Эвольвентная зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах. В эвольвентной зубчатой передаче соотношение параметров входа ((SVS)вх)0,5 и выхода ((SVS)вых)0,5 зацепления выбрано из условия: (H1/H2)0,25((SVS)вых)0,5/ ((SVS)вх)0,5 = 1,0 - 1,7, где Н1/H2 - отношение твердостей поверхностей зубьев ведущего и ведомого колес; S= Sтр/(Pb + 0,1WS)0,5; Sтр - путь трения кромочного контакта с учетом точности изготовления и деформации под нагрузкой Ws; Vs - относительная скорость в кромочном контакте; Pb - разность шагов зацепления колеса, контактирующего кромкой зуба, и парного колеса в фазе кромочного контакта. Перекрытие к в эвольвентном зацеплении выбрано из условия: к= кк 1,05, где к,к - соответственно профильное и продольное перекрытие в эвольвентном зацеплении с учетом износа в фазе кромочного контакта на пути Sтр. Устранение кромочного контакта на пути Sтр осуществляется модификацией профиля головок или ножек зубьев. Передача позволяет увеличить нагрузку заедания (износостойкость), уменьшить потери и виброактивность. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах.

Известен метод расчета нагрузки заедания (адгезионного износа) по проекту ISO/DP 6336.4 [Entwicklung der Tragfahigkeits-berechnung, Winter H. "2 Congr. mod. engren. , Paris, mars, 1986, Textes conf., Vol.1" s. 1-19, Экспресс-информация "Детали машин", Москва, 1987, N26], учитывающий только температуру в эвольвентной фазе эвольвентного зацепления.

Известно также [Копф И. А., Корнилов В.В., Ефимов Е.В. Нестационарная термомеханическая модель заедания и износа эвольвентных зубчатых передач, Техника машиностроения, N1, 1998, с.54-59], что температура в фазе кромочного контакта в два-четыре раза превышает наибольшую температуру в фазе эвольвентного контакта и именно она определяет условия заедания (износа) передачи, чем и опровергается возможность выбора оптимальных по износостойкости параметров передач по указанному проекту.

Известна эффективность приработки зубчатой передачи для повышения ее износостойкости.

Однако, как показала обработка известных экспериментальных данных, такая приработка приводит к отрицательному результату, если коэффициент эвольвентного перекрытия приработанной передачи меньше единицы, т.е. в некоторых фазах осуществляется только кромочный контакт.

Известна эффективность модификации эвольвентного профиля зубьев для повышения износостойкости передачи, например модификации по ГОСТ 13755-81.

Однако такая модификация не связана непосредственно с особенностями кромочного контакта при заедании в передаче, что снижает ее эффективность.

Наиболее близкой конструкцией и принятой за прототип является эвольвентная зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса (см. авторское свидетельство СССР N1 714 248, Б.И. 1992 N7, кл. F 16 H 1/06).

Однако, эта конструкция не отражает влияния изменения модуля зацепления, изменения параметров исходного контура, не позволяет оценить оптимальное значение суммарного коэффициента смещения исходного контура X , смещения исходного контура ведущего и ведомого колес, связь указанных параметров справедлива только для цилиндрических прямозубых передач.

В предложенной конструкции эвольвентной зубчатой передачи, содержащей ведущее и ведомое колеса соотношение параметров входа ((SVs)вх)0,5 и выхода ((SVs)вых)0,5 зацепления выбрано из условия (H12)0,25((SVs)вых)0,5/ ((SVs)вх)0,5=1,1 - 1,5, (1) где H1/H2 - отношение твердостей поверхностей зубьев ведущего и ведомого колес, S = Sтр/(pb+0,1ws)0,5, Sтр, мм - путь трения кромочного контакта с учетом точности изготовления и деформаций под нагрузкой ws, H/мм, pb, мкм - разность шагов зацепления колеса, контактирующего кромкой зуба, и парного колеса в фазе кромочного контакта, Vs, м/с - относительная скорость в кромочном контакте.

Перекрытие к в эвольвентном зацеплении с учетом приработочного износа в фазе кромочного контакта выбрано из условия к = кк 1,05, (2) где к, к - соответственно профильное и продольное перекрытия в эвольвентном зацеплении с учетом износа в фазе кромочного контакта на пути Sтр, точности изготовления и деформаций под нагрузкой. При этом устранение кромочного контакта на пути Sтр может быть осуществлено и модификацией профиля головок или ножек зубьев, модифицированный участок профиля зубьев плавно сопрягается с эвольвентным профилем, перекрытие в зацеплении выбрано из условия = 1,05, (3) где , - соответственно профильное и продольное перекрытия в эвольвентном зацеплении с учетом модификации профиля.

Предлагаемая эвольвентная передача обеспечивает: - равные условия выхода и входа зацепления, т.е. передача становится оптимальной по износостойкости, обеспечивается наибольшая нагрузка заедания передачи, минимальные потери и виброактивность передачи. Обеспечивается учет разнотвердости колес передачи, подбор параметров, позволяющих получить ((SVs)вых, вх)min, обеспечивает наилучший результат,
- приработку передачи, обычно повышающую ее нагрузочную способность, без потери эвольвентного перекрытия, а следовательно, и резкого снижения нагрузочной способности,
- сохранение эвольвентного перекрытия в передаче в процессе приработки и дальнейшей работы.

Для пояснения предложенного изобретения на фиг.1 приведены графики зависимостей удельной погонной нагрузки заедания ws от ((SVs)вых)/(SVs)вх))0,5 для одного базового масла с 0 - 0,5% антизадирной присадки и H1/H2=1. Как видно из фиг. 1, наибольшая экспериментально достигнутая величина нагрузки заедания соответствует диапазону
((SVs)вых)0,5/(SVs)вх))0,5 = 1,1 - 1,5.

Для передач с параллельными, пересекающимися и скрещивающимися осями колес, выполняя условие (1), используют эквивалентные по геометрокинематическим свойствам параметры прямозубых цилиндрических передач в соотношении

где p1,2, a1,2 - радиусы кривизны нижних, верхних активных точек ведущего, ведомого колес передачи, l1,2 = a1,2-w1,2, w1,2 - радиусы кривизны эвольвентного профиля на начальной окружности ведущего, ведомого колес.

Данные, приведенные на фиг.1, подтверждают справедливость соотношения (1).

На фиг. 2 приведены графики зависимостей ws от относительной мощности трения F = 10-3ws(SVs)0,5. Как видно из фиг.2, для экспериментальных передач, смазываемых маслами классов GL1-GL2, при к < 1 нагрузка заедания составляет wsk 200 Н/мм и не зависит от относительной мощности трения F. При к 1ws > 200 Н/мм и соответствует Fs5.

Для передач с параллельными и пересекающимися осями колес соотношение параметров (2) выражается условием
к = ((w1-k1)+(w2-k2))/(mcos0) 1,05,
где


rb1,2 - радиусы базовых окружностей ведущего, ведомого колес.

Данные на фиг.2 подтверждают справедливость соотношения (2).

Для передачи m=6, = 0, z1=12, z2=50, x1=0,62, x2=0,62 из условия (1) получаем x1= 0,24, x2= 1,00, следовательно, в исходной передаче опасен по заеданию и адгезионному износу выход зацепления. По условию (3) графически определены следующие параметры модификации: высота модификации профиля головки hf10,1 m = 0,6 мм, радиус закругления профиля головки rf1 = 0,15 m = 0,9 мм, что обеспечивает сохранение эвольвентного перекрытия эв = 1,15 . Модификация профиля головок зубьев колес передачи по ГОСТ 13755-81 вообще не обеспечивает модификацию профиля головки зуба шестерни (hf10, глубина модификации 1 0 , но образует не нужную по заеданию модификацию профиля головки зуба колеса (hf20,25 m = 1, 25 мм, 2 0,01 m = 0,06 мм), приводящий к опасному по заеданию снижению эвольвентного перекрытия в передаче до эв 1,0..

Предлагаемая эвольвентная передача может быть изготовлена по существующим технологиям с применением стандартного зуборезного инструмента, оптимальные параметры передачи иногда достигаются применением специального исходного контура.

Примеры проектирования и использования прямозубой цилиндрической и конической спиральнозубой передач по данному изобретению. Пример 1: цилиндрическая передача m = 6, = 0, z1=12, z2=50, x1=0,62, x2=0,62, n1=1465, wmax=Pmax/b=625 кг/см, сталь 20X2H4A, 56-62HRC, точность изготовления 9-8-8Х по ГОСТ 1643-81; заедание при заводских испытаниях возникало как при использовании масла Индустриальное-45, так и масла ТАП-15В, стандартная модификация профиля головки зуба шестерни также качественно не изменяло картину. Модифицированная по условию (1) передача параметров m=5, = 0, z1=14, z2= 60, x1 = 0,54, x2=1,2, [((SVs)вых)0,5/ ((SVs)вх)0,5=1,15, к = 1,1] не заедала ни на одном из упомянутых масел. Пример 2: коническая передача с круговым зубом X1=0,45, X2=-0,45 не прошла промышленных испытаний из-за сильного адгезионного износа, не помогла и модификация головок зубьев. По условию (1) получено mn= 13,5, z1= 13, z2= 24, x1=0,55, x2=0,95 [для среднего сечения ((SVs)вых)0,5/, ((SVs)вх)0,5 = 1,15, к > 1 ], что позволило избавиться от износа как при заводских испытаниях, так и в эксплуатации.

Таким образом предлагаемая эвольвентная передача позволяет по сравнению с выполненной по национальным стандартам или стандартам ISO увеличить нагрузку заедания (износостойкость), уменьшить потери и виброактивность.


Формула изобретения

1. Эвольвентная зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса, отличающаяся тем, что соотношение параметров входа ((SVs)вх)0,5 и выхода ((SVs)вых)0,5 зацепления выбрано из условия
(H1/H2)0,25 ((SVs)вых)0,5 / ((SVs)вх)0,5 = 1,1 - 1,5,
где H1/H2 - отношение твердостей поверхностей зубьев ведущего и ведомого колес;
S = Sтр/(pb+0,1Ws)0,5;
Sтр, мм - путь трения кромочного контакта с учетом точности изготовления и деформаций под удельной погонной нагрузкой ws, Н/мм;
Vs, м/с - относительная скорость в кромочном контакте;
pb, мкм - разность шагов зацепления колеса, контактирующего кромкой зуба, и парного колеса в фазе кромочного контакта.

2. Эвольвентная зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что перекрытие к в эвольвентном зацеплении с учетом приработочного износа в фазе кромочного контакта выбрано из условия
к= кк1,05,
где к,к - соответственно профильное и продольное перекрытие в эвольвентном зацеплении с учетом износа в фазе кромочного контакта на пути Sтр.

3. Эвольвентная зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что устранение кромочного контакта на пути Sтр осуществлено модификацией профиля головок или ножек зубьев, перекрытие в зацепление выбрано из условия
= 1,05,
где , - профильное и продольное перекрытие в эвольвентном зацеплении с учетом модификации профиля.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к цилиндрическим прямозубым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах, тяговых передачах локомотивов, трансмиссиях

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для установления угла главного профиля исходного производящего реечного контура и коэффициента его смещения при нарезании прямозубых зубчатых колес с малым числом зубьев внешней эвольвентной передачи с передаточным отношением, равным единице, в частности, при изготовлении масляных и топливных шестеренчатых насосов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для сообщения вращательного движения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах, содержащих силовые и кинематические червячные передачи

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в составе приводов изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ручных машинах и средствах малой механизации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых зацеплениях рабочих органов винтовых машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах, содержащих силовые и кинематические червячные передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению и электротехнике

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, станкостроению, редукторостроению, тракторостроению, краностроению, самолетостроению, производству силовых эвольвентных зубчатых передач, применяемых в приводах машин и в их коробках

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в робототехнике для движения инструментов, например для захватывания, сварки, зачистки заготовок, нанесения клея и т.п

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к планетарным редукторам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных передачах и вместо гипоидных и спироидных передач, а также в станкостроении в качестве передач для делительных цепей
Наверх