Шаровая опора с винтовыми канавками

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям артиллерийских орудий. Технический результат - повышение надежности артиллерийских орудий путем исключения сухого трения и уменьшения абразивного износа в трибосопряжениях. Новым в шаровой опоре является наличие комбинации винтовых и кольцевой канавок, наполненных твердым смазочным материалом, которые служат смазочными резервуарами и через которые удаляются абразивные частицы с поверхности трения. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям артиллерийского вооружения, содержащим шаровые опоры в открытом исполнении.

Известна шаровая опора, содержащая центральный металлический шар, размещенный в металлической чашеобразной детали. К недостаткам известных конструкций следует отнести то, что они при эксплуатации в условиях высокой запыленности окружающей среды обладают низкой эксплуатационной надежностью. Удаление загрязнений и абразивных частиц, а также смазывание трибосопряжения невозможно без разработки, что приводит к образованию зон сухого трения, схватыванию и катастрофическому износу.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является опора скольжения на газовой смазке, полусферическая поверхность грузового шара которой профилирована спиральными микроканавками, сообщающимися с дренажными отверстиями (1).

Недостатком прототипа является невозможность использования имеющейся конструкции в тяжелонагруженных узлах трения, а также невозможность удаления абразива из нижней части зоны трения.

Целью настоящего изобретения является повышение КПД механизмов артиллерийских орудий, а также повышение эксплуатационной надежности трибосопряжений за счет уменьшения абразивного износа и реализации в них режима трения при граничной смазке.

Указанная цель достигается тем, что грузовой шар согласно изобретению снабжается кольцевым пазом, выполняемым на входе в рабочий зазор трибосопряжения и сообщающимся с двумя винтовыми пазами, соединенными в нижней части шара прямолинейным пазом.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид шаровой опоры (вид снизу); на фиг. 2 показан вид трибосопряжения в разрезе.

Заявляемая шаровая опора работает следующим образом. Грузовой шар 1 в чашеобразной детали 3 совершает качательно-вращательные движения за счет функционирования механизмов артиллерийского орудия. Постоянное смазывание трущихся поверхностей в местах контакта обеспечивается за счет твердого смазочного материала, которым заполнены пазы 2 грузового шара. Абразивные частицы 4, проникающие в рабочий зазор 5 из окружающей среды, частично поглощаются кольцевым пазом, а частично комбинацией винтовых и прямолинейного пазов при вращении шаровой опоры.

Использование заявляемой шаровой опоры позволяет обеспечить постоянное смазывание трибосопряжения в процессе его работы, тем самым исключая схватывание рабочих поверхностей, а также значительно уменьшить абразивный износ трибосопряжения. Предлагаемая конструкция обладает высокой эксплуатационной надежностью и не требует частой разборки для проведения технического обслуживания. При сохранении конструктивных размеров существующих конструкций предлагаемая схема обеспечивает увеличение ресурса трибосопряжения в 2...3 раза. Пазы заполняются твердым смазочным материалом, обеспечивающим равномерное смазывание рабочих поверхностей и реализацию режима трения при граничной смазке. Кроме этого, твердый смазочный материал в силу своих физико-механических свойств способствует удалению абразивных частиц из зоны трения путем их поглощения. Вид смазочного материала определяется в зависимости от его свойств и нагрузки, возникающей в конкретных трибосопряжениях.

Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемая шаровая опора отличается конструкцией и формой пазов, а также принципиально другим способом смазки и методом удаления абразивных частиц из зоны контакта.

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Анализ известных технических решений (аналогов) в исследуемой области и смежных областях позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемой шаровой опоре, и признать заявляемое техническое решение соответствующим критерию "существенные отличия".

Источник информации 1. Авт.cв. N 1260572, F 16 C 32/06, 1986, БИ N 36.

Формула изобретения

Шаровая опора, полусферическая поверхность грузового шара которой профилирована пазами, отличающаяся тем, что грузовой шар снабжен комбинацией кольцевого паза, выполненного на входе в рабочий зазор и сообщающегося с двумя или более винтовыми пазами, соединенными прямолинейным пазом, и все пазы заполнены твердым смазочным материалом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для ориентации различных объектов в пространстве

Изобретение относится к приборостроению , в частности к устройствам, позволяющим устанавливать приборы и другую аппаратуру в горизонтальной плоскости или под заданным углом относительно нее

Изобретение относится к монтажным работам, в частности к выверке вертикальных и горизонтальных аппаратов в проектном положении, и может быть также использовано при их замене в процессе капитального ремонта и реконструкции действующего производства

Изобретение относится к опорным устройствам для аппаратуры кинофототехники

Изобретение относится к элементам подвески транспортных средств, к шаровым шарнирам, а именно к мерам защиты собранных узлов от засорения и повреждения их важных элементов во время хранения и транспортировки

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вкладышам шарового шарнира передней подвески транспортных средств

Изобретение относится к установке приборов относительно горизонтали и может найти применение для установки по уровню, например грузопоршневого манометра

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как шарнирная опора в механизмах общего назначения, а также как самоустанавливающийся подшипник в механизмах с негарантированной сосностью посадочных поверхностей для подшипников

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к шаровым шарнирам подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается вкладышей шаровых шарниров передней подвески и рулевого привода транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается сферического шарнира передней подвески транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к элементам подвески транспортных средств, к шаровым шарнирам, а именно к мерам защиты собранных узлов от засорения и повреждения их важных элементов во время хранения и транспортировки

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вкладышам шарового шарнира передней подвески транспортных средств
Наверх