Реактивный двигатель
Изобретение относится к области аэрокосмической техники, а именно к ракетным реактивным двигателям твердого топлива. Технический результат, заключающийся в повышении удельного импульса тяги двигателя, увеличении мощности и упрощении конструкции, достигается за счет того, что в реактивном двигателе, имеющем корпус, камеру сгорания с твердотопливным зарядом и сопло, твердотопливный заряд выполнен в форме топливной шашки, центральная камера сгорания сформирована в топливной шашке в виде конусного углубления в ней, а вокруг центральной камеры сформированы дополнительные камеры сгорания, расположенные в торцевой части топливной шашки. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области ракетных двигателей, а именно к ракетным реактивным двигателям твердого топлива.
Известен реактивный двигатель, имеющий корпус, камеру сгорания с твердотопливным зарядом и сопло /см. SU, 1832859 A1, 27.11.95, F 02 К 9/08/, принятый за прототип. Недостатками известного реактивного двигателя являются небольшой удельный импульс тяги, сложность конструкции и невысокая надежность в эксплуатации. Технический результат, заключающийся в повышении удельного импульса тяги двигателя, увеличении мощности и упрощении конструкции, достигается за счет того, что в реактивном двигателе, имеющем корпус, камеру сгорания с твердотопливным зарядом и сопло, согласно изобретению, твердотопливный заряд выполнен в форме топливной шашки, центральная камера сгорания сформирована в топливной шашке в виде конусного углубления в ней, а вокруг центральной камеры сформированы дополнительные камеры сгорания, расположенные в торцевой части топливной шашки, причем стенки дополнительных камер сгорания выполнены в виде кольцевой канавки вокруг центрально расположенного сопла, а топливная шашка сформирована из нескольких топливных элементов в виде пластин, имеющих форму камеры сгорания, а между собой сегменты топливной шашки проложены негорючими прокладками, в которых проделано отверстие для прохода газов, причем в качестве топлива используют расщепляющиеся материалы, сборки которых направлены вдоль продольной оси двигателя, а пространство вокруг сборок и между ними заполнены вещевом, способным к газообразованию при нагревании, а сопло двигателя выполнено прямоугольным или клиновидным. На фиг. 1 изображен общий вид ракетного двигателя твердого топлива с центральной камерой сгорания. На фиг. 2 изображен вариант двигателя с дополнительными камерами сгорания в торцевой части топливной шашки. Реактивный двигатель содержит корпус 1, камеру сгорания 2, твердотопливный заряд в виде топливной шашки 3, центральную камеру сгорания 4, сопло 5. Причем твердотопливный заряд 3 выполнен в форме топливной шашки, центральная камера сгорания 4 которой сформирована в виде конусного углубления. Вокруг центральной камеры сгорания 4 сформированы дополнительные камеры сгорания 6 и 7, расположенные в торцевой части топливной шашки 3. Стенки дополнительных камер сгорания 6 и 7 выполнены в виде кольцевой канавки 8 вокруг центрально расположенного сопла 5. Топливная шашка 3 сформирована из нескольких топливных элементов в виде пластин 9, имеющих форму камеры сгорания 2, между собой сегменты топливной шашки проложены негорючими прокладками 10, в которых проделано отверстие 11 для прохода газов. Сопло 5 выполнено прямоугольным или клиновидным. Реактивный двигатель работает следующим образом. При сгорании твердотопливного заряда 3 в центральной камере сгорания 4 и последующем истечении газов через сопло ракетного двигателя 5 осуществляется движение реактивного двигателя. Конусная форма центральной камеры сгорания 4, расположенной в теле топливной шашки 3, способствует движению газовых струй аналогично процессу, наблюдаемому при взрыве кумулятивного заряда, увеличивая тем самым удельный импульс системы.Формула изобретения
1. Реактивный двигатель, имеющий корпус, камеру сгорания с твердотопливным зарядом и сопло, отличающийся тем, что твердотопливный заряд выполнен в форме топливной шашки, центральная камера сгорания сформирована в топливной шашке в виде конусного углубления в ней, а вокруг центральной камеры сформированы дополнительные камеры сгорания, расположенные в торцевой части топливной шашки. 2. Реактивный двигатель по п.1, отличающийся тем, что стенки дополнительных камер сгорания выполнены в виде кольцевой канавки вокруг центрально расположенного сопла. 3. Реактивный двигатель по пп.1 и 2, отличающийся тем, что топливная шашка сформирована из нескольких топливных элементов в виде пластин, имеющих форму камеры сгорания, а между собой сегменты топливной шашки проложены негорючими прокладками, в которых проделано отверстие для прохода газов. 4. Реактивный двигатель по пп.1 - 3, отличающийся тем, что в качестве топлива используют расщепляющиеся материалы, сборки которых направлены вдоль продольной оси двигателя, а пространство вокруг сборок и между ними заполнено веществом, способным к газообразованию при нагревании. 5. Реактивный двигатель по пп.1 - 4, отличающийся тем, что сопло двигателя выполнено прямоугольным или клиновидным.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2