Кран шаровой

 

Изобретение относится к оборудованию, используемому в бурении, а также при капитальном ремонте нефтяных, газовых и иных скважин для устранения открытых фонтанов пластовых флюидов. Внутри корпуса размещены седла, упругие прокладки и шаровая пробка. В стенках корпуса выполнены два соосных гладких отверстия одного размера. В отверстиях размещены пальцы управления. Два пальца управления сопряжены с шаровой пробкой на резьбе. Установка контровочных штифтов, препятствующих отвороту пальцев управления, предусмотрена со стороны проходного канала пробки в его полости. Контровка может быть выполнена и другим способом, например сваркой выступающих резьбовых концов. Седла имеют увеличенный проход за счет футеровки внутренней поверхности проходного канала прочным эластомером, например полиуретаном. Упругие прокладки поджаты к седлам упорными гайками. Пальцы управления имеют резиновые уплотнения. Использование изобретения позволяет повысить надежность управления краном в экстремальной ситуации, упрощает конструкцию и снижает металлоемкость. 5 ил.

Изобретение относится к оборудованию, используемому в бурении, а также при капитальном ремонте газовых, нефтяных или иных скважин для устранения открытых фонтанов пластовых флюидов.

Известен кран шаровой, предназначенный для предотвращения выброса промывочной жидкости и пластовых флюидов, представляющий собой комбинацию шарового крана и обратного клапана, седло которого расположено внутри шаровой пробки (а.с. N 1546615, кл. E 21 B 34/06, 1988 г.).

Основным недостатком конструкции этого устройства является неоправданно большие масса и наружные габариты корпуса, обусловленные вводом шаровой пробки внутрь корпуса через весьма большое отверстие в боковой стенке и последующей установке в нем опорного кольца под подшипник с наружным размером, равным, по крайней мере, диаметру шаровой пробки и резьбовой крышки (12). В таком случае отношение наружного диаметра корпуса (Dк) к наружному диаметру шаровой пробки (Dш.п.) будет иметь значение от 1,8 до 2, в то время как промышленные аналоги не превышают значения 1,5.

Устройство обладает также повышенным гидравлическим сопротивлением из-за суженного прохода в шаровой пробке, обусловленного конструкцией заделки уплотнительных элементов (8) в седлах (7). Уплотнительные элементы вводятся в торцевую кольцевую канавку седла, внутренняя концентрическая стенка которой и сужает проход, что создает трудности с наведением и установкой крана шарового на фонтанирующую из труб среду.

Повышенная металлоемкость удорожает изделие и требует больших физических ручных затрат на его установку в аварийных ситуациях на скважинах.

Принимая во внимание, что настоящий кран шаровой является аварийным средством, недостатком его можно считать также возможность управления им только с одной позиции, которая в силу неопределенности положения крана в составе буровых труб (БТ) или насосно-компрессорных труб (НКТ), поднятых над ротором, может быть весьма невыгодной для установки специального ключа.

Известен также кран шаровой, содержащий корпус цилиндрической формы, внутри которого размещены седла, упругие прокладки и шаровая пробка, имеющая палец управления с кольцевым резиновым уплотнением в отверстии стенки корпуса (Кутепов А. И. и др. Справочник-каталог по оборудованию и инструменту для предупреждения и ликвидации фонтанов, Москва, "Недра", 1981, стр. 38, рис. 1.20. Кран шаровой типа КШЦ).

Палец управления в этом устройстве взаимодействует с шаровой пробкой через шлицевое соединение и удерживается в ступенчатом отверстии стенки корпуса внутренними заплечиками.

Однако и эта конструкция обладает почти теми же недостатками, а именно большой металлоемкостью из-за необходимости введения внутрь корпуса двух стаканов, на торцах которых в местах стыка (а он расположен по оси вращения шара и на представленном чертеже явно не обозначен) образованы цилиндрические поверхности за счет смыкания полуотверстий, перпендикулярных оси корпуса, для размещения цапф вращения (цилиндрических поясков) шаровой пробки, суженным проходом в шаровой пробке из-за размещения уплотнительного элемента (4) в торцевой кольцевой канавке седла (1), ограниченными пространственными возможностями по управлению (закрытию) крана в аварийной ситуации.

Кроме того, стаканы усложняют конструкцию и создают определенные трудности технологического характера при изготовлении крана. Существенным моментом здесь является необходимость точного совмещения оси пальца управления (6) с плоскостью стыка стаканов (5) и (13).

Даже обеспечив при изготовлении крана эту необходимую точность, сохранить ее при эксплуатации не удается из-за значительных осевых усилий, испытываемых стаканами от одностороннего давления среды. Отверстия в стаканах в месте размещения цапф раздавливаются, шаровая пробка смещается с оси управления пальца (6) и кран, как свидетельствует практика эксплуатации, становится неработоспособным (не открывается или не закрывается).

Цель изобретения - повышение надежности управления краном в экстремальной ситуации, упрощение конструкции и снижение металлоемкости.

Цель достигается тем, что в стенках корпуса выполнены два соосных гладких отверстия одного размера, в которых размещены пальцы управления, взаимодействующие с шаровой пробкой и связанные с ней на резьбе, причем резьбовые концы пальцев управления выходят во внутренний проходной канал шаровой пробки и в его полости законтрены, при этом седла по внутренней поверхности футерованы эластомером, а упругие прокладки поджаты к седлам упорными гайками.

Просмотр библиографических и патентных материалов по фондам библиотек г. Саратова не выявил совокупности заявляемых признаков в данной области техники, что позволяет считать настоящее решение новым (отвечающим критерию "новизна").

Изобретательский уровень заявляемого решения не следует явным образом из уровня техники в области специальной запорной арматуры.

Решение реализуется не простым сочетанием деталей, а еще и приемом изготовления их. В нашем случае шаровая пробка и пальцы управления рассматриваются как отдельная сборка, предшествующая полной сборке крана. Т.е. пальцы вворачиваются до отказа в пробку с определенным натягом, а затем выполняют в их торцах шлицы управления и контровку выступающих внутрь пробки резьбовых концов.

Предлагаемое техническое решение является промышленно-применимым и полезным, так как оно повышает надежность управления краном в экстремальных условиях за счет уменьшения физических затрат на его ручную переноску и наведение на фонтанирующую струю флюида, а также наличием еще одного места для установки съемного ключа после ввинчивания крана с подвеску НКТ. Эти преимущества особо ощутимы при использовании крана в условиях работы бригад по капитальному ремонту скважины, где перекрытие НКТ должно производиться за какие-то считанные секунды.

На фиг. 1 представлен осевой диаметральный разрез крана шарового, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3, 4 - виды Б на фиг. 1 для открытого и закрытого положения крана, на фиг. 5 - вид В на фиг. 1 (в увеличении).

Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена шаровая пробка 2, имеющая два резьбовых отверстия, перпендикулярных оси проходного канала. Резьбовые отверстия в пробке расположены против гладких отверстий в стенках корпуса 1, через которые с наружной стороны в шаровую пробку 2 ввернуты до упора пальцы управления 3. На цилиндрической гладкой части пальцы управления 3 имеют кольцевые резиновые уплотнения, а по торцам, выступающим из корпуса 1, - шлицевые пазы для съемочного ключа. Направление шлицев на обоих пальцах управления 3 совпадает с осью корпуса 1. Поэтому расположение шлицев поперек корпуса дает визуальную информацию о закрытом положении шарового затвора.

Резьбовые концы пальцев управления 3 выступают во внутренний канал шаровой пробки 2 и имеют в этом месте контровочные элементы 4. С каждого торца корпуса 1 шаровая пробка имеет седло 5, прижимаемое к ней за счет упругой прокладки 6. Вместо прокладок могут использоваться тарельчатые пружины. Прокладка 6 поджимается к седлу гайкой 7. Кольцевые стыки корпуса 1 и седел 5 уплотнены резиновыми кольцами.

Внутренняя поверхность седла футерована прочным эластомером 8.

Есть несколько вриантов использования крана в процессе бурения и капитального ремонта скважин.

При бурении кран устанавливается под ведущей трубой и находится в открытом положении. При первых признаках начала возникновения открытого фонтанирования бурильщик поднимает буровой инструмент так, чтобы кран располагался над ротором бурового станка и специальным ключом, взаимодействуя с удобно расположенным в этот момент пальцем управления 3, поворачивает его вправо (по часовой стрелке) на 90o. В процессе ликвидации фонтана, т.е. осуществления целого комплекса мероприятий по задавливанию скважины, например, через трубы, кран шаровой открывается тем же специальным ключом также вращением на 90o вправо (по часовой стрелке) пальца управления 3.

В условиях бригад по капитальному ремонту скважин кран шаровой находится на стеллаже в открытом положении.

Во время, например, извлечения НКТ может произойти внезапное снижение уровня задавочной жидкости в скважине, что повлечет за собой открытое фонтанирование. В этом случае бурильщик опускает подвеску НКТ на уровень, удобный для установки шарового крана, а другой член бригады вручную подносит кран от стеллажа до открытого конца подвески НКТ, наводит его на фонтанирующую струю флюида и затягивает трубное резьбовое соединение ручным ключом. После этого этот же или другой член бригады устанавливает специальный ключ на удобный для него палец управления 3 и поворачивает его на 90o по часовой стрелке, что приводит к установке шаровой пробки 2 в закрытое положение и прекращению выброса флюида из НКТ.

Формула изобретения

Кран шаровой, содержащий корпус цилиндрической формы, внутри которого размещены седла, упругие прокладки и шаровая пробка, имеющая палец управления с кольцевым резиновым уплотнением в отверстии стенки корпуса, отличающийся тем, что в стенках корпуса выполнены два соосных гладких отверстия одного размера, в которых размещены пальцы управления, взаимодействующие с шаровой пробкой и связанные с ней на резьбе, причем резьбовые концы пальцев управления выходят во внутренний проходной канал пробки и в его полости законтрены, при этом седла по внутренней поверхности проходного канала футерованы прочным эластомером а упругие прокладки поджаты к седлам упорными гайками.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составам для глушения газовых и газоконденсатных скважин с пластовым давлением ниже гидростатического

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, к способам подготовки скважин к подземному и капитальному ремонту

Изобретение относится к охране подземных вод от загрязнения и может быть применено в горнодобывающей промышленности при скважинной разработке нефтяных и газовых месторождений при очистке загрязненного водоносного пласта с питьевой водой

Изобретение относится к гидравлическому разрыву подземных пластов нефтяных месторождений или стимулирования добычи нефти и/или газа из них, более конкретно к регулированию железа в водных жидкостях для гидроразрыва пласта для предотвращения образования железосодержащих осадков в ней, а также для предотвращения других нежелательных реакций железа
Изобретение относится к нефтяной промышленности, в частности, к способу глушения эксплуатационной скважины

Изобретение относится к нефтедобыче, в частности к способам обработки призабойной зоны скважин (ПЗС), вскрывших неоднородный по проницаемости и насыщенности нефтяной пласт

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к эксплуатации глубоких наклонных нефтяных и газовых скважин, расположенных в зоне многолетнемерзлых пород (ММП)

Изобретение относится к нефтегазодобыче, в частности к глушению скважин и трубопроводов с нефтью, газом, водой, находящихся в аварийном состоянии, с целью ликвидации аварий и розливов нефти, пластовой воды на рельеф местности и открытые водоемы и предотвращения утечек газовых выбросов в атмосферу

Изобретение относится к нефтяной промышленности, в частности к глушению эксплуатационных скважин при выполнении ремонтных работ
Изобретение относится к области нефтяных и газовых промыслов и может быть использовано при освоении, текущих и капитальных ремонтах скважин с использованием сеноманской и подтоварной воды
Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при освоении скважин

Изобретение относится к устройствам и механизмам, предназначенным для эксплуатации подземных вод и водозаборных сооружений, в частности для откачки артезианской воды в магистральные линии городских систем водоснабжения

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и предназначается для равновесного глушения скважин с аномально высокими пластовыми давлениями (АВПД) перед проведением геолого-технических мероприятий

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и предназначено для изоляции призабойной зоны скважины на время ее консервации или проведения в ней ремонтных работ

Изобретение относится к системам для введения нагнетательной текучей среды в поток углеводородной жидкости и может быть использовано при газлифтной эксплуатации скважин

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности эксплуатации скважин, и может быть использовано для добычи жидких углеводородов, в том числе с высоким газовым фактором
Наверх