Способ андреева о.а. развития внимания и памяти при чтении текстов

 

Способ предназначен для развития операторов к восприятию различной информации ускоренным образом и позволяет повысить скорость чтения текстов. На протяжении первых двух недель ежедневно по 5-10 мин, а на протяжении последующих двух-трех недель ежедневно по 10-15 мин сосредотачивают внимание обучаемого на медленном вращении больших пальцев его рук один вокруг другого. Пальцы вращают с постоянной скоростью и в одном направлении без касаний при постоянном самоконтроле собственного состояния. Затем в течение двух-трех недель, два-три раза ежедневно, 3-5 мин фиксируют внимание обучаемого на движении секундной стрелки, 5-10 мин на движении минутной стрелки и 15-20 мин - часовой стрелки часов, 8-12 с концентрируют внимание и память обучаемого на комбинациях из двух-шести фишек игры "домино". После чего формируют для изучения образ простого несложного предмета, а для чтения текст неинтересной обучаемому книги с последующим самоконтролем эффективности восприятия предмета и текста. 2 ил.

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами.

Известен способ управления подсветкой текстов при обучении операторов сверхбыстрому чтению, заключающийся в формировании определенной последовательности световых сигналов различной интенсивности через соответствующие промежутки и на определенное время /патент РФ N 2042213, кл. G 09 B 9/00, 1995/. Однако эффективность этого способа ограничена недостаточной скоростью чтения при его использовании.

Наиболее близким к изобретению по совокупности операций и достигаемому техническому результату является способ считывания информации человеком, включающий вертикальные перемещения глаз, причем перед началом считывания производят дивергенцию глаз на разделителе полей зрения с одинаковыми тест-объектами (авторское свидетельство СССР N 1073791, кл. G 09 B 17/04, 1984). Однако и этот способ ограниченно эффективен из-за необходимости затрат на технические средства и ограниченной достигаемой при его использовании скорости чтения, что не позволяет получить технический результат.

Техническим результатом изобретения является обеспечение простоты реализации и повышенной скорости чтения текстов, достигаемой при его использовании, что увеличивает эффективность его практического применения.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе развития внимания и памяти при чтении текстов, заключающемся в сосредоточении внимания обучаемого, согласно изобретению, на протяжении первых двух недель ежедневно по 5-10 мин, а на протяжении последующих двух-трех недель ежедневно по 10-15 мин сосредотачивают внимание обучаемого на медленном вращении больших пальцев его рук один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении без касаний при постоянном самоконтроле собственного состояния, затем, в течение двух-трех недель, два-три раза ежедневно, 3-5 мин фиксируют внимание обучаемого на движении секундной стрелки, 5-10 мин - минутной стрелки и 15-20 мин - часовой стрелки часов, 8-12 с концентрируют внимание и память обучаемого на комбинациях из 2-6 фишек игры "Домино", после чего формируют для изучения образ простого несложного предмета, а для чтения - текста неинтересной обучаемому книги с последующим самоконтролем эффективности восприятия предмета и текста.

На фиг. 1 показаны три способа организации внимания; на фиг. 2 - показатели внимания при чтении, круги внимания.

Роль внимания при чтении исключительно велика. Можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие навыков умственной концентрации, сосредоточения.

Правильная организация внимания имеет огромное значение для психической деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например рассмотрев различные способы организации внимания при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на занятиях.

На фиг. 1 показаны три способа организации внимания на занятиях. Восприятие можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта. В основном тут действует оперативная память и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что школьник многое не понял. Усвоить материал можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50% - прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Запись прослушанного не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма неопределенные вопросы /стрелки показывают обращение к педагогу/, затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы и, наконец, усвоение. Итог такой работы - запись усвоенного на "языке собственных мыслей".

Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно, что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно ее придерживаться.

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т.е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного "серого" фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траекторию прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно - результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное - от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя - его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время.

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т.д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание падает.

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вниманию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясности видения. Характерная особенность оперативного поля зрения - чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста (фиг. 2). Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст.

Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.

Отсюда следует, что при чтении нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Внимание - своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения: как очень высокий, так и замедленный темп чтения утомляет, способствует снижению внимания.

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.

Обучение человека, да и любого другого существа, осуществляется благодаря памяти, которая, по словам "отца русской физиологии" И.М. Сеченова, является "краеугольным камнем психологического развития". Различают обычно четыре типа памяти: зрительной, слуховой, моторной (двигательный) и смешанный.

У большинства людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти.

По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа запоминания (и зрительный, и слуховой, и двигательный).

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Рассмотрим эти разновидности запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения.

Произвольное запоминание - особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств и приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа и т.д.

Непроизвольное запоминание - вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако, само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: "Запомнилось само собой".

Как показывают исследования, непроизвольное запоминание имеет две разновидности. Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем мы полно, связанно и прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда, когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый творческий характер. Для чтения это означает, что если, например, специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное запоминается само собой.

Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывается продуктивнее произвольного. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно воспроизвести весь текст. В этих случаях оно не только желательно, но и обязательно, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается на понимании и запоминании материала.

Отсюда следует, что при обучении быстрому чтению основное внимание должно быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых непроизвольное запоминание активизируется.

Механическое запоминание происходит без осознания связи между его элементами, например путем многократных повторений. Продуктивность его невысока.

Осмысленное запоминание основывается на сокращении количества информации в результате ее фильтрации. Смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным профессора Н.А. Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.

Развитию внимания и памяти при чтении текстов способствуют следующие упражнения.

1. "Пальцы". Сядьте удобно в кресло или на стул. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. Первые две недели выполнять упражнение по 5 мин, затем 10 мин. Постепенно довести время выполнения упражнения до 10-15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания "в чистом виде" благодаря бессмысленности вращения пальцев.

Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возможно также появление необычных ощущений: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, мысли заняты совершенно другим.

2. "Стрелка". Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3-5 мин наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако, очень скоро вы обнаруживаете, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке. После освоения этого режима переходите на ежедневное наблюдение за движением минутной стрелки в течение 5-10 мин. И, наконец, наиболее сложный режим выполнения этого упражнения - 15-20 мин следить за движением часовой стрелки.

3. "Домино". Упражнение выполняется с фишками домино. Возможно использование игральных карт. Задание: за 8-12 с посмотреть и запомнить комбинацию вначале из двух фишек домино, после освоения этого упражнения используется четыре фишки, а затем шесть фишек домино.

4. "Изучение предмета". Порядок выполнения: взять простой, несложный предмет и в течение двух минут изучать его. Затем записать результаты изучения. После этого сравнить записанное с реальными признаками объекта. Вы убедитесь в неполноте ваших записей. Это упражнение - показатель степени управления вашим вниманием.

5. "Чтение неинтересной книги". Что мы обычно читаем? Что нам нужно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бесполезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным и неинтересным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас заинтересовало, увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то в общем для вас не интересная. Внимание становится послепроизвольным. Умение "втягиваться" в любую работу, даже самую неинтересную, сделать ее любимой - огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.

Предложенный способ развития внимания и памяти при чтении текстов позволяет увеличить количество воспринимаемых символов в единицу времени за счет концентрации внимания и памяти обучаемого, что позволяет значительно повысить скорость восприятия различной информации.

Формула изобретения

Способ развития внимания и памяти при чтении текстов, заключающийся в сосредоточении внимания обучаемого, отличающийся тем, что на протяжении первых двух недель ежедневно по 5 - 10 мин, а на протяжении последующих двух-трех недель ежедневно по 10 - 15 мин сосредотачивают внимание обучаемого на медленном вращении больших пальцев его рук один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении без касаний при постоянном самоконтроле собственного состояния, затем в течение двух-трех недель, два-три раза ежедневно, 3 - 5 мин фиксируют внимание обучаемого на движении секундной стрелки, 5 - 10 мин - минутной стрелки и 15 - 20 мин - часовой стрелки часов, 8 - 12 с - концентрируют внимание и память обучаемого на комбинациях из двух - шести фишек игры "Домино", после чего формируют для изучения образ простого несложного предмета, а для чтения текст неинтересной обучаемому книги с последующим самоконтролем эффективности восприятия предмета и текста.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

RH4A - Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение

Дата выдачи дубликата: 12.10.2004

Наименование лица, которому выдан дубликат:О.А.Кузнецов

Извещение опубликовано: 10.11.2004        БИ: 31/2004



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию информации ускоренным образом

Изобретение относится к обучаемой технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к способу обучения быстрому чтению

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим техническим средствам, и может быть использовано для тренировки навыков сверхбыстрого восприятия информации (текстовой, символьной, образной и т.п.)

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерам, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия информации операторами специализированных АСУ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности - к тренажерной автоматической технике, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия различной информации, например, операторами АСУ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении быстрому чтению

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при обучении навыкам быстрого чтения

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам, обеспечивающих развитие операторов к восприятию различной информации ускоренным образом
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития вертикального движения глаз, и может быть использовано для увеличения скорости чтения текстов
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам, обеспечивающим повышение скорости восприятия различной информации операторами и учащимися
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития навыков быстрого чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Изобретение относится к средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Осуществляют поэтапное выполнение упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на текст, расположенный на экране компьютера, обучаемый последовательно фиксирует взгляд на начале и конце каждой строки. Одновременно проводят регистрацию траектории движения взгляда обучаемого посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда, и осуществляют автоматизированную проверку точности попадания взгляда обучаемого в разрешенные области в начале и конце строк и одновременности попаданий взгляда в разрешенные области с выдаваемым периодическим аудиовизуальным сигналом. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал, отличный от упомянутого периодического аудиовизуального сигнала. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную область текста, расположенного на экране компьютера, обучающийся последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом осуществляют регистрацию попыток отведения взгляда от заданной разрешенной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки безрегрессионного чтения и уменьшить количество фиксаций взгляда, увеличить скорость чтения за счет поэтапного выполнения упражнений с заданным числом повторений.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Проводят тренировку периферического зрения для развития навыков быстрого чтения. Поэтапно выполняют упражнения с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом осуществляют регистрацию перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. При перемещении взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивают исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине. Обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивают регистрацию попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки периферического зрения, увеличить скорость чтения за счет выполнения тренировки периферического зрения.
Наверх