1 изображена литейная форма, продольный разрез; на фиг. 2 - поперечный разрез по линии А-А на фиг. 1.

Литейная форма для алюминотермитной сварки рельсов состоит из двух полуформ 1 и 2 с литьевым мостиком 3 в верхней части. Полуформы 1 и 2 и литьевой мостик 3 образуют между собой сварочную полость 4, в которой размещаются свариваемые рельсы 5 с головками 6. По крайней мере в одной или в каждой полуформе 1 и 2 выполнен по крайней мере один боковой канал 7. Боковой канал 7 сообщает пространство 8 под литьевым мостиком 3 с нижней частью 9 сварочной полости 4.

В средней части литейной формы, по крайней мере, в одной или в каждой полуформе 1 и 2 выполнен, по крайней мере один дополнительный средний канал 10, который сообщает боковой канал 7 со средней частью 11 сварочной полости 4 в области головок 6 рельсов 5, предпочтительно, под головками 6. Над дополнительным средним каналом 10 по крайней мере в одной из полуформ 1 и 2 выполнен дополнительный верхний канал 12, сообщающий боковой канал 7 с верхней частью 13 сварочной полости 4 под головками 6 рельсов 5. Боковой канал 7, дополнительные средний 10 и верхний 12 каналы могут быть выполнены в каждой полуформе 1 и 2. Боковой канал 7 выполнен овальной формы; большая ось овала расположена в полости, перпендикулярной или параллельной оси рельсов 5, расположенных в сварочной полости 4. Дополнительный средний канал 10 выполнен прямоугольной формы, предпочтительно квадратной формы. Дополнительный верхний канал 12 выполнен круглой формы. На одной из полуформ 1 или 2 установлен ковш 14 для приема шлаков, а по крайней мере одна из полуформ имеет литейный желоб 15, который сообщает пространство 8 над литьевым мостиком 3 с ковшом 14 для приема шлаков. Дополнительный верхний канал 12 имеет скошенные сверху и снизу фаски 16. Каждая из полуформ 1 и 2 в плоскости, перпендикулярной оси рельсов, может быть выполнена с прямоугольным сечением (как показано на фиг. 1) или с сечением в виде прямоугольной трапеции, сужающейся книзу (не показано).

Процесс алюминотермитной сварки с использованием патентуемой литейной формы осуществляется следующим образом.

После установки концов рельсов 5 на одном уровне с образованием сварного зазора на них в зоне сварного зазора устанавливаются две полуформы 1 и 2. Сверху полуформы 1 и 2 перекрывают литьевым мостиком 3, тем самым образуя сварочную полость 4. На одной из полуформ, например, на полуформе 2, монтируется ковш 14 для приема шлаков. Место контакта с концами рельсов уплотняют формовочным материалом. После этого осуществляют предварительный нагрев концов рельсов 5, литьевого мостика 3 и полуформ 1 и 2. Нагрев осуществляют до 800-1000oC. Для рельса Р-65 продолжительность нагрева составляет 7 мин. За одну минуту до конца нагрева рельсов 5 и полуформ 1 и 2 нагревают литьевой мостик 3, после чего его устанавливают в полуформы 1 и 2 и выпускают на литьевой мостик 3 расплавленный сварной металл из специального тигля (не показан). Далее расплавленный металл стекает по боковому каналу 7 в нижнюю часть 9 сварочной полости 4 и поднимается по сварочной полости 4 и, следовательно, по зазору между концами рельсов, при этом образовавшиеся шлаки, попавшие вместе с расплавленным сварным металлом на литьевой мостик 3, отводятся через литейный желоб 15 в ковш 14 для приема шлаков. После заполнения расплавленным сварочным металлом нижней части 9 сварочной полости 4 до уровня выхода в нее дополнительного среднего канала 10 более горячая порция расплавленного металла начинает заполнять сварочную полость 4, циркулируя из бокового канала 7 уже через дополнительный средний канал 10 и далее вверх. Таким образом происходит заполнение расплавленным сварочным металлом средней части сварочной полости 4 от уровня под головками 6 рельсов 5 и до выхода дополнительного верхнего канала 12 в сварочную полость 4. Затем последние самые горячие порции расплавленного сварного металла из бокового канала 7 проходят по дополнительному верхнему каналу 12 в верхнюю часть сварочной полости 4 над головками 6 рельсов 5. Так как последние порции расплавленного сварного металла являются самыми разогретыми (обладают наибольшей температурой), то после заливки их в пространство над головками 6 рельсов 5 происходит дополнительный нагрев головок 6 и находящегося в сварочном зазоре расплавленного сварного металла.

При использовании патентуемой литейной формы в процессе всей заливки расплавленного сварочного металла предотвращается охлаждение концов рельсов ниже оптимальных температур для прохождения процесса структуризации, которые не должны снижаться ниже 800oC. Для этого существенным является проведение заливки расплавленного сварного металла в сварочную полость в три этапа в определенной последовательности: начиная с нижней, затем средней и в конце - верхней частей. Поскольку концы рельсов очень массивные детали, то они очень быстро поглощают и отводят тепло расплавленного металла, тем самым быстро его охлаждая до температур ниже оптимальных. Для предотвращения этого в патентуемой форме наряду с дополнительным нагревом металла осуществляют и нагрев самих концов рельсов 5 и, в частности, в конце заливки - их головок 6, что уменьшает темплопередачу от расплавленного металла в зазоре к концам рельсов 5 и дополнительный нагрев расплавленного металла в сварном зазоре, предотвращая тем самым быстрое охлаждение ниже оптимальной температуры. Этому способствует и выполнение полуформ 1 и 2 с сечением прямоугольной формы в области, перпендикулярной оси рельсов, так как по сравнению с полуформами 1 и 2 с сечением в этой плоскости в виде прямоугольной трапеции, сужающейся книзу, эта форма уменьшает рассеивание тепла во внешнюю среду от подошвы рельсов и нижних порций металла.

При изменении физического состояния расплавленного сварного металла, заполняющего сварной зазор, дополнительный его нагрев от разогретых головок 6 рельсов 5 и от наиболее разогретых последних порций расплавленного сварного металла облегчает выделение газов и выплавление (удаление) шлаков из него.

Благодаря этому газы и шлаки всплывают из расплавленного сварного металла, заполняющего сварной зазор, и либо удаляются за пределы формы, либо переходят в прибыльную (наплавляемую) часть сварного шва, образующуюся над головками 6 рельсов 5, т.е. за пределами сварного зазора. Т.о. в прибыльной части сварного шва над головками концов рельсов концентрируются загрязнения и пузыри от выходящих газов, а металл сварного шва остается без каких-либо дефектов, т.е. в нем нет включений шлаков и пузырей газов.

Так осуществляется заливка литейной формы в три этапа, начиная с нижней, затем средний и в конце - верхней частей. Такое заполнение формы и сварного зазора металлом не допускает остывания расплавленного сварного металла и концов рельсов ниже оптимальных температур для прохождения процесса сварки, которые не должны снижаться ниже 800oC. Кроме того, циркуляция расплавленного сварного металла снизу вверх и дополнительный нагрев в средней и верхней частях сварной полости 4 для поддержания температуры на оптимальном уровне позволяет беспрепятственно выделяться и выноситься шлакам и газам в верхнюю часть сварного зазора и далее за пределы формы по каналу 12 и по литейному желобу 15 в ковш 14, а не вышедшим за пределы формы шлакам и газам накапливаться в верхней части 13 сварочной полости 4 под литьевым мостиком 3 и в прибыльной части сварного шва, а не в самом сварном шве.

Кроме того, скапливающийся газ под литьевым мостиком 3 повышает давление в верхней части разъемной формы. Это способствует предотвращению кипения (бурления) в верхних слоях металла над головками концов рельсов, тем самым, улучшается структура металла сварного шва головки сваренного рельса.

Время кристаллизации металла сварного шва, в зависимости от величины дозы алюмотермического состава, длится 4,5-5 мин.

Выполнение бокового канала 7 овальной формы позволяет вести заливку расплавленного металла без нарушения его сплошности, при этом, при ориентации большой оси овала перпендикулярно или параллельно оси рельсов повышается полнота вытеснения и заполнения расплавленным металлом сварочной полости 4.

Выполнение дополнительного среднего канала 10 прямоугольной формы, наряду с выполнением бокового канала овальной формы, препятствует попаданию расплавленного металла в канал 10 при заливке нижней части 9 сварочной полости 4, и, кроме того, при заливке средней части 11 сварочной полости 4 способствует успокоению потока расплавленного металла и позволяет подавать его в ламинарном режиме, что способствует лучшему заполнению формы металлом и более легкому выделению из него шлаков и газов.

Выполнение дополнительного верхнего канала 12 круглой формы способствует беспрепятственному выходу через него газов и шлаков в пространство над литьевым мостиком 3 при их удалении из расплавленного металла в сварочной полости 4.

Этому же способствует и выполнение дополнительного верхнего канала со скошенными сверху и снизу фасками 16.

После затвердевания металла сварного шва его прибыльная часть удаляется с головки 6 сваренного рельса 5 обрезным приспособлением (не показано), и затем поверхность сварного шва на головке рельса шлифуют до высоты приблизительно 1 мм над верхом головки рельса, а после полного остывания сварного шва (до температуры окружающей среды) отшлифовывают весь сварной шов на головке рельсы до размера головки рельсы с допуском 0,3 мм.

После зачистки сварного шва головки рельса очищают остальную часть сварного шва от остатков материала формы.

Получается качественное, сварное соединение рельсов, что подтверждают результаты проведенных экспериментальных сварок. Проведенные сварки рельсов на железнодорожных путях показали, что получаются прочные и долговечные сварные соединения рельсов, выдерживающие значительно большие нагрузки и в течение более длительного периода эксплуатации.

Формула изобретения

1. Литейная форма для алюминотермитной сварки рельсов, включающая две полуформы с литьевым мостиком в верхней части, образующие сварочную полость для размещения свариваемых рельсов, выполненные по крайней мере в одной из полуформ, по крайней мере один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, и по крайней мере один дополнительный средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов, отличающаяся тем, что по крайней мере в одной из полуформ над дополнительным средним каналом выполнен дополнительный верхний канал, сообщающий боковой канал с верхней частью сварочной полости над головками рельсов.

2. Форма по п. 1, отличающаяся тем, что боковой канал, дополнительные средний и верхний каналы выполнены в каждой полуформе.

3. Форма по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что дополнительный средний канал сообщен со средней частью сварочной полости под головками рельсов.

4. Форма по одному из пп.1 - 3, отличающаяся тем, что боковой канал выполнен овальной формы.

5. Форма по п.4, отличающаяся тем, что большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной или параллельной оси рельсов, расположенных в сварочной полости.

6. Форма по одному из пп.1 - 5, отличающаяся тем, что дополнительный средний канал выполнен прямоугольной формы.

7. Форма по п. 6, отличающаяся тем, что дополнительный средний канал выполнен квадратной формы.

8. Форма по одному из пп.1 - 7, отличающаяся тем, что дополнительный верхний канал выполнен круглой формы.

9. Форма по одному из пп. 1 - 8, отличающаяся тем, что она снабжена ковшом для приема шлаков, установленным на одной из полуформ, а по крайней мере одна из полуформ выполнена с литейным желобом, сообщающим пространство над литьевым мостиком с ковшом для приема шлаков.

10. Форма по одному из пп.1 - 9, отличающаяся тем, что каждая из полуформ в плоскости, перпендикулярной оси рельсов, выполнена с сечением в виде прямоугольной трапеции, сужающейся книзу.

11. Форма по одному из пп.1 - 9, отличающаяся тем, что каждая из полуформ в плоскости, перпендикулярной оси рельсов, выполнена прямоугольного сечения.

12. Форма по одному из пп.1 - 11, отличающаяся тем, что дополнительный верхний канал имеет скошенные сверху и снизу фаски.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области сварки, в частности, к способам алюмотермической сварки рельсов

Изобретение относится к способам ремонта рельсов железнодорожного пути на месте, без изымания их с полотна

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути, в частности к способам ремонта бесстыкового пути с удлинением рельсовых плетей сваркой при их укладке и восстановлении

Изобретение относится к преобразованию действующего стыкового рельсового пути в бесстыковой путем алюминотермитной сварки

Изобретение относится к способам пайки металлов с использованием специальных устройств и может быть использовано при пайке соединителей рельсовых стыковых к рельсу

Способ может быть использован для приварки рельсовых стыковых соединителей фартучного типа РЭСФ-01, предназначенных для обеспечения электропроводности рельсовых стыков на участках железнодорожного пути с электрическими рельсовыми цепями, оборудованными устройствами автоблокировки. В месте привариваемого на рельс соединителя закрепляют складной или цельносварной металлический держатель, содержащий основание с хомутами, охватывающими головку рельса. Устанавливают в держателе сварочную форму и размещают в ней фартук манжеты привариваемого соединителя под углом к боковой грани рельса. Укладывают припой на стык соединителя и боковой грани рельса для предотвращения протекания термитного металла в зазор стыка. Приварку соединителя осуществляют унитарным термитным карандашом с образованием сварочной ванны между боковой гранью рельса и плоскостью фартука соединителя. Способ обеспечивает получение прочных сварочных швов с высокой электропроводностью, не поддающихся коррозии, при этом он не требует высокой квалификации исполнителя и закрытия на время работы железнодорожных путей. 8 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рельсовому стыковому соединению, и может быть использовано при удлинении рельсовых плетей бесстыкового пути алюмотермитной сваркой в процессе их укладки на подрельсовое основание и при восстановлении их целостности. Определяют расчетом величину зазора между торцами свариваемых рельсов. Обрезают концы свариваемых рельсов для получения этого зазора. Устанавливают гидравлический натяжитель на концы свариваемых рельсов. Принудительно уменьшают зазор до требуемой величины усилием сдвижки гидравлического натяжителя и нагревом примыкающих к торцам свариваемых рельсов участков рельсовых плетей, затем сваривают рельсы. Устраняют усилие сдвижки у гидравлического натяжителя и прекращают нагрев рельсов на концевых участка свариваемых рельсовых плетей. В процессе остывания сварного стыка освобождают от гидравлического натяжителя. Обрабатывают сварной стык и подбивают шпалы в зоне производства сварочных работ. Достигается получение в рельсах больших расчетных значений растягивающих напряжений в зоне производства сварочных работ после их окончания.

Изобретение относится к переустройству действующего звеньевого рельсового пути в бесстыковой путь, с ремонтом дефектных участков поверхности катания концов рельсов в зоне стыка. Способ включает создание неразъемного соединения концов рельсов с помощью алюминотермитной сварки методом промежуточного литья в стыковой зазор, ремонт дефектных участков поверхности катания концов рельсов методом наплавки на них металла и последующую механическую обработку сварного шва и концов рельсов, примыкающих к сварному шву, до геометрических размеров головки рельса. Формируют зазор для заливки алюминотермитного металла путем обрезки концов рельса с удалением части дефектных участков поверхности катания концов рельсов. Оставшуюся часть дефектных участков поверхности катания шлифуют, устанавливают литейную форму для литья алюминотермитного металла в стыковой зазор, осуществляют предварительный нагрев свариваемых поверхностей концов рельсов и зоны ремонта. Наплавку металла на дефектные участки поверхности катания концов рельсов осуществляют путем образования прибыльной части над головками рельсов и над оставшимися частями дефектных участков поверхности катания концов рельсов из заливаемого снизу вверх в стыковой зазор алюминотермитного металла и последующей механической обработки указанной прибыльной части до геометрических размеров головки рельса. В результате повышается качество сварного соединения, достигается экономия времени, трудозатрат, сокращается количество используемого оборудования и ресурсов на проведение работ. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение может быть использовано при алюминотермитной сварке рельсов методом промежуточного литья, например, при переустройстве действующего звеньевого рельсового пути в бесстыковой путь. Две полуформы с литьевым мостиком в верхней части образуют сварочную полость для размещения концов свариваемых рельсов, заполняемую расплавленным металлом. По крайней мере, в одной из полуформ выполнен, по крайней мере, один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, по крайней мере, один средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов, и, по крайней мере, один верхний канал, сообщающий боковой канал с верхней частью сварочной полости над головками рельсов. По крайней мере, в одной из полуформ средняя и верхняя части выполнены расширенными с образованием внутренней сварочной полости шириной не менее протяженности дефекта поверхности катания головки рельса. Литейная форма обеспечивает проведение одновременно сварки и ремонта поверхности катания в зоне стыка изношенных концов рельсов на месте без изъятия их с полотна. 5 з.п ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути и может быть использовано при ремонте или укладке бесстыкового пути. Для соединения рельсовых плетей с восстановлением температурного режима работы бесстыкового пути при низких температурах сваривают концы примыкающих рельсовых плетей с применением натяжного устройства. Перед натяжением плетей расчетом определяется необходимый зазор. После термитной сварки раскрепляют определяемую расчетом часть рельсовой плети с обоих концов от сварного стыка. Подбивают шпалы и закрепляют на них рельсы. С обеих сторон от натяжного устройства на определенной расчетом длине рельсы до сварки раскрепляют, нагревают и изгибают на расчетную величину. После остывания рельсов и приобретения сварным стыком необходимой прочности нагрев прекращают и изогнутые участки рельсов выпрямляют. Достигается возможность снятия избыточной продольной силы в натяжном устройстве.
Наверх