Способ очистки внутренних полостей жидкостных ракетных двигателей после огневых испытаний

 

Способ предназначен для очистки внутренних полостей жидкостных ракетных двигателей после огневых испытаний. Осуществляют механический слив. Затем выполняют механический слив с продувкой полостей азотом или воздухом. Двигатель помещают в камеру и нагревают до 40-50oС. Эту температуру поддерживают в течение дальнейшей обработки. Далее выполняют термовакуумирование в несколько циклов. Между циклами продувают горячим азотом полости горючего. Обработку заканчивают при выполнении трех условий. Необходимо достигнуть вакуум в полостях 110-2 мм рт.ст. Азотная ловушка должна показать определенное количество жидкости после размораживания. Количество углеводородов в полости горючего и газовой полости не должно превышать заданного. Способ позволяет удалить остатки топлива из двигателя без разборки с получением той степени очистки, которая требуется для данного типа двигателя.

Изобретение относится к ракетостроению, в частности к способу очистки внутренних полостей жидкостных ракетных двигателей после огневых испытаниях, и может найти применение в ракетостроении, а также в производстве авиационных двигателей.

Известно, что после общей сборки жидкостных ракетных двигателей проводят электропневмоиспытания, а также огневые испытания, после которых внутренние полости двигателя необходимо очистить от остатков топлива: керосина и кислорода. Обычно для этого выполняют механический слив остатков топливной жидкости, после которого выполняют механический слив с продувом внутренних полостей /см. Жуковский А.Е., Кондрусев В.С., Окорочков В.В. "Испытания жидкостных ракетных двигателей", Москва, Машиностроение, 1992, с. 283, 287/. Данный способ не обеспечивает достаточно полную очистку внутренних полостей от остатков топливной жидкости. Для более тщательной очистки осуществляют разборку двигателя, что само по себе является дорогостоящей операцией, затем двигатель проходит повторную сборку, также являющуюся сложной операцией, требующей больших трудозатрат.

Задачей данного изобретения является создание способа очистки, который бы позволил удалить остатки топлива из двигателя без разборки и с получением той степени очистки, которая требуется для данного типа двигателя.

Для решения данной задачи предлагается в способе очистки внутренних полостей жидкостного ракетного двигателя после огневых испытаний, включающем механический слив остатков топливной жидкости, после которого выполняют механический слив с продувом внутренних полостей, произвести продув внутренних полостей азотом или воздухом, затем разместить двигатель в камере, нагреть его до температуры 40-50oC, которую необходимо поддерживать в течение всей последующей обработки, которая заключается в том, что осуществляют продувку внутренних полостей горячим азотом и затем циклическое термовакуумирование, при этом после каждого цикла выполняют продувку горячим азотом полости горючего и заполнение полостей газовой и окислителя с избыточным давлением, и прекращают термовакуумную обработку исходя из следующих критериев: контролируют величину вакуума в полостях двигателя и по достижении вакуума не ниже 110-2 мм рт. ст. его поддерживают в полости окисляют еще не менее 6 ч и в полости газовой и горючего - не менее 12 ч, контролируют наличие и количество жидкости в азотной ловушке, причем ловушка, установленная на выходе из полости окислителя, должна показать отсутствие жидкости, в ловушке, установленной на газовой полости, ее не должно быть более 5 мл, и в ловушке полости горючего - не более 40 мл, и контролируют концентрацию паров углеводородов, которая в полости горючего не должна быть более 350 мг/м3, и в газовой полости - не более 200 мг/м3.

Технология осуществления способа состоит в следующем.

После испытания двигателя на работоспособность необходимо очистить внутренние полости двигателя от остатков горючего, керосина, который остается во внутренних полостях и магистралях после выключения двигателя.

Сложность проблемы заключается в том, что в конструкции жидкостного ракетного двигателя большое число узких и протяженных магистралей, множество тупиковых зон, внутренние элементы узлов и агрегатов двигателя имеют сложную конфигурацию, что затрудняет удаление остатков топлива только путем механического слива и последующего механического слива с продувом внутренних полостей.

Конструкция двигателя состоит из трех полостей: горючего, окислителя и газовой полости, которые обрабатываются автономно с учетом особенностей каждой полости.

После снятия двигателя со стенда, где он проходил испытания, проводят механический слив остатков горючего путем открытия специальных штуцеров и клапанов с одновременным поворотом двигателя в различных плоскостях. Для более полного удаления остатков горючего используют продув отдельных полостей двигателя. Затем двигатель помещают в специальную камеру, где осуществляют всю последующую обработку.

Конструкцию двигателя с помощью внешнего источника нагрева нагревают до 40 - 50oC и эту температуру поддерживают в течение всего времени обработки. Затем продувают внутренние полости, каждую в отдельности, горячим азотом, при этом температура азота на входе магистрали обработки должна быть 50-60oC, и давление азота на входе 0,05-0,2 кгс/см2, время продувки составляет 6 - 7 часов.

После этого осуществляют циклическое вакуумирование полостей. Откачку каждой полости производят отдельно вакуумной системой, включающей в себя механический вакуумный насос, азотную ловушку, высоковакуумный насос, запорную арматуру, вакуумопроводы, вакуумный коллектор с элементами подсоединения к внутренним полостям двигателя.

После каждого цикла вакуумирования проводят продувку горячим азотом полости горючего, продолжительность которой составляет 15 - 20 мин, температура азота на входе 50-60oC. При этом полость окислителя и газовую заполняют азотом с избыточным давлением 0,5 кгс/см2 и 0,2 кгс/см2 соответственно.

Продолжительность двух первых циклов вакуумирования составляет 6 - 6,5 час каждого, а всех последующих - 4 - 4,5 час.

Термовакуумную обработку заканчивают исходя из следующих критериев. Во-первых, окончание обработки по каждой полости осуществляют индивидуально. После достижения в полости двигателя вакуума не ниже 110-2 мм рт.ст. вакуумирование полости продолжают: полости окислителя еще 6 ч, а газовой и горючего еще не менее 12 час. Во-вторых, ведут контроль количества жидкости, которое сливается из азотной ловушки при ее размораживании при окончании цикла вакуумирования. При этом полость окислителя должна показать отсутствие жидкости, полость горючего- не более 40 мл, а газовая полость - 5 мл. В-третьих, проводят контроль паров углеводородов в полости горючего и газовой полости. В газовой полости их количество не должно быть более 200 мг/м3, в полости горючего - не более 350 мг/м3.

При выполнении всех трех критериев термовакуумирование прекращают. Если же какой-либо параметр не достигается, то производят очередной цикл вакуумирования.

Формула изобретения

Способ очистки внутренних полостей жидкостных ракетных двигателей после огневых испытаний, при котором осуществляют механический слив остатков топливной жидкости, после которого выполняют механический слив с продувом внутренних полостей, отличающийся тем, что продув внутренних полостей производят азотом или воздухом, затем размещают двигатель в камере, нагревают его до температуры 40 - 50oC, которую поддерживают в течение всей последующей обработки, осуществляют продувку внутренних полостей горячим азотом и затем циклическое термовакуумирование, при этом после каждого цикла выполняют продувку горячим азотом полости горючего и заполнение полостей газовой и окислителя азотом с избыточным давлением, и прекращают термовакуумную обработку, исходя из следующих критериев: контролируют величину вакуума в полостях двигателя и по достижении вакуума не ниже 1 10-2 мм рт.ст. его поддерживают в полости окислителя не менее 6 ч, и в полости газовой и горючего - не менее 12 ч, контролируют наличие и количество жидкости в азотной ловушке, причем ловушка, установленная на выходе из полости окислителя, должна показать отсутствие жидкости, в ловушке, установленной на газовой полости, ее не должно быть более 5 мл, и в ловушке полости горючего - не более 40 мл, и контролируют концентрацию паров углеводородов, которая в полости горючего не должна быть более 350 мг/м3 и в газовой полости - не более 200 мг/м3.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании РДТТ с командным регулированием величины тяги в полете в широких пределах

Изобретение относится к области энергетики

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании устройств, обеспечивающих воспламенение ракетного топлива и выход двигателя на режим номинальной тяги

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), работающих на 2-х компонентных топливах с дожиганием генераторного газа в камере

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано в газореактивных системах управления космического аппарата, а также в системах обеспечения микрогравитации технологических орбитальных модулей

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива, в частности к РДТТ с зарядами из высокоимпульсных смесевых твердых топлив, прочно скрепленными с корпусом, и может быть использовано в ракетах (реактивных снарядах) с твердотопливными двигателями, топлива которых склонны к вибрационному горению

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано в кислородно-водородных ЖРД

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкциям твердотопливных зарядов, предназначенных для обеспечения ступенчатого изменения тяги ракетного двигателя, и может быть использовано для твердотопливных изделий различного назначения

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА)

Изобретение относится к области газодинамических устройств и может быть использовано для летательных аппаратов, при проведении монтажных работ по закреплению нефте- и газопроводов на местности при постановке в грунт на глубину до 10 метров анкерных устройств с телескопическим соединительным звеном, в горнодобывающей отрасли при добыче строительных материалов в карьерах или на других участках открытой местности (для прошивки шпуров и скважин), в строительной отрасли для установки в грунт крепежных и фундаментных свай или даже при необходимости при проходке (выработке) тоннелей, для переброски средств пожаротушения непосредственно в сам очаг пожара (особенно при пожарах лесных массивов, пожарах на нефтепромыслах или других крупномасштабных очагов пожара), для переброски и одновременного закрепления в грунте несущих тросовых канатов при наведении временных переправ, для быстроходных тележек испытательных треков, для эффективного использования периода последействия гладкоствольных систем

Изобретение относится к области ракетной техники

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива, в частности к трубчатым пороховым зарядам "щеточного" типа (с закреплением пороховых элементов на переднем дне камеры двигателя) по принципу "щетки"), преимущественно многошашечным, с малым временем горения ( 0,3 с)
Наверх