Зубчатый вариатор

 

Изобретение относится к машиностроению и используется для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным звеньями механизма. Пары конических зубчатых колес установлены соответственно на ведущем и ведомом валах. Замкнутая шарнирная цепь с зубьями охвачена лентой так, что шарниры цепи смонтированы с возможностью смещения вдоль ленты, а каждый четный шарнир фиксирован от смещения в перпендикулярном ленте направлении. Зубьями цепь взаимодействует с зубьями конических зубчатых колес. При этом зубья цепи занимают во впадинах зубьев конических колес однозначное положение, при котором окружной шаг зубьев цепи соответствует шагу впадин зубьев конических зубчатых колес. Момент от ведущего вала передается на ведомый вал через зубья и натянутую ветвь цепи. Такое выполнение позволяет повысить работоспособность вариатора. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным звеньями механизма.

Известен вариатор, содержащий пару конических шкивов, охватывающую шкивы замкнутую ленту с нанизанными на нее пластинами, контактирующими с шкивами (Б. Фиттерман. Трансмиссия КВТ, "За рулем", 1985, N 2, стр.10 - 11). В этом устройстве, как и в заявляемом, используется лента, охватывающая конические шкивы, но в известном вариаторе усилия от входного к выходному валу передают силы трения, что ограничивает величину рабочего момента.

Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату цепной вариатор (патент РФ N 2029178, кл. F 16 H 9/24, от 23.08.88).

Признаки известного вариатора (прототипа), совпадающие с заявляемым изобретением, следующие. Он содержит ведущий и ведомый валы, на каждом из которых установлена пара конических зубчатых колес с возможностью принудительного изменения расстояния между колесами в каждой паре, замкнутую шарнирную цепь с зубьями.

В известном вариаторе шаг зубьев на цепи постоянный, а шаг зубьев шестерен уменьшается к оси вала. Из-за несовпадения шагов имеют место ударные нагрузки при передаче рабочего момента, а также непостоянство угловой скорости ведомого вала при постоянной скорости ведущего. Указанный недостаток ограничивает передаваемый рабочий момент и максимальную скорость, а также уменьшает надежность работы вариатора.

Цель изобретения - повышение работоспособности вариатора.

Предлагаемый зубчатый вариатор имеет следующие существенные признаки. Он содержит ведущий и ведомый валы, на каждом из которых установлена пара конических зубчатых колес с возможностью принудительного изменения расстояния между колесами в каждой паре, имеет замкнутую шарнирную цепь с зубьями, взаимодействующими с зубьями колес, и охватывающую цепь ленту. Шарниры цепи смонтированы с возможностью смещения вдоль ленты, а каждый четный шарнир фиксирован от смещения в перпендикулярном ленте направлении.

Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. Зубчатый вариатор снабжен охватывающей цепь лентой, при этом шарниры цепи смонтированы с возможностью смещения вдоль ленты, а каждый четный шарнир фиксирован от смещения в перпендикулярном к ленте направлении.

На фиг.1 - 3 представлена предложенная конструкция: на фиг.1 - общий вид с сечением А - А фиг.2; на фиг.2 - сечение Б - Б фиг.1; на фиг.3 - сечения В - В и Г - Г фиг.2; на фиг.4 - рисунок, поясняющий математические зависимости.

Зубчатый вариатор содержит входной 1 и выходной 2 валы, установленные в подшипниках корпуса 3, две пары зубчатых колес 4, смонтированных на валах с возможностью принудительного перемещения вдоль валов рычагами 5, шарнирную цепь 6 и охватывающую цепь ленту 7. Цепь состоит из шарнирно связанных стержнями 8 пар внешних 9 и внутренних 10 звеньев. На внешних звеньях цепи 9 выполнены два зуба - нечетный 11 и четный 12. Четный шарнир цепи соответствует четному зубу. На каждом четном стержне установлен ограничитель 13 и ролик 14, 15 и 16 - впадины зубьев колес соответственно для нечетных и четных зубьев цепи, 17 - наклонная поверхность зуба колеса, 18 - натянутая ветвь цепи.

Конструкция показана при одном из двух крайних положений рычагов 5, при этом расстояние между парой колес на одном валу максимально и минимально на другом.

Вариатор работает следующим образом. Зубчатые колеса ограничивают смещение зубьев цепи в тангенциальном направлении и в радиальном в сторону оси, а лента с помощью ограничителей 13 фиксирует четные зубья в радиальном направлении, что обеспечивает жесткую кинематическую связь валов. При конкретном положении рычагов 5 зубья цепи занимают во впадинах зубьев колес однозначное положение, при котором окружной шаг зубьев цепи соответствует шагу впадин зубьев зубчатых колес. Момент от входного вала передается на выходной через зубья и натянутую ветвь цепи 18. Ролики 14 служат для уменьшения сил трения при относительном движении ленты и цепи, а наклонная поверхность 17 способствует перемещению зубьев в соответствующие впадины.

На фиг. 4 показаны крайние положения звеньев цепи, при которых имеет место наибольшее передаточное отношение вариатора i. При одинаковых парах зубчатых колес, а также равных шагах H внешнего и внутреннего звеньев цепи имеем i = R/Rr, где R = H/sin, а что следует из теоремы косинусов H2 = Rr2 + r2 - 2rRrcos. При двух крайних положениях рычагов 5 и постоянной угловой скорости входного вала 1 изменение скорости выходного вала 2 составит 2max/2min = (R/Rr)2

Формула изобретения

Зубчатый вариатор, содержащий ведущий и ведомый валы, на каждом из которых установлена пара конических зубчатых колес с возможностью принудительного изменения расстояния между колесами в каждой паре, замкнутую шарнирную цепь с зубьями, взаимодействующими с зубьями колес, отличающийся тем, что он снабжен охватывающей цепь лентой, при этом шарниры цепи смонтированы с возможностью смещения вдоль ленты, а каждый четный шарнир фиксирован от смещения в перпендикулярном ленте направлении.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Вариатор // 2110716
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах бесступенчатого регулирования оборотов ведомого вала

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, трансформирующих или передающих крутящий момент или скорость

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в качестве регулируемого привода для различных машин и механизмов, в том числе и трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к механике и может найти применение в различных машинах для изменения скорости вращения ведомого вала

Изобретение относится к передачам с изменяемым передаточным отношением, устанавливаемым на транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с гибким тяговым органом, и может быть использовано в механических передачах с изменяемым передаточным числом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к коробкам передач для изменения крутящего момента по величине и направлению

Изобретение относится к тросовым приводам. Устройство для передачи вращающего момента содержит комплект из не менее трех ведущих эксцентриков и такой же комплект ведомых эксцентриков, и шатуны-тросы. Каждые соответствующие друг другу ведущие и ведомые эксцентрики соединяются кольцевыми шатунами-тросами, которые устанавливаются на диаметры ведущих и ведомых эксцентриков. Для увеличения пространства для конструктивных элементов, устанавливаемых на линии между осями ведущего и ведомого валов, диаметры эксцентриков ведущего вала или ведомого вала могут быть увеличенного размера при одинаковом эксцентриситете. Достигается компактность устройства. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к области бесступенчатых передач, и может быть использовано в механических приводах с плавным регулированием скорости. Цепной вариатор с автоматически изменяемым шагом вместе с механизмом реверса находится в общем корпусе (7) с крышкой (2) и содержит многозвенную замкнутую цепь (3), которая расположена между парами ведущих и ведомых конических колес (4) и (5) соответственно, а для второй ступени - между соответствующих колес (4′) и (5′). Цепь (3) составлена из наружных и внутренних плоских штампованных щек (8) и (9). Внутренние щеки (8) жестко соединены между собой с помощью центральных втулок (10), внутри которых поочередно расположены внешние и внутренние соединительные пальцы (11) и (12). Внешний и внутренний съемные пальцы (13) и (14) фиксируются при помощи упорных быстросъемных шайб (15). Цепь (3) снабжена роликами (16), которые установлены на консолях внутренних пальцев (12) и (14), а также имеются плоские шайбы (17). В состав конструкции также входят ограничители зигзагообразного складывания цепи (3) в виде внешнего стягивающего и внутреннего распорного центральных колец (20) и (21). Цепь (3) снабжена также роликами (22), установленными на цилиндрической поверхности центральных втулок (10) и контактирующими с кольцами (20) и (21). Достигается снижение динамических нагрузок при входе в контакт силовых элементов цепи и пазов конических колес вариатора при увеличении жесткости цепи на кручение. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к клиновым цепным передачам. Клиновая цепная передача состоит из клиновой цепи и шкивов с регулируемой или нерегулируемой шириной канавки. Сменные взаимозаменяемые полукольца на шкивах обеспечивают возможность беспрепятственной замены фрикционных накладок при их износе и полное восстановление работоспособности. Достигается повышение ремонтопригодности. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к цепным передачам для транспортного средства с изменяемым передаточным отношением, зависящим от нагрузки. Цепная передача содержит ведущее колесо с установленными на эксцентричных осях секторами звездочек. Секторы звездочек охвачены цепью вместе со звездочкой ведомого колеса. Секторы звездочек имеют возможность синхронного поворота относительно эксцентричных осей при возникновении нагрузки на цепи. Смещение секторов звездочек относительно центра ведомого колеса увеличивает или уменьшает передаточное отношение. Достигается упрощение конструкции. 6 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения. Передача с универсальной самоцентрирующейся системой с изменяемой геометрией, имеющая входной и выходной валы, содержит универсальную самоцентрирующуюся систему с изменяемой геометрией одного из оснований. Геометрические изменения основания осуществляются за счет смещения шестерней основания. Самоцентрирующаяся система содержит внешнее и внутреннее основания с закрепленными на них звездочками, роликами или шестернями, соединенными между собой цепью, ремнем или тросом. Ролики, шестерни или звездочки на одном из оснований имеют возможность смещения относительно центра вращения основания под воздействием нагрузки на передачу. Величина смещения обратно пропорциональна нагрузке на передачу. В результате расширяется диапазон плавного изменения передаточного отношения. 10 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к передачам вращения с помощью тросов. Устройство для передачи вращающего момента содержит комплект из не менее трех ведущих эксцентриков, трех ведомых эксцентриков и трех кольцевых тросов. Каждые соответствующие друг другу ведущие и ведомые эксцентрики соединяются кольцевыми тросами. Кольцевой трос передает крутящий момент с возможностью перемещения по наружному диаметру эксцентрика, а величина перемещения троса за один оборот равна длине окружности ручья на эксцентрике. Достигается упрощение конструкции. 4 ил.
Наверх