Сигнальный буй

 

Изобретение относится к области средств обозначения затонувших объектов, а именно к сигнальным буям, выпускаемым из аварийной подводной лодки. Сигнальный буй представляет собой полый поплавок, оборудованный отсеками со световой сигнализацией и средством связи. Поплавок изготовлен из эластичной ткани с травяще-предохранительным клапаном. Верхняя оболочка светового отсека выполнена из прозрачного эластичного материала, а сам отсек заполнен одним из компонентов хемилюминесцентного раствора, внутри которого размещена капсула с другим компонентом этого раствора, причем капсула выполнена в виде двух полых цилиндров, герметично вставленных один в другой. К наружным днищам цилиндров прикреплены тросики, противоположные концы которых закреплены на периметре днища светового отсека. В грузовом отсеке расположены радиосигнальное устройство, баллон со сжатым воздухом и легочным автоматом. Такое выполнение буя обеспечивает снижение его массогабаритных характеристик. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области средств обозначения затонувших объектов, а именно к сигнальным буям, выпускаемым из аварийной подводной лодки (ПЛ). Может быть использовано на ПЛ в качестве сигнального буя, хранящегося в отсеках-убежищах.

Известен сигнальный ярко окрашенный буй, содержащий оболочку, контейнер, баллон со сжатым воздухом, клапан, буйреп и вьюшку [Патент США N 5199374, B 63 B 22/12, 1993 г]. Такой буй сбрасывается с самолета в районе аварии, автоматически наполняется воздухом и остается в районе постановки в качестве буя-отметчика (маркера).

Недостатком этого буя является невозможность его выпуска из аварийной ПЛ в условиях повышенного давления окружающей среды.

Известно сигнальное устройство для освещения отсеков аварийной ПЛ [Патент СССР N 1787235 A3, F 21 V 9/16, 1993 г], основанное на смешении 2-х компонентов хемилюминесцентного раствора.

Недостатком такого устройства является невозможность его выпуска на поверхность из аварийной ПЛ.

Наиболее близким по достигаемому результату является сигнальный буй, представляющий собой полый поплавок, оборудованный отсеками со световой сигнализацией и средством связи [Прасолов С.Н., Амитин М.Б. Устройство подводных лодок, М.: МО, 1973, с. 207-208]. Прочность жесткого корпуса буя рассчитана на предельную глубину погружения. Трос-кабель связывает буй с ПЛ и подает питание к сигнальной электролампе и телефону. Электролампа защищена от внешнего воздействия прозрачным прочным колпаком. Указанный буй является штатной конструкцией ПЛ, находится в специальной выгородке легкого корпуса и отдается с помощью привода из отсека подводной лодки.

Недостатками такого буя являются его громоздкость и невозможность использования при обрыве трос-кабеля, кроме того, в аварийных случаях часто имеет место невыход буя на поверхность из-за повреждений легкого корпуса.

Задачей данного изобретения является повышение надежности связи ПЛ с поверхностью, уменьшение массогабаритных характеристик и возможность выпуска буя из отсеков ПЛ через любое шлюзовое устройство.

Поставленная задача достигается тем, что в сигнальном буе, представляющем собой полый поплавок, оборудованный отсеками со световой сигнализацией и средствами связи. Согласно изобретению, поплавок изготовлен из эластичной ткани с травяще-предохранительным клапаном, а верхняя оболочка светового отсека выполнена из прозрачного эластичного материала, при этом сам отсек заполнен одним из компонентов хемилюминесцентного раствора, внутри которого размещена капсула с другим компонентом этого раствора, причем капсула выполнена в виде двух полых цилиндров, герметично вставленных один в другой, а к их наружным днищам прикреплены тросики, противоположные концы которых закреплены на периметре светового отсека.

Кроме того, в сигнальном буе один из цилиндров капсулы имеет в боковой поверхности вблизи днища радиальные отверстия.

В нижнем грузовом отсеке сигнального буя расположены радиосигнальное устройство, баллон со сжатым воздухом и легочный автомат.

Техническим результатом, который получается при осуществлении предлагаемого изобретения, является возможность его выпуска из любого шлюзового устройства ПЛ, уменьшение массогабаритных характеристик сигнального буя и повышение его надежности.

Сигнальный буй показан схематично на фиг. 1, где А - исходное положение буя, Б - рабочее положение буя.

Сигнальный буй состоит из корпуса-поплавка 1, выполненного из эластичной газо- и водонепроницаемой ткани, светового отсека 2 и грузового отсека 3. Световой отсек 2 ограничен верхней прозрачной эластичной оболочкой 4 и верхней частью корпуса-поплавка 5. Световой отсек 2 заполнен одним из компонентов хемилюминесцентного раствора 6. Внутри отсека 2 размещена капсула, выполненная в виде двух полых цилиндров 7 и 8, герметично вставленных один в другой. В боковой поверхности цилиндра 7 вблизи днища расположены радиальные отверстия 9, которые герметично перекрываются цилиндром 8, когда в него вставлен цилиндр 7. Внутри капсулы, образуемой цилиндрами 7 и 8, находится второй компонент хемилюминесцентного раствора 10. К наружным днищам цилиндров 7 и 8 прикреплены концы тросиков 11 и 12, противоположные концы которых закреплены на периметре днища светового отсека 2. В исходном положении (А) тросики 11 и 12 ослаблены, а в рабочем положении (Б) (корпус-поплавок полностью раздут) - натягиваются и разъединяют цилиндры 7 и 8. Нижний грузовой отсек 3 ограничен эластичными днищами поплавка и отсека 13 и 14 соответственно. Днище 14 имеет отверстие в виде апендикса 15, герметизированное жгутом 16. Внутри отсека 3 расположены радиосигнальное устройство 17 с антенной 18, а также контейнер для размещения донесений 19 и баллон 20 со сжатым воздухом. На корпусе 1 размещены травяще-предохранительный клапан 21 и легочный автомат 22, который соединен шлангом 23 с баллоном 20. Для обеспечения надува корпуса-поплавка от стационарной воздушной системы ПЛ может быть использован шланг 24 с разъемом 25.

Сигнальный буй работает следующим образом.

В исходном (в сложенном, не надутом) состоянии (положение А) сигнальный буй хранится в отсеках ПЛ на штатных местах. В аварийной ситуации, когда требуется обозначить место аварии, буй снимается со штатного места и через отверстие 15 грузового отсека 3 в контейнер 19 вкладываются донесение с координатами места аварии и информация о состоянии ПЛ. Затем открывается вентиль баллона 20 и включается радиосигнальное устройство 17. После чего отверстие 15 герметизируется жгутом 16. Подготовленный буй закладывается в одно из шлюзовых устройств ПЛ (например, спасательный люк). Шлюзовое устройство заполняется забортной водой, после чего начинается выравнивание давления внутри шлюзового устройства с забортным, при этом давление в шлюзовом устройстве воздействует на мембрану легочного автомата 22, который автоматически наполняет внутреннюю полость корпуса 1 воздухом. По мере наполнения буя воздухом до рабочего состояния (положение Б) нижнее эластичное днище 5 светового отсека 2 распрямляется и натягивает тросики 11 и 12, которые сдвигают цилиндры 7 и 8 относительно друг друга. При этом открываются радиальные отверстия 9 цилиндра 7 и вследствие образовавшегося в капсуле разряжения происходит засасывание раствора 6 внутрь капсулы. В момент достижения рабочего состояния буя цилиндры 7 и 8 полностью выходят из зацепления и компонент хемилюминесцентного раствора 10 выливается из капсулы и перемешивается с раствором 6. Наличие радиальных отверстий 9 цилиндра 7 обеспечивает качественное перемешивание компонентов хемилюминесцентного раствора, что приводит к интенсивному свечению. После выравнивания давления в шлюзовом устройстве с забортным открывается наружная крышка этого устройства и сигнальный буй за счет положительной плавучести начинает всплывать. По мере всплытия на поверхность избыток воздуха вытравливается в воду через травяще-предохранительный клапан 21. После выхода на поверхность клапан 21 автоматически закрывается и поддерживает заданный объем буя.

При использовании в качестве шлюзового устройства спасательных люков, оборудованных средствами поддува от стационарной воздушной системы, наполнение буя воздухом осуществляется через шланг 24 и шланговый разъем 25, который автоматически разъединяется за счет положительной плавучести буя в момент выхода из шлюзового устройства. На поверхности световой отсек 2 буя обеспечивает видимость на большие расстояния, а радиосигналы от устройства 17, излучаемые антенной 18, позволяют обнаружить буй в условиях плохой видимости. При обнаружении буя координаты места аварии ПЛ определяются по данным донесения в контейнере 19.

За базовый объект принимается сигнальный буй (прототип). По сравнению с базовым предлагаемый буй может быть выпущен из любого шлюзового устройства ПЛ. Он может служить как резервным, так и основным средством связи аварийной ПЛ с поверхностью. Повышается надежность связи ПЛ с надводными силами и средствами спасения. Значительно уменьшаются массогабаритные характеристики буя как средства спасения. Он может храниться непосредственно в отсеках ПЛ.

Сигнальный буй по состоянию на 1996 год находится на стадии создания макетного образца.

Формула изобретения

1. Сигнальный буй, представляющий собой полый поплавок, оборудованный отсеками со световой сигнализацией и средством связи, отличающийся тем, что поплавок изготовлен из эластичной ткани с травяще-предохранительным клапаном, верхняя оболочка светового отсека выполнена из прозрачного эластичного материала, при этом сам отсек заполнен одним из компонентов хемилюминесцентного раствора, внутри которого размещена капсула с другим компонентом этого раствора, причем капсула выполнена в виде двух полых цилиндров, герметично вставленных один в другой, а к их наружным днищам прикреплены тросики, противоположные концы которых закреплены на периметре днища светового отсека.

2. Сигнальный буй по п.1, отличающийся тем, что один из цилиндров имеет в боковой поверхности вблизи днища радиальные отверстия.

3. Сигнальный буй по п.1, отличающийся тем, что в нижнем грузовом отсеке расположены радиосигнальное устройство, баллон со сжатым воздухом и легочным автоматом.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Веха // 557956

Изобретение относится к речным и морским навигационным плавучим знакам

Изобретение относится к поиску и спасению аварийных подводных объектов и может быть использовано при создании технических систем обнаружения аварийного подводного объекта, лежащего на грунте, а также для создания средств спасения и оказания помощи экипажу и пассажирам аварийного подводного объекта

Изобретение относится к подводной технике, а именно к устройствам, предназначенным для подъема затонувших объектов

Изобретение относится к средствам оповещения подводной лодки (ПЛ) об аварии, которые она выбрасывает из глубины

Изобретение относится к устройствам для обнаружения и спасения затонувшего объекта или для идентификации объекта, временно находящегося под водой, а именно к таким устройствам, которые прикреплены к самим объектам или к их снаряжению

Изобретение относится к области акустики, в частности к излучению гидроакустических кодированных и широкополосных сигналов управления

Изобретение относится к техническим средствам для обследования рельефа дна акваторий и обнаружения подводных препятствий, а именно к жестким тралам

Изобретение относится к средствам оповещения об аварии, которые подводная лодка выбрасывает из глубины, а надводный корабль, судно сбрасывает за борт для передачи через систему глобальной спутниковой связи по системе КОСПАС-САРСАТ краткого кодированного сообщения

Изобретение относится к области спасательной техники, в частности к спасательным устройствам, обеспечивающим самостоятельный выход экипажа в спасательном снаряжении подводника по буйрепу из аварийной подводной лодки

Изобретение относится к морской технике и касается отстрела выбрасываемых сигнальных устройств, указывающих место аварии

Изобретение относится к области проведения обследования необитаемым подводным аппаратом затонувших объектов в ситуация, когда в районе работ имеется сильное течение. Способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении включает удержание необитаемого подводного аппарата вблизи грунта за искусственную опору. К якорю маломерного судна крепят трос, вокруг него заводят скользящую петлю из прочного материала и соединяют ее коротким стропом с корпусом спускаемого подводного аппарата. Трос якоря на судне выбирают втугую (на «панер»). Обеспечивается поиск и обследование затонувшего объекта под водой в условиях сильного течения без использования водолазов. 1 ил.
Наверх