Топливо для судовых энергетических установок

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках. Описывается топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас. %: гудрон - 10-15; легкий газойль каталитического крекинга - 15-30; тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20; гидроочищенное дизельное топливо - 19-30; мазут - до 100. Разработка предлагаемого топлива позволила найти квалифицированное применение низкокачественному продукту - тяжелому газойлю каталитического крекинга и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках.

Известна композиция флотского мазута, содержащая 36-42 мас.% прямогонного мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга.

("Химия и технология топлив и масел", 1979 г., N 3, с.28-30) Недостатком этой композиции является склонность к расслаиванию при хранении, а также высокая температура застывания.

Известно также судовое топливо, содержащее мас.%: Мазут - 20-40 Газойль каталитического крекинга - 5-20 Фракция 180-500oC вторичных процессов и/или фракции 200-480oC крекинг-флегмы - 5-15 Фракция 450-КК остатка термических процессов или фракция 520-КК остатка деасфальтизации - 2-60 Гудрон - До 100 Патент РФ N 1672731, C 10 L 1/04, 1995 г.) Однако известная композиция имеет высокую вязкость и температуру застывания и не может быть использована в качестве флотского мазута.

Для улучшения низкотемпературных свойств судовых топлив в их состав вводят депрессорную присадку.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по составу компонентов и достигаемому результату является топливная композиция, содержащая мас. %: Фракция дизельного топлива - 13-24
Легкий газойль каталитического крекинга - 21-22
Сополимер окиси этилена с винилацетатом - 0,0015-0,005
Остаточный компонент деасфальтизации масел пропаном - 0,005-0,1
Прямогонный мазут или гудрон - До 100
(Авторское свидетельство СССР N 1740402, C 10 L 1/18, 1992 г.)
Однако эта композиция обладает недостаточно высокими эксплуатационными свойствами.

Задачей настоящего изобретения является разработка композиции топлива для судовых энергетических установок, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами, а также расширение сырьевой базы для увеличения производства указанных топлив, в частности флотских мазутов.

Для решения поставленной задачи предлагается топливо для судовых энергетических установок, содержащее, мас.%
Гудрон - 10-15
Легкий газойль каталитического крекинга - 15-30
Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20
Гидроочищенное дизельное топливо - 19-30
Мазут - До 100
Причем, предлагаемое топливо может содержать в своем составе до 0,2 мас. % депрессорной присадки и до 30 мас.% вакуумного газойля.

Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе топлива содержится гидроочищенное дизельное топливо, тяжелый газойль каталитического крекинга и в качестве основы - смесь мазута и гудрона, взятые в заявленном соотношении.

Тяжелый газойль каталитического крекинга - это продукт, который преимущественно используется в составах тяжелых низкосортных котельных топлив.

Подобранное соотношение компонентов в предлагаемом топливе позволяет более квалифицированно использовать низкокачественный продукт и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах с высокими эксплуатационными характеристиками.

Предлагаемое топливо для судовых энергетических установок готовят путем смешения компонентов при перемешивании.

Указанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемого топлива
Дли приготовления образцов предлагаемого топлива были использованы компоненты со следующими характеристиками.

Мазут:
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,953
Температура застывания, oC - 24
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 152
Вязкость условная при 80oC - 9,93
Массовая доля серы, % - 2,5
Гудрон:
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,990
Вязкость условная при 80oC - 38
Температура вспышки в открытом тигле, oC - 220
Температура размягчения по КИШ, oC - 33,5
Массовая доля серы, % - 2,9
Содержание воды - Следы
Легкий газойль каталитического крекинга:
Пределы выкипания, oC - 180-350
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,915
Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 2,19
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 95
Температура застывания, oC - -18
Массовая доля серы, % - 1,59
Тяжелый газойль каталитического крекинга:
Пределы выкипания, oC - 350-420
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,936
Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 9,17
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 102
Температура застывания, oC - 18
Массовая доля серы, % - 2,19
Гидроочищенное дизельное топливо:
Цетановое число - 48-49
Кинематическая вязкость при 20oC, мм2/с - 5,0-5,6
Температура застывания, oC - -12...-15
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 60-80
Массовая доля серы, % - 0,15-0,2
Вакуумный газойль:
Плотность при 20oC, кг/м3 - 880-920
Вязкость кинематическая при 50oC, мм2/с - 5,0-25,0
Массовая доля серы, % - 0,9-2,0
Температура застывания, oC - 16-35
В качестве депрессорной присадки на основе сополимера этилена с винилацетатом можно использовать присадки типа Сепафлюкс СЕ-5484, Парадин-70, ЕСА-7433 и другие. Для приготовления образцов предлагаемого топлива использовали присадку Сепафлюкс СЕ-5484:
Плотность при 50oC, г/см3 - 0,86-0,88
Вязкость при 50oC, мм2/с - 90-320
Температура застывания, oC - 27-30
Температура вспышки, oC - ок.6
В таблице 1 приведен состав приготовленных образцов предлагаемого топлива. В таблице 2 - физико-химические характеристики приготовленных образцов и данные по коррозионной агрессивности и смазывающей способности.

Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что предлагаемое топливо полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок, например, на флотский мазут Ф-5, и обладает хорошими защитными и смазывающими свойствами.


Формула изобретения

1. Топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Гудрон - 10 - 15
Легкий газойль каталитического крекинга - 15 - 30
Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10 - 20
Гидроочищенное дизельное топливо - 19 - 30
Мазут - До 100
2. Топливо для судовых энергетических установок по п.1, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 0,2 мас.% депрессорной присадки.

3. Топливо для судовых энергетических установок по пп.1 и 2, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 30 мас.% вакуумного газойля.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области получения высокооктановых моторных топлив за счет добавок, регулирующих процесс их горения, в частности на основе элементоорганических соединений

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием

Изобретение относится к области нефтехимии и может быть использовано для снижения температуры застывания нефти и широкого спектра нефтепродуктов

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу неэтилированной топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к составу многофункциональной добавки для получения автомобильных бензинов, улучшающей их антидетонационные, эксплуатационные и экологические свойства

Изобретение относится к составам жидких топлив, более конкретно к составам жидких топлив, которые предрасположены к образованию парафина при низких температурах, описывается состав жидкого топлива на основе смеси биотоплива с нефтяным топливом, заключающийся в том, что он дополнительно содержит одну или более присадок, модифицирующих кристаллы парафина и/или понижающих температуру текучести топлив, выбранных из групп: маслорастворимый сополимер этилена, гребнеобразный полимер; полярное соединение азота; соединение, в котором по крайней мере одна в основном линейная алкильная группа, имеющая 10 - 30 атомов углерода, присоединена к неполимерному органическому остатку с образованием по крайней мере одной линейной цепочки атомов, включающей атомы углерода, указанных алкильных групп и один или более неконцевых атомов кислорода

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретное к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием

Изобретение относится к области нефтехимии и может использоваться для производства неэтилированных бензинов из фракций нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу неэтилированной топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных или печных топлив

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области производства товарных нефтепродуктов в отраслях нефтепереработки и нефтехимии и может быть использовано в товарно-сырьевых производствах, на нефтебазах и танкерах-смесителях для смешения товарных мазутов (котельных и технологических топлив, судовых мазутов) на стационарных установках и передвижных смесительных модулях

Изобретение относится к производству моторных топлив и может быть использовано для получения высокооктанового бензина из отходов производства

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных топлив

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а также к автомобильной промышленности, конкретно к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания
Наверх