Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Устройство содержит шлицевую втулку (1), на внешней поверхности которой выполнены шлицы, установленную и жестко закрепленную на полуоси (2), ступицу (4), на внутренней поверхности которой выполнены шлицы, находящиеся в зацеплении со шлицами втулки (1) и установленные на рукавах заднего моста гидроцилиндры (6), штоки которых соединены со ступицей (4) посредством подшипникового узла (7). Гидроцилиндры 6 присоединены к штатной гидросистеме трактора при помощи маслопровода. Для предотвращения соскакивания ступицы (4) со шлицевой втулки (1) при максимальной ширине колеи предусмотрена стопорная шайба (8). Для защиты подшипникового узла от попадания грязи установлен защитный кожух (9). Изобретение направлено на решение задачи изменения ширины колеи транспортного средства без проведения подготовительных операций как в статике, так и в динамике независимо от направления движения. 2 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам для синхронного изменения ширины колеи задних колес.

Известны ряд устройств, позволяющих изменять ширину колеи задних колес транспортного средства перемещением ступицы колеса по полуоси посредством зубчатой передачи типа червяк-рейка, при этом привод червяка осуществляется различными способами.

Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства (а.с. 694400 B 60 B 35/10 ), содержащее зубчатую рейку, выполненную на оси колеса, ступицу колеса, установленную на оси с возможностью перемещения в осевом направлении, и червяк, установленный в ступице с возможностью вращения вокруг своей оси и находящийся в зацеплении с зубчатой рейкой, устройство снабжено планетарным механизмом, установленным на остове транспортного средства соосно ступице колеса и содержащим муфту управления, при этом червяк связан с сателлитом планетарного механизма посредством телескопического вала, а водило установлено жестко на оси колеса.

Недостатком данного устройства является значительное усложнение конструкции, связанное с необходимостью установки дополнительного планетарного механизма.

Известно устройство для изменения ширины колеи (а.с. 340556 B 60 B 35/10), содержащее рейку, жестко связанную с полуосью, червяк, установленный на ступице колеса, и механизм привода червяка, привод червяка выполнен в виде поворотного подпружиненного рычага, связанного с червяком через храповой механизм, а на рукаве полуоси смонтирован регулируемый упор со шкалой.

Недостатком данного устройства является необходимость проведения предварительных подготовительных операций для приведения устройства в работоспособное состояние.

Устройство для регулирования колеи транспортного средства (а.с. 636116 B 60 B 35/10), содержащее полуось, установленную на ней разрезную конусную втулку с фланцем, на которую насажена ступица, соединенная с фланцем втулки, смонтированное в ступице зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с выполненной на полуоси рейкой, причем разрезная конусная втулка связана с полуосью посредством продольного паза и шпоночного выступа, рейка выполнена на шпоночном выступе, расположенном на полуоси, а продольный паз выполнен в разрезной конусной втулке.

Недостатками данного устройства являются невозможность изменения колеи в процессе движения и необходимость проведения подготовительных операций для приведения устройства в работоспособное состояние.

Наиболее близким аналогом к заявляемому устройству является устройство для регулирования колеи транспортных средств (а.с. 395293 B 60 B 35/10), содержащее оси колес и разъемные ступицы, образующие винтовые пары с резьбой, имеющие наклонные боковые поверхности, ступица имеет консольно расположенные упруго деформируемые клеммы, которые при затяжке их заклинивают боковые поверхности резьбы, и снабжена по концам кольцевыми направляющими.

Недостатками данного устройства являются невозможность изменения ширины колеи при движении и необходимость проведения подготовительных операций для приведения устройства в работоспособное состояние.

В связи со всем вышеизложенным задача изобретения состоит в создании устройства, которое позволит изменять ширину колеи транспортного средства без проведения подготовительных операций независимо от направления движения транспортного средства.

Поставленная задача решается за счет того, что устройство для регулирования ширины колеи транспортного средства, содержащее полуось и установленную на ней втулку, на которой размещена ступица и взаимодействует с втулкой при помощи шлицов, расположенных соответственно на внутренней поверхности ступицы и внешней поверхности втулки, при этом с одной стороны ступица взаимодействует со штоком гидроцилиндра через подшипниковый узел, а с ее другой стороны размещена стопорная шайба, а втулка жестко закреплена на полуоси.

Новые существенные признаки: 1. Устройство содержит шлицевую втулку, установленную на полуоси транспортного средства.

2. Шлицевая втулка жестко закреплена на полуоси.

3. На внешней стороне втулки расположены шлицы.

4. Ступица взаимодействует с шлицевой втулкой при помощи шлицев, расположенных на ее внутренней поверхности.

5. С одной стороны ступица взаимодействует со штоком гидроцилиндра через подшипниковый узел.

6. С другой стороны ступицы размещена стопорная шайба.

Перечисленная совокупность признаков обеспечивает получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты.

Изменение ширины колеи транспортного средства как в статике так и в динамике осуществляется оператором из кабины синхронно по двум колесам, путем воздействия на соответствующий золотник гидрораспределителя, направляя поток масла через маслопроводы в ту или иную область гидроцилиндров.

При направлении масла от гидрораспределителя в маслопроводы, подсоединенные в надпоршневую область гидроцилиндров, происходит выдвижение штока гидроцилиндра, который, взаимодействуя со ступицей через подшипниковый узел, обеспечивает перемещение ступицы по полуоси, увеличивая тем самым ширину колеи задних колес. Шлицевая втулка позволяет передавать крутящий момент, передаваемый от механизма привода полуоси на втулку за счет жесткого закрепления ее на полуоси, а также позволяет ступице, имеющей на внутренней стороне шлицы и взаимодействующей со шлицами втулки, перемещаться под воздействием усилия, получаемого от гидроцилиндра через подшипниковый узел. Стопорная шайба предохраняет ступицу от соскакивания при достижении максимальной ширины колеи.

Уменьшение колеи осуществляется аналогично путем направления потока масла по второму маслопроводу в подпоршневую область гидроцилиндров.

На фиг. 1 изображено устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, общий вид.

На фиг. 2 - разрез по ступице.

Транспортное средство, которое содержит устройство для изменения ширины колеи задних колес, включает в себя шлицевую втулку 1, жестко закрепленную на полуоси 2 и имеющую шлицы 3 на внешней стороне, ступицу 4, имеющую шлицы 5 на внутренней стороне, которые взаимодействуют со шлицами 3 втулки 1, перемещение ступицы 4 по полуоси 2 осуществляется при помощи гидроцилиндров 6, установленных на рукаве заднего моста и связанных со ступицей 4 посредством подшипникового узла 7. Для предотвращения соскакивания ступицы 4 при максимальной ширине колеи предусмотрены стопорные шайбы 8, подшипниковый узел 7 для предотвращения попадания грязи снабжен защитным кожухом 9. Гидроцилиндры б присоединены к штатной гидросистеме транспортного средства.

Работа устройства осуществляется следующим образом: например, транспортное средство работает с постоянной шириной колеи. В этом случае оператор не воздействует на соответствующий золотник гидрораспределителя. При этом масло в обеих полостях гидроцилиндров 6 находится в запертом состоянии, тем самым обеспечивая жесткую фиксацию заданной колеи транспортного средства.

Увеличение или уменьшение колеи осуществляется синхронно по обеим колесам транспортного средства при работе двигателя как в стационаре (статике), так и в динамике при движении транспортного средства путем воздействия оператора на соответствующий золотник гидрораспределителя (на фиг-х не показан), направляя поток масла через маслопроводы (на фиг-х не показано) в ту или иную область гидроцилиндров 6. При поступлении масла от гидрораспределителя в маслопроводы, подсоединенные в надпоршневую область гидроцилиндров 6, последние обеспечивают синхронное перемещение подвижных частей устройства в сторону увеличения колеи. Штоки гидроцилиндров, воздействуя через подшипниковый узел 7 на ступицу 4, обеспечивая ее перемещение по шлицевой втулке 1, увеличивают тем самым ширину колеи. При достижении заданной ширины колеи оператор переводит рычаг управления гидрораспределителем в нейтральное положение, прекращая подачу масла к гидроцилиндрам 6. При достижении наибольшей ширины колеи ступица 4 упрется в стопорную шайбу 8, при этом под воздействием избыточного давления золотник гидрораспределителя займет нейтральное положение, перекрыв тем самым подачу масла в маслопровод.

Уменьшение колеи осуществляется аналогичным образом, только с той разницей, что поток масла от гидрораспределителя направляется по второму маслопроводу в подпоршневую область гидроцилиндров 6.

Формула изобретения

Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, содержащее полуось и установленную на ней втулку, на которой размещена ступица, отличающееся тем, что на внутренней поверхности ступицы и внешней поверхности втулки выполнены шлицы, взаимодействующие между собой, с одной стороны ступица взаимодействует со штоком гидроцилиндра через подшипниковый узел, а с другой ее стороны размещена стопорная шайба.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к колесной паре для множества колей на железных дорогах, по которым движутся поезда

Изобретение относится к вагоностроению

Изобретение относится к шахтному рельсовому транспорту и, в частности к ходовой части подвижного состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу изменения колеи транспортного средства и самому транспортному средству

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано, в частности, для изменения колеи при поворотах шасси

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к транспортно-технологическим средствам высокой проходимости

Изобретение относится к системам ходовым лесозаготовительных машин, преимущественно с гусеничным движителем, и может быть использовано в лесной промышленности и лесном хозяйстве

Изобретение относится к области мониторинга смены стандарта колеи колесной пары

Группа изобретений относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам с поворотными осями для изменяемой колеи и к стационарным установкам для смены колеи рельсового пути. Тележка содержит опорную платформу железнодорожного вагона; по меньшей мере, одну поворотную ось (2) с опорными частями (10), подшипниками (12), пазами для направляющих (18) и вкладышами (13), на которой установлены два колеса (1) посредством соединительного устройства. Поворотная ось снабжена фиксатором (22) для смены колеи, который позволяет или предотвращает поперечное перемещение колес на оси при помощи направляющих (24). Стационарная установка для смены колеи содержит фиксирующие направляющие (19) для скольжения и опоры, направляющие (27) поперечного перемещения и замыкающие направляющие (24). Достигается снижение риска размыкания устройства фиксатора тележки с изменяемой колеей. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам. Сельскохозяйственное тягово-транспортное энергетическое средство включает в себя двигатель, кабину с органами управления, смонтированные на несущую раму. Несущая рама опирается лонжеронами на комбинированный мост с ведущими - управляемыми колесами с приводом от двигателя и дополнительную полураму с лонжеронами и опорными колесами. Несущая рама соединена с дополнительной полурамой шарнирами поворота на 180° «складывания» и «раскладывания» лонжеронов дополнительной полурамы и несущей рамы, размещенными с равным расстоянием "α" по осям колес моста несущей рамы и опорных колес дополнительной полурамы. Несущая рама и дополнительная полурама снабжены гидравлическими серводвигателями поворота указанных лонжеронов и фиксаторами крепления друг к другу в разложенном (двуосная машина) и сложенном (одноосная машина - «модульный блок») состояниях. Несущая рама снабжена замковым шарниром сочленения с сельскохозяйственным орудием и гидроцилиндром управления его поворотами. Достигается улучшение приспосабливаемости сельскохозяйственных тягово-транспортных и энергетических средств к условиям работы, повышение качества выполняемых технологических операций и производительности машин при снижении общих затрат энергии. 13 ил.

Изобретение относится к системам ходовым лесозаготовительных машин, преимущественно с гусеничным движителем, и может быть использовано в лесной промышленности и лесном хозяйстве. Система включает несущую раму (1), на которой установлен опорно-поворотный круг (2). С несущей рамой (1) посредством устройств для изменения величины колеи системы ходовой соединены несущие балки (3, 4) гусеничных движителей. С несущими балками (3, 4) соединены ведущие звездочки с их приводами, ходовые колеса и гусеничные цепи (5, 6) с механизмами их натяжения. Устройство для изменения величины колеи гусеничного движителя включает шарниры (7, 8), посредством которых несущие балки (3, 4) одними концами соединены с несущей рамой (1), а другими концами связаны с направляющими (11, 12) посредством ползунов (15, 16). В направляющих (11, 12) установлены ползуны (15, 16), которые одними концами шарнирно соединены с несущими балками (3, 4), а другими - шарнирно с приводами (13, 14) поворота несущих балок, например гидроцилиндров. Оси симметрии (19, 20) направляющих (11, 12) выполнены по радиусам, длины которых равны расстоянию между осями (9, 10) и осями (21, 22) соответственно. Обеспечивается повышение проходимости и эффективности использования лесозаготовительной машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственным машинам для внесения удобрений. Сельскохозяйственная машина для внесения удобрений содержит пару колес, каждое из которых содержит соответствующее устройство 18 для крепления колеса, имеющее несущий элемент 19 и установленный на нем с возможностью вращения барабан 20, приводимый во вращение посредством гидростатического двигателя 21, установленного на соответствующем несущем элементе 19. Каждое устройство 18 для крепления колеса установлено на соответствующей опорной конструкции 22 колеса посредством верхнего рычага 23 и нижнего рычага 24, образующих угловой модуль. Опорная конструкция 22 колеса каждого углового модуля представляет собой литой узел. Каждая опорная конструкция колеса установлена на шасси посредством проходящего в поперечном направлении опорного вала, который подвижно закреплен для осевого перемещения в опорном блоке. В сельскохозяйственной машине обеспечивается изменение ширины колеи более простым и эффективным образом за счет поперечного разделения колес с минимальным трением скольжения. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Шасси с переменной колеей содержит раму, связанную через механизм изменения колеи с поворотными стойками колес. Рама представляет собой трубу. Механизм изменения колеи выполнен в виде четырехрычажной с эффектом обеспечения возврата в исходное положение торсионной пружины. Поперечные концы торсионов жестко соединены попарно между собой. Один из продольных концов торсионов закреплен на раме-трубе. Другой из продольных концов торсионов закреплен на штоке поршня, имеющего свободу осевого перемещения вдоль оси рамы-трубы, имеющей горизонтальные пазовые отверстия. Через указанные отверстия посредством исполнительного механизма изменения колеи связаны между собой поперечные концы торсионов, на которых смонтированы стойки ведущих колес. Достигается повышение проходимости за счет изменения колеи. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к колесной подвеске и рабочей машине с такой подвеской. Колесная подвеска для монтажа в шасси (1) рабочей машины содержит приводную ось, колесо и ступичный узел, содержащий первый ступичный блок, который неподвижен в осевом направлении колесной подвески и присоединен к указанной оси, и второй ступичный блок, который присоединен к колесу и выполнен с возможностью смещения в осевом направлении колесной подвески относительно первого ступичного блока для изменения осевого положения колеса относительно первого ступичного блока. Ступичный узел также содержит привод для управляемого приведения в действие второго ступичного блока с обеспечением указанного смещения. Привод содержит гидравлический цилиндр (51), который расположен внутри защитного опорного средства для поглощения сил или компонент сил в радиальном направлении гидравлического цилиндра (51). Указанное защитное опорное средство содержит первый опорный рукав (53), который предназначен для присоединения к шасси, и второй опорный рукав (54), который непосредственно или с помощью промежуточных элементов присоединен ко второму ступичному блоку. Указанные опорные рукава телескопически расположены внутри друг друга с обеспечением возможности телескопического перемещения между ними. Обеспечивается защита подвески от разрушающих нагрузок. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 13 ил.
Наверх