Крытый вагон для перевозки длинномерных, в том числе негабаритных грузов

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к крытым грузовым вагонам для перевозки длинномерных, в том числе негабаритных грузов, загружаемых с помощью крана. Вагон имеет раму, жестко установленные на раме торцевые стены. Боковые стены и крыша установлены на торцевых стенах шарнирно с помощью рычажных устройств, благодаря чему боковые стены могут раздвигаться в стороны, образуя фиксированный зазор рядом с рамой, а крыша может откидываться на одну сторону. Боковые стены выполнены корытообразной формы для перевозки негабаритного груза. В этом случае в груженом состоянии кузов будет вписываться в контур заданой боковой негабаритности, а в порожнем состоянии, благодаря повороту приблизительно на 180o и размещению боковых стен внутри кузова (с помощью рычажного устройства), - в стандартный габарит. Техническим результатом изобретения является расширение номенклатуры перевозимых грузов с обеспечением возможности загрузки грузов в один прием сверху с помощью крана с одновременным обеспечением в процессе загрузки зазора между боковыми стенами и рамой для прохода обслуживающего персонала. 4 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к крытым грузовым вагонам для перевозки длинномерных, в том числе негабаритных грузов, загружаемых с помощью крана.

Известен крытый вагон для перевозки длинномерных, в т.ч. негабаритных грузов, включающий раму, жестко установленные на раме торцевые стены, промежуточную стойку, а также боковые стены и крышу, выполненные в виде телескопических секций ("Грузовые вагоны, принадлежащие промышленным предприятиям (ФРГ)", серия "Вагоностроение за рубежом", М., ВНИИР, 1986).

Недостатком этого вагона является невозможность перевозки грузов, в т.ч. негабаритных, длина которых равна длине вагона, т.к. для погрузки такого груза сверху краном необходимо открывание всей грузовой площадки вагона, что невозможно из-за наличия передвигаемых вдоль вагона телескопических секций. При этом в известном вагоне перевозка негабаритного груза возможна только на открытой площадке (равной 50% всей погрузочной площадки), когда секции надвинуты одна на другую.

Известен также взятый за прототип крытый вагон для перевозки длинномерных, в т.ч. негабаритных грузов, включающий раму, жестко установленные на раме торцевые стены, а также установленные с возможностью перемещения в поперечной плоскости с помощью привода крышу и боковые стены, причем крыша и боковые стены закреплены на торцевых стенах шарнирно с помощью рычажных устройств, а боковые стены установлены с возможностью фиксации в погрузочном состоянии на расстоянии от вагона (EP, N 0438701, A1).

Основным недостатком этого вагона также является невозможность использования его для перевозки длинномерных, в том числе негабаритных грузов в случае, когда длина тех и других равна длине вагона, т.к. такие грузы необходимо загружать сверху грузоподъемным краном в один прием (чтобы не задеть торцевые стены), а наличие раздвижных секций (чехлов) обеспечивает доступ сверху только к 50% грузовой площадки вагона. При этом для удобного закрепления уложенного в вагон длинномерного груза по всему его периметру необходим зазор между краем рамы и каждой боковой стеной (ее нижней кромкой) для подхода к грузу обслуживающего персонала, однако этот зазор в известном вагоне получить невозможно, поскольку нижние края створок раздвижных секций закреплены с помощью направляющих (необходимых для продольного перемещения) на раме вагона.

Кроме того, невозможность перевозки негабаритных грузов связана еще и с тем, что в этом случае не обеспечивается защита их от атмосферных воздействий из-за имеющегося вдоль крыши разъема (вследствие чего появится зазор), а в случае выполнения боковых стен с разрешенной негабаритностью (для устранения зазора), конструктивные особенности вагона не могут обеспечить возможность трансформации кузова (поворота боковых стен) из этого состояния (негабаритности) в стандартный габарит в порожнем режиме, т.к. крыша и боковые стены выполнены в виде створок и поэтому перемещаются (вдоль и поперек вагона) только как одно целое.

Изобретение решает задачу расширения номенклатуры перевозимых грузов за счет включения в нее длинномерных и в том числе негабаритных грузов, имеющих длину, равную длине вагона, с обеспечением возможности загрузки такого груза в один прием сверху с помощью крана с одновременным обеспечением в процессе загрузки зазора между боковыми стенами и рамой для подхода обслуживающего персонала к грузу (с целью закрепления его по всему периметру), а в случае перевозки негабаритных грузов изобретение решает также задачу трансформации кузова из состояния с боковой негабаритностью (в груженом режиме) в стандартный габарит в порожнем состоянии.

В соответствии с решаемой задачей в известном крытом грузовом вагоне для перевозки длинномерных, в том числе негабаритных грузов, включающем раму, жестко установленные на раме торцевые стены, а также установленные с возможностью перемещения в поперечной плоскости с помощью привода крышу и боковые стены, причем крыша и боковые стены закреплены на торцевых стенах шарнирно с помощью рычажных устройств, а боковые стены с возможностью фиксации в этом состоянии на расстоянии от вагона, крыша вагона установлена с возможностью откидывания на одну сторону и полного освобождения грузовой площадки внутри кузова, а также с возможностью фиксации в этом состоянии на расстоянии от вагона, а боковые стены выполнены корытообразной формы и установлены с возможностью поворота и фиксации внутри вагона в порожнем состоянии с помощью упомянутых рычажных устройств.

Техническим результатом заявляемого вагона, обусловленным его конструктивными особенностями (шарнирным креплением крыши и боковых стен к торцевым стенам), является обеспечение в погрузочном состоянии возможности открывать грузовую площадку на всю длину вагона (что позволяет осуществить погрузку длинномерного груза сверху с помощью крана) с одновременным обеспечением зазора (между боковыми стенами и рамой вагона), необходимого для подхода обслуживающего персонала к грузу с целью его закрепления с двух сторон по периметру.

Кроме того, в случае перевозки негабаритных грузов конструктивные особенности вагона создают возможность для трансформации его из вагона с боковой негабаритностью в груженом состоянии в вагон со стандартным габаритом в порожнем состоянии, благодаря чему упрощается его эксплуатация.

Конструктивные особенности позволяют также при необходимости механизировать и автоматизировать процессы перевода крыши и боковых стен в погрузочное, груженое и порожнее состояния.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 - общий вид вагона в груженом состоянии; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 (вид на рычажное крепление стен и крыши); на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1 (вагон в погрузочном состоянии, тонкими линиями - стены корытообразной формы, штрихпунктирной линией - негабаритный груз); на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 1 (вагон со стенами корытообразной формы: слева - в груженом состоянии, справа - в порожнем состоянии, штрихпунктирной линией - слева контур разрешенной негабаритности, справа - стандартный габарит).

Заявляемый вагон имеет ходовую часть 1 и кузов, состоящий из (фиг. 1-4) рамы 2, жестко установленных на раме торцевых стен 3, а также боковых стен 4 и крыши 5, имеющих возможность перемещения в поперечной плоскости, например, с помощью грузоподъемного крана или вручную.

Для перемещения (раздвигания) боковых стен 4 они крепятся к торцевым стенам 3 шарнирно с помощью двуплечих рычагов 6 (фиг. 2, 3), каждый из которых прикреплен посредством шарнира 7 к торцевой стене 3, а посредством шарнира 8 к торцу боковой стены.

Для обеспечения перемещения каждой боковой стены 4 шарнир 8 расположен намного выше ее центра тяжести.

С целью фиксации стен 4 в погрузочном состоянии для обеспечения зазора между рамой 2 и нижним краем каждой боковой стены 4, а также с целью фиксации этих стен в груженом и порожнем состояниях имеются фиксаторы 9 (фиг. 2-4), выполненные, например, в виде пальцев, и соединяющие снаружи второе плечо рычага 6 с торцевой стеной 3, для чего она снабжена соответствующими отверстиями.

Крыша 5 крепится к торцевым стенам 3 (фиг. 1, 2, 3) с помощью шарниров 10 и рычагов 11, причем длина и расположение каждого рычага, а также расположение шарниров, в частности соединение рычага с одной стороны с верхней частью торцевой стены 3 (с тем ее краем, за которым крыша будет располагаться в откинутом состоянии), а с другой стороны с противоположной этому краю частью торца крыши, обеспечивают возможность откидывания крыши на одну сторону вагона и фиксации ее с помощью собственного веса.

Рычаги 6 и 11 могут быть выполнены любой иной формы и располагаться иным образом.

Для перевозки негабаритных грузов боковые стены 4 (фиг. 2 и 4) могут быть выполнены корытообразной формы с заданной (разрешенной) негабаритностью и в этом случае они имеют возможность с помощью того же привода поворачиваться приблизительно на 180o вокруг шарниров 7, что позволяет трансформировать кузов в порожнем режиме из состояния разрешенной негабаритности в стандартный габарит.

Для жесткой фиксации негабаритных боковых стен 4 в порожнем состоянии дополнительно к фиксаторам 9 имеются упоры 12 (фиг. 4).

Для перевода боковых стен 4 и крыши из погрузочного состояния в загруженное или порожнее они снабжены строповыми петлями 13.

Привод перемещения боковых стен и крыши (в т.ч. трансформации кузова) может быть выполнен механическим, например в виде червячного зацепления. Возможна также автоматизация этого процесса.

При необходимости кузов может быть выполнен с изоляцией и герметизирован в груженом состоянии путем стягивания сопрягаемых краев стен, крыши и рамы крепежным элементами.

Для перевода кузова заявляемого вагона в погрузочное (разгрузочное) состояние боковые стены 4 поочередно перемещаются вручную или с помощью крана (предварительно стропы должны быть закреплены в петлях 13) в стороны, поворачиваясь вокруг шарниров 7 до образования между рамой и стенами 4 зазора, достаточного для подхода обслуживающего персонала. В таком положении стены стопорятся с помощью фиксаторов 9.

Затем с помощью крана, поворачиваясь на рычагах 10 вокруг шарниров 11, крыша откидывается на одну сторону.

При этом погрузочная площадка вагона освобождается полностью, и длинномерный груз может быть с помощью того же крана уложен в вагон в один прием. После этого обслуживающий персонал, воспользовавшись зазором между стеной 4 и рамой 2, закрепляет груз по всему периметру и, последовательно в обратном порядке перемещая крышу и стены 4, возвращает вагон в исходное состояние, зафиксировав стены. Вагон при этом может быть как груженым, так и порожним.

При выполнении боковых стен 4 корытообразной формы вагон в загруженном состоянии вписывается в контур заданной (разрешенной МПС) негабаритности, а для упрощения прохода по железным дорогам в порожнем состоянии трансформируется, для чего каждая боковая стена 4 с помощью того же привода поворачивается приблизительно на 180o вокруг шарнира 7 с одновременным поворотом вокруг шарнира 8 и занимает положение внутри вагона. В этом положении стены также стопорятся фиксаторами 9 и дополнительно для защиты от динамических нагрузок - упорами 12. В таком виде поперечное сечение вагона вписывается в стандартный габарит.

Заявляемый вагон достаточно удобен в эксплуатации, позволяет перевозить грузы различной длины, в т.ч. равной длине вагона, и при этом негабаритные, благодаря тому что объединяет полезные свойства платформы (в отношении удобства погрузки сверху, закрепления груза, отсутствия "мертвых зон") и крытого вагона (в отношении защиты от атмосферных воздействий и от динамических воздействий извне).

При загрузке-выгрузке заявляемого вагона экономятся рядом расположенные площади, т.к. стены и крыша остаются закрепленными на вагоне.

При выполнении заявляемого вагона с боковой негабаритностью он также достаточно удобен в эксплуатации, т.к. может быть трансформирован в стандартный габарит для проезда по железным дорогам в порожнем состоянии без демонтажа и снятия с вагона выступающих за габарит боковых стен.

Формула изобретения

Крытый вагон для перевозки длинномерных, в том числе негабаритных грузов, включающий раму, жестко установленные на раме торцевые стены, а также установленные с возможностью перемещения в поперечной плоскости с помощью привода крышу и боковые стены, причем крыша и боковые стены закреплены на торцевых стенах шарнирно с помощью рычажных устройств, а боковые стены установлены с возможностью фиксации в погрузочном состоянии на расстоянии от вагона, отличающийся тем, что крыша вагона установлена с возможностью откидывания на одну сторону и полного освобождения грузовой площадки внутри кузова, а также с возможностью фиксации в этом состоянии на расстоянии от вагона, а боковые стены выполнены корытообразной формы и установлены с возможностью поворота и фиксации внутри вагона в порожнем состоянии с помощью упомянутых рычажных устройств.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.05.2006

Извещение опубликовано: 27.03.2007        БИ: 09/2007




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта

Изобретение относится к транспорту и касается конструкции грузовых транспортных средств для перевозки специальных грузов, преимущественно изделий ракетно-косметической техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к съемным крышам грузовых вагонов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к кузовам пассажирских вагонов, в частности вагонов метро

Изобретение относится к конструкциям вагонов
Наверх