Стенд для контроля углов установки колес автомобиля

 

Использование: диагностирование ходовой части автомобиля, а именно, контроль углов установки колес. Сущность изобретения: перпендикулярно рабочим органам изменяемой длины размещена соединительная тяга. Рабочие органы изменяемой длины установлены параллельно друг другу. Соединительная тяга жестко связана с обоими рабочими органами изменяемой длины и размещена в основании с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с помощью подшипников. Основание выполнено охватывающим соединительную тягу и обладает возможностью вращения вокруг своей оси посредством подшипников. Рабочие органы изменяемой длины могут быть выполнены в виде телескопических штанг. На направляющих, размещенных перпендикулярно рабочим органам изменяемой длины и соединенных с ними, установлено измерительное устройство, выполненное в виде измерительных элементов и контактирующее с дисками колес автомобиля. Измерительные элементы установлены на направляющих с возможностью перемещения вдоль них и вращения вокруг своих осей. Технический результат: уменьшение трудоемкости диагностирования и затрат времени на его проведение, а также повышение удобства в эксплуатации стенда для контроля углов установки колес автомобиля. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования ходовой части автомобиля, а именно для контроля углов установки колес.

Известен стенд для контроля углов установки колес (оптического типа), содержащий кронштейн с неподвижно закрепленными на нем измерительным устройством, выполненным в виде площадки с крестообразной шкалой, наклонным зеркалом, микроскопом, и зеркальный отражатель, установленный на колесе автомобиля параллельно плоскости вращения этого колеса. Между кронштейном и зеркальным отражателем механическая связь отсутствует. Величина контролируемых углов определяется по смещению крестообразной шкалы площадки относительно перекрестья микроскопа (см. книгу Крамаренко Г.В. "Техническая эксплуатация автомобилей". М., "Транспорт", 1983, с. 196 - 197).

Недостатками описанного стенда для контроля установки колес являются повышенная трудоемкость изготовления вследствие сложности конструкции, а также большие трудоемкость диагностических работ и затраты времени на проведение этих работ.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату, т.е. прототипом, является стенд для контроля углов установки колес автомобиля (контактного типа), содержащий направляющие, неподвижно закрепленные на фундаменте, которые предназначены для перемещения измерительного устройства. Измерительное устройство выполнено в виде измерительной головки, имеющей возможность перемещаться вдоль направляющих. В измерительной головке размещены измерительные стержни, имеющие возможность утапливания внутрь нее независимо друг от драга. На колесо автомобиля параллельно плоскости вращения колеса установлен контактный диск. Величина контролируемых углов определяется по разности утапливания измерительных стержней после перемещения измерительной головки по направляющим до упора измерительных стержней в контактный диск, закрепленный на колесе. При этом автомобиль устанавливается на площадку для диагностирования так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна направляющим, а контактный диск, прикрепленный на колесе, находился напротив измерительных стержней (см. книгу Кузнезова Е.С. "Техническая эксплуатация автомобиля", М. "Транспорт", 1991, с. 153 - 154).

Основными недостатками этого стенда для контроля углов установки колес автомобиля являются повышенные трудоемкость диагностирования и затраты времени на его проведение, т.к. измерительная головка имеет возможность перемещаться только в одном направлении, вдоль неподвижно закрепленных направляющих, и автомобиль необходимо устанавливать на площадку для диагностирования как описано выше, корректируя его положение относительно неподвижного стенда. Кроме этого, известный стенд не достаточно удобен в эксплуатации, т. к. с его использованием можно контролировать углы установки колес только легковых автомобилей, а не грузовых автомобилей, вследствие того, что у измерительной головки не предусмотрена регулировка ее положения по высоте относительно площадки для диагностирования.

Сущность изобретения заключается в том, что стенд для контроля углов установки колес автомобиля, содержащий направляющие, предназначенные для перемещения измерительного устройства, снабжен параллельными рабочими органами измеряемой длины, соединительной тягой, жестко связанной с параллельными рабочими органами изменяемой длины и размещенной перпендикулярно им, основанием, охватывающим соединительную тягу и имеющим возможность вращения вокруг своей оси. При этом соединительная тяга установлена в основании с возможностью поворота вокруг своей продольной оси, а направляющие, предназначенные для перемещения измерительного устройства, расположенные перпендикулярно рабочим органам изменяемой длины и соединены с ними.

Рабочие органы изменяемой длины могут быть выполнены в виде телескопических штанг.

Техническим результатом является уменьшение трудоемкости диагностирования и затрат времени на его проведение, а также повышение удобства в эксплуатации стенда для контроля углов установки колес автомобиля.

Уменьшение трудоемкости диагностирования и затрат времени на проведение диагностирования обеспечивается путем установки предлагаемого стенда относительно произвольно стоящего на площадке для диагностирования автомобиля, т.к. в стенд введены параллельные рабочие органы изменяемой длины, подвижные соединительная тяга, размещенная перпендикулярно этим рабочим органам, и основание, что позволяет измерительному устройству, размещенному на направляющих, установленных перпендикулярно рабочим органам изменяемой длины и соединенных с этими рабочими органами, перемещаться не только вдоль направляющих, но и вместе с ними в различных направлениях. Кроме этого, использование соединительной тяги позволяет установить в рабочее положение, т.е. отбазировать, оба рабочих органа изменяемой длины одновременно, что дополнительно снижает время на проведение диагностирования.

Повышение удобства в эксплуатации стенда для контроля углов установки колес автомобиля достигается тем, что с применением этого стенда можно контролировать углы установки колес и легковых, и грузовых автомобилей, т.к. предусмотрена регулировка положения измерительного устройства относительно площадки для диагностирования посредством поворота соединительной тяги вокруг своей продольной оси.

Стенд предназначен для контроля углов схождения, развала, поперечного и продольного наклона шкворней колес автомобиля.

В зависимости от применяемых измерительных элементов процесс измерения может быть различен.

Для измерительного элемента с применением общеизвестного индикатора часового типа, указанного в заявке в примере, измеряемые углы будут определяться по разности линейных единиц перемещения штока индикатора при проведении замеров в определенных точках диска колеса автомобиля. Перевод значений разностей перемещений в угловые единицы можно произвести по известным формулам, приведенным, например, в книге Юрченко А.Н. "Ходовая часть автомобиля", Харьков, Вища школа, 1983, глава 2, с. 120.

При использовании измерительных устройств другого типа процесс проведения измерений может быть иным.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен предлагаемый стенд для контроля углов установки колес автомобиля, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - схема установки стенда для контроля углов установки колес автомобиля; на фиг. 4 - схема установки измерительного устройства относительно диска колеса автомобиля.

Стенд для контроля углов установки колес автомобиля содержит параллельные рабочие органы 1 изменяемой длины, соединительную тягу 2, жестко связанную с параллельными рабочими органами 1 изменяемой длины и размещенную перпендикулярно им, основание 3, охватывающее соединительную тягу 2 и имеющее возможность вращения вокруг своей оси посредством подшипников (на чертеже не показаны). Рабочие органы 1 изменяемой длины могут быть выполнены в виде телескопических штанг. Соединительная тяга 2 установлена в основании 3 с возможностью поворота вокруг своей продольной оси с помощью подшипников (на чертеже не показаны), расположенных в основании 3. На направляющих 4, размещенных перпендикулярно рабочим органам 1 и соединенных с ними, установлено измерительное устройство, в частности, выполненное в виде измерительных элементов 5 контактного типа, взаимодействующих с дисками колес 6 автомобиля. В измерительных элементах 5 могут быть использованы индикаторы часового типа. Измерительные элементы 5 размещены на направляющих 4 с возможностью перемещения вдоль этих направляющих и вращения вокруг своих осей в подшипниках (на чертеже не показаны).

Кроме этого, на чертеже, на фиг. 2 штриховыми линиями (ПОЛ.I) обозначено положение стенда для контроля углов установки колес автомобиля при его установке (базировании) относительно продольной оси автомобиля, а сплошными линиями (ПОЛ. II) - положение того же стенда при контроле углов установки колес автомобиля; на фиг. 3 сплошными линиями обозначено рабочее положение стенда для контроля углов установки колес автомобиля, а штриховыми линиями - положение того же стенда в процессе установки относительно автомобиля; на фиг. 4 сплошными линиями обозначено рабочее положение измерительного устройства, а штриховыми линиями - положение измерительного устройства в процессе установки относительно диска колеса автомобиля.

Стенд для контроля углов установки колес автомобиля работает следующим образом. После заезда автомобиля на площадку для диагностирования стенд для контроля углов устанавливается в положение I (см. фиг. 2) так, чтобы продольная ось стенда была параллельна продольной оси автомобиля. Это достигается поворотом основания 3 на подшипниках вокруг своей оси (см. фиг. 3). Затем осуществляется регулировка длины одного из рабочих органов 12 в соответствии с базой автомобиля так, чтобы измерительный элемент 5 находился напротив диска заднего колеса 6 автомобиля. При этом измерительный элемент 5 устанавливается по высоте относительно площадки для диагностирования за счет поворота соединительной тяги 2 вокруг своей продольной оси (см. фиг. 4). Возможность перемещения измерительного элемента 5 перпендикулярно рабочему органу 1 по направляющей 4 позволяет отрегулировать предлагаемый стенд на различную ширину автомобиля. В положении 1 рабочих органов 1 (фиг. 2) производится установка стенда относительно продольной оси автомобиля, а также измерение углов установки (развала и схождения) колес задней оси автомобиля, т. к. на многих современных автомобилях предусмотрена их регулировка. Затем измерительный элемент 5 переводится к диску, переднего колеса 6 автомобиля в положение II (см. фиг. 2) за счет поворота соединительной тяги 2 на подшипниках вокруг своей продольной оси и осуществляется контроль углов установки колес передней оси автомобиля (развала, схождения, продольного и поперечного наклона шкворней). Фиксация измерительных устройств 5 производится одним из общеизвестных способов, например, при помощи механических тормозных устройств, расположенных на поперечной штанге, опоре и направляющих измерительного устройства, (при необходимости можно фиксировать измерительные устройства и вручную). Потом контроль углов установки колеса проводится на другом колесе, при этом измерительный элемент 5 уже находится в рабочем положении за счет наличия соединительной тяги 2.

Таким образом, использование предлагаемого стенда для контроля углов установки колес автомобиля обеспечивает снижение трудоемкости диагностирования и затрат времени на осуществление диагностирования, а также повышение удобства в эксплуатации.

Формула изобретения

1. Стенд для контроля углов установки колес автомобиля, содержащий направляющие, предназначенные для перемещения измерительного устройства, отличающийся тем, что он снабжен параллельными рабочими органами изменяемой длины, соединительной тягой, жестко связанной с параллельными рабочими органами изменяемой длины и размещенной перпендикулярно им, основанием, охватывающим соединительную тягу и имеющим возможность вращения вокруг своей оси, при этом соединительная тяга установлена в основании с возможностью поворота вокруг своей продольной оси, а направляющие, предназначенные для перемещения измерительного устройства, расположены перпендикулярно рабочим органам изменяемой длины и соединены с ними.

2. Стенд для контроля углов установки колес автомобиля по п.1, отличающийся тем, что рабочие органы изменяемой длины выполнены в виде телескопических штанг.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине люфта

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния несущей системы транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств

Изобретение относится к дереворежущему инструменту, точнее к устройству натяжения диска круглой пилы с использованием жесткостного способа

Изобретение относится к машиностроительному и ремонтному производству

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к прикладной геодезии, а именно к геодезическим инструментам и устройствам, применяемым в строительстве и землеустройстве

Изобретение относится к измерительной техники и может быть использовано для измерения угла отклонения плоской поверхности от заданной базы
Наверх