Железнодорожная цистерна

 

Изобретение относится к железнодорожным цистернам для перевозки опасных грузов. Цистерна включает котел 1, укрепленный на раме 2, ходовую часть 3, колпак 5 со сливоналивной арматурой. На котле 1 сверху по обе стороны колпака 5 со стороны днищ 4 перпендикулярно оси котла установлены предохранительные дуги 6-9, высота которых превышает высоту колпака 5. Предохранительные дуги снабжены поперечными раскосами 14 и продольными 25. По меньшей мере одна дуга 6-9 выполнена по меньшей мере из двух частей с промежутком между ними. Использование цистерн обеспечивает повышение удобства в эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для перевозки опасных грузов.

Известны железнодорожные цистерны для перевозки опасных грузов (хлор, аммиак и др. ), состоящие из котла, укрепленного на платформе, колпак для сливоналивной арматуры, ходовых частей, автосцепного и тормозного оборудования (а. с. СССР N 1765042, МКИ B 61 D 5/00, B 65 B 88/12 "Железнодорожная цистерна", 1992 г.).

Эти цистерны не имеют защитных устройств, предотвращающих повреждения сливоналивной арматуры при перевороте цистерн, например при аварийных ситуациях.

В качестве прототипа принята железнодорожная цистерна, включающая котел, состоящий из обечайки и днищ, ходовую часть, колпак для сливоналивной арматуры, не менее чем две предохранительные дуги, установленные на котле сверху по обе стороны колпака со стороны днищ, высота которых превышает высоту колпака и концы которых закреплены на котле, причем каждая дуга снабжена не менее чем одним поперечным и не менее, чем одним продольными раскосами, один из каждых концов которых закреплен на дуге, а второй конец закреплен на котле (патент России N 2038240, МКИ B 61 D 5/00, B 65 B 88/12 "Железнодорожная цистерна", 1993 г.).

Наличие сплошных дуг усложняет эксплуатацию средств управления сливоналивными приборами при расположении их в стороне от колпака.

Задачей настоящего изобретения является повышение удобства эксплуатации, обслуживания и ремонта средств управления сливо-наливной арматурой.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемой железнодорожной цистерне, включающей котел, состоящий из обечайки и днищ, ходовую часть, колпак для сливоналивной арматуры, не менее чем две предохранительные дуги, установленные на котле сверху по обе стороны колпака со стороны днищ, высота которых превышает высоту колпака и концы которых закреплены на котле, причем каждая дуга снабжена не менее чем одним поперечным и не менее чем одним продольными раскосами, один из каждых концов которых закреплен на дуге, а второй конец закреплен на котле, согласно изобретению, по меньшей мере одна из дуг выполнена по меньшей мере из двух частей с промежутком между ними.

Кроме того, промежуток между дугами смещен относительно оси симметрии котла, к продольным раскосам сверху жестко прикреплен защитный лист.

Технический результат, получаемый от использования предлагаемого изобретения, заключается в повышении безопасности обслуживания цистерн.

Наличие промежутка между дугами обеспечивает свободный проход по всему котлу и обслуживание и ремонт любых устройств, расположенных на нем и любой части котла.

Смещение промежутка между дугами относительно оси симметрии позволяет предотвращать повреждение колпака и сливоналивной арматуры при переворотах котла, т. к. несмотря на разрыв дуг при перевороте есть часть дуги, которая имеет контакт с землей и, следовательно, в любой момент переворота защищает колпак.

Защитный лист предохраняет колпак и сливоналивные устройства, расположенные под защитным листом, при продольном перемещении котла цистерны в перевернутом положении.

На фиг. 1 показан общий вид цистерны; на фиг. 2 - вид на цистерну с торца; на фиг. 3 - вид на цистерну сверху; на фиг. 4 - вид сверху на цистерну с параллельно расположенными продольными раскосами; на фиг. 5 - вид с торца на цистерну с расходящимися центральными продольными дугами.

Цистерна состоит из котла 1, закрепленного на раме 2, ходовой части 3 (фиг. 1). Котел состоит из обечайки 1 и днищ 4.

Сливом и наливом груза в цистерну и из нее управляют с помощью оборудования (арматуры), расположенного в верхней части котла 1 в колпаке 5.

Предотвращение повреждения сливоналивной арматуры, например при крушениях поезда (когда возможен переворот цистерны), обеспечивается с помощью прочных предохранительных дуг 6-9. Дуги выполнены по меньше мере из двух частей, например 6-7, 8-9. Между двумя дугами имеется промежуток 10 или 11, который обеспечивает проход по котлу цистерны, например, для доступа к элементам управления сливоналивной арматуры 12, расположенным вне колпака 5. На фиг. 2, 5 промежуток для наглядности обозначен как Z.

Промежуток 10, 11 может располагаться как симметрично относительно оси котла, так и несимметрично. Промежуток 10, 11 могут иметь как обе дуги 6-9, так и только одна из них, например 6-7, то есть та, за которой располагаются элементы сливоналивной арматуры 12. Если в одну из сторон котла 1 по отношению к колпаку 5 за предохранительной дугой нет никаких устройств, требующих ухода за ними и ремонта, то такая дуга может быть выполнена цельной. При необходимости одна из дуг может быть дополнительно усилена чтобы оба комплекта дуг, установленные на котле - с промежутком и без, - были равнопрочны.

Дуги 6-7 и 8-9 могут иметь форму дуги окружности как одного и того же диаметра, так и разного. Например, дуга 6 может быть большего радиуса, а дуга 7 - меньшего или наоборот. Форма дуг может также отличаться от правильной формы дуги окружности либо иметь один или несколько переменных радиусов, либо может быть выполнена с переменным радиусом, иметь прямоугольные участки, например, в части, расположенной в верхней центральной части. Форма дуг 6-9 выбирается из расчета равномерного восприятия нагрузок при переворотах цистерн.

Концы дуг 6-9 закреплены на котле 1 с помощью переходных пластин 13, приваренных к котлу 1. Высота по меньшей мере одной из составляющих каждой дуги, например 7 и 8, превышает высоту колпака 5. Поэтому при перевороте цистерны котел опирается на дуги, а не на колпак 5, что обеспечивает сохранность размещенной в нем сливоналивной арматуры. Дуги 6-9 имеют прочность, достаточную для того, чтобы удержать на себе массу всей цистерны с грузом (в перевернутом положении и при переворотах) и могут изготавливаться, например, из труб диаметром не менее 70 мм. Для повышения прочности и устойчивости каждая дуга может быть усилена поперечным наклонными раскосами 14 и 15 и вертикальными стойками (раскосом) 16, 17. Один из раскосов, например 14, 15, служит опорой для конца дуг 6,7. Один конец раскосов 14-17 жестко прикреплен к дуге 6-7, а второй - закреплен на котле 1 (переходной пластине 13).

Дуги 6-9 снабжены наклонными продольными раскосами - боковыми 18-21 и центральными 22-25 - из такого же материала, что и дуги 6. Один конец этих раскосов также жестко крепится к дуге 6-9, например, сваркой, а второй - к котлу 1 (переходным пластинам 13) - шарнирно.

Для наглядности показа раскосов использованы следующие условности: на фиг. 2 показаны не продольные раскосы 18-21, а поперечные 14-17; на фиг. 5 показаны продольные раскосы 18-19, 22, 26, проекции которых перекрывают собой проекции вертикальных раскосов 14-17.

Продольные раскосы 19-25, все или часть их, могут быть как параллельными оси котла 1, например 18-21 (фиг. 3,5), так и сходящимися - 28-31 (фиг. 4) или расходящимися (не показано). Предохранительные дуги 6-9 с продольными раскосами 18-25 могут располагаться как симметрично относительно оси котла 1 или оси колпака, так и несимметрично.

К верхней части центральных продольных раскосов 22-25 может жестко крепится защитный лист 26, 27. Защитный лист 26,27 может крепиться как поверх продольных раскосов 13, так и в плоскости их верхних образующих (если раскосы выполнены из труб) или верхних поверхностей.

Защитный лист 26,27 может крепиться как по всему контуру к дуге 7 или 8, продольным раскосам 22-25 и котлу 1, так и к отдельным этим элементам.

Продольные дуги 22-25, а также защитный лист 26, 27 могут располагаться как симметрично относительно оси котла, так и несимметрично.

Положительный эффект от использования предлагаемого изобретения объясняется возможностью свободного и безопасного доступа в любую необходимую зону поверхности котла за счет наличия разрывов между предохранительными дугами и, следовательно, отсутствия помех на пути прохождения по котлу при работе на нем.

Предлагаемая железнодорожная цистерна работает следующим образом.

Наличие одного или нескольких промежутков 10, 11 обеспечивает безопасный проход в нужную зону котла для ремонта и обслуживания устройств, расположенных в верхней части котла, а также для прохода по продольному помосту 32 при расположении лестницы 33 с торца цистерны.

Использование предлагаемого технического решения позволит улучшить условия обслуживания и ремонта цистерн для перевозки опасных грузов наряду с обеспечением их экологической безопасности.

Формула изобретения

1. Железнодорожная цистерна, включающая котел, состоящий из обечайки и днищ, ходовую часть, колпак для сливоналивной арматуры, не менее чем две предохранительные дуги, установленные на котле сверху по обе стороны колпака со стороны днищ перпендикулярно оси котла, высота которых превышает высоту колпака и концы которых закреплены на котле, причем каждая дуга снабжена не менее чем одним поперечным и не менее чем одним продольными раскосами, один из каждых концов которых закреплен на дуге, а второй конец закреплен на котле, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна из дуг выполнена по меньшей мере из двух частей с промежутком между ними.

2. Цистерна по п.1, отличающаяся тем, что промежуток между дугами смещен относительно оси симметрии котла.

3. Цистерна по п.1, отличающаяся тем, что к продольным раскосам сверху жестко прикреплен защитный лист.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области хранения и транспортировки жидких веществ, в том числе и агрессивных

Изобретение относится к большегрузному транспортному контейнеру в виде стандартного контейнера ИСО, который можно использовать для перевозки сыпучих материалов и им подобных как при транспортировке на дальние расстояния, так и для ближних и средних перевозок

Изобретение относится к способам изготовления котлов цистерн для транспортировки жидких грузов, используемых в железнодорожном транспорте

Цистерна // 2116919
Изобретение относится к области транспортировки жидких сред

Изобретение относится к емкости для хранения и транспортировки жидкости и может быть использовано на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте

Контейнер // 2103208
Изобретение относится к средствам транспортировки и хранения грузов, в частности, полимерных изделий, и может быть использовано в контейнерах для них с состыкованным из отсеков цилиндрическим корпусом

Изобретение относится к цистернам для транспортировки одновременно нескольких жидкостей и может быть использовано в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к конструкциям цистерн горизонтального расположения для перевозки жидких грузов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при создании железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки различных грузов

Цистерна // 2122955
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкциям цистерн горизонтального расположения для перевозки жидких грузов

Цистерна // 2116919
Изобретение относится к области транспортировки жидких сред

Изобретение относится к железнодорожным цистернам горизонтального расположения, в частности для перевозки жидких грузов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции крепления котла железнодорожной цистерны к раме ходовой части

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться во всех отраслях хозяйства для перевозки и хранения жидкостей с повышенным испарением и агрессивными свойствами в транспортных цистернах,установленных на железнодорожных платформах,трюмах судов и на других транспортах

Изобретение относится к железнодорожным цистернам для перевозки опасных грузов
Наверх