Летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой

 

Изобретение относится к области самолетостроения. Летательный аппарат содержит фюзеляж с кабиной пилотов и пассажиров, шасси и основные шасси, вертикальное оперение и горизонтальное оперение, центроплан и два крыла, которые выполнены в виде пилонов, на которых расположены мотогондолы с двигателями, причем центроплан имеет передний и задний лонжероны, образующие окно для предотвращения создания разряженной турбулентной зоны. Передний лонжерон имеет форму цилиндра, проходит внутри указанного фюзеляжа и является осью вращения центроплана относительно указанного фюзеляжа с возможностью поворота на угол 90-120o. Крыло жестко связано с центропланом, задний лонжерон заключен в обтекатель. В нижней части указанного фюзеляжа выполнена ниша, предназначенная для уборки указанного обтекателя, а основные шасси расположены в задней части мотогондол так, что они расположены по полету в самолетном режиме полета. Представлены два варианта выполнения - с турбовинтовыми и с реактивными двигателями. Изобретение позволяет снизить лобовое сопротивление, а следовательно, увеличить скорость и дальность полета. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к строительству самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.

Известен летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой, содержащий фюзеляж с кабиной пилотов и пассажиров, шасси, основные шасси, вертикальное оперение и горизонтальное оперение, центроплан и два крыла, которые выполнены в виде пилонов, на которых расположены мотогондолы с двигателями (заявка EP, 0416590, 1990, B 64 C 29/00).

Аппарат имеет вид обыкновенного самолета с крыльями, стабилизаторами и рулями, включающего в себя также все элементы вертолета, винты большого диаметра, автоматы перекоса и мощные редукторы.

Такая конструкция имеет недостатки, присущие как самолету, так и вертолету. Самолету нужны крылья, рули и стабилизаторы для создания соответственно подъемной силы, управляемости и устойчивости, причем чем меньше скорость самолета, тем больше должна быть площадь крыльев и оперения. На значительных скоростях большие крылья и оперение не только не несут своей полезной функции, но и приобретают очень вредное свойство - создают большое лобовое сопротивление (площадь "миделя"). В конечном итоге это значительно снижает скорость полета и увеличивает расход топлива. Из этого следует, что большие по площади крылья и оперение нужны самолету только на малых скоростях, т.е. при взлете и посадке. Недостатком, унаследованным от вертолета, является большой диаметр винтов, наличие автоматов перекоса и мощных редукторов, что значительно утяжеляет конструкцию.

Задачей изобретения является следующее: во-первых, снизить лобовое сопротивление (площадь "миделя") самолета, что значительно увеличит скорость, экономичность, а следовательно, и дальность полета, во-вторых, снизить собственный вес конструкции, что увеличит грузоподъемность аппарата, в-третьих, упростить механизм уборки шасси, что снизит стоимость самолета.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой (состоящем из фюзеляжа, двух двигателей с винтами, которые расположены на консолях крыльев, поворачивающихся на 90 - 120o, рулей управления, стабилизаторов и прочего оборудования, присущего всем самолетам) согласно изобретению, во-первых, значительно уменьшены размеры крыльев таким образом, что они преобразовались в пилоны для крепления двигателей и шасси, уменьшены размеры оперения, предложен более обтекаемый фюзеляж, во-вторых, исключены винты малого диаметра (примерно такие же, как на самолетах с обычной схемой взлета и посадки), что позволяет заменить редуктор на более легкий, в-третьих, узлы основных шасси располагаются в задней части мотогондол таким образом, что они разворачиваются и становятся по полету вместе с двигателями, что позволит исключить из конструкции механизм уборки шасси. В конструкцию введены дополнительные узлы управления.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 - общий вид летательного аппарата с турбовинтовыми двигателями; на фиг. 2 - вид сверху по фиг. 1; на фиг. 3 - вид спереди по фиг. 1; на фиг. 4 общий вид летательного аппарата с турбореактивными двигателями; на фиг. 5 - вид сверху по фиг. 4; на фиг. 6 - вид спереди по фиг. 4; на фиг. 7 - летательный аппарат в горизонтальном полете; на фиг. 8 - летательный аппарат при вертикальном взлете.

Летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой (фиг. 1 - 3), содержит обтекаемый фюзеляж 1 с кабиной пилотов и пассажиров, два двигателя 2 с винтами, помещенные на консолях крыльев-пилонов, имеющих очень маленькую площадь "миделя". Мотогондолы с двигателями 3, шасси 4, и крылья жестко связаны центропланом, который поворачивается вокруг поперечной оси самолета на угол 90 - 120o, т.е. мотогондола может отклоняться назад от вертикальной оси самолета на угол до 30o. Это позволит создать такое посадочное положение, при котором нос самолета будет опущен вниз, что позволит улучшить обзор пилоту из кабины, а в итоге создать более обтекаемый фонарь. С этой же целью и шасси 4 установлены таким образом, что и на стоянке нос самолета опущен вниз. Шасси 4 выполнены в одном блоке с двигателем 2 и мотогондолой и спрятаны в общий обтекатель. Центроплан состоит из переднего 3 и заднего 13 лонжеронов (показаны пунктиром). Передний лонжерон 3 имеет форму цилиндра, проходит внутри фюзеляжа 1 и является осью вращения центроплана с закрепленными на нем крыльями-пилонами, двигателями 2 и шасси 4. Внутри цилиндра проходит трансмиссия, тяги управления и электропроводка. Задний лонжерон 13 заключен в обтекатель и в самолетном режиме полета прячется в специальную нишу 14 в нижней части фюзеляжа 1. Между передним 3 и задним 13 лонжеронами выполнено окно 15, которое предназначено для того, чтобы при разгоне в переходном режиме полета за центропланом не создавалась разряженная турбулентная зона. Для разворота центроплана относительно фюзеляжа 2 служат два привода 16. Приводы могут быть либо гидравлическими, либо электрическими с червячной передачей. Горизонтальное оперение 5 установлено в задней части фюзеляжа 1 и служит рулем высоты. Вертикальное оперение 6 находится в хвостовой части и имеет двустороннюю схему, служит рулем поворота. Вертикальное и горизонтальное оперения выполнены цельноповоротными. Для управления по крену служат элероны 7. В связи с тем что на малых скоростях, на взлете и посадке эффективность рулей высоты и направлениях будет незначительна, предусмотрена струйная система управления, сопла которой расположены в хвостовой части самолета.

Левый и правый редукторы связаны между собой трансмиссионным валом 10.

На фиг. 4 - 6 представлен вариант сверхзвукового самолета с реактивными двигателями. Для обеспечения безопасности у турбореактивного самолета с вертикальным взлетом и посадкой должно быть не менее 4-х двигателей, чтобы при отказе одного или двух непарных двигателей самолет мог совершить безопасную посадку. Для обеспечения устойчивости на режиме висения двигатели установлены так, чтобы сопла были выше центра тяжести самолета. Крылья-пилоны выполнены неподвижными, а разворачиваются относительно фюзеляжа только двигатели и шасси. Тележка шасси в горизонтальном полете прячется в колпак-обтекатель 17. Во всем остальном конструкция этого аппарата аналогична самолету, представленному на фиг. 1 - 3.

Полет и управление летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой осуществляется следующим образом.

На этапе взлета и посадки крылья-пилоны вместе с мотогондолами и винтами направлены вверх и развернуты немного назад, примерно на 10 - 15o. Таким образом, нос будет опущен вниз и у пилота будет хороший обзор из кабины. На этом этапе полета аппарат будет вести себя как вертолет. Управление к крену осуществляется увеличением шага винта на одном двигателе и уменьшением на другом. Разворот вокруг вертикальной оси и управление по тангажу осуществляется с помощью струйной системы. Все вышеперечисленное позволяет устранить из конструкции автомат перекоса винта.

По мере разгона центроплан вместе с крыльями, мотогондолами, винтами и основными шасси постепенно разворачивается вперед по полету. С нарастанием скорости возрастает эффективность оперения и аппарат переходит в самолетный режим полета.

Изображенная на фиг. 1 - 8 конструкция представляется наиболее простой и перспективной, но при необходимости она может быть изменена. Вместо низкоплана, например, можно сделать верхнеплан (лонжероны в этом случае меняются местами), горизонтальное оперение разместить в передней части фюзеляжа. Возможен также вариант применения однодвигательной схемы. Двигатель располагается в задней части фюзеляжа 12, привод на винты осуществляется трансмиссионным валом 10. Вариантов изменения конструкции много, но при этом не изменится главный принцип изобретения - обтекаемый самолет с вертикальным взлетом и посадкой, снабженный маленьким крылом и оперением.

Как самолет такой аппарат обладает рядом ценных преимуществ по сравнению с обычным даже самым современным самолетом. Во-первых, значительно снижается площадь "миделя" (на 30 - 40%), вследствие чего увеличивается скорость, экономичность, а значит, и дальность полета. Во-вторых, снижается собственный вес конструкции, следовательно, выше грузоподъемность. В-третьих, такой самолет обладает 100%-ной безопасностью на всех этапах полета, при любых отказах двигателей. При отказе одного двигателя продолжается полет на другом за счет трансмиссионного вала 10, а при отказе обоих двигателей аппарат переводится в вертолетный режим и производит безопасную посадку за счет авторотации винтов (что, конечно, исключается в случае применения реактивной силовой установки). В-четвертых, не требуются взлетно-посадочные полосы, достаточно вертолетной площадки.

Формула изобретения

1. Летательный аппарат вертикального взлета и посадки, содержащий фюзеляж с кабиной пилотов и пассажиров, шасси и основные шасси, вертикальное оперение и горизонтальное оперение, центроплан и два крыла, которые выполнены в виде пилонов, на которых расположены мотогондолы с двигателями, отличающийся тем, что центроплан имеет передний и задний лонжероны, образующие окно для предотвращения создания разряженной турбулентной зоны, передний лонжерон имеет форму цилиндра, проходит внутри указанного фюзеляжа и является осью вращения центроплана относительно указанного фюзеляжа с возможностью поворота на угол 90 - 120oC, крыло жестко связано с центропланом, задний лонжерон заключен в обтекатель, в нижней части указанного фюзеляжа выполнена ниша, предназначенная для уборки указанного обтекателя, а основные шасси расположены в задней части мотогондол так, что они расположены по полету в самолетном режиме полета.

2. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что двигатели, которые расположены в мотогондолах, выполнены турбовинтовыми с винтами малого диаметра.

3. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что вертикальное и горизонтальное оперения выполнены цельноповоротными.

4. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что двигатели, которые расположены в мотогондолах, выполнены реактивными.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиастроению и может использоваться для создания летательных аппаратов, обладающих свойствами самолета, вертолета и аппарата на воздушной подушке

Изобретение относится к области авиации и может найти применение в различных сферах

Изобретение относится к летательным аппаратам с вертикальным взлетом и посадкой

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для создания новых типов многофункциональных летательных аппаратов

Изобретение относится к области морского авиастроения и может быть использовано для спасания людей, терпящих бедствие на воде
Изобретение относится к авиации и касается технологии выполнения вертикального взлета скоростным летательным аппаратом

Изобретение относится к области авиационной техники

Изобретение относится к области винтокрылых летательных аппаратов

Изобретение относится к вертолетостроению, в частности к устройству несущих систем вертолетов двухвинтовой поперечной схемы

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов. Беспилотный вертолет-самолет имеет планер из композитного углепластика, переднее горизонтальное оперение, двухкилевое оперение, смонтированное к консолям крыла на разнесенных балках, содержит с внешних сторон килей консоли цельноповоротного стабилизатора, гибридную силовую установку, передающую мощность на поворотные валы винтов, трехстоечное убирающееся колесное шасси с носовой и главными боковыми опорами. Планер может быть выполнен по дупланной схеме и концепции продольно-поперечного расположения винтов по схеме 2+2, при этом равновеликие винты выполнены многолопастными без автоматов перекоса, а силовая установка, выполненная по гибридной технологии, снабжена левой и правой консольными мотогондолами, в которых размещены электродвигатели, а в носовой и кормовой установлены электродвигатели-генераторы, и кроме того в носовой мотогондоле установлен поршневой двигатель. При выполнении планера по схеме 2+1 с двумя меньшими передними и задним большим винтами гибридная силовая установка содержит консольные мотогондолы, в которых тандемом с двигателями-генераторами установлены турбовинтовые двигатели. Достигается повышение весовой отдачи, транспортной и топливной эффективности, улучшение поперечной и курсовой устойчивости. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Вертолет-самолет представляет собой конвертоплан дупланной аэродинамической схемы с разновеликими крыльями, имеющими большее второе крыло, смонтированное выше первого цельноповоротного меньшего крыла. Вертолет-самолет выполнен с возможностью преобразования его полетной конфигурации с вертолета шестивинтовой несущей схемы, включающей четыре передних меньших и два задних больших поворотных винта, в самолет с шести- или четырехвинтовой движительной системой, так и обратно. При падении зарядки аккумуляторной батареи управление автоматически в каждой гибридной мотогондоле отключит выходной муфтой сцепления задний винт от его поворотного вала, установит его лопасти во флюгерное положение и включит турбовинтовой двигатель, который будет вращать электромотор-генератор, обеспечивающий подзарядку аккумуляторов в полетной конфигурации четырехвинтового самолета. Увеличение генерирующей мощности для электропитания может обеспечиваться также и в каждой гибридной мотогондоле, электромотор-генератор которой, работая при крейсерском полете в режиме электроветрогенератора, получает вращение от заднего тянущего винта, ось вращения которого отклонена от вертикали назад в направлении полета, что предопределяет авторотацию при косой его обдувке. Достигается повышение дальности полета, топливной эффективности, весовой отдачи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Беспилотный тяжелый электроконвертоплан имеет планер из композитного углепластика с передним горизонтальным оперением и двухкилевым оперением, смонтированным к консолям высокорасположенного крыла на разнесенных балках, содержит с внешних сторон килей консоли стабилизатора, двигатели силовой установки, передающие мощность через главный редуктор и валы трансмиссии на поворотные тянущие и толкающие винты, расположенные соответственно в носовой и кормовой части фюзеляжа, обеспечивающие горизонтальную и соответствующим отклонением вертикальную тягу, трехстоечное убирающееся колесное шасси с носовой вспомогательной опорой. Конвертоплан выполнен с разновеликими крыльями по дупланной аэродинамической схеме и концепции тандемного расположения трехвинтовых модулей, выполненных с возможностью работы при различных углах их отклонения в вертикальной плоскости. Гибридная силовая установка снабжена левыми и правыми передними и задними мотогондолами с электродвигателями, вращательно связанными с соответствующими винтами толкающей группы и двумя передними и одной задней гибридными мотогондолами, в каждой их которых наряду с тянущим винтом размещен обратимый электромотор-генератор. Достигается повышение весовой отдачи, транспортной и топливной эффективности, упрощение конструкции, улучшение поперечной и курсовой устойчивости, а также управляемости по крену и курсу. 1 табл., 2 ил.
Наверх