Буксирно-моторный катер

 

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к буксирам. Буксирно-моторный катер содержит корпус с обводами туннельного типа, двигатель, соединенный с двигателем реверс-редуктор и движительно-рулевой комплекс, выполненный в виде размещенных в кормовых туннелях, соединенных с реверс-редуктором двух гребных винтов в направляющих насадках и двух рулей. Движительно-рулевой комплекс снабжен по крайней мере одним водометным движителем, размещенным на днище в средней части корпуса с возможностью изменения направления его вектора тяги на 360o и соединенным с реверс-редуктором. Достигается повышение боковой тяги катера и тем самым обеспечивается возможность удерживания челночного парома от сноса течением как при движении, так и у берега при погрузке и выгрузке техники. 3 ил.

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к буксирам.

Известен буксирно-моторный катер БМК-130М (см. Техническое описание и инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию катера БМК-130М, САО "Вымпел", 1990, с. 12), содержащий корпус, двигатель и движительно-рулевой комплекс, выполненный в виде гребного винта в насадке и руля.

Недостатками катера БМК-130М являются низкая боковая тяга и малая тяга на заднем ходу, что отрицательно влияет на его эксплуатационные качества при буксировке паромов.

Известен также буксирно-моторный катер БМК-460 (прототип - см. Понтонный парк специальный ППС-84. Книга 2. Катер буксирно-моторный БМК-460. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1990, с.8, 15), содержащий корпус с обводными туннельного типа, двигатели, реверс-редукторы и движительно-рулевой комплекс, выполненный в виде размещенных в кормовых туннелях двух гребных винтов в направляющих насадках с приводом от реверс-рудекторов и двух рулей.

Недостатками катера БМК-460 являются низкая боковая тяга и недостаточная тяга на заднем ходу, что затрудняет удерживание катерами перевозного челночного парома у берега от сноса течением при погрузке и выгрузке техники, а также не позволяет развивать достаточную скорость при работе катеров на заднем ходу. Для удерживания перевозного парома у берега необходимо каждый раз разворачивать низовой буксирно-моторный катер перпендикулярно продольной оси челночного парома, носом против течения, а после погрузки (выгрузки) техники снова устанавливать его бортом к парому.

Задачей изобретения является повышение эксплуатационных качеств катера, преимущественно при работе в составе перевозного челночного парома.

Решение указанной задачи достигается тем, что в буксирно-моторном катере, содержащем корпус с обводами туннельного типа, двигатель, реверс-редуктор и движительно-рулевой комплекс, выполненный в виде размещенных в кормовых туннелях двух гребных винтов в направляющих насадках с приводом от реверс-редуктора и двух рулей, движительно-рулевой комплекс дополнительно снабжен по крайней мере одним водометным движителем, размещенным на днище в средней части корпуса с возможностью изменения направления его вектора тяги на 360o, с приводом от реверс-редуктора.

Использование заявленного технического решения позволит повысить боковую тягу катера и тем самым обеспечить возможность удерживания челночного парома от сноса течением как при движении, так и у берега при погрузке и выгрузке техники. Кроме того, увеличится тяга катера на заднем ходу и как следствие возрастает скорость движения парома (примерно в два раза) после выгрузки техники на противоположный берег и возвращения к исходному берегу.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено: на фиг. 1 - буксирно-моторный катер, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, план; на фиг. 3 - челночный паром, план.

Буксирно-моторный катер содержит корпус 1 с обводами туннельного типа, двигатель 2, реверс-редуктор 3, карданные валы 4 и 5, упорные подшипники 6, гребные валы 7, гребные винты 8 в направляющих насадках 9, рули 10 и водометный движитель 11. Водометный движитель размещен на днище в средней части корпуса 1 с возможностью изменения направления его вектора тяги на 360o и приводится в действие от реверс-редуктора 3, соединенного с двигателем 2. Корпус катера разделен водонепроницаемыми переборками на три отсека: носовой, машинный и кормовой. В корпусе катера встроена рубка 12 для размещения экипажа. Буксирно-моторный катер предназначен для передвижения перевозных паромов при переправе войсковой техники. Наибольшая эффективность достигается при использовании катера в составе перевозных челночных паромов, собираемых из материальной части понтонных парков.

Предложенное устройство работает следующим образом. Буксирно-моторные катера счаливают с паромом с помощью счальных устройств 13 и 14. В процессе погрузки и выгрузки техники паром удерживают у берега с помощью водометного движителя 11, вектор тяги которого направлен против течения. Отвал парома от исходного берега и движение его к противоположному берегу выполняют работой гребных винтов 8 на передний ход и тягой водометного движителя. Удерживание парома на курсе осуществляют рулями 10 с подруливанием водометным движителем. После выгрузки техники отвал парома от противоположного берега и движение его к исходному берегу осуществляют включением винтов 8 на задний ход, а вектор тяги водометного движителя 11 ориентируют в сторону исходного берега.

Формула изобретения

Буксирно-моторный катер, содержащий корпус с обводами туннельного типа, двигатель, соединенный с двигателем реверс-редуктор и движительно-рулевой комплекс, выполненный в виде размещенных в кормовых туннелях и соединенных с реверс-редуктором двух гребных винтов в направляющих насадках и двух рулей, отличающийся тем, что движительно-рулевой комплекс дополнительно снабжен по крайней мере одним водометным движителем, размещенным на днище в средней части корпуса с возможностью изменения направления его вектора тяги на 360o и соединенным с реверс-редуктором.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам передачи мощности на судах внутреннего плавания, и может быть использовано для передачи мощности главных двигателей на судах, имеющих двухвальные установки

Изобретение относится к судостроению , в частности к системам движительнорулевых колонок для обеспечения хода и маневренности

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым силовым дизельным установкам

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым энергетическим установкам

Изобретение относится к судо-- строению, в частности к судовым валогенераторным установкам

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности, к речным толкаемым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к речным транспортным средствам, способствующим повышению эффективности эксплуатации многониточных толкаемых речных составов, формируемых из несамоходных судов

Изобретение относится к судостроению и предназначено прежде всего для обеспечения перевозок грузов на морских прибрежных линиях и в бесперевалочном река море сообщении

Изобретение относится к судостроению, в частности к сцепным устройствам морских и речных толкаемых составов

Изобретение относится к судостроению, в частности, к толкаемым односекционным морским и многосекционным речным составам

Изобретение относится к судостроению , в частности к грузовому несамоходному флоту

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции буксирных судов для ввода кораблей в док
Наверх