Способ приготовления полимерно-битумного вяжущего

 

Описывается способ приготовления полимерно-битумного вяжущего, включающий введение в нагретый до 165 - 175oС битум термоэластопласта, пластификатора, перемешивание. Вяжущее дополнительно содержит азотсодержащее пoвepxнocтнo-активное вещество в количестве 0,5-2,0% от массы битума при следующей последовательности приготовления вяжущего: азотсодержащее поверхностно-активное вещество вводят в битум или, если оно является твердым, полутвердым или пастообразным, то его смешивают с частью пластификатора до получения жидкой смеси и в таком виде вводят в битум, затем осуществляют введение термоэластопласта в гранулированном виде с последующим перемешиванием, после чего вводят пластификатор или оставшуюся его часть и перемешивают до однородного состояния. Технический результат - снижение температуры, уменьшение времени приготовления ПБВ и улучшение его качества, а также облегчение процесса введения твердых, полутвердых и пастообразных ПАВ в битум. 2 табл.

Использование: получение строительных материалов. Сущность изобретения: способ приготовления полимерно-битумного вяжущего включает введение в битум термоэластопласта, пластификатора, перемешивание, при этом вяжущее дополнительно содержит азотсодержащее поверхностно-активное вещество в количестве 0,5 - 2,0% от массы битума при следующей последовательности приготовления вяжущего: азотсодержащее поверхностно-активное вещество вводят в битум, нагретый до 165-175oC, или, если оно является твердым, полутвердым или пастообразным, то смешивают с частью пластификатора до получения жидкой смеси и в таком виде вводят в битум, затем осуществляют введение термоэластопласта в гранулированном виде с последующим перемешиванием, после чего вводят пластификатор или оставшуюся его часть и перемешивают до однородного состояния.

Изобретение относится к области получения строительных материалов, а именно к приготовлению полимерно-битумных вяжущих.

Известен способ повышения физико-механических свойств дорожного битума путем введения нагретых до 80-200oC дивинилстирольных блок-полимеров общей формулы (C8H8)n - (C4H6)n - (C8H8)n в количестве 0,1 - 10% от массы битума в виде 5-25%-ного раствора в легких растворителях (SU, авторское свидетельство, 272881, кл. C 08 L 95/00, 1968 г.), относящихся к полимерам класса термоэластопластов, которые выпускаются в России на Воронежском заводе синтетического каучука (АО ПФК "Синтезкаучук") под марками ДСТ-30Р-01 и ДСТ-30-01, а за рубежом фирмами "Шелл" под марками Карифлекс ТР 1184 и Кратон 1101; "Петрофина" - Финапрен 411: "Эникем" - Европрен Сол-Т-161.

ПБВ можно получить введением небольшого количества ДСТ в маловязкие и жидкие битумы: крошку ДСТ подают в битумные котлы и перемешивают до однородного состояния при максимальной рабочей температуре исходного битума (Методические рекомендации по применению полимерно-битумного вяжущего (на основе ДСТ) при строительстве дорожных, мостовых и аэродромных покрытий.- М. : СоюздоpHИИ, 1988. -С. 5.1 В качестве интенсивного перемешивающего устройства может применяться переоборудованный диспергатор от окислительных установок с рабочим органом турбинного типа, насос- смеситель, мешалка с рабочим органом пропеллерного типа (Порадек С. В. Как получить высокое качество ПБВ и КОВ при модифицировании битума полимерами // Автомобильные дороги: Информационный сборник. / Информавтодор.- 1997. - Вып. 4. - С. 75-76.) ПБВ на вязких битумах получают также смешением гранулированного полимера класса термоэластопластов с битумом на установке, основным агрегатом которой является коллоидная мельница (Панькин С., Геймор В. Шаг в будущее // Автомобильные дороги. - 1998 г.- N 4.- С. 34).

Наиболее близким к предлагаемому является получение ПБВ путем перемешивания битума с полимером на установке ЦНКБ (Иванов О.Н., Киселев Д.С., Токарева С.Л., Брянская Э.А. Конверсионные оборудование и технология - для улучшения качества дорожных покрытий // Автомобильные дороги. - 1998 г. -N8.- С. 65).

Процесс перемешивания компонентов ПБВ происходит в двух смесителях, имеющих планетарные перемешивающие устройства; две битумные насосные станции обеспечивают дополнительную циркуляцию рабочей массы в процессе перемешивания.

Целью изобретения является снижение температуры, уменьшение времени приготовления ПБВ и улучшение его качества, а также облегчение процесса введения твердых, полутвердых и пастообразных ПАВ в битум.

Поставленная цель достигается тем, что в битум при температуре 165-175oC перед введением полимера добавляется азотсодержащее ПАВ. Если ПАВ находится при комнатной температуре в твердом, полутвердой или пастообразном состоянии, то его растворяют жидким пластификатором: топочным мазутом, сланцевым маслом, гудроном, индустриальным маслом (Порадек С.В. Как получить высокое качество ПБВ и КОВ при модифицировании битума полимерами // Автомобильные дороги: Информационный сборник. / Информавтодор. - 1997. - Вып. 4. - С.74 /. Под азотсодержащими подразумеваются ПАВ, улучшающие сцепление битума с кислыми горными породами, в составе которых содержатся амиды, амины, диамины, полиамины, четвертичные аммониевые основания, амидоамины, имидазолины и их производные, а также смеси этих соединений и т.п. Например, БП-3 по ТУ 38201170-74 (амидоамины), ПАБ-1 по ТУ 301-02-147-91 (полиаминоамиды и имидазолины), "Амдор" по ТУ 0257-003-35475596-96 (алкиламины и амидоамины), "Дорос-АП" по ТУ 5732-002-33452160-97 (амидоамины), кодид по а. с. 216892 (амиды и эфироамиды): камид по а.с. 216892 (амины, соли аминов, амиды жирных кислот), "Пеназолин" по ТУ-38-40753-75 (имидазолины), "Бикор" по ТУ 38.507-63-0218-91 (имидазолины).

Для приготовления ПБВ на установке ЦНКБ использовался битум марки БНД 60/90. В качестве термопластичного полимера применяли дивинилстирольный термоэластопласт ДСТ-30-01. Для доведения готового ПБВ до требуемой марки и растворения полутвердого ПАВ использовали индустриальное масло И20. В качестве азотсодержащих ПАВ применяли жидкое ПАВ Дорос-АП2 и полутвердое ПАВ "Амдор-9".

Показатели качества ПБВ определяли в соответствии с требованиями ТУ 35 1669-88 и ОСТ 218.010-98.

Пример 1. Приготовление ПБВ без ПАВ производилось в следующей технологической последовательности. В смеситель закачивали 1800 кг исходного битума при температуре 175oC, затем через загрузочный патрубок вводилось 62 кг гранулированного ДСТ, через 30 мин перемешивания загружали 110 кг индустриального масла. Перемешивание до однородного состояния составляло 2 ч от начала загрузки ДСТ в смеситель.

Приготовление ПБВ с ПАВ "Дорос-АП" осуществлялось следующим образом. В смеситель закачивали исходный битум (1800 кг) при температуре 170oC, затем через патрубок вводилось 27 кг ПАВ (1.5% от массы исходного битума); перемешивание ПАВ с битумом продолжалось 2 мин. Затем загружали 62 кг гранулированного ДСТ и после 30 мин перемешивания вводилось индустриальное масло в количестве 110 кг. Растворение ДСТ в битуме, т.е. однородное состояние ПБВ достигалось через 1,5 ч от момента введения ДСТ в смеситель.

Результаты испытаний ПБВ с ПАВ "Дорос-АП" и без ПАВ представлены в таблице 1.

Таким образом, введение ПАВ "Дорос-АП" в количестве 1,5% от массы битума позволило уменьшить температуру исходного битума на 5oC, сократить время приготовления ПБВ на 25% (30 мин) и, как видно из таблицы 1, улучшило сцепление ПБВ с кислыми горными породами до контрольного образца N 1.

Пример 2. Приготовление ПБВ без ПАВ производилось как в примере 1.

Приготовление ПБВ с ПАВ " Амдор-9" осуществлялось следующим образом. В смеситель закачивали исходный битум (1800 кг) при температуре 170oC. 18 кг полутвердого ПАВ "Амдор-9", что составляло 1,0% от массы битума, перед введением в смеситель растворялось в 5 кг индустриального масла. Перемешивание ПАВ с битумом продолжалось 2 мин. Затем загружали 62 кг гранулированного ДСТ и после 30 мин перемешивания вводилось индустриальное масло в количестве 105 кг. Растворение ДСТ в битуме, т.е. однородность ПБВ, достигалось через 1,5 ч с момента введения ДСТ в смеситель.

Результаты испытаний ПБВ с ПАВ "Амдор-9" и без ПАВ представлены в таблице 2.

Таким образом, введение ПАВ "Амдор-9" в количестве 1,0% от массы битума позволило уменьшить температуру исходного битума на 5oC, сократить время приготовления ПБВ на 25% (30 мин) и улучшить сцепление ПБВ с кислыми горными породами до контрольного образца N 1, а предварительное растворение полутвердого ПАВ в индустриальном масле позволило облегчить процесс введения ПАВ в битум.

Введение азотсодержащих ПАВ в битум изменяет растворяющую способность углеводородной дисперсионной среды дисперсной битумной системы, что способствует лучшему растворению полимеров в битуме.

Формула изобретения

Способ приготовления полимерно-битумного вяжущего, включающий введение в битум термоэластопласта, пластификатора, перемешивание, отличающийся тем, что вяжущее дополнительно содержит азотсодержащее поверхностно-активное вещество в количестве 0,5 - 2,0% от массы битума при следующей последовательности приготовления вяжущего: азотсодержащее поверхностно-активное вещество вводят в битум, нагретый до 165 - 175oС, или, если оно является твердым, полутвердым или пастообразным, то его смешивают с частью пластификатора до получения жидкой смеси и в таком виде вводят в битум, затем осуществляют введение термоэластопласта в гранулированном виде с последующим перемешиванием, после чего вводят пластификатор или оставшуюся его часть и перемешивают до однородного состояния.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.01.2006        БИ: 03/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к материалам для ремонта дорожного покрытия, преимущественно для получения вяжущего для производства холодных органо-минеральных смесей

Изобретение относится к приготовлению модифицированных битумов и может быть использовано в дорожном и промышленном строительстве, а также в производстве строительных материалов

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах

Изобретение относится к утилизации строительных материалов, а именно к способам переработки состарившихся и бракованных битумных рулонных материалов

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства поверхностной обработки и приготовления холодных смесей

Изобретение относится к строительной промышленности, в частности к способу получения кровельного эластичного материала, и может быть использовано в производстве строительных материалов

Изобретение относится к гидроизоляционным материалам, а именно к мастичным герметикам, предназначенным для заделки швов, мест примыканий горизонтальных и вертикальных элементов конструкций стыков наружных стеновых панелей, дверных блоков, перекрытий

Изобретение относится к способу получения битумополимерных композиций, используемых при строительстве дорог, кровель, гидроизоляций и герметиков

Изобретение относится к битумным покровно-пропиточным композициям, преимущественно для производства рулонных кровельных материалов типа "гидростеклоизол"

Изобретение относится к блок-сополимерной композиции, отверждаемой ультрафиолетовым излучением (далее - УФ-отверждаемая блок-сополимерная композиция)
Изобретение относится к эластозолям, к способу получения таких эластозолей, к способу использования этих эластозолей и к продуктам, производным от них

Изобретение относится к переработке резины для получения строительных материалов

Изобретение относится к материалам для строительства, а именно к битумным вяжущим для дорожных покрытий, и может быть использовано в автодорожном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляции и герметичных швов

Изобретение относится к композициям на основе бутадиен-стирольного блок-сополимера и предназначено для изготовления деталей для низа обуви

Изобретение относится к получению битумных композиций для дорожного строительства, кровельных материалов и гидроизоляции

Изобретение относится к строительным материалам, предназначенным для защиты свежеуложенного бетона от высыхания, и может быть использовано в дорожном и мелиоративном строительстве
Наверх