Моторное масло

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных дизелях. Состав содержит, мас.%: щелочной алкилсалицилат кальция 2,3 - 3,1, щелочной сульфонат кальция 1,7 - 2,3, производное дитиофосфата цинка, в качестве которого может быть использован диалкил- или ди(алкил-фенил)дитиофосфат цинка, 1,1 - 2,4, полиметакрилат 0,8 - 1,5, полиметилсилоксан 0,003 - 0,005, сополимер эфиров метакриловой кислоты и синтетических жирных спиртов фракции C12-C18 с винилпирролидином мол.м. 11000 - 16000 0,3 - 2,0, минеральное масло до 100. Состав обеспечивает повышение окислительной стабильности, что приводит к повышению высокого уровня моющих свойств и увеличению срока службы масла при эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для смазывания высокофорсированных дизелей.

Известно моторное масло на минеральной основе, содержащее, мас.%: щелочной алкилсалицилат кальция 3,9-5,5; щелочной сульфонат кальция 1,3-3,5; диалкилдитиофосфат цинка 1,9-2,1; алкенилсукцинимид 1,4-1,6; продукт взаимодействия алкилфенолов мол. м. 900-1500; полиэтиленполиаминов с 3-6 аминными группами и формальдегида, модифицированный борной кислотой и алифатической монокарбоновой кислотой с 10-20 атомами углерода 1,9-2,1; полиметилсилоксан 0,003-0,005 (Патент РФ N 2034908, кл. С 10 M 159116, 10.05.95, БИ N 13).

Известно также моторное масло для быстроходных форсированных дизелей с наддувом, содержащее среднещелочной сульфонат кальция (3,5 мас.%), смесь алкилфенолята бария и ди(алкилфенил)дитиофосфата цинка в массовом соотношении 2,5:1 (6,0%), ди(алкилфенил)дитиофосфат цинка (0,8 мас.%), полиметилсилоксан (0,003 мас.%), минеральное масло до 100%. (Дерябин А.А. Смазка и износ дизелей. - Л.: Машиностроение, 1974, с. 130).

Наиболее близким по составу к заявляемому является моторное масло, содержащее, мас.%: щелочной алкилсалицилат кальция 3,8; щелочной сульфонат кальция 2,0; производное дитиофосфата цинка - диалкилдитиофосфат цинка 2,2; алкенилсукцинимид 1,5; полиметилсилоксан 0,003; полиметакрилат 0,5; минеральное масло до 100. (Дерябин А.А. Смазка и износ дизелей. - Л.: Машиностроение, 1974, с. 118).

Задача изобретения - создание моторного масла, которое при эксплуатации дает меньше отложений на деталях двигателя и имеет больший срок службы за счет повышения окислительной стабильности.

Задача решается тем, что предлагаемое моторное масло на минеральной основе содержит щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, производное дитиофосфата цинка, полиметилсилоксан, полиметакрилат и сополимер эфиров метакриловой кислоты и синтетических жирных спиртов фракции С12- С18 с винилпирролидоном мол. м. 11000-16000 при следующем соотношении компонентов, мас.%: щелочной алкилсалицилат кальция 2,3-3,1; щелочной сульфонат кальция 1,7-2,3; производное дитиофосфата цинка - диалкилдитиофосфат цинка или ди(алкилфенил)дитиофосфат цинка 1,1-2,4; сополимер эфиров метакриловой кислоты и синтетических жирных спиртов фракции С1218 с винилпирролидоном мол. м. 11000-16000 0,3-2,0; полиметакрилат 0,8-1,5; полиметилсилоксан 0,003-0,005; минеральное масло до 100.

Отличием предлагаемого технического решения от прототипа является использование в составе моторного масла сополимера эфиров метакриловой кислоты и синтетических жирных спиртов С1218 с винилпирролидоном мол.м. 11000-16000, а также предлагаемое соотношение компонентов.

При совместном использовании вышеуказанных присадок в составе предлагаемого моторного масла удалось получить новый результат - повысить окислительную стабильность. Данный эффект обусловлен действием сополимера эфиров метакриловой кислоты и синтетических жирных спиртов фракции С1218 с винилпирролидоном мол. м. 11000-16000 в совокупности с остальными компонентами, что подтверждается результатами испытаний предлагаемого масла, приведенными ниже. При выбранном соотношении компонентов синергитический эффект максимален. Результаты моторных испытаний подтверждают эффективность заявляемого технического решения. Ниже дана краткая характеристика компонентов, входящих в состав заявляемого моторного масла.

Щелочной алкилсалицилат кальция (ТУ 38.1011090-88) представляет собой коллоидный раствор в минеральном масле кальциевой соли алкилсалициловой кислоты с мол. м. 750-820 и мелкодисперсного карбоната кальция, находящегося также в коллоидном состоянии. Содержание кальциевой соли алкилсалициловой кислоты в масле-растворителе 25-30%, а карбоната кальция 6-9%. В состав щелочного алкилсалицилата кальция входят также свободные алкилфенолы и алкилфенольные эфиры в количестве до 20%. Общая щелочность присадки 100-140 мг КОН на 1 г щелочного алкилсалицилата кальция получается карбонатацией углекислым газом в присутствии Са(ОН)2 нейтрального алкилсалицилата, растворенного в минеральном масле.

Щелочной сульфонат кальция (ТУ 38.1011283-89) представляет собой коллоидную дисперсию карбоната кальция в минеральном масле, стабилизированную сульфонатом кальция. Общая щелочность присадки 120-150 мг КОН/г.

Диалкилдитиофосфат цинка (ТУ 38.5901254-90) представляет собой раствор в масле диалкилдитиофосфата цинка общей формулы , где R - C8 алкил, R1 - C4 алкил, содержит цинка 4,7-5,6%; фосфора 4,4-4,9%; pН раствора присадки в спиртобензольной или спиртотолуольной смеси не менее 5,5.

Ди(алкилфенил)дитиофосфат цинка (ТУ 38.101680-77) представляет собой раствор в масле ди(алкилфенил)дитиофосфата цинка общей формулы , где R - С8 алкил, содержит цинка не менее 2,4%, фосфора не менее 2,3%, серы не менее 4,5%; pН раствора присадки в спиртобензольной или спиртотолуольной смеси не менее 2,7.

Полиметакрилат (ТУ 601270-84) - продукт полимеризации эфиров метакриловой кислоты и смеси жирных синтетических первичных спиртов фракции С1216 нормального строения, условная мол.м. 13000-18000.

Сополимер эфиров метакриловой кислоты и синтетических жирных спиртов фракции С1218 с винилпирролидоном обладает депрессорными и детергентно-диспергирующими свойствами. Массовая доля активного вещества 30-40%. Содержание азота 0,5-0,9%. Условная молекулярная масса 11000-16000 (ТУ-38.401-848-91).

Полиметилсилоксан (ТУ 60220-79) - смесь полимеров метилсилоксанов линейной и циклической структуры с мол.м. 2500-3500. Минеральное масло селективной очистки и требуемой вязкости. Изготовлено 8 образцов опытного моторного масла, составы которых представлены в табл. 1. Для сравнительных испытаний был приготовлен образец масла по прототипу следующего состава, мас. %: щелочной алкилсалицилат кальция 3,8; щелочной сульфонат кальция 2,0; диалкилдитиофосфат цинка 2,2; алкенилсукцинимид 1,5; полиметакрилат 0,5; полиметилсилоксан 0,003; минеральное масло до 100.

Образцы опытного моторного масла и масло-прототип были подвергнуты лабораторным исследованиям с целью подтверждения наличия синергитического эффекта в повышении окислительной стабильности масла и, следовательно, лучшей его сохраняемости и работоспособности.

Методика лабораторного исследования окислительной стабильности заключается в определении светопроницаемости окисленного образца моторного масла по отношению к исходному оптическим методом. Чем стабильнее испытуемый образец, тем меньше изменяется его светопроницаемость после окисления. Результаты выражаются в относительных процентах. Так, например, проба испытуемого продукта (36 г) в течение 10 ч окисляется при температуре 190oС в стекле в присутствии катализаторов окисления - пластины из свинца (ГОСТ 3778-77) диаметром 24,5 мм и толщиной 1 мм и растворенного нафтената меди (ГОСТ 9549-80) в количестве 0,02 мас.%. С помощью фотокалориметра (ФЭК 56) определяется светопроницаемость окисленного образца моторного масла и сопоставляется со светопроницаемостью этого образца до окисления.

Как показала практика, моторные масла, более стойкие к окислению, обеспечивают высокий уровень моющих свойств в эксплуатации и имеют длительный срок службы и лучше сохраняют исходные характеристики при длительном хранении. Результаты лабораторных исследований представлены в табл. 2.

Приведенные результаты лабораторных испытаний показывают, что синергетический эффект в повышении окислительной стабильности проявляется только у образцов, содержащих заявляемое соотношение компонентов.

Результаты лабораторных исследований подтверждаются положительными результатами моторных испытаний.

Формула изобретения

1. Моторное масло, содержащее минеральное масло, щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, производное дитиофосфата цинка, полиметакрилат, полиметилсилоксан, отличающееся тем, что масло дополнительно содержит сополимер эфиров метакриловой кислоты и синтетических жирных спиртов C12-C18 с винилпирролидоном М.М. 11.000-16.000 при следующем соотношении компонентов, мас.% Щелочной алкилсалицилат кальция - 2,3 - 3,1
Щелочной сульфонат кальция - 1,7 - 2,3
Производное дитиофосфата цинка - 1,1 - 2,4
Полиметакрилат - 0,8 - 1,5
Полиметилсилоксан - 0,003 - 0,005
Сополимер эфиров метакриловой кислоты и синтетических жирных спиртов C12-C18 с винилпирролидоном М.М. 11.000-16.000 - 0,3 - 2,0
Минеральное масло - До 100
2. Моторное масло по п. 1, отличающееся тем, что в качестве производного дитиофосфата цинка оно содержит диалкилдитиофосфат цинка или ди(алкилфенил) дитиофосфат цинка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к модификаторам трения, антифрикционным составам, вводимым в смазочные материалы

Изобретение относится к составам для приготовления эмульсий смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для механической обработки металлов

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки узлов трения машин и механизмов
Изобретение относится к изготовлению водных растворов смазочно-охлаждающих жидкостей и может быть использовано на металлообрабатывающих предприятиях при обработке цветных и черных металлов на операциях лезвийной обработки, шлифования и др
Изобретение относится к материалам, предназначенным для улучшения эксплуатации резьбовых соединений, а также для разъемных соединений, имеющих базирующие штифты, шлицы и другие опорные поверхности

Изобретение относится к технологии получения смазочных материалов, а конкретно - консервационных смазок

Изобретение относится к гидравлическим жидкостям, в частности к гидравлическим тормозным жидкостям, используемым в гидроприводах тормозов и сцеплении автомобилей

Изобретение относится к твердым смазкам, применяемым при металлообработке деталей из сталей и твердых сплавов абразивными инструментами, в частности при шлифовании, заточке, доводке и т.п., и позволяет снизить среднюю температуру обработки, предотвратить и уменьшить прижоги на сталях, предотвратить термомеханическое разрушение абразивного инструмента

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных автомобильных дизельных двигателях
Изобретение относится к изготовлению водных растворов смазочно-охлаждающих жидкостей и может быть использовано на металлообрабатывающих предприятиях при обработке цветных и черных металлов на операциях лезвийной обработки, шлифования и др

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных автомобильных дизельных двигателях

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в узлах трения

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу экологически безопасной смазочной композиции, предназначенной главным образом для смазки дейдвудного вала, которая также может быть использована для смазки зубчатых и червячных передач, в гидроприводах, в оборудовании угольной, текстильной, пищевой и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к составам огнестойких рабочих жидкостей для гидравлических систем, работающих в условиях повышенной пожароопасности на предприятиях металлургической, деревообрабатывающей промышленности, литейного, сварочного, кузнечно-прессового производств

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям для литья под давлением цветных сплавов, преимущественно при производстве отливок из цинковых и алюминиевых сплавов

Изобретение относится к составу моторного масла, предназначенного для использования в промышленных высокофорсированных дизельных двигателях

Изобретение относится к рабочим жидкостям для электрооборудования и может быть использовано особенно эффективно, в частности в системах охлаждения погружного электрооборудования, для трансформаторов ручных переносных приборов, например, сварочных аппаратов и т.п

Изобретение относится к составам смазочных масел, являющихся смесью высокомолекулярных соединений и применяющихся в холодильных машинах, в частности для холодильных агрегатов, работающих на фторуглеводородных агентах и конкретно на 1,1,1,2-тетрафторэтане (R-134A)
Наверх