Подводная лодка

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным лодкам, оснащенным средствами для ее спасения. Подводная лодка снабжена гибкими оболочками с силовыми сетками снаружи их, лебедкой, трос которой соединен с сеткой через регулируемый тормоз троса, источником газа под давлением с регулирующей и запорной аппаратурой между гибкой оболочкой и источником газа под давлением. В нижней части гибкой оболочки расположен предохранительный клапан. Управление запорной аппаратурой осуществляется от дифференциального датчика давления, полости которого соединены с внутренней полостью лодки и внешней водной средой. Гибкая оболочка снабжена обратными клапанами в своих верхней и нижней частях с направлением пропускания вверх. Последовательно верхнему обратному клапану установлен управляемый клапан для стравливания воздуха из гибкой оболочки. Гибкие оболочки размещены в камерах с откидными крышками на верхней части корпуса, преимущественно по оконечностям лодки. Достигается повышение живучести подводной лодки и ее тактико-технических данных путем снижения массы лодки. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам для спасения подводных лодок, а также любых других судов при их погружении в результате аварийной ситуации в водную среду.

Известна подводная лодка, содержащая корпус, энергетическую установку, отсеки для размещения экипажа и вооружения, рули для изменения положения лодки в водной среде и емкости для изменения ее плавучести (см. Большую советскую энциклопедию, М., "Советская энциклопедия", 1975, с. 102, 103).

Недостатками данной подводной лодки являются ее низкая живучесть при повреждении корпуса и выходе их строя энергетической установки, а также большая масса, вызванная увеличением ее прочности.

Известна подводная лодка, содержащая корпус, энергетическую установку, рули для изменения положения лодки в водной среде, емкость для изменения плавучести лодки путем их заполнения водной забортной средой или воздухом, отсеки для экипажа и вооружения (см. С.Н.Прасолов, М.Б.Амитин. Устройство подводных лодок. М., "Воениздат", 1973, с. 30-34).

Недостатками известной подводной лодки являются низкая живучесть при повреждении корпуса и при погружении ниже расчетной глубины, большая масса лодки, т. к. она расчитана на значительные глубины погружения, превышающие предельную глубину ее спасения; чрезмерные энергетические затраты на транспортировку излишней массы.

Техническим результатом изобретения является снижение массы лодки, повышение ее живучести, возможность своими средствами подняться на поверхность без посторонней помощи при аварии.

Он достигается тем, что известная подводная лодка дополнительно снабжена гибкими оболочками с силовыми сетками снаружи их, лебедкой, трос которой соединен с сеткой через регулируемый тормоз троса, источником газа под давлением с регулирующей и запорной аппаратурой между гибкой оболочкой и источником газа под давлением, при этом в нижней части гибкой оболочки расположен предохранительный клапан, а управление запорной аппаратурой осуществляется от дифференциального датчика давления, полости которого соединены с внутренней полостью лодки и внешней водной средой.

Кроме того, гибкая оболочка снабжена обратными клапанами в своих верхней и нижней частях с направлением пропускания вверх, причем последовательно верхнему обратному клапану установлен управляемый клапан для стравливания воздуха из гибкой оболочки.

Кроме того, гибкие оболочки размещены в камерах с откидными крышками на верхней части корпуса, преимущественно по оконечностям лодки.

На фиг. 1 изображена подводная лодка, вид сбоку; на фиг. 2 - механическая часть лодки, которая касается гибкой оболочки в силовой сетке; на фиг. 3 - пневматическая схема, совмещенная с электрической.

Лодка содержит корпус 1 с расположенными на верхней его поверхности камерами 2 с откидными крышками 3. Внутри камеры размещены гибкая оболочка 4 с силовой сеткой 5 на ее поверхности. Верхняя часть гибкой оболочки 4 снабжена управляемым клапаном 6, а в нижней части установлен предохранительный клапан 7. Гибкая оболочка 4 соединена шлангом 8 с обратным клапаном 9, регулируемым дросселем 10, управляемым клапаном 11, обратным клапаном 12 с источником 13 газовой среды под давлением. Схема управления содержит источник питания 14, дифференциальный датчик 15 давления, который соединен с внутренней полостью лодки и внешней водной средой. Датчик 15 имеет два контакта 16, регулируемую пружину 17, определяющую предельную глубину погружения. Электрическая схема имеет выключатели - ключи 18, 19, 20, а вне корпуса 1 лодки размещено взрывное устройство (ВУ) со своим электроприводом (на чертеже не показан). Силовая сетка 5 соединена с лебедкой 21 тросом 22, причем трос охватывается тормозом 23, который показан зажимным, но может быть различного исполнения, например, в виде шкива с несколькими оборотами троса 22 и торцевым зажимом шкива. Последний вариант используется чаще в силовых системах.

Действует лодка следующим образом. Рассмотрим аварийную ситуацию, которая не исчерпывает возможности лодки, когда погружение лодки приближается к ее расчетному пределу погружения. Примем глубину 150 метров. Этот параметр выбран из следующих соображений: на этой глубине отсутствует силовое воздействие от любого шторма и на этой глубине нельзя наблюдать лодку визуально с летательного аппарата. Такая предельная глубина позволяет проектировать корпус на меньшую статическую нагрузку, экономить металл высочайшего качества, повысить скорость и тактико-технические качества лодки. При приближении к 150 метрам глубины преодолевается сопротивление пружины 17, контакты 16 замыкаются, включается клапан 11 и газ начинает поступать в гибкую оболочку 4 от источника 13, крышки 3 откидываются и при полном торможении троса 22 тормозом 23 происходит заполнение гибких оболочек 4 до появления положительной плавучести всей лодки. Лодка всплывает при любом виде аварии на поверхность. Избыточное давление стравливается через предохранительный клапан 7. Если ходовые качества лодка сохранила, то она может уйти от места получения повреждения. Все операции совершаются в автоматическом режиме и не зависят от функциональных качеств остальных систем лодки. На поверхности лодка может находиться длительное время, либо осуществляя ремонт, либо до прибытия спасательного судна. Если ремонт произведен, лодка может продолжать выполнять свою задачу. Для этого открывают клапан 6 ключом 18, воздух стравливается из гибкой оболочки, освобождают трос 22 от тормоза 23 и втягивают оболочку 4 с сеткой 5 в камеру 2. В исходном положении трос 22 должен иметь люфт для избежания защемления гибкой оболочки 4 и сетки 5 краями камеры 2. Если есть необходимость, то можно подключить к шлангу 8 вакуумный насос (на чертеже не показан). Обратные клапаны 12 будут препятствовать проникновению воды во внутреннюю полость лодки и оболочки 4.

Возможны особые режимы работы лодки, когда она в рабочем состоянии.

Трос 22 должен быть не более 100 метров для избежания штормового воздействия. На гибкой оболочке 4 и ее силовой сетке могут быть размещены видеокамера и выходные магистрали для воздухообмена с приточно-отточной вентиляцией. Лодка может заполнить оболочку, которая в сумме с лодкой создает положительную плавучесть. Для этого достаточно включить ключ 20 до всплытия системы: лодка - гибкие оболочки. После этого отпустить ключ 20, если ключи без фиксации, если с фиксацией, то выключить ключ 19. Затем освободить тормоз 23 и выдать трос 22 лебедкой 21 до спуска на нужную глубину. Лодка в таком "подвешенном" положении может находится сколько угодно долго при наблюдении пространства и осуществлении воздухообмена и практически без затрат энергии. Причем лодка в любой момент может принять обычное положение с размещением оболочки 4 с сеткой 5 в камере 2 и продолжать выполнять задачу.

Лодка может перемещаться при нахождении оболочек на поверхности и в любой момент остановиться, если есть опасность прослушивания, и опять зависнуть без работы насосов на точно определенной глубине при наблюдении пространства вне водной среды и воздухообмена. Гибкие оболочки 4 с сетями силовыми 5, видеокамеры и магистрали воздухообмена должны быть закамуфлированы.

Взрывное устройство (ВУ) используется только в исключительных случаях, когда нужно отсоединить гибкую оболочку 4 и оставить только связь ее с тросом 22. Шланг 8 может быть быстро восстановлен при всплытии лодки, но делать его равным длине троса нецелесообразно, хотя такой вариант возможен. Поэтому использование взрывного устройства специально не описывалось. Выполнено оно может быть в виде ножа с взрывной камерой, куда устанавливают поршень с ножом на конце штока и опорой для шланга 8 с другой стороны, которая соединена с цилиндром.

Сеть силовую можно изготовить из синтетического материала, который имеет плотность в два раза больше воды, а прочность его близка к металлу. Из такого же материала можно изготовить трос 22.

Если принять радиус гибкой оболочки 4, когда она сопрягается с силовой сеткой, 5 - 6 метров, то подъемная сила будет равна от двух гибких оболочек 1800 тонн. Это для любой лодки не менее 30 - 40% от ее грузоподъемности.

Все аварийные операции также пригодны для любого надводного судна и последовательность будет такой же, что и для лодки, причем в автоматическом режиме.

Формула изобретения

1. Подводная лодка, содержащая корпус, энергетическую установку, рули для изменения положения лодки в водной среде, емкости для изменения плавучести лодки путем их заполнения водной забортной средой или воздухом, отсеки для экипажа и вооружения, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена гибкими оболочками с силовыми сетками снаружи их, лебедкой, трос которой соединен с сеткой через регулируемый тормоз троса, источником газа под давлением с регулирующей и запорной аппаратурой между гибкой оболочкой и источником газа под давлением, при этом в нижней части гибкой оболочки расположен предохранительный клапан, а управление запорной аппаратурой осуществляется от дифференциального датчика давления, полости которого соединены с внутренней полостью лодки и внешней водной средой.

2. Подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что гибкая оболочка снабжена обратными клапанами в своих верхней и нижней частях с направлением пропускания вверх, причем последовательно верхнему обратному клапану установлен управляемый клапан для стравливания воздуха из гибкой оболочки.

3. Подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что гибкие оболочки размещены в камерах с откидными крышками на верхней части корпуса, преимущественно по оконечностям лодки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к конструкциям корпусов подводных аппаратов

Изобретение относится к подводному судостроению и касается носовой оконечности подводной лодки

Изобретение относится к подводным судам, а именно: к необитаемым подводным аппаратам /НПА/, управляемым по кабелю и предназначенным для ведения работ при исследовании подводных объектов и локальных районов дна

Изобретение относится к подводному судостроению и предназначено для перевозки грузов в грузовых стандартных контейнерах на подводной лодке

Изобретение относится к судостроению, в частности, к строительству и эксплуатации грузовых судов, преимущественно в ледовых условиях

Изобретение относится к области подводного судостроения, для работы на мелководье арктического шельфа, особенно в устьях рек, проходящих через золотоносные районы, где имеются месторождения золота, платины, олова

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам для спасения подводной лодки
Наверх