Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную верхнюю панель воздухозаборника и подвижную нижнюю панель воздухозаборника. Подвижная верхняя панель воздухозаборника имеет возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении. Поступательное горизонтальное перемещение b верхней панели по отношению к ширине L миделевого сечения воздухозаборника составляет Длина lв верхней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении Подвижная нижняя панель воздухозаборника имеет возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15-20o. Длина lн нижней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении Такое выполнение устройства позволяет уменьшить вероятность образования срывных явлений с передней кромки нижней панели воздухозаборника и вихревого течения потока на его входе. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o (заявка RU 94036260 A1 (Пахомов С.В.), от 27.05.97, стр. 1-2).

Недостатком данного устройства является то, что не известны рациональные размеры обоих подвижных панелей и их параметры взаимного расположения на воздухозаборнике для борьбы с вихревым течением потока на его входе. Увеличение размеров обоих подвижных панелей приводит к увеличению веса устройства, а уменьшение их размеров ведет к увеличению вероятности засасывания посторонних предметов вихрем с поверхности аэродрома на входе в воздухозаборник. Кроме того, увеличение размеров подвижной нижней панели приводит при повороте на угол 15 - 20o к возрастанию шарнирного момента в узле крепления за счет увеличения нагрузки от засасываемого воздушного потока, что может привести к поломке узла крепления, а уменьшение ее размеров приводит к увеличению срывных явлений с передней кромки, уменьшая характеристики силовой установки (Нечаев Ю.Р. Теория авиационных двигателей. - М.: Военное издательство МО СССР, 1980, 4.9).

Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность образования срывных явлений с передней кромки подвижной нижней панели воздухозаборника и вихревого течения потока на его входе, а также обеспечить рациональные весовые параметры подвижных верхней и нижней панелей воздухозаборника. Это достигается путем увеличения высоты H1 отстояния от поверхности аэродрома передней кромки нижней панели воздухозаборника на угол 15 - 20o, причем длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении и поступательным горизонтальным перемещением b верхней панели по отношению к ширине L миделевого сечения воздухозаборника, составляющим
причем длина lв верхней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении

Отклонение нижней панели осуществляется в шарнире при помощи привода через рычаг-качалку, а перемещение верхней панели - приводом.

Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности образования срывных явлений с передней кромки нижней панели воздухозаборника и вихревого течения потока на его входе с обеспечением рациональных весовых параметров подвижных верхней и нижней панелей воздухозаборника посредством устройства, содержащего подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o, причем длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении

длина lв верхней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении

а поступательное горизонтальное перемещение b верхней панели по отношению к ширине L миделевого сечения воздухозаборника составляет

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства, вид сбоку, на фиг. 2 - то же, вид спереди.

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижные нижнюю 1 и верхнюю 2 панели воздухозаборника 3, выполненные соответственно в соотношении их размеров lн и lв и высоты B миделевого сечения воздухозаборника 3

Нижняя панель 1 соединена с корпусом воздухозаборника 3 шарниром 4 и фиксатором 5, а при помощи рычага-качалки 6 со штоком привода 7. Верхняя панель 2 соединена со штоком привода 8 и фиксатором 9 и способна к горизонтальному поступательному перемещению в направляющих 10 на расстояние
Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов работает следующим образом.

Во время запуска двигателя на земле одновременно подаются сигналы на включение в работу фиксаторов 5 и 9, приводов 7 и 8. Фиксатор 5 производит расфиксацию подвижной нижней панели 1. Привод 7 своим штоком, воздействуя на рычаг-качалку 6, повернет в шарнире 4 вверх подвижную нижнюю панель 1 на угол н= 15-20, увеличивая расстояние H1. Фиксатор 9 производит расфиксацию подвижной верхней панели 2. Шток привода 8 переместит поступательно внутрь воздухозаборника 3 в направляющих 10 на расстояние

подвижную верхнюю панель 2. Вихревое течение потока под воздухозаборником 3 уменьшается. Исчезают срывные явления с передней кромки подвижной нижней панели 2 за счет уменьшения скорости потока в нижней полусфере воздухозаборника 3. Воздушный поток в большей степени засасывается с верхней полусферы в воздухозаборник 3. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя летательного аппарата.

Во время руления летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично.

При взлете (посадке) летательного аппарата подвижная нижняя панель 1 длинной

с углом поворота н= 15-20 уменьшает зону попадания посторонних предметов в тракт воздухозаборника 3 из-под переднего колеса стойки шасси или от струи впереди взлетающего (рулящего) летательного аппарата.

Выключение устройства обеспечивается на стадии взлета летательного аппарата после отрыва переднего колеса стойки шасси от поверхности аэродрома в обратном порядке, а повторное включение на стадии его посадки при касании переднего колеса стойки шасси поверхности аэродрома.

При выключении двигателя устройство убирается в воздухозаборник 3.

Применение в эксплуатации устройства с предлагаемыми размерами подвижных панелей при работе двигателя на земле позволит уменьшить вероятность образования вихревых течений потока на входе в воздухозаборник и засасывания посторонних предметов с поверхности аэродрома, исключить срывные явления с передней кромки подвижной нижней панели, а также обеспечить рациональные весовые параметры обеих подвижных панелей, что позволит повысить окружную равномерность потока перед двигателем летательного аппарата.


Формула изобретения

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o, отличающееся тем, что длина lн нижней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении

длина lв верхней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении

а поступательное горизонтальное перемещение b верхней панели по отношению к ширине L миделевого сечения воздухозаборника составляет
.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к машиностроению, в частности к авиационным турбогенераторам стабильной частоты

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к пылезащитным устройствам для предотвращения попадания в вертолетный ГТД кремниевых составляющих песка, наносящих наибольший ущерб геометрическим и аэродинамическим характеристикам компрессора

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к авиации, в частности к воздухозаборным устройствам, предотвращающим попадание посторонних предметов со взлетно-посадочной полосы на вход в двигатель

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано в транспортном самолете с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащем два реактивных двигателя, интегрированных непосредственно в хвостовую часть фюзеляжа, и диффузор

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на самолетах различных типов и назначений, эксплуатируемых с наземных аэродромов

Изобретение относится к авиационной технике, точнее к устройству воздухозаборников для сверхзвуковых летательных аппаратов (ЛА), размещаемых в ограниченных объемах транспортировочных или пусковых контейнеров и содержащих комбинированную силовую установку (СУ) из маршевого воздушно-реактивного двигателя (ВРД) и стартового ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ)

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к воздухозаборным устройствам, и может быть использовано на сверхзвуковых летательных аппаратах, имеющих режимы работы с близким нулю расходом воздуха по двигательному тракту

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике, а именно: к гиперзвуковым воздухозаборникам воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов
Наверх