Объемная гидромеханическая передача

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например в трансмиссиях самоходных машин. Объемная гидромеханическая передача содержит ведущий и ведомый валы, соединенные с валами два трехзвенных дифференциала, свободные звенья каждого из которых через переключающие устройства соединены с одной из двух обратимых регулируемых гидромашин, одна из которых соединена через переключающее устройство с ведущим валом, другая соединена через переключающее устройство с ведомым валом. Передача снабжена дополнительным регулируемым гидромотором, имеющим общие гидролинии с двумя другими гидромашинами и снабженным устройством переключения сцепления с ведомым валом при нулевом положении регулирующего органа этого гидромотора. Технический результат - снижение суммарной установочной мощности гидромашин и повышение КПД. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например, в трансмиссиях самоходных машин.

Известен следующий аналог изобретения. Гидромеханическая передача [1] является наиболее близкой к изобретению по структуре и достигаемому эффекту. Передача содержит ведущий и ведомый валы, соединенные с валами два трехзвенных дифференциала, свободные звенья каждого из которых через переключающие устройства соединены с одной из двух обратимых регулируемых гидромашин, одна из которых соединена через переключающее устройство с ведущим валом, другая соединена через переключающее устройство с ведомым валом. Переключающие устройства могут быть фрикционными или зубчатыми муфтами; часть из них может быть муфтами свободного хода. Недостатками аналога являются: слишком большая установочная мощность гидромашин и связанный с этим невысокий коэффициент полезного действия.

Целью изобретения является снижение суммарной установочной мощности гидромашин и повышение коэффициента полезного действия.

Указанная цель достигается тем, что объемная гидромеханическая передача снабжена дополнительным регулируемым гидромотором, имеющим общие гидролинии с двумя другими гидромашинами и снабженным устройством переключения сцепления с ведомым валом при нулевом положении регулирующего органа этого гидромотора.

Перечень фигур графического изображения: фиг. 1 - функциональная схема гидромеханической передачи согласно изобретению; фиг. 2 - график крутящих моментов на валах гидромашин.

Передача содержит ведущий вал, соединенный с трехзвенными дифференциалами 1 и 2 (описывается схема с параллельным соединением дифференциалов; аналогично могут быть использованы схемы с последовательным, параллельно-последовательным и последовательно-параллельным соединением дифференциалов), другие звенья которых соединены с ведомым валом. Свободные звенья дифференциалов 1 и 2 соединены через переключающие устройства 3 и 4, соответственно, с обратимыми регулируемыми гидромашинами 5 (Г1) и 6 (Г2) (согласующие зубчатые передачи на схеме не показаны). Принято, что передаточное отношение r1 дифференциала 1 (величина r1 определяется при заторможенном звене, связанном с гидропередачей) больше аналогичного передаточного отношения r2 дифференциала 2. В этом случае гидромашина Г1 соединена через переключающее устройство 7 с ведомым валом, а гидромашина Г2 соединена через переключающее устройство 8 с ведущим валом. Гидромотор 9 (Г3) соединен через переключающее устройство 10 с ведомым валом. Все три гидромашины имеют общие гидролинии.

Гидромеханическая передача работает следующим образом. Весь диапазон изменения передаточных отношений передачи разбивается на три поддиапазона с работой, соответственно: вначале по схеме с дифференциалом на входе (А1), затем по схеме с двумя дифференциалами (B), и, наконец, по схеме с дифференциалом на выходе (A2). При увеличении передаточного отношения начиная от нулевого, в режиме A1, включены переключающие устройства 4, 7, 10. Гидромашина Г2 работает в качестве насоса, гидромашины Г1 и Г3 - в качестве моторов. Параметры регулирования гидромашин Г2 и Г3 изменяются: u2 от нуля в сторону увеличения; u3 от единицы в сторону уменьшения.

В известной схеме [1] в этом режиме в качестве мотора работает одна гидромашина. В этом случае гидромотор должен иметь большую установочную мощность, так как она определяется необходимостью передавать большие крутящие моменты при малых передаточных отношениях и высокой частотой вращения при больших передаточных отношениях. Поэтому для уменьшения установочной мощности целесообразно подключить дополнительный гидромотор Г3, который должен работать лишь при малых передаточных отношениях, а затем отключаться с помощью переключающего устройства 10. К моменту отключения параметр регулирования u3 гидромашины Г3 будет равен нулю, т.е. регулирующий орган этого гидромотора будет в нулевом положении. Во время работы дополнительного мотора Г3 гидромашина Г1 должна передавать постоянный крутящий момент, который будет существенно меньше максимального. В этот период параметр регулирования u1 гидромашины Г1 будет равен единице. По окончании работы дополнительного гидромотора Г3 параметр регулирования u1 начнет уменьшаться и при передаточном отношении r2 станет равным нулю.

На фиг. 2 показаны крутящие моменты на валах гидромашин при комбинированном законе нагружения на ведомом валу, характерном для трансмиссий самоходных машин. По оси абсцисс отложены передаточные отношения i, по оси ординат - крутящие моменты относительно момента двигателя: момент на валу гидромашины Г1, момент на валу гидромашины Г3, суммарный момент гидромашин Г1 и Г3, равный Если бы в режиме A1 работала одна гидромашина, она должна была бы развивать момент и ее относительная установочная мощность составляла бы (max относительный момент, умноженный на max относительную скорость). На графике это соответствует площади прямоугольника, ограниченного осями координат и штрихпунктирными линиями, с координатами вершины Ac Но так как работают две гидромашины Г1 и Г3, развивающие моменты то их относительные установочные мощности составляют где i0 - передаточное отношение, при котором отключается гидромашина Г3. На графике эти установочные мощности соответствуют площадям прямоугольников, ограниченных осями координат и штриховыми линиями, с координатами вершин A1 и A3 Суммарная площадь этих прямоугольников меньше площади прямоугольника с вершиной Ac (ограниченного осями координат и штрихпунктирными линиями). Поэтому суммарная установочная мощность двух гидромашин Г1 и Г3 (при условии отключения последней) будет в этом случае меньше необходимой установочной мощности одной гидромашины [2].

При увеличении передаточного отношения передачи и достижении гидромашинами Г1 и Г2 параметров регулирования, соответственно, u1=0 и u2=1 происходит переключение на второй поддиапазон - выключается устройство 7 и включается устройство 3 - передача начинает работать по схеме с двумя дифференциалами (B). Параметры регулирования гидромашин Г1 и Г2 будут изменяться u1 от нуля в сторону увеличения, u2 от единицы в сторону уменьшения. При достижении гидромашинами Г1 и Г2 параметров регулирования u1=1 и u2=0 происходит переключение на третий поддиапазон - выключается устройство 4 и включается устройство 8 - передача начинает работать по схеме с дифференциалом на выходе (A2). Все переключения происходят при отсутствии передачи крутящего момента между переключаемыми звеньями.

При уменьшении передаточного отношения передачи от максимального до нулевого процесс переключения поддиапазонов выполняется в обратном порядке. При достижении передаточного отношения i0 включается устройство 10 и к ведомому валу подключается гидромотор Г3, у которого в этот момент регулирующий орган будет в нулевом положении, т.е. параметр регулирования u3 будет равен нулю. При дальнейшем уменьшении передаточного отношения параметр регулирования u3 будет возрастать и достигнет единицы при нулевом передаточном отношении.

Суммарная установочная мощность гидромашин, требуемая для работы передачи во всех трех поддиапазонах, будут меньше при использовании трех гидромашин Г1, Г2, Г3 по сравнению с использованием двух гидромашин Г1 и Г2. Например, расчет показывает, что при комбинированном законе нагружения на ведомом валу и диапазоне регулирования R=7 относительная суммарная установочная мощность трех гидромашин составит N3y = 2,65, а для гидромашин была бы N2y = 3,24. Поскольку гидромашина Г3 работает только при малых передаточных отношениях (в основном на этапе разгона), в большей части диапазона регулирования останутся работать две гидромашины Г1 и Г2 со сравнительно малой установочной мощностью (для условий приведенного примера их Ny составит 1,83). Использование гидромашин с меньшей мощностью уменьшает механические и гидравлические потери в передаче и повышает ее коэффициент полезного действия.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки: 1. Объемные гидромеханические передачи. Под ред. Е.С. Кисточкина, Л., Машиностроение, 1987, стр. 235-237.

2. Фрумкин Л.А. Объемные гидроперадачи с тремя гидромашинами. - Журнал "Тракторы и сельхозмашины", 1998, N 8, стр. 30-34.

Формула изобретения

Объемная гидромеханическая передача, содержащая ведущий и ведомый валы, соединенные с валами два трехзвенных дифференциала, свободные звенья каждого из которых через переключающие устройства соединены с одной из двух обратимых регулируемых гидромашин, одна из которых соединена через переключающее устройство с ведущим валом, другая соединена через переключающее устройство с ведомым валом, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным регулируемым гидромотором, имеющим общие гидролинии с двумя другими гидромашинами и снабженным устройством переключения сцепления с ведомым валом при нулевом положении регулирующего органа этого гидромотора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссии транспортных средств
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах передачи крутящего момента в экскаваторах, тракторах, кранах и других машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях машиностроения, где применяют передачи с большими силовыми возможностями и высокой кинематической точностью

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях машиностроения, где используются передачи с большими силовыми возможностями и высокой кинематической точностью

Изобретение относится к машиностроению, в частности к регулируемым гидромеханическим передачам и может быть использовано в трансмиссиях мобильных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например, в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к дифференциальным передачам , используемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в механизмах, требующих преобразования возвратно-вращательного движения во вращательное постоянного направления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции гидродинамического трансформатора для передачи энергии между двигателем и потребителем мощности с одновременным автоматическим и бесступенчатым изменением крутящего момента и частоты вращения

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин
Наверх