Устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства

 

Применение: электрооборудование транспортных средств. Устройство содержит датчик частоты вращения коленчатого вала, датчик скорости транспортного средства, делитель напряжения, дифференциатор, три компаратора, блок памяти, формирователь управляющих импульсов, два элемента 2И, блок контроля скорости изменения входного сигнала и блок вычисления порогового значения замедления, первый, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу делителя напряжения, к выходу датчика скорости транспортного средства и к выходу блока определения достижения максимально возможного замедления, причем к первому входу последнего подключен датчик давления в приводе тормозов, ко второму - датчик начала торможения, а к третьему - датчик замедления автомобиля. Цель изобретения: повышение эффективности контроля торможения двигателем и своевременности включения сигнальных ламп. 1 ил.

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения.

Известно устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства (см. авторское свидетельство N 1316875, кл. B 60 Q 9/00, 1986). Оно содержит датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя, датчик скорости транспортного средства, дифференциатор, делитель напряжения, компараторы, усилитель с изменяющимся коэффициентом усиления и элемент 2 И, выход которого является выходом устройства.

Недостатком известного устройства является низкая точность контроля из-за наличия фиксированного значения установочного напряжения, подаваемого на вход компаратора и определяющего минимальное замедление коленчатого вала двигателя в режиме свободного выбега. Однако величина этого замедления зависит от технического состояния конкретного двигателя и от его температурного режима и, следовательно, может значительно отличаться от величины, заданной установочным напряжением.

Известно устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства (см. авторское свидетельство N 1787835, кл. B 60 Q 9/00, 1993). Оно содержит датчик частоты вращения коленчатого вала и датчик скорости транспортного средства, дифференциатор, делитель напряжения, два компаратора, усилитель с изменяющимся коэффициентом усиления, два элемента 2И, блок контроля скорости изменения входного сигнала и компаратор, выходы которых соединены со входами элемента 2И и формирователя управляющего импульса, соединенного с блоком памяти.

Недостаток известного устройства в том, что порог его срабатывания не зависит от меняющихся дорожных условий, в частности от коэффициента сцепления. Однако эта величина оказывает значительное влияние на возможность попутного столкновения.

Целью изобретения является повышение эффективности контроля торможения двигателем транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве предусмотрено включение датчика давления в приводе тормозов, датчика начала торможения, датчика замедления автомобиля, блока определения достижения максимально возможного замедления. Усилитель с переменным коэффициентом усиления заменяется блоком вычисления порогового значения замедления, величина которого устанавливается не только в зависимости от скорости и передачи, но и от величины коэффициента сцепления.

Устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства содержит датчик частоты вращения коленчатого вала 1, датчик скорости транспортного средства 2, датчик давления в приводе тормозов 3, датчик начала торможения 4 и датчик замедления автомобиля 5, блок определения достижения максимально возможного замедления 6, дифференциатор 7, делитель напряжения 8, первый 9 и второй 10 компараторы, блок вычисления порогового значения замедления 11, элемент 2И 12, блок контроля скорости изменения входного сигнала 13 и третий компаратор 14, выходы которых соединены со входами элемента 2И 15, формирователя управляющего импульса 16, соединенного с блоком памяти 17.

Устройство работает следующим образом.

В процессе движения транспортного средства сигнал с датчика 1 частоты вращения коленчатого вала двигателя поступает на вход дифференциатора 7, с выхода которого сигнал, пропорциональный угловому замедлению коленчатого вала двигателя, поступает на первый вход второго компаратора 10, на вход третьего компаратора 14 и на вход блока памяти 17.

Одновременно сигнал с датчика 1 частоты вращения коленчатого вала двигателя поступает на вход делителя 8, на другой вход которого с датчика 2 скорости поступает напряжение, пропорциональное скорости транспортного средства.

С выхода делителя 8 сигнал, пропорциональный обратной величине передаточного отношения трансмиссии, поступает на вход блока контроля скорости изменения входного сигнала 13.

При переключении передачи, когда водитель выключает сцепление и отпускает педаль подачи топлива, кинематическая связь двигателя с трансмиссией разрывается, двигатель переходит в режим свободного выбега. При этом величина сигнала на выходе делителя 8 будет изменяться, т.е. скорость изменения этого сигнала будет отличной от нуля, поэтому блок контроля скорости изменения входного сигнала подает сигнал на второй вход элемента 2И 15. На выходе дифференциатора 7 в этом режиме появится сигнал, пропорциональный угловому замедлению в режиме свободного выбега. При наличии этого сигнала третий компаратор 14 подает сигнал на первый вход элемента 2И 15, сигнал с выхода которого поступит на формирователь импульса 16. При этом на выходе формирователя импульсов 16 формируется короткий импульс, поступающий на управляющий вход блока памяти 17. По этому сигналу на выходе блока памяти будет зафиксировано напряжение, пропорциональное угловому замедлению коленчатого вала двигателя в режиме свободного выбега с учетом его технического состояния и температурного режима, которое подается на второй вход второго компаратора 10.

В режиме свободного выбега, когда напряжение, пропорциональное угловому замедлению коленчатого вала двигателя, больше или равно напряжению на выходе блока памяти, а также в нагрузочном режиме (режим равномерного или равноускоренного движения), когда напряжение на выходе дифференциатора 7 отсутствует, компаратор 6 не срабатывает, поэтому сигнал на его выходе отсутствует. Следовательно, независимо от наличия сигнала на другом входе элемента 2И 12 сигнал на его выходе отсутствует и фонари сигналов торможения не горят.

В момент торможения транспортного средства двигателем напряжение на выходе дифференциатора 7 и соответственно на первом входе компаратора 10 будет меньше, чем напряжение на выходе блока памяти 17. Компаратор 6 срабатывает и на первый вход элемента 2И 12 поступает сигнал, характеризующий режим торможения двигателем.

С выхода делителя 8 напряжение, пропорциональное обратной величине передаточного отношения трансмиссии, равное частному от деления напряжения, пропорционального частоте вращения коленчатого вала, на напряжение, пропорциональное скорости движения транспортного средства, поступает на первый вход блока 11 вычисления порогового значения замедления, на второй вход которого поступает напряжение, пропорциональное скорости транспортного средства. Сигналы с датчиков давления в приводе тормозов 3, начала торможения 4 и замедления автомобиля 5 поступают на блок определения достижения максимально возможного замедления 6, который фиксирует максимально возможное замедление в момент достижения установившегося значения замедления при продолжающемся росте давления в приводе тормозов или при максимально возможной величине давления (авторское свидетельство 737274, кл. B 60 T 17/22, G 01 M 17/00, 1980 г. ) для данных дорожных условий. Сигнал с выхода данного блока поступает на третий вход блока 11 вычисления порогового значения замедления.

Следовательно, напряжение на выходе блока 11 зависит от величины передаточного отношения трансмиссии, скорости движения транспортного средства и от максимально возможного замедления в данных дорожных условиях.

Чем больше передаточное отношение трансмиссии, тем меньше напряжение на выходе блока 11 вычисления порогового значения замедления. Чем больше скорость движения транспортного средства, тем меньше напряжение на выходе данного блока, и чем больше максимально возможное замедление, тем больше напряжение на выходе блока 11.

Напряжение с выхода блока 11 вычисления порогового значения замедления поступает на второй вход компаратора 9, на первый вход которого поступает напряжение с выхода дифференциатора 7. Таким образом, чем больше передаточное отношение трансмиссии и скорость движения автомобиля, тем при меньшей величине напряжения, пропорционального угловому замедлению коленчатого вала двигателя, срабатывает компаратор 9 и сигнал с его выхода поступает на вход элемента 2И 12.

При одновременном наличии сигналов на входах элемента 2И 12 на его выходе появляется сигнал и загораются фонари сигналов торможения транспортного средства.

Формула изобретения

Устройство для контроля торможения двигателем транспортного средства, содержащее датчик частоты вращения коленчатого вала, подсоединенный выходом к первому входу делителя напряжения и дифференциатору, выход которого подключен к совместно соединенным первому входу третьего компаратора, входу блока памяти, первому входу второго компаратора и первому входу первого компаратора, причем выходы первого и второго компараторов подключены к соответствующим входам элемента 2И, а второй вход блока памяти через формирователь управляющих импульсов соединен с выходом второго элемента 2И, первый вход которого подсоединен к выходу третьего компаратора, а второй через блок контроля скорости изменения входного сигнала - к выходу делителя напряжения, второй вход которого соединен с выходом датчика скорости транспортного средства, отличающееся тем, что оно снабжено блоком вычисления порогового значения замедления, первый, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу делителя напряжения, к выходу датчика скорости транспортного средства и к выходу блока определения достижения максимально возможного замедления, причем к первому входу последнего подключен датчик давления в приводе тормозов, ко второму - датчик начала торможения, а к третьему - датчик замедления автомобиля.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения

Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к автомобильным сигнальным системам и предназначено для контроля за реакцией водителя о восприятии им дорожных знаков, линий разметки дорог, сигналов светофоров, а также получения информации о допущенных нарушениях правил дорожного движения при обучении вождению автомобиля как самостоятельно, так и под присмотром тренера

Изобретение относится к транспортной контрольно-измерительной технике и может использоваться в устройствах для допускового контроля режимных параметров и сигнализации аварийного и неадекватного состояния функциональных узлов автомобиля

Изобретение относится к контрольно-управляющей аппаратуре транспортных средств, например автомобилей

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к электрическим системам автомобиля, преимущественно легкового

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к системам предупреждения столкновений и может быть использовано для обмена информацией в движущейся линейной цепи транспортных средств

Изобретение относится к автоматической системе визуальной индикации торможения и пониженной скорости транспортного средства

Изобретение относится к световой сигнализации на автотранспорте, а именно к световой сигнализации торможения автомобиля

Изобретение относится к системам, предупреждающим о замедлении транспортного средства в потоке с высокой плотностью движения
Наверх