Судоподъемный понтон

 

Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов. Сущность изобретения: у понтона, содержащего корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, корпус понтона имеет верхнюю и нижнюю две части. Верхняя часть выполнена в виде одной или нескольких вертикальных колонн, спрофилированных по форме вертикальных призм и/или цилиндров с высотой h1, составляющей (1,1 - 1,2) hв, где hв - расчетная высота волн 3% обеспеченности. Верхняя часть жестко прикреплена основанием или основаниями к нижней части, выполненной в виде погруженого объемного, вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер. Объем этого демпфера V2 = (1,80 - 2,20)V1 м3, где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5h1S1, где S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части. Высота пассивно-активного демпфера h2 = (0,10 - 0,15)h1, м3. Сумма собственной массы и грузоподъемности понтона mгп+mсп= (V1+V2), т, где - плотность воды, т/м3. Воздушный ящик может располагаться в верхней части колонн. Кранцевое устройство может крепиться на уровне горизонтального сечения наибольшей площади по периметру погруженного пассивно-активного демпфера. Технический результат реализации изобретения состоит в расширении диапазона функциональных возможностей понтона при обеспечении надежности эксплуатации в условиях волнения до 5-6 баллов. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов.

Известен судоподъемный понтон, содержащий корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик. (Фигичев А.И. и др. Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. -Л.:Судостроение, с. 141 - 145).

Однако известный понтон обладает суженным диапазоном функциональных возможностей при его эксплуатации и малой надежностью последней при волнении до 5-6 баллов.

Технический результат от реализации изобретения заключается в расширении диапазона функциональных возможностей судоподъемного понтона при его эксплуатации и в обеспечении надежности последней в условиях волнения до 5-6 баллов.

Этот технический результат достигается тем, что у судоподъемного понтона, содержащего корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, вышеуказанный корпус выполнен из двух частей: верхней и нижней, при этом верхняя часть выполнена полупогруженной и спрофилирована по форме одной или нескольких вертикальных призм и/или цилиндров, вытянутых по вертикали, с высотой h1, составляющей (1,1 - 1,2) hв, где hв - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности, и эта верхняя часть жестко прикреплена основанием или основаниями к нижней части понтона, выполненной в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, габариты которого определены следующими соотношениями: V2 = (1,8 - 2,2) V1, м3 h2 = (0,10 - 0,15) h1, м mгп+mсп= (V1+V2), где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5 h1 S1; S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части понтона; V2 - объем пассивно-активного демпфера, м3; h2 - высота пассивно-активного демпфера, м; mсп - собственная масса судоподъемного понтона, т; mгп - грузоподъемность судоподъемного понтона, т; - плотность воды, т/м3.

Кроме того, у такого судоподъемного понтона целесообразно воздушный ящик располагать в верхней части колонн.

Кроме того, у такого судоподъемного понтона целесообразно по периметру погруженного пассивно-активного демпфера на уровне горизонтального сечения наибольшей площади закреплять кранцевое устройство.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематически показан судоподъемный понтон, в аксонометрической проекции; на фиг. 2 - то же, в продольном разрезе.

Корпус судоподъемного понтона состоит из полупогруженных вертикальных цилиндров 1 и пассивно-активного демпфера с корпусом в форме плашкоута 2. Цилиндры 1 своими нижними основаниями жестко закреплены при помощи разъемных соединений /например, фланцевых/ 3 к палубе 4 плашкоута 2. Корпус плашкоута 2 оборудован по периметру палубы 4 кранцевым устройством 5 и разделен поперечными водонепроницаемыми переборками 6 на балластные отсеки 7, которые свободно сообщаются с внутренними свободными объемами 8 цилиндров 1. Балластные отсеки 7 снабжены нижними горловинами с крышками 9, приводами 10 управления крышками нижних горловин, аппендиксами 11 для стравливания воздуха при всплытии понтона после продувания водяного балласта на поверхности и клюзами для судоподъемных стропов 12. На палубе плашкоута 4 расположено стропоукорачивающее устройство 13. В верхней части цилиндров 1 расположены воздушные ящики 14 с воздухопроводами 15, оснащенными клапанами продувания и вентиляции балластных отсеков в клапанных коробках 16. Воздушные ящики 14 отделены водонепроницаемыми диафрагмами 17 от балластных отсеков 7.

Существенное отличие описываемого понтона от известных заключается в том, что он имеет особую волностойкую форму, поглощающую волновые воздействия на него и обеспечивающую минимальную абсолютную вертикальную качку на волнении, а также размещение объемов воздушного ящика в верхней части колонн, а не в районе центра тяжести, как у существующих судоподъемных понтонов.

Положительный эффект от реализации предлагаемого технического решения заключается в том, что оно существенно /до 4-5 раз/ снижает динамические рывки в стропах при подъеме грузов на волнении и расширяет возможный диапазон судоподъемных работ до 5-6 баллов. Кроме того, размещение воздушного ящика в верхней части колонн существенно повышает устойчивость понтона в рабочем и транспортируемом положениях.

Кроме того, такое расположение воздушного ящика дает возможность автоматически учесть необходимость прикладывания большого усилия для подъема объекта с грунта (за счет так называемого отрывного сопротивления, потребное усилие подъема объекта может возрасти на 20% и более), чем для удержания его в подвешенном на судоподъемных стропах положении под водой после всплытия описываемого понтона с остропленным объектом на поверхность на расчетную ватерлинию. Экспериментальные исследования на масштабных моделях понтона, выполненные в опытовом бассейне, показали, что положительный эффект предлагаемого технического решения составляет 4 - 5-кратное снижение усилия рывка в подъемных стропах за счет соответствующего снижения качки понтона на волнении.

Описываемый понтон эксплуатируется следующим образом.

После проводки судоподъемных стропов через клюзы 12 понтона и закрепления их нижних концов на поднимаемом объекте понтон затапливается путем открытия клапанов вентиляции и нижних горловин балластных отсеков 7 и заполнения их водой.

После погружения понтона на заданную глубину к затонувшему объекту выбирается слабина судоподъемных стропов с использованием стропоукорачивающего устройства 13 и осуществляется подача сжатого воздуха через клапаны продувки в балластные отсеки 7 при открытых нижних горловинах и закрытых клапанах вентиляции. Понтон приобретает положительную плавучесть и через судоподъемные стропы передает соответствующее подъемное усилие на затонувший объект. В случае достаточности этого усилия понтон всплывает с остропленным объектом на поверхность. Объект при этом на стропах оказывается подвешенным к понтону на глубине H = 0,5h1 + lстр, где lстр - длина части стропа от верхнего клюза до палубы поднимаемого объекта. Балласт продувается так, чтобы понтон с подвешенным к нему объектом оказался погруженным по расчетную ватерлинию по середине колонны (воздушный ящик не продувается, а представляет собой постоянный плавучий объем, компенсирующий отрицательную плавучесть полностью забалластированного понтона в подводном положении).


Формула изобретения

1. Судоподъемный понтон, содержащий корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, отличающийся тем, что его корпус выполнен из двух частей: верхней и нижней, при этом верхняя часть выполнена в виде одной или нескольких вертикальных колонн, спрофилированных по форме вытянутых по вертикали призм и/или цилиндров с высотой h1, составляющей (1,1 - 1,2)hв, где hв - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности, и эта верхняя часть жестко прикреплена основанием или основаниями к нижней части понтона, выполненной в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, габариты которого определены следующими соотношениями
V2 = (1,8 - 2,2) V1, м3,
h2 = (0,10 - 0,15) h1, м,
mгп + mсп = (V1 + V2),
где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5 h1 S1, где S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части понтона;
V2 - объем пассивно-активного демпфера, м3;
h2 - высота пассивно-активного демпфера, м;
mсп - собственная масса судоподъемного понтона, т;
mгп - грузоподъемность судоподъемного понтона, т;
- плотность воды, т/м3.

2. Понтон по п. 1, отличающийся тем, что воздушный ящик расположен в верхней части колонн.

3. Понтон по п.1, отличающийся тем, что по периметру погруженного пассивно-активного демпфера на уровне горизонтального сечения наибольшей площади закреплено кранцевое устройство.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судоподъемных понтонов

Изобретение относится к способам снятия с эксплуатации отработанных атомных электростанций, расположенных в береговых зонах морей и других водоемов, имеющих необходимой глубины выход в океан

Изобретение относится к области подъема затонувших судов и других объектов

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности к судоподъемным понтонам

Изобретение относится к области водных перевозок тяжеловесных негабаритных грузов

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способу и устройству для подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне

Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности к устройствам остропки судоподъемных понтонов, снабженных клюзовыми крышками

Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов арктического шельфа

Изобретение предназначено для подъема подводных лодок, затонувших на глубине, превышающей их длину. Система для подъема затонувших подводных лодок содержит установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи, взаимодействующие с ним средства крепления, содержащие корпус, палец со стопорным механизмом и обухи в верхней части корпуса, и судоподъемные понтоны. Система содержит траверсу, снабженную узлами крепления стропов обухов средств крепления, упорами с приводами, узлами крепления подъемных стропов, на которых один над другим остроплены судоподъемные понтоны. Установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи выполнены в виде установленной на шпангоуте пластины с подкреплениями с обеих сторон пластины в ее середине и центральным отверстием. Внутреннее пространство корпуса средств крепления идентично наружному контуру установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов. Достигается упрощение конструкции системы для подъема затонувших подводных лодок, улучшается удобство пользования системой. 7 ил.

Система для подъема затонувших судов относится к устройствам для подъема затонувших объектов, преимущественно деревянных судов. Система содержит плавучее средство с грузоподъемным механизмом, подъемно-транспортное устройство, балластные емкости, средство наведения, устройство остропки затонувшего объекта, механизм для размыва грунта и образования туннелей, судоподъемные понтоны, установленные между плавучим средством и подъемно-транспортным устройством на глубине, равной глубине опускания гака главного подъема грузоподъемного механизма. Подъемно-транспортное устройство составлено из соединенных между собой отдельных блоков, выполненных в виде горизонтальной рамы, по краям которой установлены вертикальные секции с балластными емкостями в верхней части и горизонтальными опорами в нижней. Поверху блоков установлены продольные и поперечные элементы, обеспечивающие жесткость, на которых смонтированы обухи для буксировки подъемно-транспортного устройства и подъема устройства, остропки понтонов, вертикальные секции крайних блоков устройства соединены между собой, а днища балластных емкостей выполнены скошенными. Механизм для размыва грунта и образования туннелей выполнен в виде площадки, расположенной на несущих балках, и снабжен на конце безреактивным насадком и узлом присоединения грузонесущей связи. Упрощается конструкция основных узлов системы, расширяются функциональные возможности системы. 8 ил.
Наверх