Баллон для сжатого газа

 

Баллон предназначен для хранения, транспортировки и использования сжатых газов. Баллон выполнен сварным из титанового сплава. Максимальные радиусы кривизны наружных поверхностей дна (Rд) и горловины (Rг), а также толщины дна (д) и горловины (г) соотносятся с радиусом наружной поверхности цилиндра (Rц) и его толщиной (ц) следующим образом: Rд/Rц=1-1,5, Rг/Rц=1-1,5, д/ц = 0,45-0,75, г/ц = 0,45-0,75. В результате повышается долговечность и надежность конструкции баллона. 1 ил.

Изобретение относится к конструкции сосудов, работающих под высоким давлением, в частности к баллонам высокого давления, предназначенных для хранения, транспортирования и использования сжатых газов (воздуха, аргона, азота и др. ). Баллоны для сжатых газов под высоким давлением являются устройствами, используемыми в различных областях народного хозяйства и техники и, в частности, могут найти применение в дыхательных аппаратах и аквалангах.

Основными требованиями, предъявляемыми к таким газовым баллонам, являются: - эксплуатационная надежность при минимальных значениях весовых характеристик; - длительность срока службы; - коррозионностойкость по отношению к окружающей среде и хранимому в баллонах газу; - низкая материалоемкость.

Конструкция отечественных баллонов определяется стандартами (например, ГОСТ 949-73 и др.) и представляет собой трубу с закатанными дном и горловиной, причем дно загерметизировано с помощью сварки. При этом толщина стенки к вершине дна горловины плавно увеличивается до 3-4 толщин стенки трубы.

Баллоны данной конструкции, принятые за аналог, выпускаются, например, Первоуральским металлургическим заводом.

Однако существующие конструкции газовых баллонов не обеспечивают достаточной эксплуатационной надежности (прочности) и длительного срока службы, что связано с их определенными конструктивными особенностями.

Наименее надежным элементом конструкции таких баллонов (по ГОСТ 949-73) является зона герметизации дна сваркой. Зона герметизации дна сварки характеризуется наличием сварочных дефектов, подвержена значительной коррозии и снижает срок службы баллонов.

Технология изготовления стандартных баллонов не позволяет получать оптимальные форму и соотношения радиусов и толщин цилиндрической части, дна и горловины.

Оптимальные прочностные характеристики баллонов при минимальном их весе могут быть достигнуты выбором соответствующей формы баллонов - это цилиндр с выпуклыми, приближающимися к полусфере дном и горловиной и толщиной стенок дна и горловины, приблизительно равной половине толщины стенки цилиндрической части, что не выполняется в конструкции рассматриваемых баллонов и приводит к снижению эксплуатационной надежности и увеличению весовых характеристик.

Рассматривая алюминиевые баллоны, также взятые за аналог, запатентованные во Франции (N2221685, 1974, б. N 46) и в Великобритании (N 1419317, 1975), отмечаем тот же недостаток, а именно неоптимальность формы баллонов и соотношений радиусов и толщин цилиндрического корпуса, дна и горловины.

Общими признаками с предлагаемым авторами баллоном является наличие цилиндрического корпуса с дном и горловиной.

Наиболее совершенной конструкцией является конструкция баллонов для сжатого газа фирмы "Faber", (Италия), принятый за прототип (Григорьев У.Г. и др. Газобаллонные автомобили. -М.: Машиностроение, 1989, с. 100-102).

Баллон представляет собой стальной штампованный из листа цилиндрический корпус со сплошным дном и закатанной горловиной. Толщина стенки цилиндра и сплошного дна одинакова. В такой конструкции отсутствует влияние герметизации дна сваркой, но тем не менее не оптимальны форма и соотношения толщин стенок цилиндра, дна и горловины.

Техническая задача, стоящая перед авторами предложенного баллона, состоит в создании долговечной конструкции баллона с высокой эксплуатационной надежностью при минимальном весе и увеличенном количестве запасаемого газа.

Сущность изобретения заключается в том, что баллон для сжатого газа, имеющий форму цилиндра с выпуклыми дном и горловиной в отличие от прототипа выполнен сварным из титанового сплава, причем максимальные радиусы кривизны наружных поверхностей дна Rд и горловины Rг, а также толщины дна д и горловины г соотносятся с радиусом наружной поверхности цилиндра Rц и его толщиной ц следующим образом: Rд/Rц=1...1,5, Rг/Rц=1...1,5, д/ц= 0,45...0,75, г/ц= 0,45...0,75.

Сварные швы могут быть обработаны изнутри заподлицо с поверхностью цилиндра.

Выбор толщины дна горловины по отношению к цилиндрической части в указанных пределах, а также выбор соответствующих радиусов цилиндра, дна и горловины приводит к практической равнопрочности цилиндра, дна и горловины, уменьшению веса и материалоемкости предлагаемого баллона.

Выполнение баллона из титанового сплава делает его коррозионностойким по отношению к окружающей среде, даже в морской воде, и экологически чистым в части хранимого в нем газа, что благоприятствует применению баллонов в качестве дыхательных аппаратов и аквалангов.

Использование титановых сплавов в баллонах высокого давления известно из патента Японии N1-26065, 1987, F 16 J 12/00.

Несмотря на известность использования титана как коррозионностойкого материала, применение его в сочетании с предложенными выбранными соотношениями толщин и радиусов дна, горловины и цилиндрической части баллона, изготовленного сваркой, позволило получить новый технический результат: равнопрочность конструкции, что влияет на длительность использования баллона под давлением, увеличение количества запасаемого в баллоне газа, уменьшение веса по сравнению с другими конструкциями соответствующих габаритов и уменьшение материалоемкости конструкции, а также возможность использования для хранения экологически чистых газов.

При нарушении выбранных соотношений, предложенных выше, технический результат не достигается.

Наличие отличительных от прототипа признаков говорит о соответствии критерию новизны конструкции предлагаемого баллона.

В подтверждение критерия промышленной применимости можно рассмотреть конструкции баллона на чертеже, где 1 - цилиндрическая часть, 2 - дно, 3 - горловина, Rд, Rц, Rг - радиусы кривизны наружных поверхностей дна, цилиндра и горловины, д,ц,г- толщины стенок дна, цилиндра и горловины. Баллон выполняется сварным и может состоять из 3-х (цилиндр, штампованные дно и горловина) или 2-х (штампованные цилиндрическая часть с дном и цилиндрическая часть с горловиной) частей.

По предлагаемому изобретению была разработана конструкторская документация, по которой были изготовлены опытные образцы баллонов с предложенными соотношениями.

Испытания подтвердили высокие прочностные, весовые и эксплуатационные характеристики баллонов.

Как показали испытания, в высокопрочных титановых баллонах увеличилось в 1,3 раза количество запасаемого газа по сравнению с прототипом аналогичных размеров.

Формула изобретения

1. Баллон для сжатого газа, имеющий форму цилиндра с выпуклыми дном и горловиной, выполненными из титанового сплава, отличающийся тем, что баллон выполнен сварным, причем максимальные радиусы кривизны наружных поверхностей дна (Rд) и горловины (Rг), а также толщины дна (д) и горловины (г) соотносятся с радиусом наружной поверхности цилиндра (Rц) и его толщиной (ц) следующим образом: Rд/Rц = 1 - 1,5, Rг/Rц = 1 - 1,5, д/ц= 0,45 - 0,75, г/ц= 0,45 - 0,75.

2. Баллон по п.1, отличающийся тем, что сварные швы обработаны изнутри заподлицо с поверхностью цилиндра.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике высокого давления и может быть использовано при создании сосудов высокого давления, например газотопливных баллонов

Изобретение относится к усовершенствованной конструкции уплотнительного элемента жесткости в виде бобышки с горловиной для усиления (упрочнения) сопряжения между наружной обшивкой (то есть корпусом) из намоточного волокнистого композиционного материала и неметаллической внутренней обшивкой (то есть футеровкой ) сосуда высокого давления с закругленными или сферическими торцами

Изобретение относится к технике хранения, распределения и транспортировки газов и жидкостей и может быть использовано в конструкциях транспортных средств для хранения и распределения компонентов топлива в химической, автомобильной, авиационной, космической и судостроительной промышленности, а также при транспортировке газов и жидкостей железнодорожным или морским транспортом

Изобретение относится к области гидравлики, преимущественно к проведению испытаний трубопроводов или емкостей для содержания жидкости на герметичность и прочность

Изобретение относится к области энергетики, а более конкретно к производству газовой аппаратуры, и может использоваться, например, в автотранспорте на газовом топливе

Изобретение относится к многослойным сосудам высокого давления и может быть использовано при изготовлении сверхнегебаритных корпусов ядерных реакторов большой мощности и крупногабаритных сосудов в химической и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к холодильной технике, а именно, к камерам для низкотемпературного хранения биологических материалов без замораживания при температуре ниже 0оС под гидростатическим давлением, может быть использовано для криоконсервирования биоматериалов в биологии, медицине, сельском хозяйстве и позволяет сохранять свойства материалов

Изобретение относится к конструкции сосудов, работающих под высоким давлением, в частности к баллонам высокого давления (от 100 кгс/см2 и выше), предназначенным для хранения, транспортирования и использования сжатых газов (воздуха, кислорода, азота и др

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к авиационно-космической, автомобильной, бытовой и другой технике, где используются сосуды давления, наполненные сжатым газом или сжиженными компонентами топлива

Изобретение относится к конструкциям сосудов высокого давления

Изобретение относится к машиностроению в области изготовления сосудов, работающих под внутренним давлением, и может также применяться в качестве элемента трубопроводов высокого давления

Изобретение относится к машиностроению в области изготовления сосудов, работающих под внутренним давлением, и может также применяться в качестве элемента трубопроводов высокого давления

Изобретение относится к машиностроению в области изготовления сосудов, работающих под внутренним давлением
Наверх