Устройство для определения коэффициентов трения

 

Устройство содержит привод, неподвижное звено, базисное звено, являющееся плоскостью для испытуемой детали, два коромысла, кривошип и шатун, образующие шарнирный шестизвенник. Базисное звено является плоскостью для испытуемой детали и выполнено наклонным. Коромысла и шатун соединены с базисным звеном вращательными кинематическими парами. Привод предназначен для приведения в движение кривошипа. Техническим результатом является упрощение конструкции при увеличении точности определения коэффициентов трения покоя и движения. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов.

Коэффициент трения движения и трения покоя не равны между собой и обычно для их определения применяют различные установки. Так, для определения коэффициентов трения скольжения используют горизонтальный стол (1), на краю которого устанавливают ролик. Нить, проходящая через ролик, присоединяется одним концом к грузу, а другим - к детали, для которой определяется коэффициент трения скольжения. Увеличивая массу груза, достигают возникновения движения и путем пересчета сил тяжести груза и детали определяют коэффициент трения покоя. Недостатком этого способа является малая точность эксперимента вследствие дискретности грузов и влияния трения ролика и нити о ролик.

Для проведения экспериментальных работ по установлению рациональных параметров винтовой кинематической пары известно "Устройство для определения коэффициентов трения скольжения" (2). Устройство представляет собой плоский двухзвенный механизм, который является моделью винтовой кинематической пары. Основными узлами устройства являются ползун и наклонная плоскость, причем ползун шарнирно связан с верхней тележкой, а тележка жестко связана со штоком поршня нагрузочного цилиндра, который жестко связан с вертикальными направляющими и станиной. Наклонная плоскость регулируется винтовым механизмом и шарнирно сочленяется с нижней тележкой штоком другого нагрузочного цилиндра, соединенного с корпусом установки. Управление гидроцилиндрами и гидросистемой осуществляется от электропривода.

Недостатками этого устройства являются: сложность конструкции, особенно при проведении лабораторных работ и демонстрации опытов в учебных целях; малая точность измерений вследствие инерционности привода устройства, сложности определения угла наклона плоскости, неравномерности распределения усилий давления на ползун и наклонную плоскость во время проведения экспериментов, т.к. коэффициент трения зависит от относительной скорости смещения и от величины нормального давления.

Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции при увеличении точности определения коэффициентов трения и обеспечение возможности определения коэффициентов трения как покоя, так и движения.

Задача достигается за счет того, что собственно наклонная плоскость выполнена в виде базисного звена с тремя вращательными кинематическими парами, входящими в соединение с шатуном и двумя коромыслами механизма III класса по классификации Артоболевского И.И.

Конструкция предлагаемого механизма представлена на чертеже, где обозначены: кривошип 1, шатун 2, базисное звено 3 и коромысла 4 и 5.

Механизм представляет собой шарнирный шестизвенник с пятью подвижными и одним неподвижным звеньями, относящийся к механизмам III класса по классификации Артоболевского И.И., где роль треугольного базисного звена выполняет звено, являющееся собственно наклонной плоскостью, т.е. звено, выполняющее роль наклонной плоскости, связано вращательными кинематическими парами с шатуном и двумя коромыслами механизма.

Кривошип 1 механизма приводится в движение от любого привода, включая ручной. Предлагаемое устройство работает следующим образом: при вращении кривошипа за счет кинематических связей базисное звено 3 поворачивается и изменяет угол наклона к горизонту. При этом наклоняется и тело, которое предварительно положено на плоскость. При определенном наклоне плоскости к горизонту тело начнет передвигаться по плоскости. Это произойдет, когда tg > fдв, т. е. , когда тангенс угла наклона плоскости будет больше коэффициента трения движения fдв. Длины звеньев 1, 2, 4 и 5 могут изменяться и быть подобраны таким образом, что при определенных положениях (для разных коэффициентов трения) между углами поворота кривошипа и базисного звена, выполняющего функцию наклонной плоскости, выбирается любое передаточное отношение u > 1, причем где к - угол поворота кривошипа, нп - угол поворота наклонной плоскости.

Чем выше принимается u, тем точнее может быть определен угол наклона плоскости, а следовательно, и коэффициент трения.

Предлагаемое устройство может быть использовано и для определения коэффициента трения покоя. Для этого наклонная плоскость устанавливается в положении, определенном для начала движения, устанавливается испытуемое тело (деталь) и уменьшается угол наклона плоскости до полного останова детали; зафиксированный при этом угол и определяет коэффициент трения покоя п.

Источники информации Фриш С.Э., Тимарева А.В. Курс общей физики.

А.с. СССР N 847268, 1972, B 65 C 69/22.


Формула изобретения

Устройство для определения коэффициентов трения, содержащее привод, неподвижное звено и базисное звено, являющееся плоскостью для испытуемой детали, отличающееся тем, что оно снабжено двумя коромыслами, кривошипом и шатуном, образующими шарнирный шестизвенник с упомянутыми звеньями, базисное звено, являющееся плоскостью для испытуемой детали, выполнено наклонным, коромысла и шатун соединены с этим звеном вращательными кинематическими парами, а привод предназначен для приведения в движение кривошипа.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к области испытания материалов и может быть использовано для повышения чувствительности, точности и надежности способа определения коэффициента внешнего трения двух образцов, оба или один из которых изготовлены из твердого материала, а другой - из сыпучего материала

Изобретение относится к испытательной технике и позволяет исследовать удельное напряжение сдвига трущихся поверхностей при их сжатии удельным давлением до предела текучести одного из материалов

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано при испытаниях и исследованиях металлорежущих станков для определения передаточной функции подвижных узлов столов, суппортов, ползунов и др

Изобретение относится к трибометрии и может быть использовано в операции шлифования и математических зависимостях для расчета сил трения при шлифовании

Изобретение относится к области исследования процессов трения и изнашивания, в частности к способам определения коэффициента колеса тяговой единицы с рельсом

Изобретение относится к области исследования механических характеристик эластичных материалов и может быть использовано в машиностроении, приборостроении

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерению силы поверхностного трения, и может быть использовано при исследованиях физико-механических характеристик газового потока с твердыми частицами

Изобретение относится к измерительной технике и имеет целью повышение точности и чувствительности устройства для испытания и измерения коэффициента трения двух образцов, установленных один на другой

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации
Наверх