Транспортное средство повышенной проходимости

 

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем. Задача изобретения - создание транспортного средства повышенной проходимости, сочетающего в себе надежность и простоту эксплуатации. Указанная задача решается применением рамы транспортного средства, выполненной в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения, обеспечивающей прочность конструкции и защищающей трансмиссию от механических повреждений и загрязнений, а также упрощением схемы гусеничного хода и приспособления выдвижения гусеницы в вертикальной плоскости за счет установки направляющих катков стационарно на платформе и скрепления их с опорными катками шарнирно стойками и звеньями. При этом хотя бы одна стойка или одно звено выполнены телескопическими или один направляющий каток имеет возможность перемещения вдоль платформы. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости.

Известна ходовая часть транспортного средства [1], содержащая равноплечий балансир с пневмоколесами, установленный на механизме подвески, направляющие и опорные катки, огибаемые бесконечной лентой. На балансире установлена шарнирная рама в виде параллелограмма, у которого один или несколько шарниров содержат эластичную втулку в виде эллипса, и на раме, соединенной с балансиром механизмом подъема, установлен гусеничный обвод. Выдвижение гусеничного хода осуществляется поворотом стоек шарнирной рамы вокруг своих осей относительно балансира. Некоторая сложность конструкции обеспечивает простоту и надежность в эксплуатации такой ходовой части.

Известна схема колесно-гусеничного танка "Виккерс" [1], содержащая размещенные по бортам колеса, стационарно закрепленные на корпусе транспортного средства, гусеничный ход, содержащий направляющее колесо и опорные катки, установленные на раме гусеничного хода, а также приспособление для перемещения гусеничного хода относительно колес в вертикальной плоскости.

Недостатками известной схемы являются невозможность быстрой перекомпоновки на гусеничный ход, значительная сложность конструкции и связанная с ней малая надежность ходовой части.

Известны транспортные устройства для движения по дороге и бездорожью [2] , выбранные в качестве прототипа, содержащие раму с закрепленными на ней колесами, которые приводятся во вращение двигателем, под рамой с обеих ее сторон между передними и задними колесами установлены дополнительные рамы, используемые для крепления направляющих колес, которые приводятся во вращение от гидродвигателей и служат опорой для гусениц. Дополнительные рамы могут совершать вертикальное перемещение относительно основной рамы для введения гусениц в соприкосновение с грунтом или подвешивания гусениц под основной рамой. Недостатком таких устройств является их сложность.

Задача изобретения - создание транспортного средства повышенной проходимости с упрощенной схемой вспомогательного гусеничного механизма, простого в обслуживании и эксплуатации.

Указанная задача достигается тем, что рама, на которой подвешен разгруженный кузов, размещены силовая установка (двигатель внутреннего сгорания), привод, колеса и гусеничный ход, выполнена в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения. Такая конструкция позволяет компактно разместить колеса, гусеничный ход и защитить трансмиссию транспортного средства от возможных повреждений и загрязнения, особенно при езде по бездорожью. Привод может осуществляться как к одному, так и к двум ведущим мостам. Кроме того, для облегчения гусеничного механизма направляющие катки закреплены на платформе, а перемещение гусеницы в вертикальной плоскости происходит за счет изменения геометрии рамы гусеничного механизма, что достигается применением стоек, скрепляющих направляющие катки с опорными шарнирно, и имеющих привод, например, от электродвигателя или гидроцилиндра, изменяющий угол наклона стоек к плоскости платформы. Уменьшение или увеличение площади рамы гусеничного хода компенсировано введением в раму гусеничного хода телескопического элемента или размещением одного из направляющих катков с возможностью перемещения параллельно плоскости платформы. В последнем случае стойки, скрепляющие направляющие катки с соответствующими крайними опорными катками, связаны дополнительной тягой. Телескопическими могут быть выполнены стойки или хотя бы одна из стоек, а также звено, соединяющее два любых соседних опорных катка. Для упрочнения выдвинутой рамы гусеничного хода стойки снабжены фиксаторами. C целью регулирования натяжения гусеницы на гусеничном ходу установлено натяжное колесо. Наиболее удобной является компоновка с двумя гусеницами, расположенными между передними и задними колесами. Привод каждой гусеницы осуществлен от карданного вала через коробку отбора мощности. Приводным может быть направляющее натяжное колесо, либо один из направляющих катков.

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критериям "новизна" и "изобретательский уровень".

На фиг. 1 показана форма поперечного сечения платформы транспортного средства; на фиг. 2 - общий вид транспортного средства (силовая установка и трансмиссия не показаны); на фиг. 3 - гусеничный ход с телескопическими стойками в сложенном и выдвинутом положениях; на фиг. 4 - то же, с телескопическим звеном, соединяющим два соседних опорных катка в сложенном и выдвинутом положениях; на фиг. 5 - то же, с подвижным направляющим катком в сложенном и выдвинутом положениях.

Транспортное средство повышенной проходимости содержит разгруженный кузов 1, пневмоколеса 2, платформу 3, на которой установлены силовая установка, трансмиссия (не показаны) и гусеничный ход 4, включающий два направляющих катка 5, установленные на платформе 4, опорные катки 6, скрепленные в раму стойками 7 с фиксаторами 8 и звеньями 9, гусеницу 10, огибающую направляющие и опорные катки 5 и 6, натяжное колесо 11.

Транспортное средство работает следующим образом. При движении по твердому грунту (асфальт, сухой проселок и т.д.) транспортное средство (автомобиль) движется на колесах 2. В это время гусеничный ход поднят в транспортное положение (на фиг. 2 - 5 показано сплошными линиями). Направляющие 5 и опорные 6 катки расположены по одной линии. Опорная часть гусениц 10 несколько выдвинута вниз по отношению к нижней части платформы 3, что позволяет использовать гусеничный ход без его выдвижения, например, при езде по глубокой колее. Как только транспортное средство съезжает на слабонесущий грунт, стойки 7 дополнительной складывающейся рамы при помощи электродвигателя или гидроцилиндра поворачиваются вокруг осей направляющих катков. При этом опорная часть гусеницы 10 выдвигается на необходимое расстояние относительно платформы и колес. В зависимости от примененной схемы гусеничного хода (с одной телескопической стойкой, с двумя телескопическими стойками, с телескопическим звеном или смещающимся направляющим катком) гусеничный обвод принимает форму треугольника или трапеции. Гусеница 10 воспринимает часть весовой нагрузки или всю нагрузку полностью. Разгруженный кузов обеспечивает комфортность для пассажиров, а платформа, воспринимающая основные нагрузки, может быть дополнительно снабжена спереди гасителями ударных нагрузок (бамперами).

Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР N 1754558, 15.08.92.

2. Заявка РФ N 94029158, 27.08.96.

Формула изобретения

1. Транспортное средство повышенной проходимости, содержащее разгруженный кузов, подвешенный на раме, на которой размещены силовая установка, привод с одним или двумя ведущими мостами, колеса и по меньшей мере один гусеничный ход, расположенный на дополнительной складывающейся раме, включающий направляющие и опорные катки, огибаемые гусеницей, натяжное колесо и приспособление для перемещения гусеничного хода относительно колес в вертикальной плоскости, отличающееся тем, что рама транспортного средства выполнена в виде сплошной платформы U-образного поперечного сечения, а направляющие катки установлены на платформе и скреплены шарнирно с соответствующими крайними опорными катками посредством стоек, связанных с поворотным механизмом.

2. Транспортное средство повышенной проходимости по п.1, отличающееся тем, что по меньшей мере одна стойка, скрепляющая направляющий каток с соответствующим крайним опорным катком, выполнена телескопической.

3. Транспортное средство повышенной проходимости по п.1, отличающееся тем, что по меньшей мере два соседних опорных катка связаны телескопическим звеном.

4. Транспортное средство повышенной проходимости по п.1, отличающееся тем, что по меньшей мере один направляющий каток выполнен подвижным в плоскости платформы транспортного средства параллельно продольной оси, а стойки связаны шарнирно дополнительной тягой.

5. Транспортное средство повышенной проходимости по пп.1 - 4, отличающееся тем, что стойки снабжены фиксаторами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к самоходным транспортным средствам повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к универсальным тракторам, применяемым в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу и может быть использовано при проектировании и изготовлении транспортных средств для движения по пустыне, заболоченной почве, по тундре, а также при изготовлении вездеходов, сельскохозяйственных машин, машин лесного хозяйства и т.д

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к преобразуемым двухгусеничным машинам, т.е

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к преобразуемым гусеничным машинам

Изобретение относится к преобразуемому транспортирующему устройству, приспосабливаемому к различным типам местности и к преодолению различных препятствий

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к сельскохозяйственным тракторам

Изобретение относится к устройствам для преобразования колесных транспортных средств с колесного хода на гусеничный
Наверх