Смазка для металлургического оборудования

 

Изобретение относится к смазкам, применяемым в централизованных системах смазки металлургического оборудования. Описывается смазка для металлургического оборудования, содержащая высоковязкое масло, синтетические жирные кислоты, гидрат окиси кальция, комплексообразователь и антиокислитель, в составе которой в качестве комплексообразователя содержится кальций уксуснокислый, а в качестве антиокислительной присадки - дифениламин при следующем соотношении компонентов, мас.%: высоковязкое масло 78,0-85,0; синтетические жирные кислоты 8-13,6; гидрат окиси кальция 1,5-4,0; кальций уксуснокислый 3,0-9,0; дефиниламин 0,3-0,4. Техническим результатом является улучшение санитарно-гигиенической характеристики, а также расширение ассортимента смазок, которые имеют физико-химические свойства, близкие к свойствам прототипа. 3 табл.

Изобретение относится к пластичным индустриальным смазкам, а именно к смазкам металлургического оборудования.

Применение технологических смазок для оборудования является одним из необходимых условий для достижения высокой стойкости оборудования. Для определенных видов оборудования, например для прокатных станов, в процессе работы подача смазки к трущимся частям осуществляется с помощью централизованной системы подачи.

Известны индустриальные смазки, которые могут быть использованы для металлургического оборудования путем подачи к трущимся частям оборудования с помощью централизованных систем подачи.

Например, смазка, представляющая собой коллоидную систему, содержащую в своем составе средневязкое масло, а именно - нефтяное, и гидратированные кальциевые мыла растительных жиров /Ю.Л.Ищук "Состав, структура и свойства пластичных смазок" Киев, "Наукова думка" 1996; В.В.Синицин "Подбор и применение пластичных смазок", М., "Химия", 1974/.

Однако смазка такого состава имеет неудовлетворительную термостойкость, недостаточно широкий температурный диапазон применения - до 70oC.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению смазкой того же назначения является смазка для металлургического оборудования, используемая с помощью централизованных систем подачи, которая содержит высоковязкое масло, в качестве которого она содержит нефтяной масляный остаточный компонент, синтетические жирные кислоты фракций C1-C20, кислоту уксусную, гидрат окиси кальция, присадку MACK, представляющую собой алкилсалицинат кальция, модифицированный гидроксидом кальция и карбонатом кальция /А.М.Кулиев "Химия технологий присадок к маслам и топливам", Л., "Химия", 1985, с. 86/ и присадку неозон-2, представляющую собой фенил--нафтиламин /Ю.Л.Ищук "Технология пластических смазок", Киев, "Наукова думка", 1986, с. 115/.

Эта смазка имеет широкий температурный диапазон применения со стабильными свойствами против окисления, однако присадки, в частности неозон-2, имеют неудовлетворительные санитарно-гигиенические характеристики. Неозон-2 относится ко 2 классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76 (опасные вещества). Кроме того, компоненты смазки являются не всегда доступными для приобретения.

Задачей изобретения является создание смазки, в состав которой входят вещества более низкого класса опасности, что уже улучшает санитарно-гигиеническую характеристику смазки, при этом сохранены другие эксплуатационные характеристики, в частности высокая стабильность смазки к окислению. Таким образом, техническим результатом заявляемого изобретения является улучшение санитарно-гигиенической характеристики, а также расширение ассортимента смазок, которые имеют физико-химические свойства, близкие к свойствам прототипа.

Для достижения такого технического результата заявляемая смазка для металлургического оборудования, содержащая высоковязкое масло, синтетические жирные кислоты, гидрат окиси кальция, содержит в качестве комплексообразователя кальций уксуснокислый, а в качестве антиокислительной присадки - дифениламин при следующем соотношении, мас.%: высоковязкое масло - 75,0 - 85,0 синтетические жирные кислоты - 7,0- 13,6 гидрат окиси кальция - 1,5 - 5,7 кальций уксуснокислый - 3,0 - 9,0 дифениламин - 0,3 - 0,4 Для приготовления смазки используют реактор с перемешивающим устройством, имеющий обогрев теплоносителем. В масляной среде проводят реакцию омыления синтетических жирных кислот гидратом окиси кальция в присутствии кальция уксуснокислого. Полученное комплексное кальциевое мыло подвергают термообработке при температуре 200-210oC, после смешивают полученное мыло с дисперсионной средой высоковязким маслом.

В таблице 1 приведены составы, приготовленные в соответствии с сущностью изобретения. В качестве вязкого масла использованы нефтяно-масляный остаточный компонент (ТУ 38.301-29-48-95), масло авиационное МС-20 (ГОСТ 21743-76), а в качестве синтетических жирных кислот фракций С10-16, С17-20 (ГОСТ 23239-89 изм. 1) и синтетические жирные кислоты фракций C16-22 (ТУ 38.507-63-285-92). При этом использовали гидрат окиси кальция (ТУ 6-18-75-75 изм. 1-8) и водный раствор кальция уксуснокислого (ТУ 6-36-00206842-33-94) или кальций уксуснокислый 1-водный (ГОСТ 3159- 76), Дифениламин технический (ГОСТ 194-80). Все компоненты имеют класс опасности не выше 3 по ГОСТ 12.1.007-76 (малоопасные вещества).

Показатели качества приготовленных составов приведены в таблице 2 и таблице 3. Из таблицы 2 следует, что по качественным показателям все составы, представленные в таблице 1, не уступают прототипу и их эксплуатационные характеристики соответствуют требованиям, предъявляемым к смазкам такого типа.

Показатели пенетрации в пределах 330-380 и эффективной вязкости при температуре 0oC не выше 1050 Па обеспечивают необходимую прокачиваемость смазки через централизованные системы подачи, а температура каплепадения не ниже 200oC определяет работоспособность смазки в рабочем диапазоне температур от -30 до +150oC, показатели предела прочности в пределах 150-350 Па, коллоидная стабильность не более 12% и нагрузка сваривания на 4-шариковой машине трения не менее 200 кГс характеризуют способность предлагаемых составов сохранять смазывающие свойства под действием динамических и статистических нагрузок, а также стабильность смазки в процессе хранения.

В таблице 3 приведены данные испытаний на стабильность смазки против окисления. В процессе эксплуатации смазки происходит накопление в ней продуктов окисления, что приводит к снижению антикоррозионных характеристик смазки. Введение антиокислительной присадки позволяет повысить стабильность к окислению. Количественно степень окисления может быть выражена в снижении щелочного числа. Результаты испытаний, приведенные в таблице 3, показывают, что стабильность предлагаемых составов соответствует прототипу.

Таким образом, предлагаемые составы имеют улучшенные санитарно-гигиенические характеристики при сохранении на уровне прототипа всех эксплуатационных свойств.

Формула изобретения

Смазка для металлургического оборудования, содержащая высоковязкое масло, синтетические жирные кислоты, гидрат окиси кальция, комплексообразователь и антиокислитель, отличающаяся тем, что в качестве комплексообразователя она содержит кальций уксуснокислый, а в качестве антиокислительной присадки - дифениламин при следующем соотношении компонентов, мас.%: Высоковязкое масло - 75,0 - 85,0 Синтетические жирные кислоты - 7,0 - 13,6
Гидрат окиси кальция - 1,5 - 5,7
Кальций уксуснокислый - 3,0 - 9,0
Дифениламин - 0,3 - 0,4

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стабилизации эксплуатационных свойств (СЭС) моторных масел (ММ) в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и оптимизации трибохимического режима (ОТР) в масляной системе (МС) ДВС

Изобретение относится к стабилизации эксплуатационных свойств (СЭС) моторных масел (ММ) в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и оптимизации трибохимического режима (ОТР) в масляной системе (МС) ДВС

Изобретение относится к стабилизации эксплуатационных свойств (СЭС) моторных масел (ММ) в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и оптимизации трибохимического режима (ОТР) в масляной системе (МС) ДВС

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих технологических средств (СОТС), в частности к концентратам смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), которые могут быть использованы в машиностроении при холодной обработке материалов резанием и деформированием и в других областях, где имеется потребность в СОТС и технических консервационных моющих средствах

Изобретение относится к составам для защиты от микробиологического поражения смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых при обработке металлов резанием

Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки металлов давлением и может быть использовано при волочении медной проволоки

Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки металлов давлением и может быть использовано при волочении медной проволоки

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к защите материалов и изделий от внешних воздействий, в частности к составу пластичной смазки, стойкой к биоповреждениям

Изобретение относится к области химии и нефтехимии, а именно к производству пластичных смазок для узлов трения в машинах и механизмах, используемых в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей (ГТД) в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов (ГПА)

Изобретение относится к смазочным материалам, предназначенным для смазки зубчатых передач и других пар трения трансмиссий транспортных машин, в частности автомобилей и автобусов

Изобретение относится к составу низкозастывающего масла для осевых шарниров (ОШ) винтов вертолетов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к составам (смазкам), предназначенным для защиты от "схватывания" сопряженных поверхностей как в условиях атмосферной коррозии, так и тепловых воздействий преимущественно в конструкциях автомобилей

Изобретение относится к технологии маркировки жидкостей, в частности к способу маркировки минерального масла и способу детекции маркера на основе амина в минеральном масле
Наверх