Способ спасения вертолета

 

Изобретение используется в авиации. Между центром масс вертолета и плоскостью вращения его лопастей устанавливают приводы тросов парашюта со шкивами и упоры для тросов каждого парашюта, которые выступают за радиус вращения лопастей винта вертолета, выводят не менее трех парашютов за корпус вертолета и обеспечивают опирание тросов парашюта на упоры, при этом приводы тросов парашютов располагают вокруг центра масс вертолета, а после полной вытяжки парашютов для увеличения аэродинамического взаимодействия куполов парашютов с потоком набегающего воздуха осуществляют выборку тросов приводами. Обеспечивается мягкая посадка вертолета при аварии на малой высоте.

Изобретение относится к средствам для спасения вертолета, его экипажа и груза, который может быть опасным для окружающей среды, когда возникает аварийная ситуация и отсутствует возможность продолжения полета из-за возникших неисправностей или если вертолет теряет устойчивость и начинает падать на местность, которая не приспособлена для посадки (склон, лес), а вертолет находится на малой высоте, допустим 10-15 м, при отсутствии возможности маневрирования и малой скорости приземления, чтобы даже при неблагоприятной местности осуществить мягкую посадку.

Известен способ снижения скорости летательного аппарата путем вывода приводом парашюта за хвостовую часть и, изменяя площадь купола парашюта с помощью трех групп строп, менять площадь парашюта и, следовательно, менять аэродинамическое взаимодействие купола с набегающим потоком воздушной массы (патент GB N 1060301, кл. B 64 D 17/80, 01.03.67).

Недостатками такого технического решения следует считать то, что оно не может быть использовано для вертолета и предназначено для гашения горизонтальной составляющей скорости, вертикальный вывод парашюта невозможен, т.к. лопасти винта перережут трос и стропы, а "подвешивание" вертолета за хвост ускорит его падение, приведет к смещению грузов и экипажа, что может усугубить положение.

Известно спасательное средство для летательного аппарата, включающее вывод приводом парашюта из скоростного летательного аппарата, при этом точки крепления парашюта расположены вокруг центра масс летательного аппарата, а привод выполнен в виде вытяжного парашюта и ракеты (патент США N 3721408, B 64 D 17/38, 01.03.67). Недостатками такого технического решения следует считать невозможность использования для вертолета, т.к. трос и стропы будут перерезаны вращающимися лопастями винта и способ не может обеспечить посадку на малой высоте без разрушения летательного аппарата, допустим на высоте 10-15 м.

Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно обеспечение посадки вертолета при любой аварии и осуществление мягкой посадки на малой высоте на неблагоприятную местность.

Поставленная цель достигается тем, что между центром масс вертолета и плоскостью вращения лопастей винта вертолета устанавливают упоры для тросов каждого парашюта, которые выступают за радиус вращения лопастей винта, и приводы со шкивами для тросов парашюта выводят не менее трех парашютов и обеспечивают опирание тросов парашютов на упоры, при этом приводы тросов парашютов располагают вокруг центра масс вертолета, а после полной вытяжки парашютов для увеличения аэродинамического взаимодействия куполов парашютов с набегающим потоком воздуха осуществляют выборку тросов приводами.

Пояснения к способу: 1. Размещение парашютов по разной высоте необходимо, чтобы исключить их геометрическое и аэродинамическое перекрытие.

2. Приводом вывода парашюта на тросе может служить, например, ракета, которая соединена с куполом тросиком, обрывающимся при натяжении, когда трос крепления парашюта к приводу троса через шкив будет полностью выбран. Вместо ракеты может быть использован снаряд, который как и ракета в стволе отделен от парашюта, чтобы не сжечь его. Любое взрывное устройство может подойти, т. к. отвечает главному требованию: вывод за кратчайший временной отрезок парашюта на полную длину троса, который вторым концом закреплен на шкиве с приводом.

3. После выхода парашютов на всю длину троса включают привод шкива и начинают выбирать трос. В зависимости от скорости выборки будет возрастать аэродинамическая сила от набегающего потока воздушной массы. Примем массу вертолета 30 т = 30000 кг, высота падения примерно 15 м, общая площадь трех парашютов 500 м2.

Пусть суммарная скорость за счет выборки троса будет 60 м/с, тогда удерживающее усилие от парашютов составит около 160 т, т.е. вертолет не только затормозится, но может начать подниматься пока весь трос не будет выбран. Это позволяет регулировать скорость снижения до нулевого значения и резко снизить ее у земли. Это также позволяет остановить падение с малой высоты, т.к. вывод парашютов - 0,1-0,2, включение привода троса: 1-2 секунды с набором оборотов. Сам привод желательно иметь регулируемый и лучше в виде газовой турбины, которая питается от сжатого воздуха. Желательно иметь один привод на все тросы. Таким образом, достигаются все поставленные цели.

Формула изобретения

Способ спасения вертолета, включающий вывод приводом из вертолета парашюта на тросе, отличающийся тем, что между центром масс вертолета и плоскостью вращения его лопастей устанавливают приводы тросов парашюта со шкивами и упоры для тросов каждого парашюта, которые выступают за радиус вращения лопастей винта вертолета, выводят не менее трех парашютов за корпус вертолета и обеспечивают опирание тросов парашюта на упоры, при этом приводы тросов парашютов располагают вокруг центра масс вертолета, а после полной вытяжки парашютов для увеличения аэродинамического взаимодействия куполов парашютов с потоком набегающего воздуха осуществляют выборку тросов приводами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам спасения

Изобретение относится к средствам спасения

Изобретение относится к средствам спасания пассажиров летательного аппарата и может использоваться при создании перспективных самолетов - с повышенной безопасностью пассажиров

Изобретение относится к средствам спасения пассажиров летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам спасения вертолетов при возникновении аварийной ситуации с потерей управления при хаотичном падении

Изобретение относится к аварийным устройствам летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике
Наверх