Способ термоциклической обработки низколегированных и углеродистых сталей


C21D1/78 - Изменение физической структуры черных металлов; устройства общего назначения для термообработки черных или цветных металлов или сплавов; придание ковкости металлам путем обезуглероживания, отпуска или других видов обработки (цементация диффузионными способами C23C; поверхностная обработка металлов, включающая по крайней мере один процесс, предусмотренный в классе C23, и по крайней мере другой процесс, охватываемый этим подклассом, C23F 17/00; однонаправленное отвердевание эвтектики или однонаправленное разделение эвтектик C30B)
C21D1/18 - Изменение физической структуры черных металлов; устройства общего назначения для термообработки черных или цветных металлов или сплавов; придание ковкости металлам путем обезуглероживания, отпуска или других видов обработки (цементация диффузионными способами C23C; поверхностная обработка металлов, включающая по крайней мере один процесс, предусмотренный в классе C23, и по крайней мере другой процесс, охватываемый этим подклассом, C23F 17/00; однонаправленное отвердевание эвтектики или однонаправленное разделение эвтектик C30B)

 

Изобретение относится к термической обработке и может быть использовано при термообработке сталей перлитного класса, применяемых в машиностроении. Задачей изобретения является повышение ударной вязкости углеродистых и низколегированных сталей перлитного класса при одновременном повышении прочностных свойств. Для достижения поставленной задачи рекомендуется способ термоциклической обработки деталей, при котором нагрев производят до температуры гомогенизации аустенина со скоростью 3-5°С/мин, а охлаждение - со скоростью, обеспечивающей сорбитное или мартенситное, или бейнитное превращение до температуры на 50-100°С ниже Аr1, или Mк, или Бк. 1 табл.

Изобретение относится к термической обработке и может быть использовано при термообработке сталей перлитного класса, применяемых в машиностроении.

Известен способ термоциклической обработки углеродистых сталей (авт.св. N 440424), заключающийся в многократном нагреве выше Ac1 и охлаждении ниже Ac1, а для обработки конструкционных сталей нагрев производят до 750 - 780oC со скоростью 70 - 150oC/мин, при этом охлаждение ведут до 670 - 690oC со скоростью 150 - 200oC/мин, а затем в воде.

Задачей изобретения является повышение ударной вязкости углеродистых и низколегированных сталей перлитного класса при одновременном повышении прочностных свойств.

Поставленная задача достигается тем, что при термоциклической обработки деталей нагрев производят до температуры гомогенизации аустенита со скоростью 3 - 5oС/мин, а охлаждение - со скоростью, обеспечивающей сорбитное или мартенситное или бейнитное превращение до температуры на 50 - 100oC ниже.

Необходимость нагрева до температуры образования гомогенного аустенита связана с тем, что при температуре нагрева ниже ее, вследствии различия в химическом составе тела аустенитных зерен образуется несколько структур, что снижает уровень вязкости.

Скорость нагрева 3 - 5oС/мин выбрана исходя из того, что при меньшей скорости нагрева непосредственно за гомогенизацией аустенита наблюдается рост аустенитного зерна, что приводит к снижению вязкости, а увеличение скорости приводит к необходимости еще большего повышения температуры нагрева, что является экономически невыгодным.

Пример. Для опробования режима термоциклической обработки использовались заготовки размерами 20x20x140 (мм) из стали марок 20, 40, 23, 10ГН2МФА. Для получения сравнительных данных на термическом участке ЦЛО было проведено опробование термоциклической обработки отожженных заготовок по известному и предлагаемому режимам. Далее из заготовок были изготовлены образцы для механических испытаний: два разрывных образца типа III N 6 ГОСТ 1497-8 и три ударных образца типа 11 ГОСТ 9454-78. Результаты механических испытаний (средние значения) приведены в таблице.

Известный способ ТЦО для стали 20: I цикл: 1. Посадка при tпеш=100oC.

2. Нагрев за 6'50'' до 750oC.

3. Охлаждение - спрейерное с Uохл=160oС/мин до 68010oC, затем в воде.

II цикл: аналогичен I.

III цикл: аналогичен I.

Предлагаемый способ ТЦО для стали 20: I цикл: 1. Посадка при t печи600oC.

2. Нагрев за 3' до 900oC.

3. Охлаждение на воздухе до 600oC.

II цикл: аналогичен I.

III цикл: 1. Посадка при t печи600oC.

2. Нагрев за 3' до 90010oC.

3. Охлаждение в воде до 680oC и далее на воздухе.

Формула изобретения

Способ термоциклической обработки низколегированных и углеродистых сталей, включающий многократные нагревы и охлаждения, отличающийся тем, что нагрев производят до температуры гомогенизации аустенита со скоростью 3-5oС/мин, а охлаждение - со скоростью, обеспечивающей сорбитное или мартенoитное, или бейнитное превращение до температуры на 50-100oС ниже Аr1, или Mк или Бк.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для упрочнения деталей машин, получаемых методом холодной пластической деформации (ХПД) и работающих в условиях трения и циклических нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к полуавтоматическим линиям для плазменного поверхностного упрочнения бандажей и ободьев колес, и может быть использовано при проектировании и изготовлении оборудования для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта, оборудованных станочным парком для механической обработки колес без демонтажа колесной пары

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для производства горячекатаной полосы, предназначенной для холодного деформирования, способ включает горячую прокатку, ускоренное охлаждение, смотку полосы в рулон, охлаждение рулона, размотку рулона и порезку его на мерные длины и нормализацию, которую проводят в два этапа, первую при температуре Ас3 + 30-50oC, вторую - в интервале между критическими точками Ас1 и Ас3
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к методу нагрева заготовок тугоплавких высокореакционных металлов и сплавов, например титановых, под горячую пластическую деформацию

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к термической обработке деталей машин, и может быть использовано в двигателестроении для повышения работоспособности высокофорсированных дизелей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к термической обработке деталей машин, и может быть использовано в двигателестроении для повышения работоспособности высокофорсированных дизелей

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке сталей при изготовлении инструмента и деталей машин в машиностроении

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для упрочнения деталей машин, получаемых методом холодной пластической деформации (ХПД) и работающих в условиях трения и циклических нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к полуавтоматическим линиям для плазменного поверхностного упрочнения бандажей и ободьев колес, и может быть использовано при проектировании и изготовлении оборудования для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта, оборудованных станочным парком для механической обработки колес без демонтажа колесной пары

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для производства горячекатаной полосы, предназначенной для холодного деформирования, способ включает горячую прокатку, ускоренное охлаждение, смотку полосы в рулон, охлаждение рулона, размотку рулона и порезку его на мерные длины и нормализацию, которую проводят в два этапа, первую при температуре Ас3 + 30-50oC, вторую - в интервале между критическими точками Ас1 и Ас3
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к методу нагрева заготовок тугоплавких высокореакционных металлов и сплавов, например титановых, под горячую пластическую деформацию

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к термической обработке деталей машин, и может быть использовано в двигателестроении для повышения работоспособности высокофорсированных дизелей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к термической обработке деталей машин, и может быть использовано в двигателестроении для повышения работоспособности высокофорсированных дизелей

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке сталей при изготовлении инструмента и деталей машин в машиностроении

Изобретение относится к области машиностроения
Наверх