Система управления катапультируемым креслом спасения экипажа

 

Изобретение относится к оборудованию катапультируемых средств спасения экипажа. Система содержит последовательно соединенные блок датчиков параметров состояния, блок разности, контур стабилизации катапультируемого кресла и блок формирования заданной траектории. Для обеспечения оптимального качества управления и точного отслеживания заданных пространственно-временных траекторий в систему дополнительно введены корректирующий фильтр системы и блок формирования комплексного сигнала управления. Предложенное техническое решение повышает безопасность спасения членов экипажа. Особенно оно эффективно в опасных режимах катапультирования. 2 ил.

Изобретение относится к области применения авиационных катапультируемых кресел особенно в опасных режимах полета.

Известны системы управления катапультируемыми креслами, описания которых приведены в сборнике [1] "Новости зарубежной науки и техники", серия "Авиационная и ракетная техника", ЦАГИ, N 20, 1986 г., стр. 3-21; [2] патент США НКИ N 224/122 AE, (N 877200, МПК B 64 D 25/10).

В качестве прототипа выбирается "Адаптивная система управления для аварийных устройств спасения экипажа", заявленная в вышеупомянутом патенте, структурно содержащая (см. фиг. 1) блок формирования заданной траектории (БФЗТ), блок разности (БР), контур стабилизации катапультируемого кресла (КСКК), блок датчиков параметров состояния (БДПС). По поступившим с выхода БДПС на вход БФЗТ данных о начальных условиях катапультирования, с учетом допустимых ограничений по перегрузкам, опасного сближения с землей, наискорейшего ухода из-под самолета при полете в перевернутом состоянии, в БФЗТ формируется сигнал заданной траектории движения по координатам во времени X3(t), поступающий на второй вход БР, на первый вход которого с выхода БДПС поступают сигналы параметров состояния В БР формируется сигнал отклонения (здесь T1, T2 - постоянные времени), поступающий на второй вход КСКК, на первый вход которого поступают стабилизирующие сигналы (углы и угловые скорости эволюций кресла). КСКК с учетом стабилизирующих сигналов имеет по выходу X, например, передаточную функцию (здесь r1, r2, r0 - степенные полиномы оператора дифференцирования P), тогда = roxp2 и, например, при ro= 22+T33p+T44p4, x[1+T1p+(T22+22)p2+T33p3+T44p4] = xR = x3(t), откуда следует, что невозможно обеспечить оптимальное качество управления выбором двух параметров (T1, T2) из четырех (обеспечивается субоптимальное управление) и X3(t) отрабатывается с погрешностью существенно искажающей заданную траекторию движения, что является недостатком прототипа, так как эти отклонения могут привести к опасному сближению с землей или к столкновению с самолетом.

Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, является обеспечение оптимального качества управления и повышение точности выдерживания заданной траектории движения и, как следствие этого, повышение безопасности спасения членов экипажа.

Достигается технический результат тем, что в систему управления катапультируемым креслом спасения экипажа, содержащую блок формирования заданной траектории, блок разности и контур стабилизации катапультируемого кресла, а также блок датчиков параметров состояния, выход которого подключен ко входу блока формирования заданной траектории и к первым входа блока разности и контура стабилизации катапультируемого кресла дополнительно введены, включенный между выходом блока формирования заданной траектории и вторым входом блока разности, блок формирования комплексного сигнала управления, и, включенный между выходом блока разности и вторым входом контура стабилизации катапультируемого кресла, корректирующий фильтр системы.

На фиг. 1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков на которой приведены выше.

На фиг. 2 представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1 - блок формирования заданной траектории БФЗТ; 2 - блок формирования комплексного сигнала управления БФКСУ; 3 - блок разности БР; 4 - блок датчиков параметров состояния БДПС; 5 - контур стабилизации катапультируемого кресла КСКК; 6 - корректирующий фильтр системы КФС.

Система работает следующим образом.

БДПС4 (до катапультирования это могут быть бортовые датчики) измеряет параметры состояния, например, координаты, скорости и ускорения движения по трем осям, углы и угловые скорости эволюций, данные параметры с выхода БДПС4 поступают на вход БФЗТ1, на первые входы КСКК5 и БРЗ, на второй вход которого с выхода БФКСУ2 поступает заданный комплексный сигнал управления XЗУ(t), в БРЗ формируется разностный сигнал = (XЗУ - Xr), где Xr - сигнал поступивший на первый вход БРЗ, например,

где T1, T2 - постоянные времени.

КФС6 реализован, например, на линейном фильтре с передаточной функцией
где Q1, Q2 - степенные полиномы оператора дифференцирования P.

Пример технической реализации приведен в книге [3] И.М.Тетельбаума, Ю.Р. Шнейдера "400 схем для АВМ", Москва, Энергия, 1978 г., стр. 10.

В КФС6 формируется сигнал управления поступающий на второй вход КСК, являющегося застабилизированным по углам и угловым скоростям эволюций катапультным креслом с двигательной установкой (см. [2]), развивающим ускорение движения в соответствии с входным сигналом (здесь R1, R2 - степенные полиномы оператора P, при этом степень R1, меньше степени R2), тогда

При выборе физически реализуемых где R0 - полином степени (n - 2), равной разности степеней полиномов R2 и R1, Ro= 22+T33p+...+Tnnpn-2, при этом коэффициенты (постоянные времени) 2, T3,...,Tn являются выбираемыми, тогда
x(p2R0 + r) = xR = xЗУ,
R = 1+T1p+(22+T22)p2+T33p3+...+Tnnpn
где все параметры T1, T2, 2 , T3, ..., T являются изменяемыми, поэтому их выбором (см. [4] книгу Н.Т.Кузовкова "Модальное управление и наблюдающие устройства", Москва, Машиностроение, 1976 г.) обеспечивается, в отличие от прототипа, оптимальное количество управления.

В БФЗТ1 в соответствии с начальными параметрами состояния формируется заданная траектория координат движения во времени:
x3(t) = a0 + a1t + ... + aktk,
(здесь a0, ..., ak - постоянные коэффициенты) и все производные, включая n-ую при K > n
= a1 + 2a2t + ... + ak k tk-1,
= 2a2 + 6a3t + ... + ak(k-1) ktk-2,
= an n! + ... + ak k(k-1) ... (k-n+1)tk-n,
которые с выхода БФЗТ1 поступают на вход БФКСУ2, являющегося арифметическим устройством (см. книгу [5] Преснухина Л.Н. Нестерова П.В. "Цифровые вычислительные машины", Москва, Высшая школа, 1981 г., стр. 327), выполняющим операции перемножения поступивших сигналов на коэффициенты
b0,...,bn x3(t) b0,
и суммирование

тогда xR = x3R3 и, соответственно, при b0 = 1, b1 = T1, b2= 22+T22, b3 = T33,...,bn = Tnn, R = R3, x(t) = x3(t)
т. е. в отличие от прототипа траектория движения по координатам точно приходит по заданной траектории, что свидетельствует о достижении технического результата.


Формула изобретения

Система управления катапультируемым креслом спасения экипажа, содержащая последовательно соединенные блок датчиков параметров состояния и блок формирования заданной траектории, блок разности и контур стабилизации катапультируемого кресла, первые входы которых подключены к выходу блока датчиков параметров состояния, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены включенный между выходом блока формирования заданной траектории и вторым входом блока разности блок формирования комплексного сигнала управления и включенный между выходом блока разности и вторым входом контура стабилизации катапультируемого кресла корректирующий фильтр.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, в частности к средствам спасения экипажа самолета

Изобретение относится к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к индивидуальным аварийным спасательным средствам, в частности, к спасательным средствам защиты, преимущественно, водителей транспортных средств, например, самолетов и автогонщиков

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам аварийного покидания самолетов (САПС) и может быть использовано при разработке перспективных образцов САПС маневренных типов самолетов тактической авиации

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно, к средствам аварийного покидания самолета
Изобретение относится к способам управления катапультированием летчика скоростного летательного аппарата в условиях ограниченной видимости при возникновении аварийной ситуации в виде препятствия по курсу движения, когда летчик уже не в состоянии произвести необходимые действия для покидания летательного аппарата по временным параметрам

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам аварийного спасения экипажа летальных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к созданию катапультных устройств для систем аварийного спасения летчика, оснащенных ракетными двигателями твердого топлива

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к катапультным системам

Изобретение относится к кислородным системам самолетов и катапультируемых кресел

Изобретение относится к области создания систем аварийного спасения, применяемых на летательных аппаратах

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного спасения члена экипажа самолета, а также к средствам катапультирования из самолета в аварийных ситуациях
Наверх