Цистерна

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкциям цистерн горизонтального расположения для перевозки жидких грузов. Цистерна включает котел с загрузочным люком и крышкой с ригелем, шарнирно закрепленным на котле посредством стойки, крышка образована двумя расположенными одна под другой пластинами, соединенными по периметру кольцом жесткости, а в средней зоне - посредством стержневого элемента, выступающего над верхней пластиной для взаимодействия с ригелем через опорную пластину, жестко соединенную с двумя параллельными пластинами, которыми образован ригель, и с планкой, установленной в средней зоне между пластинами. Между двумя параллельными пластинами установлена жестко соединенная с крайней планкой пластина со сквозным отверстием для установки откидного болта, и верхняя пластина, жестко соединенная с ними и с упомянутой крайней планкой. Ригель снабжен ручкой и скобой для опломбирования грузов и установлен с возможностью фиксации при загрузке цистерны. На кольце жесткости со стороны откидного болта и на головке откидного болта установлены упорные пластины с возмонжсотью воздействия между собой. Изобретение позволяет снизить металлоемкость, повысить надежность транспортировки и улучшить удобство в эксплуатации. 3 з.пп.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкциям цистерн горизонтального расположения для перевозки жидких грузов.

Известны конструкции цистерн для перевозки жидких грузов [1], содержащие котел, устройства для налива и слива, причем слив и налив открытый. Налив - верхний, через горловину люка. Слив - нижний, через сливной прибор. Цистерны снабжены предохранительно-впускным клапаном для защиты от повышения давления и образования вакуума в котле, а также снабжены устройством для определения уровня заполнения котла.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемой конструкции котла цистерны является цистерна, включающая в себя котел с загрузочным люком и крышкой с ригелем, шарнирно закрепленным на котле посредством стойки, при этом крышка образована двумя расположенными одна под другой пластинами, одна из которых выполнена изогнутой, причем пластины соединены по периметру между собой посредством кольца жесткости, а в средней зоне - посредством стержневого элемента, установленного так, что его свободный участок выступает над верхней пластиной с возможностью взаимодействия с ригелем, а верхняя пластина шарнирно укреплена на оси шарнира ригеля [2].

Недостатком известных конструкций, в частности крышек цистерн, является высокая себестоимость, недостаточность герметизации крышки люка, нетехнологичность в изготовлении, а также неудобство при ее эксплуатации.

Целью изобретения является уменьшение себестоимости путем снижения металлоемкости, улучшение надежности транспортировки жидких грузов за счет повышения герметичной фиксации крышки, а также улучшение удобства при эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в цистерне, включающей в себя котел с загрузочным люком и крышкой с ригелем, шарнирно закрепленным на котле посредством стойки, крышка образована двумя расположенными одна под другой пластинами, одна из которых выполнена изогнутой, при этом пластины соединены по периметру между собой посредством кольца жесткости, а в средней зоне - посредством стержневого элемента, установленного так, что его свободный концевой участок выступает над верхней пластиной с возможностью взаимодействия с ригелем, причем верхняя пластина шарнирно укреплена на оси шарнира ригеля, и откидной болт для фиксации крышки, при этом ригель крышки выполнен из двух параллельных пластин, жестко соединенных между собой посредством планок, а стержневой элемент взаимодействует с ригелем через опорную пластину, которая жестко соединена с двумя параллельными пластинами и планкой, установленной в их средней зоне, между двумя параллельными пластинами установлена пластина со сквозным отверстием для установки откидного болта, которая жестко соединена с крайней планкой и параллельными пластинами, между которыми установлена верхняя пластина ригеля, которая жестко соединена с ними и с упомянутой крайней планкой, при этом ригель дополнительно снабжен ручкой и скобой для опломбирования, которые закреплены на одной из боковых поверхностей одной из параллельных пластин, а внутренняя поверхность стойки люка снабжена упором для фиксации ригеля при загрузке цистерны, причем на верхней поверхности кольца жесткости со стороны откидного болта, а также на головке самого откидного болта жестко установлены упорные пластины с возможностью воздействия одной упорной пластины на другую.

На фиг. 1 изображена цистерна, общий вид; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - вид сверху узла I фиг. 2.

Цистерна включает установленный на платформе котел 1 с загрузочным люком 2 и крышкой 3, образованной расположенными одна под другой пластинами 4 и 5, одна из которых выполнена изогнутой, пластины соединены по периметру между собой посредством кольца жесткости 6, имеющего паз с размещенной в нем уплотнительной прокладкой 7. В средней части пластин 4 и 5 выполнены соосные отверстия, в которые устанавливается стержневой элемент 8 для жесткого соединения, при этом его концевой участок выступает над пластиной 4. Крышка имеет ригель 9, шарнирно закрепленный посредством оси 10 на стойке 11, установленной на котле 1, а также откидной болт 12 для герметичной фиксации крышки 3 на загрузочном люке 2. Пластина 4 шарнирно закреплена на оси 10 стойки 11 с помощью косынок 13. Ригель 9 крышки 3 выполнен из двух параллельных пластин 14, которые жестко соединены между собой посредством планок 15, 16 и 17. Две планки 15 и 16 выполнены соразмерно высоте их соединения с параллельными пластинами 14, а стержневой элемент 8 взаимодействует с ригелем 9 через опорную пластинку 18, которая жестко соединена с параллельными пластинами 14 и планкой 16, установленной в средней зоне параллельных пластин 14. Использование в конструкции опорной пластины 18 позволило увеличить усилие на стержневой элемент 8 для создания максимально необходимого уплотнения, обеспечивая тем самым герметичность крышки люка 3. В ригеле 9 установлена пластинка 19 со сквозным отверстием для установки откидного болта 12, при этом пластинка 19 жестко соединена с параллельными пластинами 14 и планкой 15. Между параллельными пластинами 14, установлена верхняя пластина 20, жестко соединенная с параллельными пластинами 14, пластиной со сквозным отверстием 19 и планкой 15. Снабжение ригеля 9 верхней пластиной 20 позволяет усилить жесткость и соответственно надежность его конструкции.

К параллельным пластинам 14 жестко закреплена планка 17. Высота планки 17 превышает в 1,2-1,3 раза высоту параллельных пластин 14 в зоне их соединения.

Ригель дополнительно снабжен ручкой 21 и скобой 22, установленных на одной из боковых поверхностей параллельных пластин 14.

На внутренней поверхности стойки 11 установлен упор 23 для фиксации ригеля при загрузке цистерны.

Для исключения образования вакуума в цистерне 1 и для устранения примерзания крышки 3 на верхней поверхности кольца жесткости 6 со стороны откидного болта 12, а также на головке откидного болта 12 жестко установлены упорные пластины 24 и 25 таким образом, что при отводе откидного болта 12 в сторону происходит резкое воздействие одной упорной пластины 25 на другую (24).

Конструктивные элементы цистерны работают следующим образом.

Закрытие: крышку 3 загрузочного люка 2, шарнирно закрепленную на оси 10 стойки 11, опускают на загрузочный люк 2, после чего на крышку 3 опускают ригель 9, затем в пластину 19 заводят откидной болт 12, при этом путем навинчивания гайки откидного болта 12 оказывают через опорную пластину 18 давление на стержневой элемент 8 до необходимого уплотнения с целью создания герметичной фиксации крышки.

Открытие крышки 3 производят в обратном порядке, при этом следует отметить, что при отводе откидного болта 12 происходит приподъем крышки 3 за счет направленного усилия упорной пластины 25, жестко установленной на головке болта 12, на упорную пластину 24, жестко установленную на верхней поверхности кольца жесткости 6.

Использование предлагаемой конструкции позволит значительно снизить металлоемкость и себестоимость за счет использования отходов производства при изготовлении цистерны, повысить надежность перевозки жидких грузов путем улучшения герметичной фиксации запорного устройства люка и тем самым улучшить экологическую безопасность за счет исключения выхода из него вредных веществ в окружающую среду, обеспечить удобство при эксплуатации и обслуживании.

Предлагаемая конструкция проста и технологична в изготовлении.

Источники информации 1. Шадур Л.А. и др. "Вагоны". - М.: 1973, с. 357-360.

2. Авторское свидетельство СССР N 1570941, кл. B 61 D 5/100; B 65 D 88/12.

Формула изобретения

1. Цистерна, включающая в себя котел с загрузочным люком и крышкой с ригелем, шарнирно закрепленным на котле посредством стойки, крышка образована двумя расположенными одна под другой пластинами, одна из которых выполнена изогнутой, при этом пластины соединены по периметру между собой посредством кольца жесткости, а в средней зоне - посредством стержневого элемента, установленного так, что его свободный концевой участок выступает над верхней пластиной с возможностью взаимодействия с ригелем, причем верхняя пластина шарнирно укреплена на оси шарнира ригеля, и откидной болт для фиксации крышки, отличающаяся тем, что ригель крышки выполнен из двух параллельных пластин, жестко соединенных между собой посредством планок, а стержневой элемент взаимодействует с ригелем через опорную пластину, которая жестко соединена с двумя параллельными пластинами и с планкой, установленной в их средней зоне, между двумя параллельными пластинами установлена пластина со сквозным отверстием для установки откидного болта, которая жестко соединена с крайней планкой и параллельными пластинами, между которыми установлена верхняя пластина ригеля, которая жестко соединена с ними и с упомянутой крайней планкой, при этом ригель снабжен ручкой, закрепленной на боковой поверхности одной из параллельных пластин.

2. Цистерна по п.1, отличающаяся тем, что на верхней поверхности кольца жесткости со стороны откидного болта, а также на головке самого откидного болта жестко установлены упорные пластины с возможностью воздействия одной упорной пластина на другую.

3. Цистерна по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что ригель дополнительно снабжен скобой для опломбирования грузов, установленной на одной из боковых поверхностей параллельных пластин.

4. Цистерна по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что внутренняя поверхность стойки снабжена упором для фиксации ригеля при загрузке цистерны.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к крышкам сливных патрубков нижних сливных приборов емкостей для хранения и транспортировки расплавленных химических продуктов и может быть использовано в железнодорожных цистернах

Изобретение относится к устройствам для оптического наблюдения и может быть использовано во многих отраслях народного хозяйства в аппаратах, работающих под давлением

Цистерна // 2116919
Изобретение относится к области транспортировки жидких сред

Изобретение относится к железнодорожным цистернам горизонтального расположения, в частности для перевозки жидких грузов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции крепления котла железнодорожной цистерны к раме ходовой части

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться во всех отраслях хозяйства для перевозки и хранения жидкостей с повышенным испарением и агрессивными свойствами в транспортных цистернах,установленных на железнодорожных платформах,трюмах судов и на других транспортах

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а более конкретно к устройству вагона для перевозки вязких нефтепродуктов, и предназначено для использования на транспорте

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для перевозки опасных грузов

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для транспортировки жидких грузов

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для перевозки опасных грузов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при создании железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки различных грузов
Наверх