Способ нанесения антикоррозионного покрытия на внутреннюю поверхность трубы

 

Используется для нанесения антикоррозионных покрытий на внутреннюю поверхность металлических труб, применяемых в нефтедобывающей и нефтехимической отраслях промышленности для транспортирования агрессивных жидкостей. Внутри концов трубы размещают свернутые в обечайки коррозионностойкие металлические листы, имеющие внутренние отбортовки, формируют из них патрубки с внутренними фланцами соединением электродуговой сваркой продольных кромок лент по длине их контакта с металлом трубы и части длины отбортовок, равной толщине покрытия, а затем несваренные части фланцев патрубков разбортовывают на концы нанесенного покрытия. Сформированные патрубки дополнительно закрепляют к внутренней поверхности металла трубы точечной сваркой или электросварными заклепками. Возможно изготовление патрубков из коррозионностойких металлических лент, имеющих дополнительные наружные отбортовки, служащие для образования наружных фланцев, упирающихся в торцы трубы. Разбортованные части фланцев патрубков приклеивают к концам внутреннего покрытия трубы. Повышает надежность трубопровода. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к нанесению антикоррозионных покрытий на внутреннюю поверхность металлических труб, применяемых в нефтедобывающей и нефтехимической отраслях промышленности для транспортирования агрессивных жидкостей.

В качестве прототипа выбран способ нанесения облицовки на внутреннюю поверхность труб, являющийся наиболее близким по технологической сущности к предлагаемому (а.с. 1813967 СССР; МПК5 F 16 L 58/14, 1993).

Недостатками данного способа являются: сложная конфигурация патрубка, которая требует больших материальных, энергетических и трудовых затрат, в особенности для труб большого диаметра, при его изготовлении; требуется дополнительная защита патрубка от коррозии, так как он выполнен из того же металла, что и труба, то есть из углеродистой стали, а защита патрубка от коррозионного разрушения термопластичным материалом теоретически и практически при соединении электродуговой сваркой невозможна, так как металл в околошовной зоне на расстоянии 45 мм при толщине стенки трубы 8 мм разогревается до температуры свыше 300oC, а патрубок нагревается свыше 400oC, а при такой температуре полимерные материалы (полиэтилен и т.п.) разрушаются.

Основной задачей, на решение которой направлен заявляемый способ, является повышение надежности и долговечности эксплуатации трубопровода, смонтированного из труб с антикоррозионным покрытием.

Указанный технический результат достигается тем, что внутри концов трубы размещают свернутые в обечайки коррозионностойкие металлические листы, имеющие внутренние отбортовки, формируют из них патрубки с внутренними фланцами соединением электродуговой сваркой продольных кромок лент по длине их контакта с металлом трубы и части длины отбортовок, равной толщине покрытия, а затем несваренные части фланцев патрубков разбортовывают на концы нанесенного покрытия. При нанесении антикоррозионного покрытия на трубы большого диаметра патрубки дополнительно закрепляют к внутренней поверхности металла трубы точечной сваркой или электросварными заклепками, такие патрубки изготавливают из коррозионностойких металлических лент, имеющих дополнительные наружные отбортовки, служащие для образования наружных фланцев, упирающихся в торцы трубы, что важно при малой толщине стенки коррозионностойкой металлической ленты. Кроме того, разбортованные части фланцев патрубков приклеивают к концам внутреннего покрытия, что обеспечивает дополнительную защиту концов трубы от коррозии.

Анализ известных аналогичных решений позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с отличающимися признаками в заявляемом способе, то есть о соответствии заявляемого решения критерию "существенные отличия".

На фиг 1 изображена труба 1 с патрубками 2 с фланцами 3, сформированными из листовых коррозионностойких металлических лент, имеющих отбортовку, соединением электродуговой сваркой их продольных кромок по длине контакта с металлом трубы и части длины отбортовок (продольные сварные швы и места точечной сварки или электрозаклепок на фигурах не показаны).

На фиг. 2 изображена труба 1 с нанесенным внутренним антикоррозионным покрытием. На фиг. 3 изображены трубы 1 с антикоррозионным покрытием 4, патрубками 2 и разбортованной частью фланца 3 на концы покрытия. На фиг. 4 изображена труба 1 с антикоррозионным покрытием 4 с патрубками 2, наружными фланцами 5 и клеевым швом 6.

Способ осуществляют в следующей технологической последовательности.

На коррозионностойкой металлической ленте делают отбортовку и сворачивают ее в форме обечайки с направлением отбортовок внутрь полости трубы 1; сваривают продольные кромки коррозионностойкой ленты по длине их контакта с металлом трубы 1 и части длины отбортовок, равной примерно толщине покрытия. Одновременно коррозионностойкий сварной шов закрепляет полученный патрубок 2 с фланцами 3 к металлу концов трубы 11. Патрубки 2 на трубах большого диаметра могут быть закреплены дополнительно точечной сваркой и электрозаклепками местами к металлу трубы 1.

В процессе нанесения покрытия фланцы патрубка 2 предохраняют материал покрытия 4 от протекания и служат как заглушки (фиг. 2). После нанесения антикоррозионного покрытия 4 на внутреннюю поверхность трубы 1 конец покрытия 4 изолируют от полости трубы 1 разбортовыванием выступающей за толщину покрытия 4 части внутреннего фланца 3 патрубка 2 (фиг. 3 и 4). Отбортовку предпочтительно проводить при вязкопластичном состоянии антикоррозионного покрытия 4. Разбортованные части фланцев 3 патрубка 2 и концы покрытия 4 могут быть склеены и загерметизированы швом 6. Для предохранения тонкостенного коррозионностойкого металла от прожога в процессе электродуговой сварки на патрубке 2 делают дополнительный наружный фланец 5, который упирается в торец трубы 1 (фиг. 4).

Пример конкретного выполнения. В каждый из концов труб диаметром 325 мм с толщиной стенки 9 мм, изготовленных из стали 20 по ГОСТ 8732-78, размещают свернутые обечайки из листовой стали, например, марки 08X17H13M2T, длиной, равной периметру внутреннего диаметра трубы, шириной 180 мм, высотой отбортовки 20 мм и толщиной стенки 0,5 мм. Сваривают электродуговой сваркой продольные кромки обечайки между собой и одновременно с металлом трубы по длине их контакта, а также части кромок отбортовок на толщину покрытия с получением коррозионностойкого сварного шва. Для сварки используют электроды марки ЦЛ-11. Кроме того, патрубок дополнительно приваривают по периметру точечной сваркой к металлу трубы. Наносят внутреннее антикоррозионное покрытие, например, на основе полиуретанов. При этом фланцы 3 патрубка 2 служат как заглушки и предохраняют материал антикоррозионного покрытия от протекания. После нанесения антикоррозионного покрытия на внутреннюю поверхность трубы 1 несваренные части фланцев 3 патрубка 2 разбортовывают на концы нанесенного антикоррозионного покрытия 4, материал которых одновременно служит как клеящий состав, то есть металл труб и металл разбортованной части фланца 3 патрубка 2 склеивают между собой. Полученная труба с внутренним антикоррозионным покрытием по данному способу представляет трубу с внутренним антикоррозионным полиуретановым покрытием, где концы покрытия удалены от торцов трубы на расстояние 180 мм, а незащищенная часть плакирована патрубком из стали 08X17H13M2T с перекрытием части полиуретанового покрытия на длину 20 мм разбортованной частью фланца 3 патрубка 2. При этом полиуретановое покрытие служит и как клеящий состав. Предлагаемый способ нанесения антикоррозионного покрытия на внутреннюю поверхность трубы позволяет наносить различные виды покрытий: органические (эпоксидное, полиэтиленовое, полиуретановое, пенопластовое, фторопластовое, лакокрасочное и т.д), неорганические (цементное, керамическое, песчано-цементное, эмалевое, стеклянное, стеклоэмалевое и т.п.), металлические (цинковое, алюминиевое и т.п.), а также комбинированные и т.д.

В процессе сооружения трубопроводов из труб, полученных предлагаемым способом, соединение труб осуществляют следующим образом. Корень шва сваривают электродом типа ОЗЛ-6, который образует коррозионностойкий сварной шов внутри трубопровода, а наружные слои сваривают электродом типа УОНИ или МР. При этом удаленные концы покрытия на 180 мм от сварного шва не подвергаются разрушению от нагрева концов трубы в процессе электродуговой сварки, так как металл трубы на таком расстоянии не нагревается свыше 50oC.

Все это позволяет увеличить надежность работы трубопровода, уменьшить трудовые, материальные и энергетические затраты, а также следует отметить дополнительные достоинства - технологичность и простоту изготовления по этому способу труб с внутренним антикоррозионным покрытием.

Используемая литература: 1. А.с. СССР N 1813967; МПК5 F 16 L 58/14. Способ нанесения облицовки на внутреннюю поверхность труб (М.М.Загиров и др. (РФ). - N 4917785/29; Заявл. 11.03.91; Опубл. 07.05.93. Бюл. N 17.

Формула изобретения

1. Способ нанесения антикоррозионного покрытия на внутреннюю поверхность трубы, включающий закрепление патрубков внутри концов трубы и нанесение антикоррозионного покрытия на внутреннюю поверхность трубы, отличающийся тем, что размещают внутри концов трубы свернутые в обечайки коррозионностойкие металлические ленты, имеющие внутренние отбортовки, и формируют из них патрубки с внутренними фланцами соединением электродуговой сваркой продольных кромок лент по длине из контакта с металлом трубы и части длины отбортовок, равной толщине покрытия, а затем несваренные части фланцев патрубков разбортовывают на концы нанесенного покрытия.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что патрубки на трубах большого диаметра дополнительно закрепляют к внутренней поверхности металла трубы точечной сваркой или электросварными заклепками.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что патрубки изготавливают из коррозионно-стойких металлических лент, имеющих дополнительные наружные отбортовки, служащие для образования наружных фланцев, упирающихся в торцы трубы.

4. Способ по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что разбортованные части фланцев патрубков приклеивают к концам внутреннего покрытия трубы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к защите водопроводов от коррозии, и позволяет повысить производительность за счет увеличения скорости нанесения коррозионно-стойкого вещества на заищщаемую поверхность

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов, предназначенных для транспортирования воды в системах холодного и горячего водоснабжения коммунального хозяйства, а также для транспортирования нефти, нефтепродуктов, газов, различных агрессивных сред

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации трубопроводов в нефтегазодобывающей промышленности
Изобретение относится к способу изготовления и конструкции труб нефтяного сортамента, используемых преимущественно при обустройстве и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, а именно насосно-компрессорных труб диаметром 60-114 мм, обсадных труб диаметром 114-508 мм и других труб
Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта и может быть использовано при изготовления трубопроводов для водо- и/или теплоснабжения зданий и сооружений различного назначения

Изобретение относится к защите от коррозии сварных соединений трубопроводов с внутренним покрытием. В способе устанавливают втулку подкладную в зоне сварного соединения трубопровода с внутренним защитным покрытием и выполняют сварной шов. Втулка подкладная состоит из втулки внутренней из коррозионно-стойкой стали и втулки наружной из углеродистой или низколегированных марок сталей. Наружная и внутренняя втулки соединены между собою неразъемным соединением, при этом длина втулки внутренней больше, чем длина втулки наружной. Перед монтажом втулки подкладной на выступающие концы втулки внутренней наносят герметик. Втулку подкладную приваривают к трубопроводу через втулку наружную при выполнении сварного шва трубопровода. Технический результат: уменьшение сужения трубопровода в сварных соединениях, повышение качества защиты от коррозии сварных соединений трубопроводов с внутренним покрытием и упрощение технологии сборки соединения. 2 ил.

Изобретение относится к изготовлению труб, защищенных от внутренней коррозии. Способ включает установку и закрепление обечайки из коррозионно-стойкой стали внутри конца трубы с внутренним покрытием. Для закрепления обечайки ее раздают при помощи дорна через пластмассовую оболочку, которую удаляют после раздачи. Технический результат: повышение качества труб с внутренним покрытием, отсутствие на поверхности обечайки продольных канавок от дорна. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания. Предложен стальной топливоподводящий трубопровод для подвода бензина от насоса высокого давления к рампе непосредственного впрыска в системе бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива. На всей внутренней окружной поверхности топливоподводящего трубопровода обеспечен слой никелевого покрытия толщиной от 1 до 15 микрометров, а на нем слой антикоррозионной пленки, состоящий из слоя цинкового покрытия или слоя легирующего покрытия на основе цинка толщиной от 0,1 до 8 микрометров и протяженностью до положения от D до 6D мм (где D - диаметр трубопровода) от конца топливоподводящего трубопровода внутрь. Технический результат заключается в повышении сопротивляемости к коррозионным топливам и обеспечении надежности без повреждения двигателя внутреннего сгорания. 3 н.п. ф-лы, 7 ил., 1 табл.
Наверх