Способ обучения иностранному языку

 

Способ предназначен для изучения иностранных языков, может быть использован для быстрого запоминания большого количества иностранных слов и выражений, формирования словарной базы иностранных слов, а также значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса и позволяет сократить время и упростить процесс обучения. Обучение иностранному языку осуществляют путем звукозаписи на аудионоситель связок слов, состоящих из иностранного слова и его перевода с интервалом между ними 0,7-2,5 с. Интервал между иностранным словом и его переводом составляет не более 0,5 с. При записи интервал между связками слов увеличивают относительно интервала между иностранным словом и его переводом более чем в два раза. Затем запись многократно прослушивают. В интервале между связками слов может быть записан однотонный звуковой сигнал. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области изучения иностранных языков и может быть использовано для быстрого запоминания большого количества иностранных слов и выражений, формирования словарной базы иностранных слов, а также значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса.

Широко распространено обучение обычным заучиванием иностранных слов со словаря, учебника и т.п. с самостоятельным их речевым произношением по написанной транскрипции. Здесь возможны ошибки в произношении этих слов обучающимся.

Известен способ обучения с запоминанием иностранных слов по бумажным карточкам, на которых они нанесены с одной стороны, а их перевод - с другой, применяемый в вузах.

Однако эти способы требуют немалых усилий и затрат времени, особенно при усвоении большого количества иностранных слов и выражений (например, более 1000).

Известен способ обучения иностранному языку путем высокочастотной подачи видеоинформации в виде написанных иностранных слов и выражений и перевода к ним на родной язык. При этом используют так называемый эффект "25-го кадра". Информация воспринимается человеком на подсознательном уровне через органы зрения. Кроме того, указанный способ предлагает прослушивание аудиокассет со звукозаписью произношения увиденных слов на иностранном языке без перевода их на родной. Одновременно с этим рекомендуется внимательный просмотр иностранных слов и их перевода, напечатанных на бумаге. На втором этапе обучения этим способом осуществляют самоконтроль заученных слов по бумажным карточкам /1/.

Недостатком вышеприведенного способа является, во-первых, возможность ухудшения зрения у обучающегося ввиду необходимости непрерывного удерживания взгляда на телеэкране на протяжении всего периода многочасового обучения; во-вторых, "прикованность" обучаемого к одному и тому же месту (помещению) в течение всего периода обучения; в-третьих, необходимость обязательного использования обучаемым громоздкой и дорогостоящей сложнобытовой техники, такой как телевизор и видеомагнитофон. Необходимо отметить также недостаточную изученность проявления негативных последствий вмешательства в подсознание человека, которые могут отрицательно отразиться на его здоровье.

Наиболее близким предлагаемому является способ обучения иностранному языку путем звукозаписи на аудионоситель блоков (связок) иностранное слово - перевод с последующим прослушиванием записи. Иностранные слова и перевод записывают на магнитные полоски, нанесенные на карточки, а затем воспроизводят через усилительное устройство /2/.

Недостатком этого способа является большое количество времени, необходимое на усвоение слов, сложность и трудоемкость его осуществления. Особенно это ощущается при необходимости запоминания большого количества слов (например, более 1000).

Изобретение направлено на сокращение времени и упрощение процесса обучения.

Это достигается тем, что в способе обучения иностранному языку путем звукозаписи на аудионоситель связок слов, каждая из которых состоит из иностранного слова и его перевода, с последующим многократным прослушиванием записи звукозапись осуществляют с интервалом между связками слов 0,7-2,5 с, а между иностранным словом и его переводом - не более 0,5 с, причем при записи интервал между связками слов увеличивают относительно интервала между иностранным словом и его переводом более чем в 2 раза.

В интервале между связками слов может быть записан однотонный звуковой сигнал.

Выполнение записи с интервалом между связками слов 0,7-2,5 с, а между иностранным словом и его переводом - не более 0.5 с и многократным его прослушиванием позволит усилить известный эффект повторения, применяемый в обучении, что приводит в конечном итоге к автоматическому и в тоже время осознанному запоминанию всей аудиозаписи, содержащейся на аудионосителе, то есть каждого иностранного слова по отдельности с привязанным к нему его переводом на родной язык. Причем при уменьшении вышеупомянутых интервалов эффективность обучения возрастает.

Способ осуществляют следующим образом.

Записывают иностранные слова и выражения и их перевод на магнитной аудиокассете или на другом доступном носителе массового производства, например на лазерном компакт-диске, рассчитанном на продолжительность прослушивания от 30 до 120 минут. При этом записывают на аудионоситель связки слов, каждая из которых состоит из иностранного слова и его перевода, с интервалом между ними не более 0,5 с, а между связками - 0,7-2,5 с, причем при записи интервал между связками слов увеличивают относительно интервала между иностранным словом и его переводом более чем в 2 раза. В интервале между связками слов может быть записан однотонный звуковой сигнал продолжительностью, например, 0,5 с. Предпочтительно, чтобы произношение иностранного слова, а также его перевода осуществлял один и тот же голос. Скорость произношения при этом должна быть достаточно быстрой, так что одна минута такой звукозаписи должна содержать в себе от 10 до 22 связок слов и выражений. Затем звукозапись воспроизводят для прослушивания посредством соответствующего воспроизводящего устройства, например магнитофона, CD-проигрывателя или другой аналогичной широко применяемой аудиотехники.

Обучение осуществляют, например, путем многократного прослушивания звукозаписи иностранных слов с переводом, выполненной на 90-минутных или 60-минутных магнитных аудиокассетах. Вначале прослушивают первую аудиокассету с наиболее употребительными иностранными словами и выражениями. При этом прослушивание осуществляют циклически, то есть каждое следующее прослушивание начинают с того места, где было прервано предыдущее. Это проделывают до полного усвоения слушателем материала. Затем приступают к прослушиванию следующей аудиокассеты аналогичным образом. В свою очередь прослушивание каждой кассеты можно разделить на этапы, например, поочередное прослушивание каждой стороны аудиокассеты (по 30-45 мин). Необходимым условием, требуемым при прослушивании предлагаемого учебного материала, является то, что обучаемый не должен при этом думать о посторонних вещах.

Для набора словарного запаса количеством 3500 слов прослушиваются поочередно две 90-минутные или три 60-минутные магнитные аудиокассеты по 40-50 раз каждая.

Пример 1 (прототип) Записывают на магнитные полоски иностранные слова и их перевод, а затем их наносят на карточки. Карточку вставляют в считывающее устройство и продвигающий механизм проносит ее мимо магнитной головки. Информация, записанная на магнитной полоске, воспроизводится через усилитель и прослушивается обучающимся. Обучение 10 человек в течение 40 часов показало, что обучающийся в среднем запоминает за это время 600 слов.

Пример 2 (предлагаемый способ) Записывают иностранные слова и их перевод с интервалом между ними 0,1 с, а связки слов - с интервалом 0,9 с на 60-минутной аудиокассете. При этом в течение 1 минуты записывают 17 связок слов. Затем запись циклически воспроизводят для ее прослушивания.

Обучение 10 человек в течение 40 часов показало, что обучающийся в среднем запоминает 1000 иностранных слов.

Для набора базового словарного запаса количеством 3500 слов прослушиваются поочередно две 90-минутные или три 60-минутные магнитные аудиокассеты в течение 140 часов.

Как видно из примера, предлагаемый способ позволит по сравнению с прототипом значительно сократить время на запоминание одного и того же количества слов и ускорить процесс обучения. Кроме того, способ значительно упрощает обучение за счет легкости и экономичности его в применении, а также за счет возможности его применения обучающимся в самые различные моменты времени, например, при выполнении работы, не требующей умственных усилий.

По желанию и по мере необходимости обучаемых дополнительно к предлагаемому способу может быть рекомендован параллельный просмотр прослушиваемых слов на печатной продукции, например, по словарю иностранных слов.

Источники информации 1. Революционный прорыв в изучении иностранных языков (реклама комплектов "Intellect"), "Евразия-пресс" N 51 (115) от 21-27 декабря 1998 г., Информационно-рекламный еженедельник Башкортостана, г. Уфа 2. Заявка N 95111180, МПК6 G 01 B 16/06, 1997 г. (прототип).

Формула изобретения

1. Способ обучения иностранному языку путем звукозаписи на аудионоситель связок слов, состоящих из иностранного слова и его перевода, с последующим прослушиванием записи, отличающийся тем, что звукозапись осуществляют с интервалом между связками слов 0,7 - 2,5 с, а между иностранным словом и его переводом - не более 0,5 с, причем при записи интервал между связками слов увеличивают относительно интервала между иностранным словом и его переводом более чем в 2 раза.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в интервале между связками слов записывают однотонный звуковой сигнал.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к педагогическим и лингвистическим процессам, а именно к способам обучения языку, а также к способам изучения языка
Изобретение относится к способам изучения иностранных языков посредством восприятия аудиовизуальной информации и базируется на современном уровне развития психологии обучения с использованием рекомендуемых, проверенных практическим опытом, методом аутогенной тренировки, подготавливающих обучаемых к высокоэффективному восприятию изучаемого материала на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях его усвоения

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам
Изобретение относится к области обучения и обучающих игр и может найти применение при обучении родному и/или иностранному языку, имеющему строго определенный порядок слов в предложении (например, английскому), носителями любого языка
Изобретение относится к области игр, в том числе и обучающих, и средствам обучения и может найти применение в игорных заведениях в качестве интеллектуальной игры на ставки, может быть реализовано в виде викторины или телевизионного шоу, компьютерной игры, а также при обучении родному и/или иностранному языку, имеющему строго определенный порядок слов в предложении (например, английскому), носителями любого языка

Изобретение относится к визуальным средствам обучения

Изобретение относится к техническим средствам обучения и позволяет при его использовании повысить эффективность обучения
Изобретение относится к способам обучения иностранным языкам

Изобретение относится к области педагогики и может быть использовано при обучении грамматике английского языка носителями другого языка

Изобретение относится к способу калибровки аудиоинтонации, в котором аудиосигнал, изданный субъектом (S), возвращается после обработки в режиме реального времени к слуховым органам упомянутого субъекта (S)

Изобретение относится к устройству для произнесения фонем, включающему клавиатуру, содержащую по меньшей мере один опорный элемент и множество клавиш, соединенных с опорным элементом
Наверх