Магнитоэлектрический двигатель гироскопа

 

Двигатель предназначен для использования в гидроскопах. Двигатель содержит статоры, ротор и постоянные магниты, жестко связанные с ротором. Герметичная оболочка расположена на постоянных магнитах. Это позволяет заполнять гидроскопы, в которых используються такие двигатели, водородом, что снижает потребляемую мощность и снимает необходимость обдува. Кроме того, одновременно повышаются ресурс двигателя и стабильность положения центра масс ротора двигателя. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области навигации, а более конкретно, к устройству гидродвигателей, и, в частности, к магнитоэлектрическим двигателям 2(МЭД) гироскопа. Известны МЭД гироскопа (см. патент Франции N 2.175.126, G 01 С 19/08).

Наиболее близким прототипом является МЭД гироскопа, использующий в качестве газовой среды, в которой работает МЭД, гелий (см. реферат. Системы, приборы, вып. 56, 1985 г. И. Ширер. Лаборатория им. Ч.С. Дрейпера. Отчет АД-114640, 1981 г. Multisensor. Final Report. Tne C.S. Draper Laboratory, Inc. June 1977. Technical Report AFAL-TR-77-50).

МЭД этого гироскопа имеет нормальное исполнение (ротор-внутри статора). В качестве материала постоянных магнитов используют кобальт-самариевый сплав - единственных из всех известных материалов, освоенных промышленностью, обладающий необходимой для этого типа двигателей магнитной энергией. Однако этот сплав не может работать в среде водорода, которая используется в большинстве гироскопов, из-за сильного взаимодействия, приводящего к разрушению монолитного материала магнитов.

Недостатком известных конструкций МЭД гироскопов является невозможность использования водорода как наименее плотного газа и, как следствие, повышенный нагрев гидродвигателя, что требует охлаждения гироскопов. Это снижает эксплуатационные возможности и сужает класс объектов, в которых могут такие двигатели гироскопов эксплуатироваться. Кроме того, повышенная мощность, потребляемая МЭД, приводит к ухудшению точности гироскопов (см. Делекторский Б. А. , Мастяев Н.З., Орлов И.Н. Проектирование гироскопических электродвигателей. - М.: Машиностроение, 1968), в которых используются МЭД.

Для устранения отмеченных недостатков в МЭД гироскопа, содержащего статор, ротор и постоянные магниты, жестко связанные ротором, в него введена герметичная оболочка, расположенная на постоянных магнитах, в виде двух кольцевых мембран, закрепленных на роторе по торцам постоянных магнитов. Кроме того, герметичность магнитов может быть образована вакуумплотным покрытием каждого магнита немагнитным материалом, например из нержавеющей стали, нанесенным по всей поверхности каждого магнита.

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого магнитоэлектрического двигателя; на фиг. 2 - разрез Ф-Ф на фиг. 1.

Магнитоэлектрический двигатель гироскопа состоит из ротора 1 и двух статоров 2. С ротором жестко связаны постоянные магниты 3 из кобальто-самариевого сплава, закрытые с каждого торца кольцевыми мембранами 4. Магниты 3 на роторе 1 в окружном направлении расположены равномерно и имеют осевую намагниченность. Статоры 2 развернуты друг относительно друга на половину полюсного деления. В роторе 1 жестко закреплена втулка 5 газодинамической опоры (ГДО), неподвижный вал 6 который жестко установлен на оси 7, которая неподвижно соединена со статором 2 через втулку 8. МЭД располагается во внутреннем объеме гироскопа, не показанного на фиг. 1, заполненного водородом.

МЭД работает следующим образом. При подаче напряжения попеременно на левый и правый статоры 2 (программу переключения осуществляет специальный блок питания, не входящий в состав двигателя) производится трогание ротора. По мере увеличения частоты переключения статоров 2 увеличивается скорость вращения ротора 1. При достижении ротором 1 нормальной скорости вращения частота переключения статоров 2 стабилизируется блоком питания.

Так как моменты трения ротора и ГДО о газовую среду пропорциональны ее плотности и вязкости (см. Подшипники с газовой смазкой. Под ред. Грэссема и Пауэлла. Изд-во "Мир" М. 1966 г.), то таким же образом зависит от этих параметров и мощность, потребляемая МЭД. Следовательно, перегрев МэД, работающего в водороде, примерно в 2 раза будет меньше, чем в гелии. Это позволяет в некоторых навигационных системах обходиться без принудительного охлаждения, что расширяет эксплуатационные возможности таких МЭД по сравнению с прототипом. Если сохранить мощность, потребляемую МЭД, то при заполнении водородом можно примерно в 1,5 раза увеличить скорость вращения (т.е. кинетический момент ротора) и в столько же раз увеличить точность гироскопа, в котором установлен МЭД.

Для обеспечения возможности длительной работы (ресурса) магнитов из кобальто-самариевого сплава в среде водорода они защищаются двумя кольцевыми мембранами 4 из немагнитного сплава, при этом каждая мембрана двумя кольцевыми герметичными швами приваривается к ротору 1.

Герметизация магнитов 3 может также осуществляться и напылением на поверхность магнита вакуумплотной пленки из немагнитного металла (нержавеющей стали, титана и т.д.). Экспериментальные данные показали, что слой из нержавеющей стали 12Н18ХТЮ толщиной 10 мкм предохраняет кобальто-самариевый сплав в течение примерно 20000 ч, в то время как открытые магниты разрушаются через 400 ч.

Таким образом заявленное техническое решение по сравнению с прототипом (Multisensor. Final Report. The C.S. Draper Labratory Inc. June 1977. Technical Report AFAL-TR-77-50) за счет герметизации магнитов МЭД обладает расширенными эксплуатационными возможностями (может применяться в системах, не требующих принудительного обдува, так как гироскоп с герметизированным МЭД, может заполняться водородом, обеспечивающим наименьшие потери на трение) при одновременном повышении ресурса и стабильности положения центра масс ротора 1.

Формула изобретения

1. Магнитоэлектрический двигатель гироскопа, содержащий статоры, ротор и постоянные магниты, жестко связанные с ротором, отличающийся тем, что в него введена герметичная оболочка, расположенная на постоянных магнитах.

2. Двигатель гироскопа по п.1, отличающийся тем, что герметичная оболочка выполнена в виде закрепленных на роторе и расположенных по торцам постоянных магнитов двух кольцевых мембран из немагнитного материала.

3. Двигатель гироскопа по п.1, отличающийся тем, что герметичная оболочка выполнена в виде вакуум-плотного покрытия из немагнитного материала, нанесенного по всей поверхности каждого магнита.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

NF4A Восстановление действия патента

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.03.2012

Дата публикации: 27.03.2012




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, морским средствам и наземным транспортным средствам с двигателем, а именно к устройствам, обеспечивающим возможность ориентации платформы

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к приборам ориентации, навигации и систем управления подвижных объектов, и предназначено для измерения угловой скорости в этих системах

Изобретение относится к области приборостроения систем автоматизации и механизации производства

Изобретение относится к приборам для каротажа скважин. Техническим результатом является повышение надежности работы устройства и точности измерений за счет исключения систематических погрешностей прибора. Предложено устройство для шагового перемещения приспособления вокруг оси шагового перемещения, содержащее опору для поддержания приспособления для вращения вокруг оси шагового перемещения, причем опора содержит поворотное крепление, поддерживаемое на основании, для вращения вокруг поперечной оси, пересекающей ось шагового перемещения, и механизм привода шагового перемещения для шагового перемещения приспособления вокруг оси шагового перемещения. Причем механизм привода шагового перемещения содержит ведущую часть и ведомую часть. При этом ведущая часть выполнена на основании, а ведомая часть выполнена на поворотном креплении и соединена с возможностью передачи приводного усилия с приспособлением. Кроме того, ведомая часть способна входить в зацепление и выходить из зацепления с ведущей частью при вращении поворотного крепления вокруг поперечной оси, посредством чего, когда ведомая часть находится в зацеплении с ведущей частью, она может получать приводное усилие, приводящее к шаговому перемещению приспособления вокруг оси шагового перемещения. Раскрыты также прибор для каротажа, включающий указанное устройство шагового перемещения, и способ каротажа с использованием упомянутого прибора. 5 н. и 32 з.п. ф-лы, 26 ил.

Изобретение относится к способу и устройству для изготовления ротора электростатического гироскопа. Процесс изготовления ротора включает формообразование сферической заготовки ротора, его балансировку и нанесение тонкопленочного износостойкого покрытия переменной толщины. Образуют наружную сферическую поверхность покрытия с центром, смещенным относительно геометрического центра заготовки ротора на расчетную величину δ в сторону, противоположную направлению вектора дисбаланса ротора. Для этого в процессе напыления осуществляют циклическое возвратно-поступательное перемещение ротора вдоль оси потока напыляемого материала с заданной амплитудой ΔL отклонения ротора от среднего положения. Величина ΔL выбирается в зависимости от требуемого смещения δ. При этом цикл указанного перемещения синхронизирован с вращением ротора, а ротор ориентируют вектором дисбаланса в определенную сторону относительно источника напыляемого материала. В устройстве привод вращения соединен с элементами крепления ротора посредством одноколейного вала, у которого шатунная шейка имеет эксцентриситет ΔL относительно оси вращения ротора. Указанная шейка и упор, жестко закрепленный на основании камеры, с помощью шарниров связаны с концами шатуна. Привод вращения установлен на направляющих, задающих возможность его возвратно-поступательного перемещения вдоль оси потока напыляемого материала. При этом предусмотрено варьирование расстоянием между осями шарниров, а шатунная шейка установлена с возможностью изменения эксцентриситета ΔL относительно оси вращения ротора. Технический результат заключается в повышении и стабильности процесса изготовления ротора электростатического гироскопа за счет корректировки дисбаланса с сохранением геометрических параметров сферы. 2 н.п.ф-лы, 4 ил.
Наверх