Универсальная парусная система и способ ее эксплуатации

 

Изобретение относится к судостроению и касается парусных систем с жесткими парусами для судов различных классов. Каждый жесткий парус имеет несимметричный аэродинамический профиль. Изогнутые боковые поверхности противоположных парусов каждой их пары расположены параллельно. Эти паруса соединены общим реем. Он установлен на мачте, имеющей возможность вращения вокруг вертикальной оси. Центральный участок рея снабжен элементом привода его вращения. Механизм подъема и опускания жестких парусов выполнен в виде механизма наклона мачты или ее верхней части вместе с парусами. Привод вращения общего рея может выполняться в виде реверсного двустороннего гидроцилиндра. В нем находится поршень с зубчатой поверхностью, находящейся в зацеплении с шестерней в центральной зоне рея. Его привод вращения может выполняться и в виде тросовой системы со звездочкой. Она может крепиться в центральной зоне рея и через трос соединяться с лебедкой, имеющей реверсный электродвигатель для ее привода. Способ эксплуатации этой парусной системы характерен тем, что при переводе парусов из рабочего положения в нерабочее вращают мачту. Плоскости, проходящие через хорды парусов, размещают параллельно продольной оси судна. Затем наклоняют мачту или ее верхнюю часть вместе с парусами до размещения кромок парусов на палубе. При смене галса рей с парусами вращают на 180o его приводом и вращают мачту вокруг ее вертикальной оси, устанавливая положение парусов с учетом курса судна и направления ветра. Технический результат реализации изобретения состоит в упрощении конструкции узлов парусной системы и повышении эффективности ее эксплуатации путем автоматизации рабочих операций системы. 2 с. и 10 з.п.ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в парусных системах с жесткими парусами, которые применяются в различных классах судов, например, в крупнотонажных грузовых судах, прогулочных судах, спортивных яхтах и т.п.

Наиболее близкой по технической сущности к заявленному устройству является парусная система, содержащая мачту, выполненную с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, по крайней мере одну пару одинаковых жестких профилированных парусов, размещенных симметрично относительно мачты, каждый из которых расположен на рее, установленном на мачте и выполненном с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси, и механизм подъема и опускания парусов ( см. авт. СССР N 1155496, кл. B 63 H 9/00, 1985). В известной парусной системе используются жесткие прямые паруса в виде симметричных относительно мачты частей, при этом каждая часть установлена на рее и снабжена индивидуальным приводом поворота вокруг горизонтальной оси. В известном устройстве имеется механизм подъема и опускания парусов, выполненный в виде сложного набора телескопических элементов.

Недостатком известной парусной системы является ее низкая эффективность, обусловленная формой используемых парусов. Прямые жесткие паруса эффективно работают лишь при попутном ветре, а при острых углах атаки эффективность известной парусной системы резко снижается. Кроме того, известная парусная система имеет низкую эксплуатационную надежность вследствие большого количества сложных индивидуальных телескопических элементов перемещения частей парусной системы.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному является способ эксплуатации парусной системы, состоящей из поворотной мачты, сопряженной с механизмом подъема и опускания парусов, путем перевода парусов в рабочее положение из нерабочего и наоборот посредством указанного механизма и изменения положения парусов при смене галса при помощи соответствующих механизмов вращения парусов (см. авт. св. СССР N 1159829, кл. B 63 H 9/00, 1985). В известном способе подъем и опускание парусов выполняют при помощи механизма, содержащего тележки, с которыми шарнирно соединены реи с жесткими профилированными парусами. Для перевода парусной системы из нерабочего положения в рабочее тележки поднимают вдоль мачты по направляющим на соответствующий уровень и затем реи поворачивают вокруг горизонтальных осей с помощью индивидуальных приводов поворота, размещенных в парусах, каждый из которых имеет симметричный аэродинамический профиль. При смене галса судна в соответствии с известным способом вращают паруса вокруг осей, перпендикулярных рею, посредством специально предусмотренных приводов поворота каждого паруса.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность, обусловленная сложностью операций и необходимостью синхронизации работы большого количества элементов, обеспечивающих перемещение парусов. Сложность конструкции известной парусной системы и сложность способа эксплуатации известной парусной системы делают крайне затруднительным автоматизацию всех операций способа.

Задачей изобретения является повышение эффективности парусной системы с жесткими парусами при одновременном повышении ее эксплуатационной надежности и обеспечение возможности полной автоматизации всех операций способа эксплуатации парусной системы.

Решение указанной задачи обеспечивается новой универсальной парусной системой, которая эксплуатируется при помощи нового способа.

В соответствии с изобретением универсальная парусная система содержит мачту, выполненную с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, по крайней мере одну пару одинаковых жестких профилированных парусов, размещенных симметрично относительно мачты, каждый из которых расположен на рее, уставленном на мачте и выполненном с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси, и механизм подъема и опускания парусов, при этом каждый парус имеет несимметричный аэродинамический профиль, изогнутые боковые поверхности противоположных парусов каждой пары расположены параллельно, и эти паруса соединены общим реем, центральный участок которого снабжен элементом привода его вращения, причем механизм подъема и опускания жестких парусов выполнен в виде механизма наклона мачты - или ее верхней части вместе с парусами, при этом предпочтительно привод вращения общего рея выполнять в виде реверсного двухстороннего гидроцилиндра с размещенным в нем поршнем, имеющим зубчатую поверхность, и центральную зону общего рея снабжать шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатой поверхностью поршня: привод вращения общего рея выполнять в виде тросовой системы, содержащей звездочку, закрепленную в центральной зоне общего рея, которая через трос соединена с лебедкой, подключенной к реверсному электродвигателю; привод вращения общего рея устанавливать в верхней или в средней зоне мачты, которая выполняется полой; механизм наклона мачты вместе с парусами выполнять в виде рычага, ось которого расположена в основании мачты, и гидроцилиндра с поршнем, соединенным при помощи звеньев с упором, закрепленном на палубе судна; механизм наклона верхней части мачты вместе с парусами выполнять в виде мотора-редуктора с червячной передачей и вала, соединенного с верхней частью мачты; верхние и нижние концевые участки паруса выполнять эллипсоидальными; ось общего рея размещать в каждом парусе в месте, соответствующем центру бокового давления ветровой нагрузки; парусную систему снабдить компьютерной системой управления, а привод вращения общего рея, механизм вращения мачты и механизм наклона мачты или ее верхней части снабжать датчиками перемещений, которые соединены с компьютерной системой.

В соответствии с изобретением способ эксплуатации универсальной парусной системы, выполненной по пп. 1-9, осуществляется путем перевода парусов из нерабочего положения в рабочее и наоборот посредством механизма подъема и опускания парусов и изменения положения парусов при смене галса посредством соответствующего механизма вращения парусов, при этом в процессе перевода парусов из рабочего положения в нерабочее вращают мачту, размещая плоскости, проходящие через хорды парусов, параллельно с продольной осью судна, затем наклоняют мачту или ее верхнюю часть вместе с парусами до размещения кромок парусов на палубе, а при смене галса вращают общий рей с закрепленными на его концах парусами на 180o посредством привода вращения общего рея и вращают мачту вокруг ее вертикальной оси, устанавливая положение парусов с учетом курса судна и направления ветра, при этом предпочтительно при переводе парусной системы из рабочего положения в нерабочее вращать общий рей с закрепленными на его концах парусами на 90o вокруг его горизонтальной оси и при этом одновременно наклонять верхнюю часть мачты вместе с парусами на 180o, размещая кромки парусов на палубе судна; вращать общий рей, мачту или ее верхнюю часть по командам, поступающим из компьютерной системы.

В заявленной парусной системе, содержащей по крайней мере одну пару одинаковых жестких профилированных парусов, размещенных симметрично относительно мачты, каждый парус имеет несимметричный аэродинамический профиль, при этом изогнутые боковые поверхности противолежащих парусов каждой пары расположены параллельно. Это позволяет существенно повысить общее тяговое усилие за счет увеличения тягового усилия с единицы рабочей поверхности парусов. Парус с несимметричным аэродинамическим профилем, имеющий, например, серповидную форму крыла, обладает более высоким коэффициентом тяги и повышенным аэродинамическим качеством в сравнении с парусом, имеющим симметричный профиль. Одновременно несимметричный профиль паруса обеспечивает высокую эффективность при острых углах атаки. Параллельное расположение изогнутых боковых поверхностей противолежащих парусов пары обеспечивает равенство тяговых усилий, создаваемых этими парусами. Как следует из векторной диаграммы заявленной парусной системы (см. фиг. 1), полная аэродинамическая сила, создаваемая парой одинаковых жестких парусов, удваивается и равна: P = P1+P2, где P1 - аэродинамическая сила, создаваемая правым жестким крылом, P2 - аэродинамическая сила, создаваемая левым жестким крылом.

С увеличением вдвое аэродинамической силы P парусной системы удваивается и сила тяги T. Одновременно несимметричные профили парусов-крыльев позволяют значительно уменьшить силы дрейфа Д, особенно при малых углах атаки. Например, при углах атаки менее 10o сила дрейфа составляет всего 0,01% от силы тяги T. При использовании нескольких пар жестких парусов n полная сила тяги соответственно увеличивается: T = Tin, где Ti - сила тяги, создаваемая одной парой жестких парусов.

В заявленной парусной системе паруса соединены общим реем, центральный участок которого снабжен элементом, входящим в состав привода его вращения вокруг горизонтальной оси, при этом паруса закреплены на противоположных участках общего рея, например, при помощи центропланов. Это позволяет существенно упростить синхронный поворот пары парусов за счет вращения общего рея. Упрощение системы поворота парусов вокруг горизонтальной оси позволяет повысить эксплуатационную надежность всей парусной системы. Механизм подъема и опускания парусов в заявленной парусной системе выполнен в виде механизма наклона мачты - или ее верхней части вместе с парусами, что обеспечивает упрощение операций способа перевода парусной системы из нерабочего положения в рабочее и наоборот за счет простого наклона мачты и позволяет автоматизировать все операции способа.

Предпочтительно привод вращения общего рея выполнять в виде реверсного двухстороннего гидроцилиндра с размещенным в нем поршнем, имеющим зубчатую поверхность, которая находится в зацеплении с шестерней, расположенной в центральной зоне общего рея, что позволяет предельно упростить конструкцию привода вращения и способствует повышению эксплуатационной надежности. Выполнение привода вращения общего рея в виде тросовой системы, содержащей звездочку, закрепленную в центральной зоне общего рея, которая через трос присоединена к лебедке, подключенной к реверсному электродвигателю, позволяет упростить поворот парусов вокруг горизонтальной оси особенно в случае использования нескольких пар жестких парусов, при этом трос привода располагается в полой мачте. Привод вращения общего рея предпочтительно устанавливать в верхней или в средней зонах мачты, которая выполняется полой, так как это способствует уменьшению длины элементов, передающих усилия привода вращения на общий рей, повышая надежность привода. Предпочтительно механизм наклона мачты вместе с парусами выполнять в виде рычага, ось которого расположена в основании мачты, и гидроцилиндра с поршнем, соединенным при помощи звеньев к рычагу и упору, закрепленному на палубе. Такая конструкция механизма наклона мачты позволяет переводить парусную систему из рабочего положения в нерабочее посредством простой операции наклона мачты вместе с парусами, обеспечивая возможность автоматизации операций способа. При выполнении мачты в виде двух сопряженных частей механизм наклона верхней части мачты вместе с парусами выполняется в виде мотора-редуктора с червячной передачей и вала, соединенного с верхней частью мачты. Наклон верхней части мачты вместе с парусами осуществляется при передаче усилий от мотора-редуктора на мачту через червячную передачу, что упрощает операцию перевода парусной системы из рабочего положения в нерабочее и наоборот. Предпочтительно ось общего рея размещать в месте, соответствующем центру бокового давления ветровой нагрузки, что позволяет исключить появление опрокидывающего момента - и вращающего момента, действующего на мачту, и соответственно уменьшаются усилия, затрачиваемые на удержание парусной системы в рабочем положении. Выполнение верхних и нижних участков парусов эллипсоидальными дополнительно повышает эффективность парусов, поскольку устранение острых кромок снижает сопротивление торможения набегающему потоку. Предпочтительно парусную систему снабжать компьютерной системой управления, а привод вращения общего рея, механизм вращения мачты вокруг вертикальной оси и механизм наклона мачты или - ее верхней части вместе с парусами снабжать датчиками перемещения, подключаемыми к компьютерной системе. Это позволяет полностью автоматизировать проведение всех операций способа как при изменении положения парусов по отношению к направлению ветра, так и при переводе парусной системы из нерабочего положения в рабочее и наоборот.

В соответствии с заявленным способом при переводе парусной системы из рабочего положения в нерабочее первоначально вращают мачту вокруг вертикальной оси, устанавливая плоскости, проходящие через хорды парусов, параллельно продольной оси судна, что обеспечивает в последующем равномерность передачи усилий на механизм наклона мачты, и затем при помощи соответствующего механизма наклоняют мачту - или ее верхнюю часть вместе с парусами, размещая кромки парусов на палубе судна. При использовании мачты, состоящей из двух частей, при наклоне верхней части мачты вместе с парусами одновременно проводят поворот общего рея с закрепленными на его концах парусами на 90o вокруг его горизонтальной оси, и после поворота верхней части мачты вместе с парусами на 180o кромки парусов размещают на палубе судна. Таким образом в заявленном способе перевод парусной системы из нерабочего положения в рабочее и наоборот осуществляется с использованием двух простых операций вращения общего рея и наклона мачты или ее верхней части вместе с парусами, которые легко поддаются автоматизации. При смене галса судна вращают общий рей с закрепленными на нем парусами на 180o вокруг горизонтальной оси, обеспечивая тем самым оптимальную ориентацию парусов с несимметричными профилями по отношению к направлению ветра. Оптимизацию расположения парусов с учетом курса судна осуществляют затем вращая мачту вокруг ее вертикальной оси посредством соответствующего механизма. Следовательно, при смене галса вновь используется две простых операции вращения общего рея и мачты. Все перечисленные операции заявленного способа предпочтительно осуществлять при помощи компьютерной системы управления по командам, поступающим из этой системы, которая может быть снабжена пакетом программ, каждая из которых содержит данные, соответствующие району расположения судна.

Приложенные чертежи изображают: фиг. 1 - векторная диаграмма заявленной парусной системы, фиг. 2 - общий вид универсальной парусной системы с жесткими парусами (вид сбоку), фиг. 3 - то же (вид сверху), фиг. 4 - общий вид универсальной парусной системы с мачтой, состоящей из двух частей (вид в изометрии), фиг. 5 - привод вращения общего рея, выполненный в виде тросовой системы (поперечное сечение), фиг. 6 - нижняя часть мачты с механизмом вращения вокруг вертикальной оси (продольное сечение), фиг. 7А, фиг. 7Б, фиг. 7В и фиг. 7Г - оптимальное расположение парусов при различных направлениях ветра по отношению к направлению движения судна, фиг. 8 - привод вращения общего рея, выполненный в виде двухстороннего гидроцилиндра (продольное сечение), фиг. 9 - схема перемещения парусной системы из рабочего положения I в нерабочее II, фиг. 10 - механизм наклона верхней части мачты вместе с парусами (поперечное сечение), фиг. 11 - часть механизма наклона верхней части мачты (поперечное сечение), фиг. 12 - механизм наклона мачты вместе с парусами (вид сбоку).

Универсальная парусная система содержит: жесткие паруса 1, имеющие несимметричный аэродинамический профиль, общий рей 2, на котором закреплены паруса, расчалки 3, дополнительно фиксирующие паруса на общем рее, привод вращения 4 общего рея вокруг его горизонтальной оси, мачту 5,6 в виде двух сопряженных частей, с механизмом вращения 7 вокруг ее вертикальной оси, опору 8, размещенную на палубе, механизм наклона 9 верхней части мачты вместе с парусами; привод вращения общего рея вокруг его горизонтальной оси, включающий поршень 10 с зубчатой поверхностью, который размещен в реверсном двухстороннем гидроцилиндре 11, и реечную шестерню 12, являющуюся центральным участком общего рея; механизм вращения мачты вокруг ее вертикальной оси, состоящий из червячной передачи-13, подшипниковых опор 14,15, червяка 16 и реверсного электродвигателя 17; механизм наклона верхней части мачты вместе с парусами, включающий мотор-редуктор18 с червяком 19, вал 20 и замковое устройство 21, фиксирующее взаимное расположение частей мачты, червячную шестерню 22, подшипниковые опоры 23, 24, при этом в составе замкового устройства входят: подвижное замковое кольцо 25, фиксирующее кольцо 26, неподвижное замковое кольцо 27, вилка 28, ролик 29 и шток 30, размещенный в гидроцилиндре 31; центропланы 32, используемые для крепления парусов на общем рее; реверсный электродвигатель 33, подшипники общего рея 34, звездочка 35, расположенная в центральной зоне общего рея, ось 36 рычага 37, звенья 38, поршень 39 гидроцилиндра 40 и упор 41, закрепленный на палубе судна.

Жесткие паруса 1, имеющие обычно значительные площади рабочих поверхностей (несколько кв. м.), могут содержать внутренние несущие профили, изготовленные из алюминиевых сплавов, на которых закреплен легкий наполнитель, изготавливаемый, например, из пенопласта, определяющий требуемый аэродинамический профиль паруса, и покрытие из синтетической ткани, которая крепится к поверхности наполнителя при помощи синтетической смолы. Каждый жесткий парус 1 выполняется в виде несимметричного аэродинамического профиля, например, в виде крыла серповидной формы. Паруса 1 каждой пары предпочтительно располагать так, чтобы их передние округлые кромки были параллельны и разделены на одинаковом расстоянии от общего рея 2, при этом нижние кромки парусов 1 располагаются на одинаковом расстоянии от палубы судна. Может быть использовано несколько пар жестких парусов 1, которые располагаются на различных расстояниях от мачты 5, 6. Общий рей 2 предпочтительно выполнять в виде вала, на центральном участке которого располагается элемент привода вращения общего рея, например, шестерня 12 или звездочка 35. Эти элементы привода вращения могут либо крепиться к валу, либо составлять его часть. Жесткие паруса 1 крепятся к общему рею 2 предпочтительно при помощи центропланов 32, что позволяет в случае необходимости проводить оперативную замену паруса. В случае выполнения привода вращения 4 общего рея в виде двухстороннего гидроцилиндра 11 (см. фиг. 8) зубчатая поверхность его поршня 10 находится в зацеплении с шестерней 12. В случае выполнения привода вращения 4 общего рея в виде тросовой системы (см. фиг. 5) звездочка 35, расположенная в центральной зоне общего рея 2, посредством троса соединена с лебедкой (на чертеже не указаны), которая подключена к реверсному электродвигателю 33. Механизм подъема и опускания парусов выполняется либо в виде механизма наклона мачты вместе с парусами (см. фиг. 12), либо в виде механизма наклона 9 верхней части мачты вместе с парусами. В случае использования механизма наклона всей мачты указанный механизм содержит (см. фиг. 12) гидроцилиндр 40 с поршнем 39, который через звенья 38 соединен с упором 41, закрепленным на палубе и - с рычагом 37, ось 36 которого установлена в основании. В случае использования механизма наклона верхней части мачты этот механизм содержит (см. фиг. 10) мотор-редуктор 18 с червячной парой 19, 22 и замковое устройство 21 с системой колец, снабженных выступами и впадинами.

Заявленная парусная система с жесткими парусами эксплуатируется следующим образом. Воздушный поток, обтекая жесткие паруса 1, имеющие форму крыльев, со стороны ребра атаки создает движущую силу Т, направленную в сторону наибольшей кривизны парусов, которая через общий рей 2 и мачту 5, 6 передается корпусу судна. Вертикальное расположение острых кромок парусов 1 (см. фиг. 3) выбирают таким образом, чтобы направление движущей силы Т совпало с необходимым направлением движения судна (см. фиг. 7А-7Г). При изменении направления ветра на противоположное проводят вращение общего рея 2 вместе с закрепленными на нем парусами 1 на 180o вокруг горизонтальной оси общего рея при помощи привода вращения 4. При этом соответственно изменяется положение ребра атаки парусов 1 на противоположное с сохранением первоначального направления движения судна. При повороте поршень 10 гидроцилиндра 11 через шестерню 12 передает усилие вращения на общий рей 2 и при этом удерживает его в требуемом положении. При необходимости обратного поворота парусов 1 элементы привода вращения 4 работают в обратном направлении, т.е. реверсно. При использовании тросовой системы в приводе вращения 4 усилие передается на звездочку 35, расположенную в центральной зоне общего рея 2, через трос, связанный с лебедкой, подключенной к реверсному электродвигателю 33. Для создания необходимого угла атаки к направлению ветра жесткие паруса 1 вместе с мачтой 5, 6 разворачивают при помощи механизма вращения 7 мачты вокруг ее вертикальной оси. Поворот осуществляется червячной парой 13, 16 от реверсного электродвигателя 17. Для перевода судна в рифовое состояние наклоняют верхнюю часть мачты 5 посредством механизма наклона 9 верхней части вместе с парусами 1. При этом гидроцилиндр 31 посредством ролика 29 через вилку 28 разворачивает подвижное замковое кольцо 25 до совмещения его выступов с впадинами неподвижного замкового кольца 27. Затем мотор-редуктор 18 через червячную пару 19, 22 разворачивает вал 20 и верхнюю часть мачты 5 вокруг оси вала 20 на 180o из рабочего положения I в нерабочее положение II (см. фиг. 8). Одновременно с этим при помощи привода вращения 4 паруса 1, закрепленные на общем рее 2, поворачивают на 90o вокруг горизонтальной оси общего рея и к концу поворота верхней части мачты 5 паруса 1 своими кромками ложатся на палубу судна. Развертывание парусной системы в рабочее положение осуществляют в обратном порядке, после чего замковое кольцо 25 с помощью гидроцилиндра 31 совмещают его выступами с выступами неподвижного замкового кольца 27 и за счет торцевого клиновидного профиля этих выступов обеспечивается надежная взаимная фиксация частей мачты 5 и 6. Все приводы перемещения различных элементов парусной системы подключены к компьютерной системе управления и их работа и взаимодействие осуществляются по командам, поступающим из компьютерной системы.

В сравнении с известными заявленная парусная система обладает значительно более высокой эффективностью за счет использования новой формы парусов, нового расположения парусов и новых приводов их перемещения. Заявленная парусная система в сравнении с известными более универсальна, поскольку может применяться как в крупнотонажных грузовых судах, так и в прогулочных судах, спортивных яхтах и т.п. Заявленная парусная система обладает высокой эксплуатационной надежностью за счет упрощения конструкции ее узлов. Заявленный способ эксплуатации универсальной парусной системы имеет повышенную эффективность благодаря автоматизации всех операций способа.

Формула изобретения

1. Универсальная парусная система, содержащая мачту, выполненную с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, по крайней мере одну пару одинаковых жестких профилированных парусов, размещенных симметрично относительно мачты, каждый из которых расположен на рее, установленном на мачте и выполненном с возможностью вращения вокруг горизонтальной оси, и механизм подъема и опускания парусов, отличающаяся тем, что каждый парус имеет несимметричный аэродинамический профиль, изогнутые боковые поверхности противоположных парусов каждой пары расположены параллельно и эти паруса соединены общим реем, центральный участок которого снабжен элементом привода его вращения, причем механизм подъема и опускания жестких парусов выполнен в виде механизма наклона мачты или ее верхней части вместе с парусами.

2. Универсальная парусная система по п.1, отличающаяся тем, что привод вращения общего рея выполнен в виде реверсного двустороннего гидроцилиндра с размещенным в нем поршнем, имеющим зубчатую поверхность, при этом центральная зона общего рея снабжена шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатой поверхностью поршня.

3. Универсальная парусная система по п.1, отличающаяся тем, что привод вращения общего рея выполнен в виде тросовой системы, содержащей звездочку, закрепленную в центральной зоне общего рея, которая через трос соединена с лебедкой, подключенной к реверсному электродвигателю.

4. Универсальная парусная система по любому из предшествующих пунктов, отличающаяся тем, что привод вращения общего рея установлен в верхней или в средней зоне мачты, которая выполнена полой.

5. Универсальная парусная система по п.1, отличающаяся тем, что механизм наклона мачты выполнен в виде рычага, ось которого расположена в основании мачты, и гидроцилиндра с поршнем, соединенным при помощи звеньев с рычагом и упором, закрепленным на палубе судна.

6. Универсальная парусная система по п.1, отличающаяся тем, что механизм наклона верхней части мачты выполнен в виде мотора-редуктора с червячной передачей и вала, соединенного с верхней частью мачты.

7. Универсальная парусная система по п.1, отличающаяся тем, что верхние и нижние концевые участки паруса имеют эллипсоидальную форму.

8. Универсальная парусная система по п.1, отличающаяся тем, что ось общего рея размещена в каждом парусе в месте, соответствующем центру бокового давления ветровой нагрузки.

9. Универсальная парусная система по п.1, отличающаяся тем, что в нее введена компьютерная система управления, привод вращения общего рея, механизм вращения мачты и механизм наклона мачты или ее верхней части снабжены датчиками перемещений, которые подключены к компьютерной системе.

10. Способ эксплуатации универсальной парусной системы путем перевода парусов из нерабочего положения в рабочее и наоборот посредством механизма подъема и опускания парусов и изменения положения парусов при смене галса посредством соответствующего механизма вращения парусов, отличающийся тем, что при переводе парусов из рабочего положения в нерабочее вращают мачту, размещая плоскости, проходящие через хорды парусов, параллельно продольной оси судна, затем наклоняют мачту или ее верхнюю часть вместе с парусами до размещения кромок парусов на палубе, а при смене галса вращают общий рей с закрепленными на его концевых участках парусами на 180o посредством привода вращения общего рея и вращают мачту вокруг ее вертикальной оси, устанавливая положение парусов с учетом курса судна и направления ветра.

11. Способ по п.10, отличающийся тем, что при переводе парусной системы из рабочего положения в нерабочее вращают общий рей с закрепленными на его концевых участках парусами на 90o вокруг его горизонтальной оси, при этом одновременно наклоняют верхнюю часть мачты вместе с парусами на 180o, размещая кромки парусов на палубе судна.

12. Способ по п.10 или 11, отличающийся тем, что вращают общий рей, мачту или ее верхнюю часть по командам, поступающим из компьютерной системы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для создания парусных грузовых или пассажирских судов

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании как основного, так и дополнительного парусного движителя

Изобретение относится к судовым ветровым движителям и касается конструирования парусного вооружения

Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции гиков с патент-рифами

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования мачт для парусных судов и досок различного класса

Изобретение относится к парусному делу , к оснащению парусных судов, преимущественно крейсерных гоночных яхт, к устройствам крепления бермудского грота к м,эчте

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования косого парусного вооружения парусных и парусно-моторных круизных

Изобретение относится к ветроэнергетике, в частности к судостроению, а именно к судовым роторным двигателям, использующим для движения судна экологически чистую ветровую энергию, а также может быть использован для спортивных целей, развлечения и отдыха на воде

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования поплавковых буксиров с ветроустановками

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения парусным вооружением судов, преимущественно яхт

Изобретение относится к судостроению и может быть применено при конструировании парусного вооружения

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения различных судов основным или дополнительным движителем

Изобретение относится к судостроению и касается конструированиясудов с парусным вооружениям

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов

Изобретение относится к области транспорта

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к надувным крыльям с мягкой обшивкой
Наверх