Способ ремонта рельсов

 

Способ может быть использован при восстановлении рельсов железнодорожного пути без удаления их с полотна. Вырезают дефектный участок рельса. Производят расслабление концов рельсов с обеих сторон. Приподнимают их на 1,0-1,5 мм и фиксируют в таком положении. Производят алюминотермитную сварку с промежуточным литьем непосредственно концов рельса. При длине дефектного участка более 70 мм вырезают участок рельса не менее 3 м. На его место устанавливают бездефектный кусок рельса. Производят алюминотермитную сварку с промежуточным слоем полученных стыков. Технический результат заключается в сокращении сроков ремонта и повышении качества восстановленного участка рельса. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам ремонта рельсов железнодорожного пути на месте, без изымания их с полотна.

Известен способ ремонта рельсов, при котором рельсы стандартной длины (12,5 м или 25 м) с обнаруженным в них дефектом отсоединяются в стыковочных узлах и целиком изымаются. Вместо дефектного рельса устанавливают новый рельс стандартной длины.

Недостатком такого способа ремонта является большой расход металла.

Известен наиболее близкий способ ремонта рельсов бесстыкового железнодорожного пути, при котором осуществляют удаление дефектного участка рельса и вварку аналогичного по длине отрезка, не имеющего дефектов (см. описание к SU, авторскому свидетельству N 998061, кл. B 23 P 6/04//B 23 K 101 : 26, 23.02.83).

Недостаток способа - низкое качества сварного шва, использование для соединения рельсов энергоемких способов сварки.

Задачей изобретения является получение равнопрочного с основным рельсом восстановленного участка, повышение качества сварного соединения за счет использования алюминотермитной сварки с промежуточным литьем при сокращении сроков ремонта.

Данная задача достигается тем, что в способе ремонта рельсов, включающем вырезание дефектного участка действующего пути и соединение концов рельса сваркой, в отличие от способа по прототипу, перед соединением концов рельса их расслабляют на действующем пути в обе стороны, приподнимают и фиксируют в таком положении, а соединение концов рельса осуществляют алюминотермитной сваркой с промежуточным литьем между концами рельса. Концы рельсов расслабляют на 1 - 2 м, приподнимают на 1,0 - 1,5 мм и производят сварку концов рельса, расстояние между которыми не превышает 70 мм. При длине дефектного участка более 70 мм вырезают участок рельса длиной не менее 3 м, на его место устанавливают кусок бездефектного рельса и осуществляют алюминотермитную сварку полученных стыков.

На чертеже изображено устройство для ремонта рельсов с использованием алюминотермитной сварки с промежуточным литьем.

Заявленный способ осуществляется следующим образом.

Участок рельса с обнаруженным дефектом (например, дефекты 21-1 и 21-2 в соответствии с каталогом дефектов рельсов НТД/ЦП-2-93), протяженностью до 10 мм, вырезается, например, автогеном. Размер удаляемого куска рельса превышает величину дефекта, т.е. захватывает не нарушенные участки рельса с обеих сторон. Для устранения прогиба рельсового пути в месте сварки после удаления дефектного куска производят расслабление концов рельса в обе стороны на 1 - 2 м. Затем приподнимают их на 1,0 - 1,5 мм и фиксируют в этом положении. Расстояние между концами рельса может достигать 70 мм. Оптимальный зазор для алюминотермитной сварки с промежуточным литьем составляет 24 - 26 мм. Концы рельса предварительно очищают от ржавчины, окалины краски и жировых пленок при помощи металлической щетки и абразивных материалов или путем обжига кислородноацетиловым пламенем с излишком кислорода. После этого осуществляют соединение концов рельса алюминотермитной сваркой с промежуточным литьем.

Для этого в месте сварного зазора размещается разъемная форма 1, состоящая из двух полуформ. Для этого две полуформы вставляются в держателе 2 в виде металлических рамок 3. Предварительно на одной полуформе литейный желоб заполняют мастикой, а на другой - убирают ослабленную стенку литейного желоба для отвода шлака и прикрепляют ковш для сбора шлака.

К месту контакта рельсов на головке 4 конца рельса 5 прикрепляют комбинированную стойку 6 так, чтобы держатели 7 полуформ и сами полуформы были направлены по оси сварного зазора.

На комбинированную стойку 6 закрепляют газовую горелку с механизмом тонкой настройки (не показана), с помощью которого горелка устанавливается точно по оси сварного зазора. Подготовленная к работе горелка убирается в сторону от сварного зазора на вспомогательную стойку (не показаны).

Место контакта формы с рельсом уплотняется формовочным материалом, в качестве которого может быть использован, например, материал на основе каолина и асбестовой ваты.

Реакционный тигель 7 наполняют дозой алюминотермитного состава, устанавливают над разъемной формой 1 на кронштейне 8 комбинированной стойки 6 и поворачивают на 90 градусов в сторону от сварного зазора.

На газовых редукторах газовой горелки устанавливается давление пропана 3,5 Бар, кислорода 1 Бар, после чего поджигают горелку и вновь устанавливают на вспомогательную стойку. Горелку с нормально отрегулированным пламенем перемещают в зону сварки для предварительного нагрева концов рельсов 5 и литьевого мостика формы 1 и самой формы 1. Продолжительность нагрева, например, для рельса Р-65 составляет 7 - 10 минут. За это время концы рельсов нагреваются до температуры 800 - 1500oC. Как показали эксперименты, такая температура необходима для получения качественного сварного шва, имеющего необходимую прочность соединения концов рельсов, образующих единый монолитный сварной рельс, как в летний период, так и в зимний. За одну минуту до конца нагрева концов рельсов 5 и формы 1 нагревают литьевой мостик формы 1, после чего от пламени горелки поджигают термитную спичку (не показана).

Зажженная спичка вставляется в дозу алюминотермитного состава и тигель 7 накрывается крышкой. После воспламенения дозы алюминотермитного состава 14 протекают легирующие, рафинирующие и раскислительные реакции, в результате которых происходит его разогрев до образования расплавленного сварного металла и через 20 - 28 сек происходит автоматический выпуск расплавленного сварного металла из тигля 7 в разъемную форму 1, в которой он снизу вверх заполняет сварной зазор.

При изменении физического состояния расплавленного сварного металла, заполняющего сварной зазор происходит выделение газов и выплавление (удаление) шлаков из него.

Газы и шлаки всплывают из расплавленного сварного металла заполняющего сварной зазор и переходят в прибыльную (наплавляемую) часть сварного шва, образующуюся над головками концов рельсов 5, т.е. за пределами сварного зазора. Т.о. в прибыльной части сварного шва над головками концов рельсов концентрируются загрязнения и пузыри от выходящих газов, а металл сварного шва остается без каких-либо дефектов, т.е. в нем нет включений шлаков и пузырей газов.

Время кристаллизации металла сварного шва, в зависимости от величины дозы алюминотермитного состава, длится 4,5 - 5 мин.

После затвердевания металла сварного шва его прибыльная часть удаляется с головки сваренного рельса обрезным приспособлением (не показано), и затем поверхность сварного шва на головке рельса шлифуют до высоты приблизительно 1 мм над верхом головки рельса, а после полного остывания сварного шва (до температуры окружающей среды) отшлифовывают весь сварной шов на головке рельса до размера головки рельса с допуском 0,3 мм.

После зачистки сварного шва с головки рельса очищают остальную часть сварного шва от остатков материала формы.

Приподъем концов рельсов на 1,0 - 1,5 мм и сваривание их в таком положении обеспечивает получение ровного (без провалов) по головкам рельсового пути при алюминотермитной сварке концов рельсов.

Получается качественное сварное соединение рельсов, что подтверждают результаты проведенных экспериментальных сварок. Проведенные сварки рельсов на железнодорожных путях показали, что получаются прочные и долговечные сварные соединения рельсов, выдерживающие значительно большие нагрузки и в течение более длительного периода эксплуатации.

В случае протяженных дефектов (более 70 мм) при необходимости замены участка рельса на новый, бездефектный, производят алюминотермитную сварку двух стыков по описанной выше технологии.

Таким образом, предложенный способ ремонта может применяться при восстановлении рельсов с дефектами различной протяженности и с любыми характеристиками.

Формула изобретения

1. Способ ремонта рельсов, включающий вырезание дефектного участка действующего пути и соединение концов рельса сваркой, отличающийся тем, что перед соединением концов рельса их расслабляют на действующем пути в обе стороны, приподнимают и фиксируют в таком положении, а соединение концов рельса осуществляют алюминотермитной сваркой с промежуточным литьем между концами рельса.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что концы рельсов приподнимают на 1,0 - 1,5 мм.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что производят сварку концов рельса, расстояние между которыми не превышает 70 мм.

4. Способ по пп.1, 2 или 3, отличающийся тем, что расслабление концов рельсов осуществляют на 1 - 2 м.

5. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что при длине дефектного участка более 70 мм вырезают участок рельса длиной не менее 3 м, на его место устанавливают кусок бездефектного рельса и осуществляют сварку полученных стыков.

РИСУНКИ

Рисунок 1

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:Карабанов Владимир Иосифович

(73) Патентообладатель:ЗАО "СНАГА"

Договор № 20437 зарегистрирован 17.11.2004

Извещение опубликовано: 20.01.2005        БИ: 02/2005

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Закрытое акционерное общество "СНАГА"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "СНАГА-Р"

Договор № РД0022615 зарегистрирован 01.06.2007

Извещение опубликовано: 10.07.2007        БИ: 19/2007

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Закрытое акционерное общество "СНАГА"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "СНАГА"

Договор № РД0030731 зарегистрирован 21.12.2007

Извещение опубликовано: 10.02.2008        БИ: 04/2008

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.11.2009

Извещение опубликовано: 10.11.2009        БИ: 31/2009




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области сварки, в частности, к способам алюмотермической сварки рельсов

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при алюминотермитной сварке различных рельсов

Изобретение относится к способу удаления поврежденных отрезков рельсов, согласно приведенным в ограничительной части п.1 формулы признакам, а также к машине для подготовки рельсов к сварке

Изобретение относится к строительству железнодорожного полотна, более конкретно к способам для удаления рельсовых плетей, и может быть использовано при удалении дефектного участка рельсовой плети и восстановления ее целостности сваркой

Изобретение относится к сварке и может быть использовано для производства ремонта рельсов железнодорожного пути без удаления их с полотна

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути, в частности к способам ремонта бесстыкового пути с удлинением рельсовых плетей сваркой при их укладке и восстановлении

Изобретение относится к преобразованию действующего стыкового рельсового пути в бесстыковой путем алюминотермитной сварки

Изобретение относится к способам пайки металлов с использованием специальных устройств и может быть использовано при пайке соединителей рельсовых стыковых к рельсу

Способ может быть использован для приварки рельсовых стыковых соединителей фартучного типа РЭСФ-01, предназначенных для обеспечения электропроводности рельсовых стыков на участках железнодорожного пути с электрическими рельсовыми цепями, оборудованными устройствами автоблокировки. В месте привариваемого на рельс соединителя закрепляют складной или цельносварной металлический держатель, содержащий основание с хомутами, охватывающими головку рельса. Устанавливают в держателе сварочную форму и размещают в ней фартук манжеты привариваемого соединителя под углом к боковой грани рельса. Укладывают припой на стык соединителя и боковой грани рельса для предотвращения протекания термитного металла в зазор стыка. Приварку соединителя осуществляют унитарным термитным карандашом с образованием сварочной ванны между боковой гранью рельса и плоскостью фартука соединителя. Способ обеспечивает получение прочных сварочных швов с высокой электропроводностью, не поддающихся коррозии, при этом он не требует высокой квалификации исполнителя и закрытия на время работы железнодорожных путей. 8 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рельсовому стыковому соединению, и может быть использовано при удлинении рельсовых плетей бесстыкового пути алюмотермитной сваркой в процессе их укладки на подрельсовое основание и при восстановлении их целостности. Определяют расчетом величину зазора между торцами свариваемых рельсов. Обрезают концы свариваемых рельсов для получения этого зазора. Устанавливают гидравлический натяжитель на концы свариваемых рельсов. Принудительно уменьшают зазор до требуемой величины усилием сдвижки гидравлического натяжителя и нагревом примыкающих к торцам свариваемых рельсов участков рельсовых плетей, затем сваривают рельсы. Устраняют усилие сдвижки у гидравлического натяжителя и прекращают нагрев рельсов на концевых участка свариваемых рельсовых плетей. В процессе остывания сварного стыка освобождают от гидравлического натяжителя. Обрабатывают сварной стык и подбивают шпалы в зоне производства сварочных работ. Достигается получение в рельсах больших расчетных значений растягивающих напряжений в зоне производства сварочных работ после их окончания.

Изобретение относится к переустройству действующего звеньевого рельсового пути в бесстыковой путь, с ремонтом дефектных участков поверхности катания концов рельсов в зоне стыка. Способ включает создание неразъемного соединения концов рельсов с помощью алюминотермитной сварки методом промежуточного литья в стыковой зазор, ремонт дефектных участков поверхности катания концов рельсов методом наплавки на них металла и последующую механическую обработку сварного шва и концов рельсов, примыкающих к сварному шву, до геометрических размеров головки рельса. Формируют зазор для заливки алюминотермитного металла путем обрезки концов рельса с удалением части дефектных участков поверхности катания концов рельсов. Оставшуюся часть дефектных участков поверхности катания шлифуют, устанавливают литейную форму для литья алюминотермитного металла в стыковой зазор, осуществляют предварительный нагрев свариваемых поверхностей концов рельсов и зоны ремонта. Наплавку металла на дефектные участки поверхности катания концов рельсов осуществляют путем образования прибыльной части над головками рельсов и над оставшимися частями дефектных участков поверхности катания концов рельсов из заливаемого снизу вверх в стыковой зазор алюминотермитного металла и последующей механической обработки указанной прибыльной части до геометрических размеров головки рельса. В результате повышается качество сварного соединения, достигается экономия времени, трудозатрат, сокращается количество используемого оборудования и ресурсов на проведение работ. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение может быть использовано при алюминотермитной сварке рельсов методом промежуточного литья, например, при переустройстве действующего звеньевого рельсового пути в бесстыковой путь. Две полуформы с литьевым мостиком в верхней части образуют сварочную полость для размещения концов свариваемых рельсов, заполняемую расплавленным металлом. По крайней мере, в одной из полуформ выполнен, по крайней мере, один боковой канал, сообщающий пространство над литьевым мостиком с нижней частью сварочной полости, по крайней мере, один средний канал, сообщающий боковой канал со средней частью сварочной полости в области головок рельсов, и, по крайней мере, один верхний канал, сообщающий боковой канал с верхней частью сварочной полости над головками рельсов. По крайней мере, в одной из полуформ средняя и верхняя части выполнены расширенными с образованием внутренней сварочной полости шириной не менее протяженности дефекта поверхности катания головки рельса. Литейная форма обеспечивает проведение одновременно сварки и ремонта поверхности катания в зоне стыка изношенных концов рельсов на месте без изъятия их с полотна. 5 з.п ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути и может быть использовано при ремонте или укладке бесстыкового пути. Для соединения рельсовых плетей с восстановлением температурного режима работы бесстыкового пути при низких температурах сваривают концы примыкающих рельсовых плетей с применением натяжного устройства. Перед натяжением плетей расчетом определяется необходимый зазор. После термитной сварки раскрепляют определяемую расчетом часть рельсовой плети с обоих концов от сварного стыка. Подбивают шпалы и закрепляют на них рельсы. С обеих сторон от натяжного устройства на определенной расчетом длине рельсы до сварки раскрепляют, нагревают и изгибают на расчетную величину. После остывания рельсов и приобретения сварным стыком необходимой прочности нагрев прекращают и изогнутые участки рельсов выпрямляют. Достигается возможность снятия избыточной продольной силы в натяжном устройстве.
Наверх