Запорно-пломбировочное устройство

 

Запорно-пломбировочное устройство имеет увеличенную надежность запирания и упрощенную конструкцию и содержит корпус с входным и выходным центральными отверстиями и полостью, размещаемый внутри полости при запирании и пломбировании запорный элемент, стопор, выполненный из отдельных элементов, располагаемых по периметру рабочего пространства, образованного для ввода запорного элемента, и взаимодействующих с запорным элементом и корпусом. Оно имеет фиксирующий элемент, удерживающий элементы стопора по периметру, элементы стопора располагают в поперечном сечении на части периметра рабочего пространства, например на угле около 270°, а фиксирующий элемент расположен внутри рабочего пространства и выполнен в виде выталкиваемого из корпуса конусным концом запорного элемента укороченного валика-имитатора запорного элемента. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания и пломбирования различных стационарных и подвижных объектов и модулей с товарно-материальными ценностями (склады, вагоны, контейнеры, автофургоны, цистерны и. т.д.).

Известно запорно-пломбировочное устройство (а.с. N 1650901, Мкл. E 05 B 65/14), состоящее из корпуса с отверстием, запорного элемента, установленного подвижно и соосно отверстию корпуса и состоящего из втулки с центральным стержнем под ключ, стопора, расположенного на запорном элементе, выполненного в виде разрезного кольца, воздействующего одновременно на корпус и на запорный элемент при их относительном движении в процессе запирания или открывания устройства.

Основным недостатком указанного устройства являются сложность конструкции, возможность повторного его использования после несанкционированного взлома, а также возможность свободного открывания его посторонними лицами путем подбора ключей, использования скопированных с оригинала ключей и даже использования существующих ключей - в виде служебных злоупотреблений.

Известно запорно-пломбировочное устройство под названием "запор" согласно патенту N 2053570, Мкл. Е 05 В 39/02, содержащее корпус со сквозным отверстием, запорный элемент, выполненный в виде стержня с канавками и конусным концом, стопор в виде цанги, состоящей из двух отдельных элементов - лепестков цанги, сомкнутых друг с другом фиксирующим элементом - пружиной, образуя в совокупности втулку, охватывающую рабочее пространство для ввода запорного элемента между элементами стопора.

Основным недостатком этого устройства являются возможность повторного использования после несанкционированного вскрытия (взлома), например, путем вытягивания запорного элемента с силой, превосходящей расчетные характеристики устройства по усилию, возможность сокрытия факта взлома до тех пор, пока не будет распломбировано изделие и не будет проведено расследование по хищению товарно-материальных ценностей. Кроме того, устройство сложно по конструкции.

Устройство согласно патенту N 2053570, Мкл. Е 05 В 39/02 взято за прототип.

Техническим результатом изобретения является исключение возможности повторного использования запорно-пломбировочного устройства и пломбирования изделия после несанкционированного вскрытия его, увеличение надежности запирания, а также упрощение конструкции.

Техническое решение этой задачи состоит в том, что в запорно-пломбировочном устройстве, содержащем корпус с входным и выходным центральными отверстиями и полостью, размещаемый внутри полости при запирании и пломбировании запорный элемент, стопор, выполненный из отдельных элементов, располагаемых по периметру рабочего пространства, образованного для ввода запорного элемента, и взаимодействующих с запорным элементом и корпусом, фиксирующий элемент, удерживающий элементы стопора по периметру, элементы стопора располагают в поперечном сечении на части периметра рабочего пространства (например, на угле около 270o), а фиксирующий элемент расположен внутри рабочего пространства и выполнен в виде выталкиваемого из корпуса конусным концом запорного элемента укороченного валика-имитатора запорного элемента; при этом: - на вводимой в корпус части запорного элемента выполнен выступ, равный диаметру валика-имитатора, а остальная часть запорного элемента выполнена по диаметру с небольшим обнижением (например, 0,2-1,0 мм); - выступающую за корпус часть запорного элемента после полного ввода его в корпус изгибают в одной или нескольких плоскостях на угол 10-90o (или сплющивают конец); - запорный элемент выполнен в виде стержня с гладкими концами, выступающими с каждой стороны проушин изделия, застопоренных с двух сторон корпусами в сборе с валиками-имитаторами.

На фиг. 1 изображено в разрезе в момент начала процесса стопорения запорно-пломбировочное устройство с запорным элементом, выполненным в виде троса с защемленным в корпусе одним концом (на фиг.1 элемент защемления не изображен в данной проекции), на фиг. 2 дано поперечное сечение А-А фиг. 1 по стопорным элементам, на фиг. 3 изображено сечение А-А фиг. 1 - вариант устройства со стопорными элементами, выполненными в виде пластин, на фиг. 4 показано запорно-пломбировочное устройство с запорным элементом в виде стержня в промежуточный момент процесса стопорения, на фиг. 5 изображено запорно-пломбировочное устройство с запорным элементом, снабженным выступом и одновременно с загнутым концом, обеспечивающими дополнительное стопорящее сопротивление вытягиванию запорного элемента из корпуса, на фиг. 6 изображено запорно-пломбировочное устройство с запорным элементом с гладкими концами по обе стороны от проушин изделия, застопоренных с двух сторон корпусами в сборе с валиками-имитаторами (на фиг.6 валики-имитаторы не показаны, так как в окончательно застопоренном устройстве они выпадают из корпусов).

Запорно-пломбировочное устройство состоит из корпуса 1, выполненного в виде стакана с коническим отверстием 2, и завальцованной в корпус при помощи предварительно выполненной в корпусе кольцевой проточки 3 крышки 4. На дне стакана корпуса выполнено входное центральное отверстие 5, а на крышке 4 - выходное центральное отверстие 6 для пропускания через корпус запорного элемента 7, выполненного в виде троса (фиг. 1) либо в виде стержня (фиг. 4, 5, 6), Внутри полости корпуса 1 установлен с базировкой по отверстиям 5 и 6 фиксирующий элемент 8, занимающий рабочее пространство запорного элемента 7 и выполненный в виде выталкиваемого из корпуса конусным концом запорного элемента 7 укороченного валика-имитатора запорного элемента. По периметру рабочего пространства, занятого валиком-имитатором, расположен стопор, выполненный в виде отдельных элементов 9, охватывающих валик-имитатор 8 на части периметра (например, на угле около 270o).

Все элементы 9 стопора прижимаются торцами к конической поверхности 2 корпуса 1 при помощи пружины 10. Угол конуса является самотормозящим (12o и менее). Диаметр d валика-имитатора 8 равен диаметру d запорного элемента 7. Валик- имитатор 8 изготавливают из любого дешевого материала, в том числе из отходов. Запорный элемент 7 из троса (фиг. 1) заделывается неподвижно к корпусу известным способом (на фиг. 1 заделка не изображена, так как она расположена вне указанной проекции). В этом случае в корпус 1 вводится второй конец троса, проходящий через проушины 11 изделия с образованием петли.

При использовании в качестве запорного элемента 7 стержня (фиг. 4, 5) на одном конце стержня выполнена головка 13, диаметр которой больше диаметра отверстий проушин 11 изделия.

В качестве стопора могут быть выполнены элементы 9 в виде круглых стержней (фиг 2), пластин (фиг. 3) или стержней других видов сечений.

Валики-имитаторы могут быть использованы в запорно-пломбировочных устройствах, у которых стопоры выполнены в виде шайб с гладкими или зубчатыми поверхностями, что облегчает процесс установки запорно-пломбировочного устройства.

Для усиления стопорящих свойств запорно-пломбировочного устройства на запорном элементе 7 (фиг. 5) выполнен выступ 14, равный диаметру валика-имитатора, при этом остальная за выступом часть запорного элемента 7 выполнена по диаметру d1 с небольшим обнижением (например, 0,2 - 1,0 мм).

После навешивания запорно-пломбировочного устройства на изделие выступающую за корпус часть 15 запорного элемента 7 изгибают в одной (фиг. 5) или нескольких плоскостях на угол 10-90o (или сплющивают конец - на фигурах не показано).

При необходимости использования запорно-пломбировочных устройств под неопределенные изделия, у которых могут колебаться расстояния между проушинами в больших диапазонах, запорный элемент 7 выполнен в виде стержня с гладкими концами 16 и 17, выступающими с каждой стороны проушин изделия, застопоренных с двух сторон корпусами 1 в сборе с валиками-имитаторами.

Устройство работает следующим образом: Сначала пропускают свободный конец запорного элемента 7 через отверстия проушин 11 изделия и упирают в углубление валика-имитатора 8. Затем выталкивают (по стрелке Б) запорным элементом 7 валик-имитатор из корпуса. При этом элементы 9 стопора сдвигаются в сторону пружины 10, преодолевая ее сопротивление, и тем самым способствуют свободному движению валика-имитатора на выход. В этот же момент запорный элемент 7 входит в сопряжение с элементами 9 стопора, исключая их падение (хотя бы одного) в рабочее пространство под запорный элемент (фиг 4). Валик-имитатор 8 падает из корпуса, а запорный элемент 7 проходит через выходное центральное отверстие 6. Дальнейшее продвижение запорного элемента 7 внутри корпуса осуществляют до тех пор, пока не образуется минимальная петля 12 (фиг. 1) или головка 13 (фиг. 4, 5) не приблизится вместе с корпусом 1 к проушинам 11 изделия.

В этом положении изделие застопорено и опломбировано. Под действием проушины 10 элементы 9 стопора расклинивают поверхности конуса 2 корпуса 1 и запорного элемента 7. При попытке вытащить запорный элемент из корпуса элементы 9 стопора врезаются в эти поверхности, и тем сильнее, чем больше будет тянущее усилие на запорном элементе 7.

При этом, если удалось при взломе, при чрезмерном усилии, вытащить запорный элемент 7 из корпуса, элементы 9 стопора упадут в зону рабочего пространства (хотя бы один элемент), и становится невозможным использовать корпус 1 повторно с целью сокрытия факта взлома: элементы стопора не пропустят запорный элемент в корпус, а если элементы выпадут из корпуса, устройство не будет работать.

При запорном элементе 7 с выступом 14 (фиг. 5) после выталкивания валика-имитатора 8 (на фиг. 5 не показан) и прохождения выступа 14 на всю длину элементов 9 стопора последние западают в пространство между конусной поверхностью 2 корпуса и обниженной до диаметра d1 поверхностью запорного элемента 7 и под действием пружины 10 выбирают зазор с этими поверхностями, продвигаясь в сторону зауженной части конуса 2. При этом выступ 14 будет упираться в торцы элементов 9 стопора, создавая дополнительное сопротивление вытягиванию запорного элемента из корпуса.

После стопорения запорно-пломбировочного устройства с любым запорным элементом в виде стержня (фиг. 4, 5, 6) для создания дополнительного препятствия для взлома устройства выступающий конец 15 загибают в одной или в нескольких плоскостях на угол 10-90o, как это показано на фиг. 5. Вместо загиба можно выполнить сплющивание конца запорного элемента.

При двухстороннем стопорении запорно-пломбировочного устройства двумя корпусами 1 (фиг. 6) подбирают вначале запорный элемент 7 по длине, соответствующей расположению проушин 11 на пломбируемом изделии, вставляют его в проушины, а затем насаживают на свободные концы 16 и 17 с двух сторон от проушин 11 корпуса 1 в сборе с валиками-имитаторами 8, выталкивая при этом их из корпуса по мере приближения корпусов к проушинам.

Таким образом, предлагаемая конструкция запорно-пломбировочного устройства исключает полностью возможность повторного использования запорно-пломбировочного устройства после несанкционированного вскрытия его, исключает возможность сокрытия взлома, облегчает работу следствия по факту взлома ввиду быстрого обнаружения его; увеличивает надежность запирания, проста по конструкции и технологична в изготовлении. Кроме того, устройство позволяет использовать как гибкие (тросы), так и жесткие запорные элементы и различные по форме элементы стопоров. Все это увеличивает степень универсальности и область применения данных запорно-пломбировочных устройств.

Формула изобретения

1. Запорно-пломбировочное устройство, содержащее корпус с входным и выходным центральным отверстием и полостью, размещаемый внутри полости при запирании и пломбировании запорный элемент, стопор, выполненный из отдельных элементов, располагаемых по периметру рабочего пространства, образованного для ввода запорного элемента, и взаимодействующих с запорным элементом и корпусом, отличающееся тем, что имеет фиксирующий элемент, удерживающий элементы стопора по периметру, элементы стопора располагают в поперечном сечении на части периметра рабочего пространства, например на угле около 270o, а фиксирующий элемент расположен внутри рабочего пространства и выполнен в виде выталкиваемого из корпуса конусным концом запорного элемента укороченного валика-имитатора запорного элемента.

2. Запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что на вводимой в корпус части запорного элемента выполнен выступ, равный диаметру валика-имитатора, а остальная часть запорного элемента выполнена по диаметру с небольшим обнижением, например 0,2 - 1,0 мм.

3. Запорно-пломбировочное устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что выступающую за корпус часть запорного элемента после полного ввода его в корпус изгибают в одной или нескольких плоскостях на угол 10 - 90o, или сплющивают конец.

4. Запорно-пломбировочное устройство по любому из пп.1 - 3, отличающееся тем, что запорный элемент выполнен в виде стержня с гладкими концами, выступающими с каждой стороны проушин изделия, застопоренных с двух сторон корпусами в сборе с валиками-имитаторами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания и пломбирования различных модулей с грузом и транспортных средств

Изобретение относится к средствам для контроля несанкционированного доступа к охраняемому объекту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для пломбирования модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для пломбирования модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для пломбирования модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств

Изобретение относится к запорно-пломбировочным устройствам, которые используются для защиты дверей автомобильных фургонов, контейнеров и складских помещений от проникновения в них посторонних лиц или злоумышленников

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания и пломбирования различных модулей с грузом и транспортных средств

Изобретение относится к запирающим устройствам и предназначено для запирания и одновременного пломбирования дверей крытых грузовых вагонов, контейнеров, автофургонов, складов длительного хранения и т.п

Изобретение относится к запорно-пломбировочным устройствам, которые используются для защиты дверей автомобильных фургонов, контейнеров и складских помещений от проникновения в них посторонних лиц или злоумышленников
Наверх