Морской боевой подвижный комплекс

 

Изобретение относится к судостроению, к средствам обеспечения скрытности подводных лодок. Сущность изобретения заключается в том, что в морском боевом подвижном комплексе в виде надводного судна и соединенной с ним с возможностью расстыковки подводной лодки соединительный элемент выполнен отделяемым от подводной лодки. Он имеет положительную плавучесть и магистрали для воздухообмена и наблюдения за надводной обстановкой, соединяемые с соответствующими магистралями надводного судна. С подводной лодкой тросами с приводами соединены также элементы отрицательной плавучести, компенсирующей положительную плавучесть подводной лодки, при этом подводная лодка может перемещаться по тросам, изменяя свое заглубление. Использование изобретения обеспечивает скрытность действия подводной лодки, что повышает ее боевую эффективность. 2 ил.

Изобретение относится к боевым комплексам морского применения для решения различных по объему боевых задач широкого назначения. Наиболее выгодным использованием комплекса можно считать поражение объектов противника с перекрытием по диапазону используемого вооружения целей тактического и стратегического назначения из любой точки Мирового океана при возникновении опасной обстановки. Комплекс может быть использован также для подавления любых целей водного и сухопутного базирования, а также воздушного при оборонительных действиях вооруженных сил страны.

Широко известны подводные лодки-ракетоносцы, которые содержат корпус, рули для изменения положения лодки в водной среде, элементы для изменения степени плавучести лодки, отсеки для размещения вооружения, включая ракеты (БСЭ, том 20, Ракетные подводные лодки, оснащенные ракетами баллистическими и крылатыми).

Точно так же устроены подводные лодки США. Все они обладают одинаковыми недостатками (БСЭ, том 20, стр. 295-296).

Недостатки известных подводных лодок (далее - ракетоносцы, атомные подводные лодки и другие типы подводных лодок - просто подводные лодки, так как все они только военного назначения): 1. Визуальная уязвимость с воздушных объектов (летательные аппараты, спутники и т.д.), что требует длительного нахождения в погруженном положении, а это требует энергозатрат на воздухообмен, теряется комфортность при длительном пребывании в погруженном положении.

Вероятность обнаружения остается и при ночном всплытии лодки, так как усиленно развиваются средства ночного видения.

2. Прослушивание работы энергетических установок как по звуковым возмущениям, так и по следам от радиоактивных выбросов. Следует иметь в виду, что гидролокаторы могут быть установлены в любой точке Мирового океана и пассивно вести себя до получения определенных гидроимпульсов от подводной лодки, после чего передать информацию для расшифровки на базу.

3. Погружение лодки при обнаружении воздушной цели очень медленно осуществляется по сравнению со скоростями современных летательных аппаратов при сверхзвуковой скорости.

4. Лодка на поверхности водной среды фактически беззащитна, так как ее боевые возможности несоизмеримо малы по сравнению с летательными аппаратами.

5. Стоимость лодки типа "Трейшенд" составляет значительную сумму (по различным данным, от 8 до 10 миллиардов долларов), что соизмеримо с доходной частью pоссийского бюджета, или по крайней мере не позволит восстановить подобную лодку, как "Тайфун", которая демонстрировалась по телевидению.

6. Поражение лодки и ее опускание на донный грунт на значительную глубину, допустим 5-10 км, не позволит ее спасти, и ее ядерное оружие будет растворено в морской среде с полным и безвозвратным заражением морей.

Известен также принятый в качестве ближайшего аналога морской боевой подвижный комплекс, включающий в себя надводное судно и подводную лодку, соединенную с судном посредством элемента в ее верхней части, взаимодействующего с возможностью рассоединения с ответной частью с направляющими в днищевой части судна (FR, 515 002 A, 23.03.21, B 63 G 8/00).

Предложенное изобретение дает возможность решения следующих задач: 1. Осуществить маскировку подводной лодки путем ее постоянного нахождения в погруженном положении и невозможности ее наблюдения с воздушных объектов.

2. Создать в лодке комфортные условия по воздухообмену при сохранении и сбережении энергоресурсов.

3. Находиться в пассивном состоянии при выполнении требований п.п. 1, 2.

4. Повысить боеспособность и защитные свойства при нахождении лодки на поверхности водной среды.

5. Перекрыть ближний радиус действия за счет оснащения комплекса дополнительными средствами, которые способны нести такое вооружение.

6. Повысить надежность лодки за счет создания комплекса при спасении в случае аварийной ситуации как для сохранения оружия, представляющего экологическую опасность, так и для сохранности хотя бы части комплекса (главным образом лодки).

7. Перекрыть возможность нападения противника (воздух, поверхность, водная и подводная среда).

Технический результат достигается за счет того, что в морском боевом подвижном комплексе в составе надводного судна и подводной лодки, соединенной с судном посредством элемента в ее верхней части, взаимодействующего с возможностью рассоединения с ответной частью с направляющими в днищевой части судна, соединительный элемент выполнен отделяемым от подводной лодки, имеет положительную плавучесть и оснащен магистралями для принудительного воздухообмена и наблюдения за поверхностью водной среды, соединенными с возможностью отсоединения с соответствующими магистралями надводного судна, причем подводная лодка имеет положительную плавучесть, компенсируемую отрицательной плавучестью элементов в ее донной части, при этом элементы с положительной и отрицательной плавучестью соединены с подводной лодкой тросами с приводами с возможностью изменения положения лодки между указанными элементами путем изменения длины тросов.

На чертежах представлен комплекс в виде конструктивной схемы, так как все остальные части комплекса известны, могут быть выполнены различным образом и не являются предметом технического решения.

На фиг. 1 представлен комплекс в собранном состоянии и обычном положении в водной среде (вид сбоку и комплекс неподвижен), на фиг. 2 показано место стыковки положительных элементов с надводным судном.

Подводная лодка 1 имеет выемы 2, 3 в своей верхней и нижней поверхности 2, 3, в которых размещаются элементы с положительной плавучестью 4 и отрицательной плавучестью 5. Элементы 4, 5 соединены тросами 6, 7 с указанными элементами 4, 5, а тросы имеют приводы 8, 9. Тросы 6 имеют воздушные магистрали 10 и электрическую линию 11 для телекамеры 12. На нижней части положительных элементов 4 имеются управляемые защелки 13 (подвод управляющих линий к защелкам условно не показан). На верхней части положительного плавучего элемента 4 имеется ответный штекер 14, который соединяется с ответной частью 15. Судно 16 имеет ответный выем 17, который согласуется с элементом 4, а их сочленение обеспечивается направляющими скосами 18. Магистрали 10 сочленены патрубками 19. Герметичность полости соединения обеспечивается либо постоянной продувкой соединения, либо повышенным размещением обрезов соединяемых элементов, либо уплотнением надувным с продувкой полости соединения элементов. Возможно и сочетание и другие варианты.

Действует комплекс следующим образом.

В начальном положении лодка 1 имеет подтянутые в выемы 2 элементы 4, 5. Лодка 1 имеет положительную плавучесть и при отсутствии движения находится на поверхности воды. Лодка опускает тросы 6, 7, чтобы оказаться ниже киля судна 16. Лодка набирает скорость незначительную, чтобы элементы 4 оказались ниже киля судна 16 за счет рулей (условно не показаны). Затем лодка останавливается, чтобы элементы 4 оказались под выемами 17. Лодка всплывает и элементы 4 стыкуются с выемами 17, совмещаются трубки 19. Части 14, 15, защелка 13 соединяет выем 17 и элемент 4.

Комплекс собран, начинает функционировать воздухообмен через трубки 19 с использованием вентиляторов, чтобы создать приточно-отточную вентиляцию. Вентиляторы могут быть на лодке 1, так как ими нужно будет пользоваться и при отсоединении лодки 1. По электрическим каналам элементов 14, 15 поступает информация визуальная, теле- и осуществляется связь, вплоть до телепередач. После выхода из гавани лодка 1 опускается на глубину, чтобы ее нельзя было зафиксировать с воздушной среды.

Комплекс готов к использованию.

Замечания к техническому решению: 1. Судно 16 и лодка 1 могут двигаться при работе обоих двигателей. Это возможно для ускорения прибытия к месту назначения, но, как правило, этого не нужно. Поэтому могут работать силовые установки только судна 16 или лодки 1. Это позволит экономить энергоресурсы и скрыть от гидролокатора одно из судов.

2. При возникновении шторма лодка опустится на глубину около 100 м, где волнение отсутствует, и будет играть роль плавучего якоря для судна 16, позволит сохранить более стабильное положение для ведения боевых стрельб.

3. Судно всегда может быть обнаружено с воздушных объектов, как и любое судно военного значения. Однако лодка 1 не будет обнаружена ни визуально, ни по гидролокации. Это позволит перемещать лодку в любую точку океана. При необходимости судно 16 способно оказать и сопротивление, и защиту своими огневыми средствами противнику. Если же противник - подводный или надводный корабль, то в боевых действиях может принять участие и лодка 1, причем скрытно. Если при боевых действиях существует опасность поражения лодки 1, то она может опуститься на глубину нижнего предела погружения. При потере хода судном 16 лодка 1 способна его перемещать своей силовой установкой. При необратимом поражении судна 16 лодка отсоединяет защелки 13 и далее возможны следующие варианты: - всплытие для подбора команды судна 16 сразу же или после исчезновения опасности от средств нападения противника; - подтягивание элементов 4, 5 и отход от места катастрофы с последующим возвратом для подбора команды судна 16; - воздействие на средства нападения обычными торпедами, поражение указанных средств и всплытие для подбора команды; - воздействие на страну, нападающую из подводного положения, в качестве средства возмездия.

4. Возможно образование канала для малых глубин из элемента 4 в лодку 1 для вывода команды. Возможен вывод спасательных средств на поверхность водной среды с немедленным уходом в другой район, чтобы избежать нападения и поражения с аварией.

5. Следует иметь в виду, что получен несуммарный эффект использования надводного военного судна 16 и подводной лодки, так как: - лодка всегда скрыта и может быть доставлена в любую точку океана при неработающих двигателях; - взаимное боевое перекрытие средствами вооружения позволяет поражать все средства противника с перекрытием по техническим данным вооружения;
- взаимная помощь позволяет избежать в большинстве случаев гибели команд и обеспечивает сохранение лодки и судна, которые бы погибли при одиночном рейде;
- возможность движения за счет силовой установки судна или лодки позволяет расширить возможность использования средств для нападения или защиты;
- при автономном плавании лодки 1 в силу сложившихся обстоятельств она становится непотопляемой, невидимой при нормальном воздухообмене и возможности наблюдения за поверхностью водной среды.

6. Судно по своему классу должно соответствовать возможности защиты подводной лодки от воздушных целей и от целей, которые не могут быть поражены подводной лодкой по диапазону своих возможностей, или даже при наличии возможностей подводной лодки поразить цель в радиусе действия вооружения надводного судна - для сохранения скрытности подводной лодки, не использовать ее вооружение, например торпеды.

7. Подводная лодка по своему вооружению, возможностям является объектом, который охраняется фактически надводным судном, так как и дороже, и обладает повышенными возможностями для использования, и более опасна при аварии с экологической точки зрения.

8. Лодка может быть скрытно доставлена к границе нейтральных вод, оставлена там в водной среде и находиться там сколь угодно долго, так как воздухообмен осуществляется, потребление энергии минимально (только на обогрев и готовку, при наблюдении надводного пространства).

При экстренных обстоятельствах лодка может уйти из района с крейсерской скоростью в подводном положении, когда глубина погружения определяется положением рулей. При боевом дежурстве лодка может быть также скрытно уведена при работающем двигателе надводного судна и отключенном двигателе лодки.

Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые были сформулированы выше, за счет образования боевого комплекса для выполнения практически любых задач по обороне, предотвращения нападения и силового сдерживания противной стороны от возможного нападения.


Формула изобретения

Морской боевой подвижный комплекс, включающий в себя надводное судно и подводную лодку, соединенную с судном посредством элемента в ее верхней части, взаимодействующего с возможностью рассоединения с ответной частью с направляющими в днищевой части судна, отличающийся тем, что соединительный элемент выполнен отделяемым от подводной лодки, имеет положительную плавучесть и оснащен магистралями для принудительного воздухообмена и наблюдения за поверхностью водной среды, соединенными с возможностью отсоединения с соответствующими магистралями надводного судна, причем подводная лодка имеет положительную плавучесть, компенсируемую отрицательной плавучестью элементов в ее донной части, при этом элементы с положительной и отрицательной плавучестью соединены с подводной лодкой тросами с приводами с возможностью изменения положения лодки между указанными элементами путем изменения длины тросов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборам гидроакустического противодействия, в частности к устройствам, имитирующим подводную лодку

Изобретение относится к судостроению и касается создания средств для противодействия радиолокационному обнаружению плоских палубных надстроек кораблей

Корабль // 2249535
Изобретение относится к судостроению и касается разборки средств снижения вероятности и дальности обнаружения корабля радиотехническими средствами противника

Изобретение относится к области судостроения и касается снижения тепловой заметности судна. Это достигается тем, что в устройстве для уменьшения инфракрасного излучения газового потока и наружной нагретой поверхности дымовой трубы судна предусмотрены вертикальные и горизонтальные экранирующие пластины, изготовленные из композитных материалов, обладающих радиопоглощающими, теплоизоляционными и теплоотражающими свойствами. Технический результат заключается в уменьшении вероятности обнаружения судна с помощью инфракрасных наблюдательных приборов, работающих в инфракрасном и радиолокационном диапазонах частот. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области радиотехники, касается вопроса применения полимерных композитов в составе устройства для снижения радиолокационной заметности и решает задачу оптимизации конструкции по радиопоглощающим свойствам. Предлагаемое устройство состоит из трех слоев: два наружных слоя конструкции и ребра жесткости выполнены из полимерных композитов, а средний слой - из легковесного наполнителя, содержащего ребра жесткости. В ребра жесткости и во внешние несущие слои введены электропроводящие материалы с поверхностным электрическим сопротивлением 90÷1200 Ом, обеспечивающие поглощение падающих электромагнитных волн и приводящие к снижению отражения радиоволн в диапазонах СВЧ S, С, X, Ku, Ка от поверхности устройства из полимерных композитов в 3÷5 раз, а относительно металлической поверхности - в 5÷50 раз. Технический результат заключается в повышении эффективности устройства для снижения радиолокационной заметности за счет расширения частотного диапазона радиопоглощения падающего электромагнитного излучения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способу и установке для маскировки морского корабля, а также к морскому кораблю, снабженному такой установкой. В соответствии с изобретением установка для маскировки содержит газовую турбину (1), соединенную с трубопроводом (11') для инжектирования потока дыма (F3), состоящего из горючих газов со взвешенными в них капельками взвеси. В соответствии с формой воплощения трубопровод (11') содержит два ответвления (11'a, 11'b), которые выходят за каждый боковой полукорпус (103а, 103b) корпуса (103) корабля (102). Ответвления (11'a, 11'b) симметричны относительно вертикальной плоскости Pv симметрии корабля (102) и, вследствие их кривизны, имеют общее ориентированное направление к задней части (AR) корабля (102). Таким образом, дымовой поток (F3) также ориентирован к задней части (AR) корабля (102). Применяется, в частности, в любом морском корабле. Технический результат заключается в повышении эффективности маскировки всего или части морского корабля, окружающей его среды на длительное время. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области подводного кораблестроения. Предложен способ маскировки подводной лодки при использовании устройств снижения сопротивления трения корпуса о воду за счет образования перед носовой частью корпуса движущегося аппарата и вокруг него газоводной среды. В качестве рабочего газа используется перегретый водяной пар. Выходящие из отверстий струи пара образуют по курсу движения судна облако взвешенных в забортной воде пузырьков, снижая плотность воды. После прохождения лодки пар охлаждается и, конденсируясь, смешивается с забортной водой, не выходя на поверхность и не демаскируя лодку. Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении скрытности подводного передвижения лодки, оборудованной устройствами снижения сопротивления окружающей среды.

Изобретение относится к энергетическому оборудованию подводных лодок. Изобретение состоит из ядерного реактора 1, виброизоляции 5, трубопроводов 2, корпуса 4, забортного теплообменника 3, датчиков вибрации 6, датчиков динамической силы 10, исполнительных устройств 9, усилителей мощности 8, системы управления 7. Исполнительные устройства по сигналам датчиков компенсируют динамические силы трубопроводов аварийной системы. Технический результат - повышение эффективности виброизоляции ядерного реактора по линии трубопроводов аварийной системы расхолаживания. 1 ил.

Изобретение относится к средствам маскировки судов, преимущественно подводных. Для маскировки подводного аппарата изменяют плотность воды в следе аппарата. Изменение плотности воды в следе осуществляют повышением ее солености и путем охлаждения силовой установки более соленой водой, чем забортная, и сброса ее в след. Достигается снижение различимости следа судна. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к подводному кораблестроению. Подводная лодка характеризуется тем, что внутри прочного корпуса имеется дополнительный герметичный корпус, установленный с зазором относительно прочного и центрируемый в нем резиновыми шипами или ребрами, а промежуток между этими корпусами заполнен касторовым маслом с резиновой крошкой. Во втором варианте исполнения промежуточный корпус установлен между прочным и наружным корпусами. В третьем варианте наружный корпус снаружи сплошь покрыт продольно ориентированными резиновыми герметичными емкостями, заполненными касторовым маслом с резиновой крошкой. Технический результат заключается в повышении скрытности подводной лодки. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к подводной технике и может быть использовано в составе прибора, находящегося под высоким давлением окружающей среды, для создания гидроакустических сигналов с определенными характеристиками. Изобретение раскрывает конструкцию устройства для выброса изделий под водой, которая обеспечивает выброс поштучного и в заданной последовательности массива изделий с подачей на каждое изделие при его выбросе электрического импульса, обеспечивающего в дальнейшем срабатывание изделий с образованием гидроакустических сигналов с определенными характеристиками. Технический результат заключается в повышении надежности работы средств создания гидроакустических сигналов с определенными характеристиками. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к энергетическому оборудованию подводных лодок. Система состоит из установленного на корпусе на виброизолирующей системе (5) ядерного реактора (1), трубопроводов (2), корпуса (4), забортного теплообменника (3), датчиков вибрации (6), датчиков динамической силы (10), исполнительных устройств (9), усилителей мощности (8), системы управления (7). Исполнительные устройства по сигналам датчиков компенсируют динамические силы трубопроводов аварийной системы. Виброизолирующая система содержит нижнюю и верхнюю опорные пластины. Между пластинами коаксиально и концентрично установлены наружная с правым и внутренняя с левым углами подъема витков пружины. Нижняя опорная пластина является основанием, на котором нижние фланцы пружин жестко закреплены. Между верхней опорной пластиной и верхним фланцем внутренней пружины расположен демпфер сухого трения. Демпфер состоит из двух соприкасающихся между собой цилиндрических дисков. Нижний диск жестко связан с верхним фланцем внутренней пружины. Верхний диск жестко связан с верхней опорной пластиной. На обращенных друг к другу поверхностях дисков выполнены концентричные диаметральные канавки и входящие в них выступы. Достигается повышение эффективности виброизоляции ядерного реактора по линии трубопроводов аварийной системы расхолаживания. 2 ил.
Наверх