Смазочное масло для газовых турбин

 

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов. Повышенные эксплуатационные свойства смазочного масла за счет уменьшения его испаряемости обеспечиваются смешением следующих компонентов, мас.%: 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,7 - 1,0; акриловые эфиры фосфорной кислоты 1,0 - 3,0; аминопроизводные антиокислительные присадки 0,1 - 0,5; бензотриазол 0,005 - 0,015; базовое масло остальное. 2 табл.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности, к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов.

Известен состав смазочного масла для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289, применяемых в авиационных и судовых приводах.

Горелов В. И. Эксплуатация корабельных газотурбинных установок. - М.: Военное издательство МО СССР, 1972, с. 155-156) Указанное смазочное масло имеет в своем составе следующие компоненты, мас.%: 2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,5 - 0,8 Совол (хлорированный дифенил) - 0,8 - 1,2 Нефтяное масло - Остальное Недостатками известного судового масла являются невысокие его эксплуатационные свойства.

Техническим результатом предлагаемого состава смазочного масла является повышение эксплуатационных свойств смазочного масла за счет уменьшения его испаряемости.

Для достижения указанного технического результата смазочное масло для газовых турбин, содержащее базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, дополнительно содержит ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки и бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%: 2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 1,0 Ариловые эфиры фосфорной кислоты - 1,0 - 3,0 Аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 0,5 Бензотриазол - 0,005 - 0,15
Базовое масло - Остальное
При проверке патентоспособности заявленного изобретения установлено соответствие его условиям промышленной применимости, поскольку указанный состав смазочного масла для газовых турбин обладает повышенными эксплуатационными свойствами за счет уменьшения его испаряемости.

Изобретение признается соответствующим условиям новизны, так как вышеуказанный состав смазочного масла, содержащего базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, а также ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки и бензотриазол при вышеуказанном соотношении компонентов не известны из уровня техники.

При проведении сопоставительного анализа установлено соответствие изобретения условиям изобретательского уровня, поскольку заявленный состав смазочного масла для газовых турбин отличается от наиболее близкого аналога содержанием ариловых эфиров фосфорной кислоты, аминопроизводных антиокислительных присадок и бензотриазола при следующем соотношении компонентов, мас. :
2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 1,0
Ариловые эфиры фосфорной кислоты - 1,0 - 3,0
Аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 0,5
Бензотриазол - 0,005 - 0,015
Базовое масло - Остальное
Изобретение иллюстрируется на следующем примере.

Пример. Для приготовления смазочного масла используют:
ариловые эфиры фосфорной кислоты: дифенил-пара-третбутил-фенилфосфат по ТУ-6-05-1611-78 изм. 1-2 (прозрачная маслянистая жидкость с температурой вспышки не менее 240oC) или трикрезилфосфат или импортный аналог REOFOS-65 R фирмы FMC;
2,6-дитретбутилпаракрезол по ТУ-6-05-1611-78 изм. 1-2, белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5 - 69,7oC;
бензотриазол по ТУ-6-09-1291-87, белый кристаллический порошок с розовым или желтоватым оттенком с температурой 98-99oC;
аминопроизводные антиокислительные присадки: фенил -- нафтиламин (Неозон А) по ТУ-6-14-202-74 или n,n'-динонилдифениламин по ТУ-6-05-16-11-78;
базовое масло МС-8 по ТУ-38.101678-81 изм. 1-3.

Указанные компоненты дозируют, перемешивают при температуре 60-70oC до полного растворения, проводят фильтрацию готового масла и затаривают.

Для испытания были приготовлены образцы масла следующего состава, мас.%: (табл. 1)
Результаты исследования образцов предлагаемого масла и аналога представлены в табл. 2.

Проведенные испытания показали, что в предлагаемом масле повышены качественные показатели, наблюдается уменьшение испаряемости.


Формула изобретения

Смазочное масло для газовых турбин, содержащее базовое масло и 2,6-дитретбутилпаракрезол, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит ариловые эфиры фосфорной кислоты, аминопроизводные антиокислительные присадки и бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:
2,6-Дитретбутилпаракрезол - 0,7 - 1,0
Ариловые эфиры фосфорной кислоты - 1,0 - 3,0
Аминопроизводные антиокислительные присадки - 0,1 - 0,5
Бензотриазол - 0,005 - 0,015
Базовое масло - Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в смазочных композициях и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в смазочных композициях и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в смазочных композициях и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), применяемых для механической обработки металлов, например, при точении, растачивании, резьбонарезании, отрезке, фрезеровании, сверлении, развертывании, протягивании, шлифовании, глубокой вытяжки черных и цветных металлов

Изобретение относится к области смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), применяемых для механической обработки металлов, например, при точении, растачивании, резьбонарезании, отрезке, фрезеровании, сверлении, развертывании, протягивании, шлифовании, глубокой вытяжки черных и цветных металлов

Изобретение относится к классу тормозных жидкостей и к способам их получения

Изобретение относится к смазкам для металлообработки и может быть использовано на тяжелонагруженных операциях, например при изготовлении крепежных изделий

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей (ГТД) в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов (ГПА)

Изобретение относится к технологическим маслам, предназначенным для шлифования нержавеющих и прецизионных сталей, а также может быть использовано в других процессах обработки металлов резанием и давлением

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым в процессе холодной обработки волочением проволоки из красной меди, латуни, бронзы, и железной проволоки с медным покрытием

Изобретение относится к технологическим средам, в частности к водным смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при шлифовании изделий из алюминия и сплавов на его основе, и может быть использовано при шлифовании связанным абразивом алюминиевых основ магнитных дисков (МД)

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для покрытия металлических поверхностей

Изобретение относится к технологии получения смазочных материалов, в частности к металлоплакирующим смазочным составам на основе масел, которые используются в узлах трения различных машин и механизмов
Наверх