Вспомогательное устройство для системы электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к системам электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания. Устройство содержит зарядный источник постоянного тока и емкостный накопитель на основе конденсаторов с двойным электрическим слоем, при этом в качестве зарядного источника для емкостного накопителя использована электрическая машина постоянного тока, выводы которой подключены к зажимам накопителя через разделительный диод, а вал ее сопряжен с вращаемым мускульно-механическим приспособлением. Технический результат достигается путем использования резервного емкостного накопителя, заряжаемого от электрической машины постоянного тока, вращаемой мускульно-механическим приспособлением. 1 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области электромеханики, в частности к системам электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известна система электростартерного пуска (СЭП) двигателей внутреннего сгорания (прототип), включающая в себя в качестве источника тока аккумуляторную батарею (АБ), которая подзаряжается от бортового машинного генератора переменного тока с выпрямителем, вращаемого от ДВС через механическую передачу, и емкостного накопителя, подключаемого параллельно АБ и генератору для его подзаряда и последующего разряда на стартер.

Известны также разработанные за рубежом и в России конденсаторы с двойным электрическим слоем, получившие название в России импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости (ИКЭ). Они в наибольшей степени отвечают требованиям по удельной мощности и массо-габаритным показателям, предъявляемым системой электростартерного пуска.

Недостатком прототипа является невозможность запуска "заглохшего" двигателя внутреннего сгорания, когда АБ разряжена после многократных попыток запуска, а напряжение на емкостном накопителе в связи с этим не достигает номинального напряжения, достаточного для автономного функционирования системы электростартерного пуска без аккумуляторной батареи.

Особенно этот недостаток проявляется в чрезвычайных ситуациях, когда человек (водитель, оператор и др.) не располагает никаким источникам энергии, кроме "энергии мускулов".

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является устранение указанного недостатка путем использования вспомогательного устройства, приводимого в действие с помощью мускульно-механического приспособления и состоящего из зарядов источника и резервного емкостного накопителя энергии. Это устройство обязательно должно входить в комплект запчастей и приборов (ЗИП), ответственных объектов с ДВС.

Поставленная задача решается тем, что система электростартерного пуска ДВС оснащена вспомогательным устройством с емкостным накопителем энергии, в котором в качестве зарядного источника для накопителей используется электрическая машина постоянного тока, подключенная своими выводами к его зажимам через разделительный диод и вращаемая мускульно-механическим приспособлением.

Совокупностью существенных признаков предлагаемого изобретения является наличие емкостного накопителя и электрической машины постоянного тока, вращаемой мускульно-механическим приспособлением и подключенной к зажимам емкостного накопителя через разделительный диод.

Отличительными признаками предлагаемого изобретения от прототипа является: - электрическая машина постоянного тока подключена своими выводами к зажимам емкостного накопителя через разделительный диод; - вал электрической машины сопряжен с вращаемым мускульно-механическим приспособлением.

Технический результат, выражаемый в обеспечении функционирования системы электростартерного пуска ДВС в чрезвычайных ситуациях при отсутствии какого-либо работоспособного источника электроэнергии, кроме мускульной энергии человека, достигается путем использования резервного емкостного накопителя, заряжаемого от электрической машины постоянного тока, вращаемой мускульно-механическим приспособлением.

На чертеже изображена принципиальная электрическая и конструктивная схема вспомогательного устройства для системы электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания согласно изобретению.

Предлагаемое устройство содержит электрическую машину постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов 1, разделительный диод 2, емкостной накопитель энергии 3 и мускульно-механическое приспособление 4. Мускульно-механическое приспособление представляет собой механизм, к входному валу которого прикладывается крутящий момент M1 от руки или ноги, а пониженный с помощью механической передачи 5 крутящий момент M2 на выходном валу прикладывается к валу электрической машины. Крутящий момент M1 передается с помощью рукоятки (или педали) 6.

При вращении мускульно-механическим приспособлением 4 с помощью рукоятки (или педали) 6 электрическая машина работает в режиме генератора и развивает на выходе напряжение, прикладываемое к накопителю через разделительный диод 2. Происходит по мере вращения генератора постоянный заряд накопителя до номинального напряжения, которое фиксируется каким-либо индикатором, например, вольтметром (не является предметом изобретения).

Разделительный диод 2 необходим для того, чтобы обеспечить возможные паузы для отдыха в процессе вращения мускульно-механического приспособления. Диод препятствует также разряду накопителя на якорную обмотку электрической машины при нестабильной частоте вращения.

После заряда накопителя к его зажимам подключается не функционирующая в штатном режиме основная система электростартерного пуска ДВС. При этом вышедшая из строя или разряженная АБ должна быть выключена из СЭП (достаточно "отбросить при однопроводной схеме провод, подводимый к положительному выводу АБ). Вместо АБ в СЭП включается заряженный накопитель устройства с соблюдением установленной в штатной схеме СЭП полярности. Далее пуск ДВС проводится обычным путем, как предусмотрено инструкцией по эксплуатации.

Если в штатной схеме СЭП установлен емкостной накопитель, то его можно подзарядить от предлагаемого устройства для номинального напряжения и затем подключить к нему предварительно заряженный от него же резервный накопитель, что существенно повышает вероятность уверенного запуска ДВС.

Главным требованием к вспомогательному устройству является высокая готовность к действию. В связи с этим накопитель устройства перед выездом транспортного средства в рейс, выходом лодки в плавание или возможным перерывом питания от основной сети в стационарных установках с ДВС целесообразно зарядить от постороннего источника, в том числе от устройства согласно изобретению, с тем чтобы в чрезвычайной или аварийной ситуации существенно сократить длительность подзарядки до номинального напряжения (до нескольких минут). При этом учитывается тот факт, что накопитель сверхвысокой энергоемкости имеет малый ток утечки с постоянной времени саморазряда в течение десятков часов.

Предлагаемое изобретение может быть эффективно использовано прежде всего в составе ЗИП для различных систем электростартерного пуска ДВС автобусов, сельскохозяйственных машин, мотоциклов, бензоагрегатов, пусковых двигателей, катеров, яхт, передвижных электростанций и др.

Важным достоинством предлагаемого изобретения является также возможность его использования для других целей, например, в качестве переносного автономного зарядного устройства для заряда и подзарядки маломощных емкостей накопителей, установленных в различной аппаратуре и приборах.

Формула изобретения

Вспомогательное устройство для системы электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее зарядный источник постоянного тока и емкостной накопитель на основе конденсаторов с двойным электрическим слоем, отличающееся тем, что в качестве зарядного источника для емкостного накопителя использована электрическая машина постоянного тока, выводы которой подключены к зажимам накопителя через разделительный диод, а вал ее сопряжен с вращаемым мускульно-механическим приспособлением.

РИСУНКИ

Рисунок 1

RH4A - Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение

Дата выдачи дубликата: 15.12.2006

Наименование лица, которому выдан дубликат:ООО МНПО «ЭКОНД» (RU)

Извещение опубликовано: 20.02.2007        БИ: 05/2007

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 09.12.2009

Дата публикации: 27.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам для облегчения пуска автомобильных двигателей внутреннего сгорания? и позволяет повысить надежность пуска двигателя в любых погодных условиях к увеличить срок службы устройства

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для электростартерного запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, и может быть использовано в составе передвижных танкоремонтных мастерских

Изобретение относится к электротехнике, в частности к оборудованию для внешнего запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в системах электростартерного пуска и искрового зажигания

Изобретение относится к электрооборудованию объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к системам электрического запуска двигателя и энергоснабжения потребителей объектов бронетанковой техники, преимущественно к основным танкам и объектам на их базе

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для предпускового ускоренного контролируемого заряда аккумуляторных батарей, а также в качестве вспомогательного устройства для облегчения электропуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств от внешней сети переменного тока

Изобретение относится к области пусковых устройств двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в транспортных средствах и стационарных установках, где применяются двигатели внутреннего сгорания и необходим их частый пуск

Изобретение относится к устройствам для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и предназначено для предпускового подогрева масла

Изобретение относится к техническим устройствам диагностики, конкретно - к системам диагностики электрических систем

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой и может быть использовано в схемах электропитания низковольтных цепей управления, аварийного и служебного освещения и сигнализации

Изобретение относится к оборудованию для внешнего пуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, в частности объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к оборудованию для внешнего запуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств, в частности объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к устройствам автомобильной электроники и может быть использовано на транспортных средствах и стационарных установках с системами пуска, снабженными источниками электроэнергии ограниченной мощности

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации отечественных тепловозов серий ТЭМ 2, ЧМЭЗ и др

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в транспортных устройствах, в частности в электроприводах постоянного тока для пуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автономным системам электроснабжения

Изобретение относится к тепловозостроению
Наверх