Тормозная жидкость

 

Изобретение относится к тормозным жидкостям, применяющимся в гидравлических приводах и сцеплениях автомобилей. Тормозная жидкость содержит, мас. %: этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля 15,45, диэтиленгликоль 10-30, эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля, или диоктилфталат или диоктиладипинат 1-5, полипропиленгликоль 10-20, антиокислительная присадка 0,3-0,7, антикоррозионная присадка 0,1-0,6, этиловый эфир диэтиленгликоля - до 100. Дополнительно жидкость может содержать триэтиленгликоль в количестве 10-20 мас.%. Технический результат: жидкость обладает повышенными температурами кипения в сухом и влажном состояниях. 1 з.п. ф-лы, 6 табл.

Изобретение относится к области получения тормозных жидкостей (ТЖ) на основе гликолей и их эфиров, применяющихся в гидравлических приводах тормозов и сцеплений автомобилей.

В настоящее время к тормозным жидкостям, используемым в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей предъявляются высокие требования для обеспечения безопасности эксплуатации автомобиля.

К наиболее важным физико-химическим характеристикам тормозных жидкостей согласно международным стандартам относятся следующие показатели: температура кипения сухой и увлажненной жидкости, пологая кривая изменения вязкости в широком интервале температур и при этом они должны обладать достаточной текучестью и при низких температурах.

В зависимости от фактических характеристик тормозные жидкости согласно международному стандарту SAE J 1703 и спецификации департамента США по транспорту FMSS N116 классифицируется по типам ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5 (таблица 1).

Настоящее изобретение относится к разработке тормозной жидкости типа ДОТ-3 на гликолевой основе с температурой кипения сухой жидкости не менее 205oC и увлажненной жидкости не менее 140oC с удовлетворительными показателями по вязкости и другим требованиям стандартов.

Известна тормозная жидкость на основе этилового эфира диэтиленгликоля (этилкарбитола), диэтиленгликоля, касторового масла и трибутилового эфира ортофосфорной кислоты с температурой кипения 190oC [1-SU287227].

Известна также тормозная жидкость на основе этилового эфира диэтиленгликоля (этилкарбитола), этиленгликоля, диэтиленгликоля, монобутилового эфира дипропиленгликоля и изододецилового спирта с температурой кипения 190oC [2-SU 318620] . Наиболее близкой к предлагаемой жидкости является тормозная жидкость на основе моноэтилового эфира диэтиленгликоля, содержащая в мас.%.

адипинат моноэтилового эфира диэтиленгликоля - 23-25 полигликоль молек.массы 680-720 - 23-25 дифенилолпропан - 0,5-0,55 морфолин - 0,4-0,45 бензтриазол - 0,1-0,2 моноэтиловый эфир диэтиленгликоля - остальное Температура кипения указанной жидкости повышается до 198oC, температура кипения увлажненной жидкости повышается до 144oC [3-SU 767183].

Недостатком известных тормозных жидкостей, в том числе по прототипу, является ограничение их температуры кипения 190-198oC, что не соответствует современным требованиям, предъявляемым к тормозным жидкостям типа ДОТ-3, где температура кипения должна быть не ниже 205oC, а увлажненной жидкости не ниже 140oC (таблица 1).

Задачей предлагаемого изобретения является создание тормозной жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, а именно с температурой кипения выше 205oC и температурой кипения увлажненной жидкости, не менее 140oC.

Поставленная задача решается предложенным составом тормозной жидкости на основе этилового эфира диэтиленгликоля (этилкарбитола), содержащей бутиловый эфир диэтиленгликоля (бутилкарбитол) или этиловый эфир триэтиленгликоля, диэтиленгликоль, эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля (эфир ЛЗ-ЭК) или диоктилфталат или диоктиладипинат, полипропиленгликоль, а также антиокислительную и антикоррозионную присадки при следующем соотношении компонентов, мас.%: этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля - 15-45 диэтиленгликоль - 10-30 эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля (эфир ЛЗ-ЭК) или диоктилфталат или диоктиладипинат - 1-5
полипропиленгликоль - 10-20
антиокислительная присадка - 0,3-0,7
антикоррозионная присадка - 0,1-0,6
этиловый эфир диэтиленгликоля - до 100
При этом состав может содержать еще и триэтиленгликоль в количестве 10-20 мас.%.

В качестве антиокислительной присадки может быть использован дифенилолпропан, в качестве антикоррозионной - морфолин и бензтриазол.

Предложенная тормозная жидкость на основе этилового эфира диэтиленгликоля, содержащая полипропиленгликоль, антиокислительную и антикоррозионную присадки отличается от известной тем, что она дополнительно содержит этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля, диэтиленгликоль, эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля или диоктилфталат или диоктиладипинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля - 15-45
диэтиленгликоль - 10-30
эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля или диоктилфталат или диоктиладипинат - 1-5
полипропиленгликоль - 10-20
антиокислительная присадка - 0,3-0,7
антикоррозионная присадка - 0,1-0,6
этиловый эфир диэтиленгликоля - до 100.

При этом жидкость может дополнительно содержать еще и триэтиленгликоль в количестве 10-20%.

Предложенный состав тормозной жидкости обеспечивает предъявляемые к ним требования, а именно:
- повышение эксплуатационных характеристик по температуре кипения сухой и увлажненной жидкости в соответствии с требованиями международного стандарта SAE 1703 для класса ДОТ-3;
- обеспечение в соответствии со стандартом SAE 1703 класс ДОТ-3 вязкостных свойств тормозной жидкости в интервале температур от минус 50 до плюс 100oC;
- совместимость с резинотехническими изделиями тормозной системы автомобиля,
- высокую коррозионную стабильность композиции относительно конструкционных материалов: жесть белая, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун, латунь, медь;
- стабильность состава, отсутствие осадка.

Введение в состав тормозной жидкости диэтиленгликоля и триэтиленгликоля приводит к увеличению температуры кипения сухой и увлажненной тормозной жидкости.

Как видно из таблицы 2 температура кипения диэтиленгликоля равна 244,8oC, а триэтиленгликоля 278,3oC по сравнению с температурой кипения этилкарбитола 201,9oC, являющегося основой известной тормозной жидкости. Соответственно, температура кипения увлажненных образцов диэтиленгликоля и триэтиленгликоля равна 166oC, а этилкарбитола 132oC.

Введение дополнительно в состав тормозной жидкости этилового эфира триэтиленгликоля или бутилового эфира диэтиленгликоля (бутилкарбитола), имеющих температуру кипения 255,4oC и 231,2oC, приводит также к увеличению температуры кипения тормозной жидкости, но при этом снижается кинематическая вязкость композиции при низких температурах, обеспечивая тем самым работоспособность тормозной жидкости при низких температурах.

Дело в том, что смесь диэтиленгликоля и этилкарбитола (этилового эфира диэтиленгликоля) имеет более низкую температуру замерзания по сравнению с температурой замерзания индивидуальных веществ.

Согласно измерений выполненных нами, смесь диэтиленгликольэтилкарбитол, с содержанием диэтиленгликоля 10 мас.% имеет температуру замерзания минус 73oC, а при содержании диэтиленгликоля 30 и 50 мас.% соответственно минус 71oC и минус 68oC. Такими же свойствами понижения температуры замерзания обладают и смеси диэтиленгликоль-этиловый эфир триэтиленгликоля и этиленгликоль в смеси с бутиловым эфиром диэтиленгликоля.

Использование в данном изобретении эффекта снижения температуры застывания смесей диэтиленгликоля, с этиленгликолевыми эфирами позволило создать композицию тормозной жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками по температуре кипения сухой и увлажненной жидкости при хороших вязкостных характеристиках при низких и высоких температурах эксплуатации, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.

Известно, что для получения, описанных в данном изобретении, высоких эксплуатационных свойств тормозной жидкости в композиции тормозных жидкостей вводят эфиры борной кислоты [4-RU 2078121].

Как видно из таблицы 2, наиболее высокой температурой кипения увлажненных компонентов, из приведенных в таблице продуктов, обладает борный эфир этилкарбитола 191oC. Однако при введении в состав тормозной жидкости борного эфира этилкарбитола или другого аналогичного эфира наряду с положительным эффектом повышения температуры кипения сухой и увлажненной жидкости в процессе эксплуатации происходит поглощение влаги с выделением борной кислоты, что приводит к повышению коррозионной активности тормозной жидкости и выпадению осадка.

В этом плане введение в состав тормозной жидкости смеси диэтиленгликоля и этилового эфира триэтиленгликоля или бутилового эфира диэтиленгликоля приводит к повышению температуры кипения, без указанных выше отрицательных эффектов при введении борных эфиров.

Введение полипропиленгликоля повышает вязкость тормозной жидкости при повышенной температуре и обеспечивает смазывающие свойства тормозной жидкости.

Для обеспечения совместимости жидкости с резинотехническими уплотнениями в тормозной системе в состав тормозной жидкости вводится сложный эфир этилкарбитола и жирных кислот (эфир ЛЗ-ЭК) или диоктил-фталат или диоктиладипинат.

Для защиты конструкционных материалов тормозной системы от коррозии и повышения стабильности тормозной жидкости в процессе эксплуатации в ее состав вводится комплекс антикоррозионных и антиокислительных присадок: дифенилолпропан, морфолин и бензтриазол.

Жидкость заявленного состава готовят последовательным смешением компонентов при перемешивании и температуре 25-90oC с последующей фильтрацией полученного раствора.

Для экспериментальной проверки заявленного состава были приготовлены 14 смесей различного состава (таблица 3), результаты испытаний которых по показателям температуры кипения сухой и увлажненной жидкости, кинематической вязкости при температурах -40oC, +50oC и +100oC представлены в таблице 4.

Испытания проводились по техническим условиям ТУ 6-01-34-93 на тормозную жидкость "Нева".

Как видно из таблицы 4 испытанные составы тормозных жидкостей по температурам кипения сухой и увлажненной жидкости превосходят показатели прототипа и ТУ 6-01-34-93 и соответствуют требованиям международного стандарта SAE 1703 к тормозным жидкостям класса ДОТ-3.

По показателю кинематическая вязкость при +50oC и +100oC испытанные тормозные жидкости также соответствуют требованиям ДОТ-3 и техническим условиям на тормозную жидкость "Нева". По кинематической вязкости при температуре минус 40oС испытанные образцы тормозных жидкостей соответствуют требованиям к жидкостям класса ДОТ-3.

В таблице 5 представлены данные испытаний пяти образцов из заявленного состава на коррозионную активность по отношению к стандартным металлам.

Как видно из таблицы 5, коррозионное воздействие представленных тормозных жидкостей на стандарты не выходит за рамки требований международного стандарта SAE 1703 и также соответствует более жестким требованиям ТУ 6-01 - 34-93 на тормозную жидкость "Нева".

В таблице 6 приведены результаты испытаний указанных выше пяти образцов состава согласно таблице 3 по показателям: стабильность при высокой температуре, низкотемпературные свойства, взаимодействие со стандартными резинами, а также по показателю активности водородных ионов (pH), в соответствии с требованиями международного стандарта и ТУ 6-01- 34-93 на тормозную жидкость "Нева".

Как видно из таблицы 6 по всем показателям представленные образцы тормозных жидкостей из представленного состава соответствуют нормам и требованиям международного стандарта SAE 1703 класс ДОТ-3 и ТУ 6-01-34-93 на тормозную жидкость "Нева".


Формула изобретения

1. Тормозная жидкость на основе этилового эфира диэтиленгликоля, содержащая полипропиленгликоль, антиокислительную и антикоррозионную присадки, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля, диэтиленгликоль, эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля, или диоктилфталат, или диоктиладипинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Этиловый эфир триэтиленгликоля или бутиловый эфир диэтиленгликоля - 15 - 45
Диэтиленгликоль - 10 - 30
Эфир синтетических жирных кислот и этилового эфира диэтиленгликоля, или диоктилфталат, или диоктиладипинат - 1 - 5
Полипропиленгликоль - 10 - 20
Антиокислительная присадка - 0,3 - 0,7
Антикоррозийная присадка - 0,1 - 0,6
Этиловый эфир диэтиленгликоля - До 100
2. Тормозная жидкость по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит триэтиленгликоль в количестве 10 - 20 мас.%.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 17.12.2006

Извещение опубликовано: 20.01.2008        БИ: 02/2008




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к волочильному производству, а именно к технологическим смазочным материалам для мокрого волочения латунированной проволоки

Изобретение относится к электротехнике, в частности к смазочным материалам, предназначенным для защиты наружных изоляторов электроустановок и внешней изоляции электрооборудования распределительных устройств высокого напряжения
Изобретение относится к новой композиции смазочного средства для заготовок при горячей обработке металлов давлением, прежде всего при горячей прокатке болванок и профилей или при изготовлении полых заготовок в так называемых штоссбанках

Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к составам негорючих гидравлических жидкостей на водно-гликолевой основе, используемых в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах машин литья металлов под давлением нового поколения, оснащенных робототехническим комплексом
Изобретение относится к области создания коллоидных систем, обладающих смазывающими и уплотнительными свойствами, которые могут быть использованы в качестве антифрикционных и уплотнительных смазок в конструкциях ракетной и космической техники
Изобретение относится к области создания коллоидных систем, обладающих смазывающими и уплотнительными свойствами, которые могут быть использованы в качестве антифрикционных и уплотнительных смазок в конструкциях ракетной и космической техники

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, преимущественно применяемым для консервации скрытых полостей кузовов в технологическом процессе производства автомобилей

Изобретение относится к вибрационной обработке деталей машин и может быть использовано в машиностроении и приборостроении при выполнении очистных и зачистных операций при изготовлении стальных деталей

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к металлоплакирующей присадке к смазочным материалам, действие которых основано на эффекте избирательного переноса

Изобретение относится к гидравлическим жидкостям, в частности к гидравлическим тормозным жидкостям, используемым в гидроприводах тормозов и сцеплении автомобилей

Изобретение относится к химмотологии гидравлических жидкостей, а именно к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей

Изобретение относится к области получения уреатных пластичных смазок, работоспособных в широком диапазоне температур, отличающихся высокой химической устойчивостью, хорошей антиокислительной и химической стабильностью

Изобретение относится к области гидравлических жидкостей, а именно к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений в автомобильной технике
Наверх