Устройство передачи вращения и муфта для устройства передачи вращения

 

Использование: в приводах различных машин и механизмов. Устройство передачи вращения содержит связанные между собой шлицевым соединением валы, соединенные муфтами с ведущим и ведомым узлами. На одном из валов закреплен защитный кожух с уплотнением. Защитный кожух со стороны уплотнения выполнен с выступом, расположенным с возможностью контакта с выступом, выполненным на шлицевом конце другого вала. Выступ кожуха может быть образован буртом навинченной на него гайки. Муфта содержит две полумуфты, связанные между собой соединительными элементами. Снабжена приспособлением для ограничения относительного перемещения вала и одной из полумуфт и элементом, связывающим их между собой и имеющим прочность меньше прочности соединительных элементов полумуфт. Элемент, соединяющий вал и полумуфту, выполнен в виде по крайней мере одного стержня, пропущенного через выполненные в них отверстия. Использование предлагаемых устройств позволяет исключить возможность разъединения шлицевых валов в процессе эксплуатации, что позволяет снизить травматизм обслуживающего персонала. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретения относятся к общему машиностроению, в частности, к приводам различных машин и механизмов.

В настоящее время очень большое распространение получили передачи вращения, содержащие связанные между собой шлицевым соединением валы, соединенные муфтами с ведущим и ведомым узлами. Закрепленный на одном из валов защитный кожух с уплотнением, контактирующим с внешней поверхностью другого вала (см. , например, Анохин В.И. Отечественные автомобили, М.: Машиностроение, 1968, с. 536-537).

Из указанного источника информации известна муфта, состоящая из двух полумуфт, жестко связанных между собой соединительными элементами.

Недостатком известных передач и муфты является возможность разъединения шлицевых валов при обрыве болтов крепления карданного вала.

Разъединение валов может привести к выбросу шлицевого вала и нанесению травм обслуживающему персоналу. При использовании привода на железнодорожном транспорте разъединение валов может привести к созданию аварийной ситуации при движении поезда.

Технический результат, достигаемый от использования предлагаемых изобретений, заключается в исключении возможности разъединения шлицевых валов в процессе эксплуатации, а также в обеспечении возможности перемещения смазки в след за перемещающим шлицевым соединением в процессе эксплуатации устройства передачи вращения.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в устройстве передачи вращения защитный кожух на конце со стороны уплотнения выполнен с выступом, расположенным с возможностью контакта с выступом, выполненным на шлицевом конце другого вала, при этом выступ кожуха может быть образован буртом навинченной на него гайки, а на торце одного из валов может быть смонтирована перегородка, ограничивающая в полости упругого вала камеру для смазки.

Для достижения указанного результата муфта снабжена приспособлением для ограничения относительного продольного перемещения вала и одной из полумуфт, которые выполнены в виде отдельных деталей, связанных между собой элементом, имеющим прочность меньше прочности соединенных элементов полумуфт, при этом одна из полумуфт может быть выполнена в виде охватывающей конец вала втулки с кольцевым выступом, расположенным с возможностью контакта с закрепленным на валу ограничителем в виде тел качения или упругого разрезного кольца, размещенных в кольцевом пазу вала, а элемент, соединяющий вал и полумуфту, может быть выполнен в виде по крайней мере одного стержня, пропущенного через выполненные в них отверстия, причем торец другой полумуфты может быть расположен с возможностью взаимодействия с торцем вала при поломке элемента, Сущность изобретений поясняется чертежами.

На фиг. 1 показано устройство передачи вращения; на фиг.2 - конструкция муфты: на фиг.3 - ограничитель в виде разрезного кольца.

Устройство передачи вращения состоит из муфт 1 и 2, которые соединены с валами 3 и 4. Валы 3 и 4 соединены между собой шлицевым соединением 5, закрытым от попадания атмосферных осадков кожухом 6, который закреплен на валу 3 и контактирует через уплотнение 7 с внешней поверхностью вала 4. На кожух 6 навинчена гайка 8 с буртом 9, расположенным с возможностью контакта с выступом 10 вала 4.

На торце вала 3 закреплена перегородка 11, ограничивающая в вале 4 перемещающуюся камеру 12 для смазки шлицев.

Муфта содержит полумуфты 13 и 14, соединенные между собой, например, болтовыми соединениями. Полумуфта выполнена в виде втулки, соединенной, по крайней мере, одним стержнем 15 с валом 16. Втулка имеет кольцевой выступ 17, контактирующий с ограничителем в виде тел качения 18 или разрезного кольца 19, размещенных в кольцевом пазу вала 16.

Работа устройства передачи вращения осуществляется следующим образом: Вращение передается через муфты 1 и 2, карданные шарниры, валы 3 и 4. При изменении расстояния между муфтами удлинение передачи происходит за счет смещения валов 3 и 4 относительно друг друга по шлицевому соединению 5. С вращением смазка, размещенная в перемещающейся смазочной камере 12, от воздействия центробежных сил будет нагнетаться в шлицевое соединение шлицевой вилки и шлицевой втулки, благодаря чему обеспечивается постоянное наличие смазки в шлицевом соединении. При разрушении элементов, соединяющих полумуфты между собой, конструкция не допускает разъединения валов 3 и 4 между собой и падение одного из них, так как этому препятствуют бурт 9 и выступ 10 вала 4.

Муфта работает следующим образом: При экстренном торможении или резком изменении скорости движения транспортного средства появляется момент сопротивления вращению привода, исходящий от замедления вращения колесной пары. При этом, на болтовое соединение фланцев муфт воздействует момент сопротивления, который стремится сместить фланцы и срезать болты крепления. Те же силы действуют на стержни 15. Стержни 15 имеют меньшую прочность на срез, чем болты, соединяющие полумуфты между собой.

В отдельных случаях прочность стержней на срез может быть также меньше усилия, необходимого для отрыва головок болтов. Таким образом, при возникновении экстремального усилия срезаются стержни 15, а соединение полумуфт между собой остается неизменным.

При разрушении стержней 15 не происходит разъединения валов, т.к. этому препятствуют кольцевой выступ 17 и ограничители 18 или 19. Кроме того, в качестве ограничителя может выступать торец полумуфты 13, который может контактировать с валом 16.

Технико-экономические показатели: внедрение конструкции привода и муфты на железнодорожном транспорте будет способствовать снижению частоты отказов и поставок вагонов в текущий отцепочный ремонт, уменьшению трудозатрат при техническом обслуживании в эксплуатации и плановых видах ремонта, уменьшении задержек пассажирских поездов в пути следования по неисправности привода.

Формула изобретения

1. Устройство передачи вращения, содержащее связанные между собой шлицевым соединением валы, соединенные муфтами с ведущим и ведомым узлами, закрепленный на одном из валов защитный кожух с уплотнением, контактирующим с внешней поверхностью другого вала, отличающееся тем, что защитный кожух на конце со стороны уплотнения выполнен с выступом, расположенным с возможностью контакта с выступом, выполненным на шлицевом конце другого вала.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что выступ кожуха образован буртом навинченной на него гайки.

3. Устройство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что на торце одного из валов смонтирована перегородка, образующая с полостью другого вала камеру для смазки.

4. Муфта, содержащая две полумуфты, жестко связанные между собой соединительными элементами, одна из которых и вал выполнены в виде отдельных связанных между собой деталей, отличающаяся тем, что она снабжена приспособлением для ограничения относительного продольного перемещения вала и одной из полумуфт и элементом, связывающим их между собой и имеющим прочность меньше прочности соединительных элементов полумуфт.

5. Муфта по п.4, отличающаяся тем, что одна из полумуфт выполнена в виде охватывающей конец вала втулки с кольцевым выступом, расположенным с возможностью контакта с закрепленным на валу ограничителем, а элемент, соединяющий вал и полумуфту, выполнен в виде по крайней мере одного стержня, пропущенного через выполненные в них отверстия.

6. Муфта по п.5, отличающаяся тем, что на валу выполнен кольцевой паз, втулка выполнена с дополнительным радиальным отверстием, а ограничитель выполнен в виде тел качения, размещенных в кольцевом пазу вала.

7. Муфта по п.5, отличающаяся тем, что на валу выполнен кольцевой паз, а ограничитель выполнен в виде упругого разрезного кольца, размещенного в кольцевом пазу вала.

8. Муфта по п.5,6 или 7, отличающаяся тем, что торец другой полумуфты расположен с возможностью взаимодействия с торцом вала при поломке элемента.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Отдушина // 2112174

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым редукторам с принудительной системой смазки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным редукторам трансмиссий транспортных средств, оснащенных системой смазки под давлением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи мощности от электродвигателя, подсоединяемого с помощью муфты к ведущему валу, с соответствующим изменением величины и направления крутящего момента к смонтированной на ведомом валу редуктора втулке вентилятора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазки открытых зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в узлах сухого трения, преимущественно в области космической и вакуумной техники

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам, имеющим устройства для принудительной смазки

Отдушина // 1805261

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в энергомашиностроении при конструировании соединительных муфт турбин, генераторов и др

Изобретение относится к распорному дюбелю с внутренним отверстием, полностью проходящим через корпус дюбеля, для забивания гвоздеобразного или винтообразного распорного штифта, а также к способу его изготовления из металла

Изобретение относится к деталям машин, в частности к быстродействующему соединению деталей машин и механизмов с целью передачи движения (крутящего момента, усилия) от ведущего элемента ведомому без использования жестких стационарных соединений типа шпоночных, шлицевых, клеммных или прессовых соединений и посадок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения с демпфированием крутильных колебаний

Изобретение относится к замку для фиксирования соединительной муфты на валу отбора мощности или приводной цапфы, в частности, трактора, содержащему запорный блокирующий элемент, установленный в первое отверстие соединительной муфты с возможностью взаимодействия этой блокирующей поверхности с его кольцевой канавкой на поверхности вала, выполненного со шлицевым венцом и установленного во второе отверстие соединительной муфты, выполненное перпендикулярно продольной оси первого отверстия с (корреспондирующимся шлицевым профилем (патент США 4645368, B 25 G 3/00, 1987)

Изобретение относится к устройствам для передачи вращающего момента, содержащим составной маховик с первым инерционным диском, закрепленным на выходном валу двигателя внутреннего сгорания посредством винтов, ввинчиваемых со стороны первого инерционного диска, обращенной в противоположное от двигателя направление, и со вторым инерционным диском, подключаемым и отключаемым от передачи через муфту, которые через опору качения, охватывающую полость для размещения элемента передачи, например вала передачи, закреплены с возможностью вращения друг относительно друга и между которыми размещен виброгаситель, снабженный действующими в окружном направлений накопителями энергии
Наверх