Акселерометр

 

Акселерометр предназначен для использования в области измерительной техники в качестве преобразователя линейного ускорения с упругим подвесом подвижного элемента. Акселерометр содержит корпус, первую пластину, в которой образованы неподвижная часть, первый и второй подвижные элементы и соединяющий каждый подвижный элемент с неподвижной частью упругий подвес, вторую и третью пластины и дифференциальный емкостный преобразователь. Упругие подвесы первого и второго подвижных элементов выполнены с разной жесткостью, определяемой расчетными соотношениями. Обеспечивается повышение разрешающей способности акселерометра в нижней части диапазона измеряемых ускорений. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, а точнее к преобразователям линейного ускорения с упругим подвесом подвижного элемента.

Известен акселерометр, содержащий корпус, пластину с закрепленной в корпусе неподвижной частью и соединенным с неподвижной частью упругим шарниром подвижным элементом, дифференциальный емкостный преобразователь с подвижным электродом на подвижном элементе и неподвижными электродами, установленными в корпусе, причем центр масс подвижного элемента расположен вне оси упругого шарнира [1].

Такой акселерометр имеет ограничение по разрешающей способности при измерении ускорений и обладает погрешностью от перекрестных связей вследствие углового перемещения подвижного элемента.

Наиболее близким по технической сущности является акселерометр [2], содержащий корпус, первую пластину из монокристаллического материала, например кремния, в которой образованы неподвижная часть, первый и второй подвижные элементы с двумя противоположными электродными поверхностями у каждого и соединяющий каждый подвижный элемент с неподвижной частью упругий подвес со степенью свободы линейного перемещения в направлении, перпендикулярном электропроводным поверхностям подвижных элементов; содержащий вторую и третью пластины, между которыми расположена первая пластина с образованием зазоров между одной из электропроводных подвижных элементов и второй пластиной, между второй электропроводной поверхностью и третьей пластиной, дифференциальный емкостный преобразователь с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах и подвижными электродами в виде электропроводных поверхностей подвижных элементов.

Недостатком этого акселерометра является недостаточная разрешающая способность измерения ускорений в нижней части диапазона измеряемых ускорений вследствие малых перемещений подвижных элементов.

Техническим результатом изобретения является повышение разрешающей способности измерения ускорений в нижней части диапазона измеряемых ускорений.

Указанный технический результат достигается в акселерометре, содержащем корпус, первую пластину из монокристаллического материала, например кремния, в которой образованы неподвижная часть, первый и второй подвижные элементы с двумя противоположно расположенными электропроводными поверхностями у каждого и соединяющий каждый подвижный элемент с неподвижной частью упругий подвес со степенью свободы линейного перемещения в направлении, перпендикулярном электропроводным поверхностям подвижных элементов; содержащий вторую и третью пластины, между которыми расположена первая пластина с образованием зазоров между одной из электропроводных поверхностей подвижных элементов и второй пластиной, между второй электропроводной поверхностью и третьей пластиной, дифференциальный емкостный преобразователь с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах и подвижными электродами в виде электропроводных поверхностей подвижных элементов, тем, что упругий подвес первого подвижного элемента выполнен с жесткостью 1 к воздействию направленных перпендикулярно электропроводным поверхностям подвижного элемента сил, определяемой соотношением где m1 - масса первого подвижного элемента; a1 - величина ускорения в диапазоне измеряемых ускорений от нижнего предела aн до верхнего предела aв ускорений (aн < a1 < aв); d1 - зазор между каждым из неподвижных электродов и ближайшей электропроводной поверхностью первого подвижного элемента; упругий подвес второго подвижного элемента выполнен с жесткостью 2 к воздействию направленных перпендикулярно электропроводным поверхностям подвижного элемента сил, определяемой соотношением где m2 - масса второго подвижного элемента; d2 - зазор между каждым из неподвижных электродов и ближайшей электропроводной поверхностью второго подвижного элемента.

В одном частном случае выполнения акселерометра массы первого и второго подвижных элементов выполнены равными.

В другом частном случае в акселерометре выполнены равными зазоры между каждым из неподвижных электродов и ближайшей электропроводной поверхностью каждого подвижного элемента.

В третьем частном случае вторая и третья пластины акселерометра выполнены из того же монокристаллического материала, что и первая пластина.

Путем выполнения жесткости 1 упругого подвеса первого подвижного элемента такой, чтобы при ускорении a1, лежащем в диапазоне измеряемых ускорений от нижнего предела aн до верхнего предела aв, первый подвижный элемент перемещался поступательно на величину, равную зазору между неподвижными электродами и электропроводной поверхностью первого подвижного элемента, обеспечивается повышение разрешающей способности акселерометра на нижнем пределе диапазона измеряемых ускорений вследствие увеличения относительного изменения емкости дифференциального емкостного преобразователя, образованной подвижным электродом первого подвижного элемента и неподвижными электродами, расположенными на второй и третьей пластинах в окрестности первого подвижного элемента.

Путем выполнения жесткости 2 упругого подвеса второго подвижного элемента, при которой при верхнем пределе диапазона измеряемых ускорений второй подвижный элемент перемещается поступательно на величину, не превышающую значения зазора между вторым подвижным элементом и неподвижными электродами, обеспечивается измерение посредством акселерометра ускорений вплоть до верхнего предела диапазона.

Таким образом обеспечивается измерение ускорений от нижнего предела до верхнего предела с повышенной разрешающей способностью в нижней части диапазона измеряемых ускорений.

На фиг. 1 представлен общий вид акселерометра, на фиг. 2 - вид первой пластины сверху, на фиг. 3 - вид первой пластины снизу, на фиг. 4 - общий вид одного из частных выполнений акселерометра, на фиг. 5 - электрическая схема акселерометра.

Акселерометр (фиг. 1) содержит корпус 1, в котором установлена первая пластина 2, в которой выполнены неподвижная часть 3, первый подвижный элемент 4 с двумя противоположно расположенными электропроводными поверхностями 5I, 5II и второй подвижный элемент 6 с двумя противоположно расположенными электропроводными поверхностями 7I, 7II. Первый подвижный элемент 4 соединен с неподвижной частью 3 первой пластины 2 упругим подвесом, состоящим из плоских упругих перемычек 8, 9. Одна из поверхностей упругой перемычки 8 совмещена с электропроводной поверхностью 5I первого подвижного элемента 4. Одна из поверхностей упругой перемычки 9 совмещена с электропроводной поверхностью 5II первого подвижного элемента 4. Вторые поверхности упругих перемычек 8, 9 расположены на расстояниях от электропроводных поверхностей 5I, 5II в толще первого подвижного элемента 4.

Второй подвижный элемент 6 соединен с неподвижной частью 3 первой пластины 2 упругим подвесом, состоящим из плоских упругих перемычек 10, 11. Одна из поверхностей упругой перемычки 10 совмещена с электропроводной поверхностью 7I второго подвижного элемента 6. Одна из поверхностей упругой перемычки 11 совмещена с электропроводной поверхностью 7II второго подвижного элемента 6. Вторые поверхности упругих перемычек 10, 11 расположены на расстояниях от электропроводных поверхностей 7I, 7II в толще второго подвижного элемента 6.

Корпус 1 закрыт крышкой 16.

Первая пластина 2 выполнена из монокристаллического кремния и в ней методом анизотропного травления образованы первый подвижный элемент 4, второй подвижный элемент 6 и упругие перемычки 8...11. Электропроводные поверхности 5I, 5II, 7I, 7II на первом подвижном элементе 4 и втором подвижном элементе 6 выполнены путем легирования кремния бором.

Первая пластина 2 расположена между второй пластиной 12 и третьей пластиной 14 с образованием зазора d1 с каждой из электропроводных поверхностей 5I, 5II и неподвижными электродами 13, 15 и зазора d2 с каждой из электропроводных поверхностей 7I, 7II и неподвижными электродами 13, 15.

Упругая перемычка 8 состоит из частей 8I, 8II, 8III, 8IV (фиг. 2). Упругая перемычка 10 состоит из частей 10I, 10II, 10III, 10IV.

Упругая перемычка 9 состоит из частей 9I, 9II, 9III (фиг. 3). Упругая перемычка 11 состоит из частей 11I, 11II, 11III, 11IV. В общем случае упругие перемычки 8...11 могут состоять из любого количества частей.

Жесткость 1 к действию направленных перпендикулярно электропроводным поверхностям 5I, 5II сил состоящего из упругих перемычек 8, 9 упругого подвеса первого подвижного элемента 4 выполнена в соответствии с соотношением
где m1 - масса первого подвижного элемента 4;
a1 - ускорение в диапазоне измеряемых ускорений от нижнего предела aн до верхнего предела aв ускорений (aн < a1 < aв);
d1 - зазор между каждым из неподвижных электродов 13, 15 и ближайшей из электропроводных поверхностей 5I, 5II первого подвижного элемента.

Жесткость 2 к действию направленных перпендикулярно электропроводным поверхностям 7I, 7II сил состоящего из упругих перемычек 10, 11 упругого подвеса второго подвижного элемента 6 выполнена в соответствии с соотношением

где m2 - масса второго подвижного элемента 6;
d2 - зазор между каждым из неподвижных электродов 13, 15 и ближайшей из электропроводных поверхностей 7I, 7II второго подвижного элемента 6.

Для предотвращения замыкания между собой подвижного и неподвижных электродов на неподвижные электроды 13, 15 может быть напылен тонкий слой электроизоляционного материала.

В частном случае выполнения акселерометра (фиг. 4) в первой пластине 2 выполнены первый подвижный элемент 17, второй подвижный элемент 18, имеющие равные размеры и массы.

Вторая пластина 12 и третья пластина 14 выполнены из монокристаллического кремния. На второй пластине 12 выполнен неподвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя в виде электропроводной поверхности 19, образованной легированием кремния бором. На третьей пластине 14 выполнен неподвижный электрод в виде электропроводной поверхности 20, полученной легированием кремния бором.

Между электропроводными поверхностями 19, 20 на второй пластине 12 и третьей пластине 14 и электропроводными поверхностями подвижных элементов 17, 18 с каждой стороны образованы равные зазоры d3 посредством плат 21, 22.

Дифференциальный емкостный преобразователь (фиг. 5) в виде конденсаторов C1, C2 включен в мостовую схему, в которую также включены резисторы R1, R2. Конденсатор C1 образован неподвижным электродом 13 на второй пластине 12 и подвижным электродом в виде соединенных вместе электропроводных поверхностей 5I, 5II, 7I, 7II первого подвижного элемента 4 и второго подвижного элемента 6. Конденсатор C2 образован неподвижным электродом 15 на третьей пластине 14 и тем же самым подвижным электродом, что и конденсатор C1. Мостовая схема запитывается напряжением U~ от источника переменной ЭДС. Сигнал акселерометра Ua снимается с подвижного электрода и точки соединения резисторов R1, R2.

При выполнении акселерометра в соответствии с фиг. 4 в качестве неподвижного электрода конденсатора C1 служит электропроводная поверхность 19, в качестве неподвижного электрода конденсатора C2 - электропроводная поверхность 20.

Акселерометр (фиг. 1) работает следующим образом. При наличии ускорения, вектор которого направлен перпендикулярно электропроводным поверхностям 5I, 5II, 7I, 7II первого подвижного элемента 4 и второго подвижного электрода 6, под действием инерционных сил проиходит поступательное перемещение первого подвижного элемента 4 и второго подвижного элемента 6 в направлении, перпендикулярном электропроводным поверхностям 5I, 5II, 7I, 7II. Поступательное перемещение обусловлено конструкцией упругих подвесов, состоящих из упругих перемычек 8. . .11, из которых две (8, 10) расположены заодно с электропроводными поверхностями 5I, 7I первого 4 и второго 6 подвижных элементов, а две (9, 11) - заодно с электропроводными поверхностями 5II, 7II первого 4 и второго 6 подвижных элементов.

При поступательном перемещении первого подвижного элемента 4 и второго подвижного элемента 6 изменяются зазоры d1 и d2 между неподвижными электродами 13, 15 и электропроводными поверхностями 5I, 5 II, 7I, 7II, изменяются емкости конденсаторов C1 и C2 (фиг. 5). При этом происходит разбаланс мостовой схемы, и на ее выходе появляется напряжение Ua, пропорциональное измеряемому ускорению, фаза которого определяется знаком ускорения.

При ускорении a(aн<a) происходит большее относительное изменение емкостей C1, C2, чем при ускорении a(a1<aaв), так как в соответствии с выражением (1) жесткость упругого подвеса первого подвижного элемента 4 такова, что зазор d1 между неподвижными электродами 13, 15 и электропроводными поверхностями 5I, 5II изменяется быстрее, чем зазор d2 между неподвижными электродами 13, 15 и электропроводными поверхностями 7I, 7II при выполнении жесткости упругого подвеса второго подвижного элемента 6 в соответствии с выражением (2).

При ускорении a(a1<aaв) изменение зазора d1 заканчивается и происходит изменение только зазора d2. Поэтому относительное изменение емкостей конденсаторов C1, C2 уменьшается.

Это означает, что в нижнем диапазоне измеряемых ускорений aн<aa1 посредством акселерометра обеспечивается большая разрешающая способность измерений, чем в верхнем диапазоне измеряемых ускорений a1<a aв.

При выполнении акселерометра в соответствии с фиг. 4
m1=m2=m, (3)
d1=d2=d3. (4)
Тогда при подстановке (3), (4), в (1), (2) получается


Отсюда

Так как a1<a, то жесткость 1 упругого подвеса первого подвижного элемента 4 выполнена меньше жесткости 2 упругого подвеса второго подвижного элемента 6 (1 < 2).
Поэтому при наличии измеряемого ускорения вплоть до верхнего предела aв происходит перемещение первого подвижного элемента 4 на величину, равную зазору d3, и перемещение второго подвижного элемента 6 в пределах зазора d3.

Источники информации
1. Патент Великобритании N 2162317, кл. G 01 P 15/13. Акселерометр. 1986 г.

2. Патент РФ N 2083989, кл. G 01 P 15/09. Акселерометр (прототип). 1997 г.


Формула изобретения

1. Акселерометр, содержащий корпус, первую пластину из монокристаллического материала, в которой образованы неподвижная часть, первый и второй подвижные элементы, две противоположные поверхности каждого из которых выполнены электропроводными, и упругие подвесы, соединяющие подвижные элементы с неподвижной частью и имеющие степень свободы линейного перемещения в направлении, перпендикулярном электропроводным поверхностям подвижных элементов, при этом первая пластина расположена между второй и третьей пластинами с образованием зазоров между электропроводными поверхностями подвижных элементов и второй и третьей пластинами, на которых размещены неподвижные электроды дифференциального емкостного преобразователя, подвижными электродами которого являются электропроводные поверхности подвижных элементов, отличающийся тем, что упругие подвесы подвижных элементов выполнены с жесткостями 1 и 2 в направлении, перпендикулярным электропроводным поверхностям подвижных элементов, определяемыми соотношениями

где m1 m2 - массы первого и второго подвижных элементов;
d1 d2 - зазоры между каждым из неподвижных электродов и близлежащими электропроводными поверхностями первого и второго подвижных элементов;
a1 - величина ускорений в диапазоне измеряемых ускорений, aн < a1 < aв;
aв, aн - верхний и нижний пределы диапазона измеряемых ускорений.

2. Акселерометр по п.1, отличающийся тем, что первый и второй подвижные элементы имеют равные массы.

3. Акселерометр по п. 1 или 2, отличающийся тем, что зазоры между неподвижными электродами и электропроводными поверхностями первого и второго подвижных элементов выполнены равными.

4. Акселерометр по п.1, отличающийся тем, что первая, вторая и третья пластины выполнены из одного монокристаллического материала, например кремния.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами измерения линейных ускорений подвижных объектов: самолетов, ракет, космических аппаратов и других транспортных средств

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к преобразователям линейного ускорения с дискретным выходным сигналом

Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части, которая занимается вопросами измерения линейных ускорений подвижных объектов: самолетов, ракет, космических аппаратов и других транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено в конструкциях низкочастотных линейных компенсационных акселерометров и датчиков угловых перемещений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в маятниковых акселерометрах для измерения ускорения при движении различных объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах автоматического управления движением объектов различного назначения

Изобретение относится к измерительной технике и может найти широкое применение для измерения параметров движения объектов

Изобретение относится к линейным акселерометрам, предназначенным для измерения больших ускорений

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может найти применение в устройствах измерения параметров движения объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения перемещения измерительного центра инерционной массы чувствительного элемента приборов, в которых используется магнитный или электростатический подвес тела

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к линейным осевым акселерометрам, предназначенным для применения в навигационных системах летательных аппаратов, морских судов и на транспорте

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах диагностирования промышленных роботов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения ускорения подвижных объектов

Изобретение относится к области измерительной техники и микросистемной техники, а более конкретно к интегральным измерительным элементам величин угловой скорости и ускорения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при изготовлении интегральных акселерометров. Чувствительный элемент интегрального акселерометра выполнен из проводящего монокристаллического кремния и содержит маятник 3, соединенный с помощью упругих подвесов 2 с каркасной рамкой 1, обкладки 4, соединенные с каркасной рамкой 1 через площадки 6, расположенные на каркасной рамке 1. На обкладках 4 выполнены выемки 7 в местах соединения с площадками 6, расположенными на каркасной рамке 1. На поверхностях выемок 7 и площадок 6 сформированы последовательно слои диэлектрика 10 и металла 11 для улучшения качества соединения. Дифференциальный конденсатор, необходимый для функционирования интегрального акселерометра, образован проводящей поверхностью кремниевого проводящего маятника 3 и металла 11, нанесенного на обкладки 4 со стороны маятника 3 с образованием емкостного зазора 5. Техническим результатом является улучшение метрологических характеристик путем усовершенствования конструкции чувствительного элемента интегрального акселерометра. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для измерения линейных ускорений и может быть использовано для одновременного измерения ускорений вдоль трех взаимно перпендикулярных осей. Сущность: акселерометр содержит инерционную массу (1), которая закреплена во внутренней раме (2) с помощью торсионов (3- 6). Торсионы (3-6) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний инерционной массы (1) вдоль оси Х. На инерционной массе (1) закреплены подвижные электроды (7, 8) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. На внутренней раме (2) закреплены подвижные электроды (9, 10) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Внутренняя рама (2) закреплена во внешней раме (11) с помощью торсионов (12-15). Торсионы (12-15) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний внутренней рамы (2) вдоль оси Y. Внешняя рама (11) закреплена в корпусе (16) с помощью торсионов (17-20). Торсионы (17-20) размещены в микромеханическом акселерометре с возможностью совершения поступательных колебаний внешней рамы (11) вдоль оси Z. На внешней раме (11) закреплены подвижные электроды (21, 22) датчика перемещения. Корпус (16) закреплен на подложке (23), на которой закреплены неподвижные электроды (24, 25) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Неподвижные электроды (24, 25) образуют конденсаторы с подвижными электродами (7, 8) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения инерционной массы (1) относительно подложки (23). На подложке (23) закреплены неподвижные электроды (26, 27) датчика перемещения, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны. Неподвижные электроды (26, 27) образуют конденсаторы с подвижными электродами (9, 10) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения внутренней рамы (2) относительно подложки (23). На подложке (23) закреплены неподвижные электроды (28, 29) датчика перемещения. Неподвижные электроды (28, 29) образуют конденсаторы с подвижными электродами (21, 22) в плоскости их пластин, образуя при этом емкостной датчик перемещения внешней рамы (11) относительно подложки (23). Инерционная масса (1), внутренняя рама (2), внешняя рама (11), торсионы (3-6, 12-15, 17-20), подвижные электроды (7-10, 21, 22) датчиков перемещения расположены с зазором относительно подложки (23). Инерционная масса (1), внутренняя рама (2), внешняя рама (11), торсионы (3-6, 12-15, 17-20), подвижные электроды (7-10, 21, 22) датчиков перемещения, неподвижные электроды (24-29) датчиков перемещения, корпус (16) выполнены из полупроводникового материала, например, из монокристаллического кремния. Подложка (23) может быть изготовлена из диэлектрика, например, из боросиликатного стекла. Технический результат: возможность проведения одновременных измерений ускорений вдоль трех взаимно перпендикулярных осей X, Y, Z. 1 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для построения электронной системы преобразователя линейных ускорений. Электронная система компенсационного акселерометра содержит дифференциальный емкостный преобразователь, двухфазный генератор переменного тока, источник опорного напряжения постоянного тока, усилитель, состоящий из усилителя переменного тока, фазового детектора и усилителя постоянного тока с двумя противофазными выходами. При этом в качестве усилителя переменного тока выступает зарядовый усилитель, в качестве усилителя постоянного тока выступает интегратор с двумя противофазными выходами, а на выходе введен дополнительный усилитель постоянного тока. Технический результат заключается в повышении точности измерения ускорения за счет снижения шумов, снижения нелинейности передаточной характеристики, расширения частотного диапазона преобразования, увеличения диапазона измеряемых ускорений, снижения температурной и временной нестабильности смещения нулевого сигнала компенсационного акселерометра. 1 ил.
Наверх