Устройство для лечения заикания и других целей

 

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и предназначено для лечения заикания, для улучшения речи здоровых людей, а также для проверки или тренировки скорости реакции испытуемого. Технический результат изобретения - повышение эффективности лечения заикания при отсутствии психических мучений больного. Устройство содержит микрофон, усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, электроды, задатчик случайных чисел, блок управления, генератор звуковой частоты, динамик, генератор индикации и светодиод. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.

Индекс рубрики A 61 F 5/58 - устройства для лечения заикания.

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии.

Кроме того оно может использоваться для тестирования, тренировки скорости реакции человека.

Известны устройства для лечения заикания, которые представляют различного рода источники звука, подаваемые на органы слуха больного в моменты его речевых пауз или постоянно.

Недостатками этих устройств является их низкая эффективность, а также в некоторых случаях необходимость постоянного ношения.

Например, известно устройство для лечения заикания /авт.св.N 766595 1980 г. , кл. A 61 F 5/58/ с помощью электрической стимуляции. Данное устройство содержит звукоприемник, блок управления, блок задержки, стимулятор и электроды.

Целью изобретения является принципиально новое повышение эффективности лечения заикания при отсутствии психических мучений больного, для улучшения речи здоровых людей /например, артистов/, а также для проверки или тренировки скорости реакции человека /например, скорости реакции при стрельбе и т. д./.

Цель достигается с помощью электронного устройства.

Фиг. 1 показывает принципиальную блок схему устройства, фиг. 2 - конкретная электронная схема N 1, фиг. 3 - электронная схема N 2, фиг. 4 и 5 - общий вид устройства, фиг. 6, 7, 8 - графики работы устройства.

Устройство (фиг. 1) содержит микрофон 1, соединенный с усилителем 2 с регулируемым коэффициентом усиления, выход которого соединен с входом элемента совпадения 3; кнопка "ПУСК" 14, соединенная с входом генератора интервалов 7, с входом генератора звуковой частоты 6 и с входом триггера 15; генератор интервалов 7, выход которого соединен с входами счетчика 5, блок индикаторов 10, формирователя 11, элемента совпадения 3, элемента совпадения 16; выходы формирователя 11 и элемента совпадения 3 соединены с входом триггера 15; выходы триггера 15 соединены с входами генератора индикации 8 и элемента совпадения 16; выход генератора индикации 8 соединен со светодиодом 13; вход генератора звуковой частоты 6 соединен с выходом элемента совпадения 16, а его выходы с динамиком 12 и с электродами 17.

Вход счетчика 5 соединен с выходом генератора 9, а его выход с входом блока индикатора 10.

Элементы 3, 7, 11, 14, 15, 16 образуют блок управления 18.

Элементы 5, 9, 10 образуют задатчик случайных чисел 19.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания генератор 9 начинает генерировать импульсы переменной частоты. В т. М должен быть 0, в т. 3 - 1, в т. E - 0. Светодиод 13 не мигает, звукового сигнала на динамике 12 и напряжения на электродах 17 нет, т.к. в т.Д - 0. Генератор интервалов 7 не работает, т.к. кнопка "ПУСК" 14 не нажата. Счетчик 5 считает импульсы, поступающие с генератора 9. Индикатор 10 не горит, т.к. в т.O - ноль.

При нажатии на кнопку "ПУСК" 14 запускается генератор интервалов 7 и на его выходе появляется - 1. Счетчик 5 прекращает считать и загорается случайный индикатор 10 блока. Звуковой сигнал на 12 и напряжение на 17 отсутствует, т.к. на второй вход элемента совпадения 16 приходит - 0 с генератора интервалов 7 /т.П/. Светодиод 13 не горит, т.к. в т E - 0.

Если в то время, пока на выходе генератора интервалов 7 присутствует - 1, поступает сигнал с микрофона 1 через усилитель 2 на элемент совпадения 3, в т. B появляется - 0, а в т. E 1, и светодиод 13 начинает мигать.

Если же за необходимое время сигнал с микрофона 1 не поступит, то в конце тестового интервала времени /0, 1 - 2 с/ генератор интервалов 7 перекидывается в состояние - 0 /тт. М, Г, С/, а в т. П приходит -1. Элемент совпадения 16 срабатывает, в т. И появляется - 1 и раздается звуковой сигнал через динамик 12, на электродах 17 появляется напряжение. В это время счетчик 5 снова считает, а индикатор 10 гаснет.

Через некоторое время на выходе генератора интервалов 7 появится снова - 1 и процесс повторяется до тех пор, пока удерживается кнопка "ПУСК". После ее отпускания прибор переходит в режим как при включении питания.

Конкретная электронная схема устройства, которая работает, как описано выше, изображена на фиг. 2. Фиг. 3 показывает схему с ручным счетчиком /кнопочные выключатели/ и может применяться при занятиях с логопедом.

На фиг. 4 и 5 показан общий вид устройства. "Индикатор" на фиг. 4 - это экран 20 телевизора или компьютера, на фиг. 5 - это панель 21 с размещенными на ней логопедическими картами 22 и индикаторами 10.

Устройство работает следующим образом /см. фиг.5,6,7,8, 4, где T1 - полный период /цикл/ работы устройства на холостом ходу, т.е. при непопадании звуковых волн больного в микрофон, при этом: t1 - длительность работы "индикатора" 10, t2 - длительность первой паузы, t3- длительность оповещающего сигнала устройства /динамика и электродов/, t4 - длительность второй паузы.

Фиг. 4. Вариант 1 На экране 20 периодически появляются и исчезают изображения логопедических символов 23 /рисунки, слова, буквы и т.д./. Например, на экране появляется символ /рисунок/ 23 "метла" и через некоторое время /0,3-1 с/ символ пропадает, затем появляется другой /или тот же/ символ, который через некоторое время тоже пропадает и т.д.

Вариант 2 На экране имеются изображения нескольких логопедических карт /2,3,4, и т.д./. Интервал времени задается, например, увеличением яркости свечения одной из карт, т.е. после выключения яркости одной карты "включается" другая. Включение карт может быть упорядоченным /т.е. когда известно, какая карта будет следующей/ или случайным /когда содержание или название карты неизвестно/. Оптимальные значения интервала - 0,3 - 0,5 с /упорядоченное включение/ и 0,6 - 0,9 с /случайное включение/.

Для фиг.5 имеем тоже самое, что и для фиг. 4, но вместо экрана 20 используется панель 21 с тремя индикаторами 10 и установленными возле каждого из них логопедическими картами 22. Интервал времени задается включением одного из "индикаторов".

Во время действия интервала времени, который задается индикатором, необходимо, чтобы звуковые волны определенной характеристики /вид звуковых волн, их продолжительность, источник и т. д. / и/или определенной громкости /например, не ниже заданной/ попали в звукоприемник, например в микрофон 24. При лечении заикания задача больного успеть за определенный, ограниченный интервал времени произнести или начать произносить определенное речевое выражение /звук, букву, словосочетание и т.д./ определенной громкости, т.е. если интервал времени задан логопедической картой с изображением метлы, то больной должен успеть за данный интервал времени произнести или начать произносить слово "метла", чтобы звуковые волны попали в микрофон 24 устройства. При попадании звуковых волн в звукоприемник устройство может выдать сигнал о попадании /или непопадании/ звуковых волн в звукоприемник. Например, изображение может поменять свой цвет, яркость /индикатор/. Динамик 25 может выдать звуковой сигнал.

Сущность изобретения заключается в том, что по определенному сигналу, например после включения "индикатора", больной должен успеть за ограниченное время, например за 0,5 с, произнести определенное звуковое выражение, чтобы звуковые волны попали в микрофон. Если больному это: а/ не удается, то включается неприятный звуковой сигнал; б/ удается, то звуковой сигнал не включается.

Устройство может быть устроено таким образом, что если по истечении какого-либо интервала времени /см. фиг. 8/ в микрофон продолжают поступать звуковые волны определенной характеристики и/или громкости, то следующий интервал не задается /задерживается/. Т.е. если интервал закончился, но больной продолжает речь /например, если это большое словосочетание/, то следующий интервал может включиться только после прекращения, поступления звуковых волн в звукоприемник, т.е. T2 T3 T4 /см. фиг.8/.

Один из вариантом устройства предполагает включение следующего интервала времени сразу же после прекращения поступления звуковых волн в звукоприемник, т. е. как только больной заканчивает одно звуковое выражение /и наступает пауза/, то сразу же задается другой интервал и больному необходимо говорить снова.

Устройство может иметь устройства для регулировки: чувствительность микрофона, величины интервала времени и т.д.. Устройство крайне необходимо и здоровым людям /артистам, дикторам и т.д./ для улучшения, тренировки дикции.

Устройство может быть использовано для проверки или тренировки скорости реакции человека, например, во время стрельбы. В момент, когда задается интервал времени, необходимо сделать выстрел и "уложить" в необходимое время.

Таким образом, данное изобретение позволяет улучшать речь и эффективно лечить заикание с помощью задавания больному естественного ритма речи с теми словами, которые необходимы /а не выбраны больным, как "легкие" для произношения/ для правильного построения фраз. Данное устройство за 4 - 10 сеансов убирает страх речи на подсознательном уровне, потому что лечебный процесс проходит без психических мучений больного /т.е. без заикания/, т.к. ввиду ограниченности интервала времени больной либо говорит без заикания, либо не говорит вообще, не успевая сделать этого.

Кроме того, устройство может быть использовано для измерения или тренировки скорости реакции в различных областях человеческой деятельности.

Формула изобретения

1. Устройство электронное для лечения заикания, для улучшения речи здоровых людей, а также для проверки или тренировки скорости реакции испытуемого, содержащее блок управления, электроды, последовательно соединенные микрофон и усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, выход которого соединен со входом блока управления, отличающееся тем, что в него введены задатчик случайных чисел, генератор звуковой частоты, динамик, генератор индикации, светодиод, при этом вход задатчика случайных чисел соединен с первым выходом блока управления, входы генератора звуковой частоты соединены с вторыми выходами блока управления, вход генератора индикации соединен с третьим выходом блока управления, один выход генератора звуковой частоты соединен со входом динамика, а другой выход соединен с электродами, выход генератора индикации соединен со светодиодом.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что задатчик случайных чисел состоит из последовательно соединенных генератора, счетчика, блока индикаторов, а блок управления содержит кнопку "Пуск", генератор интервалов, формирователь, два элемента совпадения, триггер, при этом кнопка "Пуск" соединена с управляющими входами генератора интервалов и генератора звуковой частоты и с первым входом триггера, выходы генератора интервалов соединены соответственно со входом счетчика, со входом блока индикаторов, со входом формирователя, с первым входом первого элемента совпадения, с первым входом второго элемента совпадения, второй вход первого элемента совпадения соединен с выходом усилителя с регулируемым коэффициентом усиления, второй вход триггера соединен с выходом первого элемента совпадения, первый вход триггера - с выходом формирователя, а выходы триггера соединены с вторым входом второго элемента совпадения и с входом генератора индикации соответственно.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что тестовый интервал времени включения блока индикаторов лежит в пределах 0,1 - 1,0 с.

4. Устройство по пп.1 - 3, отличающееся тем, что счетчик представляет собой один или несколько ручных включателей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации речевых способностей при заикании

Изобретение относится к медицине, точнее, к психофизиологическим методам лечения, и может найти применение при коррекции нарушений речи различной этиологии

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в логопедической практике

Изобретение относится к области медицины и медицинской педагогики и может быть использовано при профилактике и лечении заикания, при профотборе и массовых обследованиях организованных коллективов

Изобретение относится к логопедической технике и предназначено для использования при реабилитации заикания

Изобретение относится к области медицины и предназначено для устранения заикания, коррекции речи и слуха, возникших вследствие ранений и травм головного мозга
Изобретение относится к области медицины

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и может найти применение при профилактике и лечении заикания

Изобретение относится к медицине, а более конкретно к логопедии, и может быть использовано при лечении заикания, логоневрозов и нестабильного функционирования нервных речевых центров

Изобретение относится к медицине, в частности к коррекции речи, и может быть использовано для коррекции речи у детей с небно-глоточной недостаточностью

Изобретение относится к области развлечений, логопедии и предназначено для тренировки голосового аппарата

Изобретение относится к медицине, а именно к немедикаментозным способам активации речевых функций головного мозга. Регистрируют сигналы мозга. Измеряют их длительность. Устанавливают для этой длительности колебания соответствующий вербальный стимул и воздействуют им на пациента. Затем измеряют длительность очередного текущего колебания через интервал времени, не меньший максимальной длительности используемых вербальных стимулов, и воздействуют на пациента вербальным стимулом, соответствующим этому текущему колебанию. В другом варианте реализации способа измеряют длительность текущего колебания, устанавливают для этой длительности соответствующий вербальный и согласованный с ним по смыслу визуальный стимулы. Воздействуют ими на пациента. Затем измеряют длительность очередного текущего колебания через интервал времени, не меньший максимальной длительности используемых вербальных стимулов, и воздействуют на пациента вербальным и согласованным с ним по смыслу визуальным стимулами, соответствующими этому текущему колебанию. Изобретение позволяет ускорить процесс речевого развития детей. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к дефектологии. Устанавливают контакт с пациентом и настраивают его на преодоление речевого расстройства, погружают пациента в полное молчание, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу. Проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н., массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, аутотренинг с вживанием пациента в образ нормально разговаривающего человека. Осуществляют развитие фразовой речи и чтение вслух. Проводят социальную адаптацию. При этом аутотренинг проводят по методу Сытина Г.Н., выполняют физические упражнения на концентрацию внимания и воли, произносят «про себя» установки на формирование навыков нормальной речи. Перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями принимают по 8 глотков сырой теплой воды с добавлением 3 капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и 0,05-0,10 г пищевой соли на язык. Проводят профилактику и избавление от табакокурения и потребление алкоголя. Ведут дневник. Отрабатывают речевой голос. Развивают фразовую речь с применением рече-слухового волновода. Способ расширяет арсенал средств для коррекции заикания. 1 ил., 4 пр.
Наверх