Способ обработки цилиндрических колес с круговыми зубьями

 

Изобретение относится к металлообработке, производству цилиндрических зубчатых колес с круговыми зубьями. Способ включает обработку в условиях обката при прямом и обратном ходе различных впадин зубьев шлифовальным инструментом, установленным на инструментальном шпинделе, ось которого перпендикулярна направлению обката. Для снижения теплонапряженности процесса обработки и улучшения подвода охлаждающей жидкости путем прерывания зоны контакта шлифовального инструмента и боковой поверхности кругового зуба колеса за счет изменения высоты наружной и внутренней производящих поверхностей шлифовального инструмента за один его оборот шлифовальный инструмент повернут вокруг точки пересечения его оси с осью вращения инструментального шпинделя, расположенной в плоскости средней линии зуба исходной рейки на угол, определяемый по приведенной формуле. В результате гарантируется бесприжоговая обработка поверхности зубьев и повышается точность зубообработки. Вследствие этого появляется возможность интенсификации процесса обработки. 5 ил.

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в производстве цилиндрических зубчатых колес с круговыми зубьями.

Известен способ шлифования круговых зубьев колес чашечным цилиндрическим кругом [1], при котором, как и при нарезании круговых зубьев, осуществляются следующие движения: вращение шлифовального круга, являющееся главным движением, и обкат, сообщаемый заготовке. Преимуществом этого способа является сравнительная простота движений, а следовательно, и простота конструкции станка.

Однако способ имеет и существенный недостаток. При шлифовании широковенцовых колес увеличивается зона контакта круга с заготовкой, возрастает сила резания и ухудшаются условия подвода охлаждающей жидкости в зону резания. В результате возникают прижоги и трещины на поверхности зубьев, а также снижается точность зубообработки. Вследствие этого приходится снижать интенсивность процесса.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ обработки цилиндрических колес с круговыми зубьями шлифовальным инструментом, спрофилированным на базе исходной рейки, который реализуют в условиях обката, где при прямом и обратном ходе обрабатывают различные впадины зубьев колес [2]. Во время обработки в зацепление с инструментом дополнительно вводят вторую заготовку, ось которой параллельна оси первой заготовки, а расстояние между осями заготовок равно номинальному диаметру инструмента. При прямом ходе заготовок обрабатывают впадину первой заготовки, а при обратном - впадину второй заготовки. В случае двусторонней обработки профиля впадины зуба в конце прямого и обратного ходов заготовок инструмент поворачивают вокруг оси, проходящей через точку пересечения осей вращения инструмента и боковой поверхности зуба исходной рейки, и расположенной перпендикулярно этим осям.

Недостатком этого способа является значительная сложность движений, а следовательно, сложность конструкции станка и сложность настройки. Кроме того, при шлифовании широковенцовых колес из легированных, трудношлифуемых сталей и сплавов увеличивается зона контакта круга с заготовкой, возрастает сила резания и ухудшаются условия подвода охлаждающей жидкости в зону резания. В результате возникают внутренние растягивающие напряжения, приводящие к прижогам и трещинам на поверхности зубьев, а также снижается точность зубообработки. Вследствие этого приходится снижать интенсивность процесса.

Задачей изобретения является повышение производительности зубошлифования и предотвращения прижогов путем использования "бегущей" вдоль оси инструмента зоны резания, т. е. изменения высоты боковой поверхности зуба исходной рейки за оборот инструмента.

Поставленная задача решается предлагаемым способом обработки цилиндрических колес с круговыми зубьями шлифовальным инструментом, спрофилированным на базе исходной рейки, в условиях обката, при котором при прямом и обратном ходах обрабатывают различные впадины зубьев колес, инструментом, повернутым на инструментальном шпинделе вокруг точки пересечения оси вращения шпинделя, которая перпендикулярна направлению обката, с осью инструмента и расположена в плоскости средней линии зуба исходной рейки на угол , который обеспечивает прерывание зоны контакта инструмента и боковой поверхности кругового зуба колеса за счет изменения высоты наружной и внутренней производящих поверхностей инструмента за один его оборот, при этом угол должен быть не более величины, определяемой из формулы arctg(3m/2D), где m - модуль обрабатываемого колеса; D - номинальный диаметр инструмента.

На фиг. 1 показана схема обработки шлифованием круговых зубьев чашечным цилиндрическим кругом, установленным под углом относительно оси шпинделя инструмента; на фиг. 2 - положение шлифовального круга, повернутого на 180o относительно положения, показанного на фиг. 1; на фиг. 3 - изменение высоты наружной и внутренней производящих поверхностей инструмента за один его оборот; на фиг. 4 - схема двусторонней обработки шлифованием круговых зубьев чашечным цилиндрическим кругом, установленным под углом относительно оси шпинделя инструмента; на фиг. 5 - положение шлифовального круга, повернутого на 180o относительно положения, показанного на фиг. 4, при обработке шлифованием круговых зубьев двух заготовок чашечным цилиндрическим кругом.

Обработку цилиндрических колес с круговыми зубьями по предлагаемому способу осуществляют инструментом, выполненным, например, в виде чашечного цилиндрического шлифовального круга 1, ось O1 вращения которого со скоростью перпендикулярна направлению обката заготовки 2 (фиг. 1 и 2) и в случае двусторонней обработки двух заготовок 2 и 3 (фиг. 4 и 5). При этом для предотвращения прижогов на рабочих поверхностях зубьев зону контакта инструмента 1 с заготовкой 2 плавно прерывают путем установки чашечного цилиндрического шлифовального круга 1 с осью O2 под углом к оси O1. Причем инструмент поворачивают на инструментальном шпинделе вокруг точки О пересечения оси вращения шпинделя O1, которая перпендикулярна направлению обката, с осью O2 инструмента и расположена в плоскости средней линии зуба исходной рейки на угол . Круг профилируют, как при традиционном способе зубошлифования круговых зубьев колес чашечным цилиндрическим кругом на базе исходной рейки в условиях обката [1].

Благодаря такой установке круга его наружная H и внутренняя B производящие поверхности изменяются по высоте за оборот инструмента (фиг. 3). За каждый угол, например, /4 поворота главного движения инструмента относительно оси O1 высоты наружной H и внутренней B производящих поверхностей изменятся на величину, равную - 1/4 (3/2 m), при угле установки круга, определяемом по формуле: arctg(3m/2D), где m - модуль обрабатываемого колеса; D - номинальный диаметр инструмента.

За пол-оборота круга (с положения см. фиг. 1 до положения - фиг. 2) высоты H и B уменьшатся на полную расчетную величину - (3/2 m), произойдет плавное прерывание контакта заготовки с инструментом и зоны резания; за вторые пол-оборота высоты H и B увеличатся на полную расчетную величину (3/2 m) - резание продолжится.

Таким образом, предлагаемый способ обработки цилиндрических колес с круговыми зубьями позволяет производить шлифование с определенными интервалами, которые снижают температуру в рабочей зоне. Причем продолжительность резания между этими интервалами равно времени разрыва процесса. Тепловое насыщение металла прекращается, и за время разрыва поверхность заготовки охлаждается. Под тепловым насыщением понимается такое состояние поверхности, когда ее температура достигает максимума и сохраняется определенное время. При этом состоянии возможно образование дефектов, ухудшающих эксплуатационные свойства деталей. За счет интервалов разрыва процесса удается заметно снизить температуру в зоне резания и избежать появления дефектов шлифования.

Подобный процесс осуществляют традиционными прерывистыми кругами, состоящими из отдельных сегментов, закрепленных на планшайбе. Однако эти круги имеют существенный недостаток. Обусловленные наличием впадин, резко уменьшаются: виброустойчивость, прочность и площадь рабочей поверхности инструмента, что снижает размерную стойкость инструмента, качество и производительность обработки.

Предлагаемый способ выгодно отличается повышенной виброустойчивостью, благодаря плавному и безударному входу и выходу режущей абразивной поверхности в зону резания, высокой прочностью инструмента в виду отсутствия впадин и выступов на рабочей поверхности, хотя сам процесс прерывистый, что повышает размерную стойкость инструмента, предотвращает поломку и выкрашивание абразива, а снижение температуры в зоне шлифования позволяет повысить интенсивность процесса, производительность и качество обработки.

Пример. Обработка цилиндрических колес с круговыми зубьями по предлагаемому способу осуществлялась на модернизированном зубошлифовальном станке типа "Niles" мод. ZSTZ 315х6C (ГДР). Модернизация заключалась в развороте оси шлифовального шпинделя перпендикулярно направлению обката. Были отшлифованы зубья партии роторов шестеренных насосов Ш20-16 с числом зубьев 12, модулем 6 мм и шириной венца 80 мм. Шлифование проводилось чашечным цилиндрическим абразивным кругом с номинальным 130 мм, установленным на шпинделе под углом = arc tg (3m/2D) = arc tq (36/2130) = 3o57'36''.

Характеристика круга: марка абразивного зерна - 24A; зернистость - 40; твердость - C1; структура - 7; связка - бакелитовая. Припуск на зубошлифование на толщину зуба - 0,3 мм; допуск припуска на толщину зуба (в тело) - 0,07 мм. Режимы зубошлифования: подача при обкатке - 0,65 мм/дв.ход; подача на глубину шлифования: предварительная - 0,10 мм/ход; окончательная - 0,02 мм/ход.

Контроль круговых зубьев осуществлялся в среднем сечении колеса на универсальном зубоизмерительном приборе фирмы Zeiss (ГДР), эвольвентомере типа КЭУ и биенемере мод. Б-10М. Точность шлифованных роторов по всем параметрам (отклонение и накопленная погрешность шага, радиальное биение зубчатого венца, колебание длины общей нормали, погрешность профиля зуба) была не ниже 7 степени точности по ГОСТ 1643-81. Расположение пятна контакта проверялось по краске. Оно занимало середину зуба и не выходило на торцы. Длина пятна контакта и приведенные зазоры, замеренные щупом на торце зуба, соответствовали расчетным приведенным зазорам. Применение предлагаемого способа повысило производительность обработки в 1,4 раза, позволило исключить операцию получистового шлифования благодаря улучшению шероховатости на 1-2 класса. При этом расход абразивного инструмента снизился на 25%.

Преимуществом способа обработки цилиндрических колес с круговыми зубьями чашечным цилиндрическим кругом, установленным под углом, является сравнительная простота движений, а следовательно, простота конструкции станка и простота настройки. При шлифовании широковенцовых колес, с увеличенной зоной контакта круга с заготовкой, зона резания прерывается, возрастает сила резания, но снижается теплонапряженность процесса и улучшаются условия подвода охлаждающей жидкости в зону резания. В результате гарантируется бесприжоговая обработка поверхности зубьев и повышение точности зубообработки. Вследствие этого появляется возможность интенсивности процесса.

Формула изобретения

Способ обработки цилиндрических колес с круговыми зубьями шлифовальным инструментом, включающий обработку в условиях обката при прямом и обратном ходе различных впадин зубьев шлифовальным инструментом, установленным на инструментальном шпинделе, ось которого перпендикулярна направлению обката, отличающийся тем, что шлифовальный инструмент повернут вокруг точки пересечения его оси с осью вращения инструментального шпинделя, расположенной в плоскости средней линии зуба исходной рейки на угол для прерывания зоны контакта шлифовального инструмента и боковой поверхности кругового зуба колеса за счет изменения высоты наружной и внутренней производящих поверхностей шлифовального инструмента за один его оборот при этом угол выбирают по формуле
arctg(3m/2D),
где m - модуль обрабатываемого колеса;
D - номинальный диаметр шлифовального инструмента.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при чистовой обработке инструментом в виде резцовой головки или чашечного абразивного круга с нулевым профилем цилиндрических зубчатых колес с криволинейными по длине зубьями с эвольвентным профилем

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для чистовой обработки цилиндрических колес с криволинейными по длине зубьями эвольвентного профиля с высокой твердостью поверхности инструментом в виде чашечного абразивного круга с нулевым профилем

Изобретение относится к металлообработке и может применяться при производстве зубчатых колес с криволинейной формой зуба

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству арочных зубчатых передач с эвольвентным профилем зубьев в тяжелом и среднем машиностроении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес и может быть использовано при чистовой обработке цилиндрических колес с криволинейными по длине зубьями

Изобретение относится к машиностроению , в частности к настройке зубообрабатывающих станков

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к нарезанию круговых зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к металлообработке, производству цилиндрических зубчатых колес с круговыми зубьями

Изобретение относится к устройствам для обработки металлов, в частности для отделочной обработки рабочих поверхностей арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки зубчатых колес, зубошлифованию

Изобретение относится к области обработки резанием материалов, предрасположенных к дефектообразованию в виде прижогов и трещин

Способ изготовления конической шестерни осуществляют с помощью рабочего инструмента, выполненного с возможностью приведения во взаимодействие с заготовкой и с возможностью вращения вокруг оси инструмента металлорежущего станка, имеющего множество осей станка, причем указанный станок выполнен в виде металлорежущего станка с ЧПУ для изготовления конических шестерен свободной формы или фрезерного станка с ЧПУ для обработки по пяти осям. Определяют положения настроек станка для изготовления шестерни и положение центра инструмента, затем изменяют положение инструмента из положения центра инструмента в смещенное положение инструмента, так что ось инструмента совмещена с центральной линией исходного профиля изготавливаемой впадины зуба или расположена под углом к этой линии. Вращают инструмент и вводят его в контакт с заготовкой, затем выполняют относительное перемещение между инструментом и заготовкой для перемещения инструмента по ширине поверхности заготовки посредством множества проходов для последовательного формирования впадины зуба, при этом инструмент следует по дуге окружности при каждом проходе. Технический результат: расширение технологических возможностей за счет возможности изготовления большой конической шестерни на относительно небольшом станке с высокой точностью. 12 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано в производстве цилиндрических зубчатых колес. Способ осуществляют инструментом чашечной формы в условиях обката заготовки шестерни по производящему колесу. Оси симметрии производящих контуров, формирующих выпуклые и вогнутые стороны зубьев шестерни, расположенные под углом к оси симметрии впадины производящего колеса, пересекают ось производящего колеса. Ось вращения инструмента располагают параллельно оси симметрии впадины производящего колеса и скрещивают с осью производящего колеса под прямым углом. Зубья парного колеса формируют в условиях обката заготовки по производящей рейке, профиль зуба которой совпадает с профилем впадины производящего колеса, формирующего зубья шестерни, при касании начальной плоскости производящей рейки и начального цилиндра производящего колеса. В результате обеспечивается расширение технологических возможностей за счет локализации зоны касания зубьев в рабочем зацеплении. 1 ил.

Способ включает использование первого шлифовального инструмента (2) на первой стадии при обработке первого профиля зубьев и второго шлифовального инструмента на второй стадии при обработке второго профиля зубьев. В способе используется измерительная система (30), которая выполняет процедуру измерения и осуществляет выборку величин по меньшей мере для части первых профилей зубьев заготовки конического зубчатого колеса (1), которые позволяют сделать вывод об ошибке концентричности этой заготовки конического зубчатого колеса (1) при ее зажиме в патроне на второй стадии. Величины коррекции концентричности устанавливаются компьютером на основе значений выборки, и адаптация перемещений при обработке второго профиля на второй стадии способа выполняется на основе величин коррекции концентричности. Достигается повышение точности обрабатываемых конических зубчатых колес. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх