Способ т.в.зотовой обучения языкам

 

Способ предназначен для обучения родному и иностранному языкам и позволяет повысить эффективность обучения. При обучении языкам рекомендуется использовать окрашенные наглядные пособия, манипулировать цветом при написании букв, слов, их частей, словосочетаний, предложений и их частей, поясняющих знаков. Основную массу элементов демонстрационных средств передают в одном, преимущественно в черном или синем цвете, новые элементы - в красном, поясняющие - в зеленом. Элементы дающие информацию о настоящем времени, обозначают зеленым цветом, о прошедшем - желтым, о будущем - голубым. 3 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к демонстрационным средствам, к методам обучения и может найти применение при обучении родному или иностранным языкам.

Известен способ обучения языкам, включающий использование демонстрационных средств - изображений движущихся элементов (Патент РФ N 2110846, кл. G 09 B 19/06, 1998).

Однако данным известным способом используют только те демонстрационные средства, которые демонстрируют частицы, причем демонстрационные средства не окрашены.

Известно, что цвет является мощным средством, влияющим на процесс запоминания, и поэтому широко используется в учебном процессе в виде окрашенных наглядных пособий.

Так, например, широко применяются в учебной литературе не только черно-белые, но и цветные иллюстрации, которые с помощью цвета усиливают эмоциональное восприятие и воздействуют на механизм ассоциативной памяти.

Известен способ обучения языкам, включающий демонстарацию и письменное воспроизведение окрашенных наглядных пособий - средств, содержащих элементы в виде фона средства и изображенных на нем букв, и/или слов, и/или их частей, и/или словосочетаний, и/или предложений, и/или разъяснений, и/или знаков препинания, и/или цифр, и/или поясняющих знаков (Детская энциклопедия., М., Педагогика, 1978, т. 11. Язык и литература, с. 44 - 45).

Однако, данный известный способ имеет ограниченные возможности влияния на процесс запоминания у учащихся, поскольку цвет выбран произвольно.

Наиболее близким аналогам заявленного изобретения является способ обучения языкам, включающий демонстрацию на окрашенных или неокрашенных элементах фона окрашенных наглядных элементов, основную массу которых представляют одним цветом, а выделяемые элементы - другим (см. патент Великобритании N 2209862, кл. G 09 B 1/00, 1989).

Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является высокая эффективность запоминания и усвоения учебного материала при обучении языкам.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе обучения языкам, включающем демонстрацию на окрашенных или неокрашенных элементах фона окрашенных наглядных элементов, основную массу которых представляют одним цветом, а выделяемые элементы - другим, согласно изобретению новые для обучаемых элементы представляют третьим цветом. Окрашенные наглядные элементы изображают на элементах фона в виде букв, и/или слов, и/или их частей, и/или словосочетаний, и/или предложений, и/или их членов, и/или разъяснений, и/или знаков препинания, и/или цифр, и/или пояснительных знаков. Окрашенные наглядные элементы на элементах фона могут быть воспроизведены письменно.

Основную массу элементов могут демонстрировать и/или писать синим или черным цветом, выделяемые элементы - зеленым, а новые для обучаемых элементы - красным. Элементы, дающие информацию о настоящем времени, могут демонстрировать и/или писать зеленым цветом, о прошедшем времени - желтым, а о будущем - голубым.

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие изобретение.

Пример 1. Разъясняя времена глаголов, педагог продемонстрировал обучаемым зеленое комнатное растение и заострил их внимание на том, что сейчас, в данный момент, в настоящее время растение окрашено в зеленый цвет. Со временем листья на растении пожелтеют, погибнут. Они станут листьями в прошлом. Такое разъяснение вызвало у обучаемых устойчивую ассоциацию: элементы, демонстрируемые в зеленом цвете, дают информацию о настоящем времени, в желтом - о прошедшем. Далее педагог напомнил обучаемым известные образные понятия "синяя птица", "голубая мечта" и объяснил, что у многих народов мира голубой цвет ассоциируется с будущим. В сознании учащихся надежно закрепилось понимание того, что информация, передаваемая им учителем в голубом цвете, является информацией о будущем времени. Даже первоклассники, которые по школьной программе не владели понятием "время", "глагол", легко усвоили прием передачи информации о времени в цвете и безошибочно применяли его в практике. Легко усвоили данный прием и иностранцы, обучавшиеся русскому языку.

Пример 2. Регулярно при ознакомлении русскоговорящих обучаемых с новой темой при изучении ими русского языка название этой темы, новые термины, правила правописания и т.п. педагог демонстрировал в красном цвете. В рабочих тетрадях данные сведения обучаемые также записывали красным цветом. В результате было отмечено ускорение усвоения учащимися новых понятий, новых тем, новых правил. Эффект отмечен и при обучении русскому языку иностранных обучаемых.

Пример 3. При обучении русскоговорящих обучаемых английскому языку педагог использовал условные пояснительные знаки: подчеркивание чертой зеленого цвета окончаний "s" и "es" в существительных во множественном числе. При этом сами существительные педагог демонстрировал, а ученики писали синим или черным цветом, а окончания "s" и "es" - красным цветом и подчеркивали их чертой зеленого цвета. В результате красный цвет давал учащимся сигнал: "Запомни! ", а зеленый цвет давал сигнал: "Обрати внимание!". Отмечено заметное повышение эффективности усвоения обучаемыми данного нового материала.

Пример 4. При изучении правил передачи на письме прямой речи был использован прием написания текста синим цветом (или черным) и выделения красным цветом кавычек, заглавной буквы после раскрытых кавычек, запятых, тире, двоеточия. Отмечено, что эффективность усвоения данного нового материала учащимися, которые пользовались цветом, была на 25 - 30% выше эффективности усвоения данного нового учебного материала теми учащимися, которым весь материал был изложен в одном (синем) цвете.

Пример 5. Группу обучающихся русскому языку из 20 членов разделили на две подгруппы из 10 каждая. При изучении состава слова обе группы использовали одинаковые поясняющие знаки: выделение приставки чертой, расположенной над словом, с отметкой границы приставки и корня короткой вертикальной чертой (горизонтальная Г-образная ломаная линия). Над корнем слова размещали дугообразную черту, над суффиксом - ломаную линию из двух элементов, соединенных под углом, направленным вверх. Окончание обводили линиями с четырех сторон, замыкающимися в прямоугольник. Основу слова подчеркивали прямой линией с перпендикулярными изломами на месте начала и окончания основы.

Например: При этом все обучаемые писали слова синим или черным цветом, но обучаемые первой (контрольной) группы изображали синим или черным цветом и поясняющие знаки, в то время как учащиеся второй группы изображали поясняющие знаки зеленым цветом, "призывающим": "Обрати внимание!". В результате учащиеся второй группы усвоили данный новый учебный материал значительно быстрее, легко оперировали условными знаками на практике, легче и быстрее учащихся первой группы выделяли приставки, корни, суффиксы, окончания и основы слов.

Таким образом, способ согласно изобретению обеспечивает высокую эффективность усвоения нового учебного материала при обучении языкам.

Формула изобретения

1. Способ обучения языкам, включающий демонстрацию на окрашенных или неокрашенных элементах фона окрашенных наглядных элементов, основную массу которых представляют одним цветом, а выделяемые элементы - другим, отличающийся тем, что новые для обучаемых элементы представляют третьим цветом, при этом окрашенные наглядные элементы изображают на элементах фона в виде букв, и/или слов, и/или их частей, и/или словосочетаний, и/или предложений, и/или их членов, и/или разъяснений, и/или знаков препинания, и/или цифр, и/или пояснительных знаков.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что окрашенные наглядные элементы на элементах фона воспроизводят письменно.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что основную массу элементов демонстрируют и/или пишут синим или черным цветом, выделяемые элементы - зеленым, а новые для обучаемых элементы - красным.

4. Способ по пп.1 - 3, отличающийся тем, что элементы, дающие информацию о настоящем времени, демонстрируют и/или пишут зеленым цветом, о прошедшем времени - желтым, а о будущем - голубым.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к педагогическим и лингвистическим процессам, а именно к способам обучения языку, а также к способам изучения языка
Изобретение относится к способам изучения иностранных языков посредством восприятия аудиовизуальной информации и базируется на современном уровне развития психологии обучения с использованием рекомендуемых, проверенных практическим опытом, методом аутогенной тренировки, подготавливающих обучаемых к высокоэффективному восприятию изучаемого материала на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях его усвоения

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам
Изобретение относится к области изучения иностранных языков и может быть использовано для быстрого запоминания большого количества иностранных слов и выражений, формирования словарной базы иностранных слов, а также значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса
Изобретение относится к области обучения и обучающих игр и может найти применение при обучении родному и/или иностранному языку, имеющему строго определенный порядок слов в предложении (например, английскому), носителями любого языка
Изобретение относится к области игр, в том числе и обучающих, и средствам обучения и может найти применение в игорных заведениях в качестве интеллектуальной игры на ставки, может быть реализовано в виде викторины или телевизионного шоу, компьютерной игры, а также при обучении родному и/или иностранному языку, имеющему строго определенный порядок слов в предложении (например, английскому), носителями любого языка

Изобретение относится к визуальным средствам обучения

Изобретение относится к техническим средствам обучения и позволяет при его использовании повысить эффективность обучения
Изобретение относится к способам обучения иностранным языкам

Изобретение относится к области педагогики и может быть использовано при обучении грамматике английского языка носителями другого языка

Изобретение относится к способу калибровки аудиоинтонации, в котором аудиосигнал, изданный субъектом (S), возвращается после обработки в режиме реального времени к слуховым органам упомянутого субъекта (S)
Наверх