Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах. Гидромеханическая коробка передач содержит расположенные соосно входной и выходной валы, промежуточный вал, фрикционные муфты и тормоза, два трехзвенных планетарных механизма, гидротрансформатор и согласующие передачи. Промежуточный вал связан с гидротрансформатором и планетарными механизмами при помощи согласующих передач. Входной и выходной валы соединены при помощи фрикционной муфты. Водило одного из планетарных механизмов соединено с тормозом. Снижены габаритные размеры и масса, повышены КПД и надежность. 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно расположенные входной и выходной валы, связанные между собой шестернями постоянного зацепления, и два планетарных механизма с фрикционными элементами управления, при этом планетарные механизмы расположены соосно друг другу, ведущее звено каждого планетарного механизма связано кинематически с входным валом, а ведомые звенья соединены между собою и связаны кинематически с входным валом /1/.

Недостатками известной коробки передач является необходимость применения выходной цилиндрической передачи, связывающей ведомые звенья планетарных механизмов с выходным валом, отдельного механизма реверсирования, расположенного между гидротрансформатором и валом ведущих шестерен цилиндрических передач. Выходная цилиндрическая передача нагружена на всех передачах как переднего, так и заднего хода. Расположение механизмов коробки передач на трех параллельных осях приводит к повышению габаритных размеров и массы, применению дополнительных подшипниковых опор.

Технической задачей изобретения является повышение КПД, надежности механизмов и универсальности коробки передач, снижение габаритных размеров и массы.

Поставленная задача достигается тем, что входной и выходной валы расположены соосно и соединены при помощи фрикционной муфты, а водило одного из планетарных механизмов соединено с тормозом.

Технический результат достигается тем, что соосное расположение входного и выходного валов, установка муфты и исключение зубчатой передачи привода выходного вала обеспечивают получение прямой передачи, что исключает механические потери в зубчатых передачах. Соединение тормоза с водилом одного из планетарных механизмов обеспечивает получение передачи заднего хода без специального механизма реверсирования. Это позволяет в конечном счете повысить КПД, надежность механизмов и универсальность коробки передач при снижении габаритных размеров и массы.

На чертеже представлена схема гидромеханической коробки передач. Коробка передач содержит соосно расположенные входной вал 1 и выходной вал 2, параллельно расположенный промежуточный вал коробки передач 3, на котором установлен блокируемый комплексный гидротрансформатор 4.

Входной вал 1 соединен с валом 5 насосного колеса гидротрансформатора 4 при помощи согласующей передачи, состоящей из шестерен 6 и 7, и выходным валом 2 при помощи дисковой фрикционной муфты 8. Промежуточный вал 3 коробки передач соединен с валом 9 турбинного колеса гидротрансформатора 4 и с солнечными шестернями 10, 11 планетарных механизмов 12 и 13 при помощи согласующих зубчатых цилиндрических передач, состоящих из шестерен 14, 15 и 16, 17.

Первый трехзвенный планетарный механизм 12 содержит эпициклическую шестерню 18, снабженную дисковым тормозом 19, водило 20, солнечную шестерню 10, соединенную с шестерней 15, и дисковую фрикционную муфту 21, соединяющую водило 20 с солнечной шестерней 10. Водило 20 соединяется с выходным валом 2.

Второй трехзвенный планетарный механизм 13 содержит эпицикл 22, соединенный посредством водила 20 с выходным валом 2. Водило 23 второго трехзвенного планетарного механизма 13 снабжено дисковым тормозом 24 и дисковой фрикционной муфтой 25, посредством которой соединяется с солнечной шестерней 11. Солнечная шестерня 11 второго трехзвенного планетарного механизма 13 соединена с шестерней 17, которая через шестерню 16 соединяется с промежуточным валом 3 коробки передач.

Работа коробки передач происходит следующим образом.

Для получения первой передачи должен быть включен дисковый тормоз 19, останавливающий эпициклическую шестерню 18 первого трехзвенного планетарного механизма 12. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 6 и 7 через гидротрансформатор 4 к промежуточному валу 3, шестернями 14 и 15 на солнечную шестерню 10, затем с водила 16 на выходной вал 2.

Вторая передача включается дисковой фрикционной муфтой 25. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 6 и 7 через гидротрансформатор 4 к промежуточному валу 3, и через шестерни 16 и 17 к солнечной шестерне 11 второго трехзвенного планетарного механизма 13 через фрикционную муфту 25 к эпициклической шестерне 22 и на выходной вал 2.

Для получения третьей передачи включается дисковая фрикционная муфта 21. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 6 и 7 через гидротрансформатор 4 к промежуточному валу 3, через шестерни 14 и 15 к солнечной шестерне 10 первого трехзвенного планетарного механизма 12 на дисковую фрикционную муфту 21 и через водило 20 на выходной вал 2.

Четвертая передача (прямая) включается дисковой фрикционной муфтой 8. Крутящий момент передается с входного вала 1 через фрикционную муфту 8 на выходной вал 2.

Передача заднего хода включается дисковым фрикционным тормозом 24. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 6 и 7, через гидротрансформатор 4 к промежуточному валу 3 и шестернями 16 и 17 к солнечной шестерне 11, через сателлит 26 и эпициклическую шестерню 22 на выходной вал 2.

Использование предлагаемой коробки передач в трансмиссии транспортного средства дает по сравнению с прототипом повышение КПД за счет получения прямой передачи, повышение надежности, снижение габаритных размеров и массы за счет исключения постоянно работающей выходной передачи и механизма реверсирования.

Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР N 903226, кл. 3 B 60 K 17/08 от 1982 г.

Формула изобретения

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, два трехзвенных планетарных механизма с соосным расположением звеньев и фрикционными устройствами управления в виде муфт и тормозов, гидротрансформатор, промежуточный вал, связанный с гидротрансформатором и планетарными механизмами при помощи согласующих передач, состоящих из шестерен постоянного зацепления, отличающаяся тем, что входной и выходной валы расположены соосно и соединены при помощи фрикционной муфты, а водило одного из планетарных механизмов соединено с тормозом.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям тракторов и других машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам перемены передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх